Автор: Малыгина Юлия Леонидовна

преподаватель БПОУ ВО «Тотемский политехнический колледж»

Сценарий урока музыки» Опера Глинки «Руслан и Людмила»

Сценарий урока.

Предмет: музыка

Ф.И.О: Малыгина Юлия Леонидовна 

Класс, 2 

Тема: Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». 

Образовательные ресурсы: 

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений 

Цель: учить разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе освоения принципов музыкально-симфонического развития, проводить сравнительный  анализ музыки.

Задачи:

обучающая: обеспечить усвоение понятий: партитура, увертюра, финал;

развивающая: совершенствовать умения выявить взаимосвязь музыки – слова — изобразительного искусства в опере; продолжить формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

воспитательная: развивать образно-ассоциативное мышление детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Планируемые образовательные результаты: 

 Предметные:

  • Ученик узнает, что такое «партитура», «увертюра», «финал».
  • Ученик научится проводить сравнительный анализ музыки.

Личностные:

  • Развивать интерес к музыке;
  • Побуждение эмоционального отклика на музыкальные произведения.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: принимать и удерживать учебные задачи; включаться в процесс решения поставленных задач.
  • Коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать окружающих; участвовать в коллективном исполнении; слушать и слышать другого. 
  • Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.

 

Этап урока и его цель. 

Примерное время проведения.

Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.

1 минута 

Добрый день, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь на свои места.  Здороваются с учителем. Проверяют свою готовность к уроку. Садятся на свои места.
2.Актуализация знаний.

1 минута

На доску выноситься изображение кота из произведения А.С. Пушкина. 

Ребята, сегодня к нам на урок пришел кот, но не простой, а ученый. Он из произведения одного известного писателя. 

Из какой сказки он? 

Кто является автором ее?

 

Смотрят на доску. Вспоминают автора данных слов. 

-Автором является Александр Сергеевич Пушкин. 

3. Выявление места и

причины затруднения.

1 минута

Фронтальная работа с классом на определение темы, цели задач урока.

Ребята, какую тему вы начали изучать на прошлом урок? 

Сегодня мы продолжим изучать, и тема нашего урока будет звучать так « Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила»». 

Как вы думаете, какова цель нашего урока? 

-На прошлом уроке мы начали изучать оперу «Руслан и Людмила». 

Цель: знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

4. Построение проекта

выхода из затруднения.

1 минут

Кот-ученый перепутал задачи. Посмотрите на доску. Расставьте задачи в нужном порядке.

Коту очень интересно узнать новые слова, которые он не знал, и чем же закончилась опера. Поэтому скорее мы с вами отправляемся в театр, чтобы ответить ученому-коту на вопросы.

Задачи: 

1. Знакомство с понятиями «Увертюра», «Финал», «Партитура». 

2.Узнать окончание оперы «Руслан и Людмила»

3.Разучить песню «Спор».

5.Реализация построенного проекта.

Образы главных героев 

2 минуты

Работа в парах на определение понятия

2 минуты

Фронтальная работа 

0,5 минуты

(Нотный стан вынести на доску)

Скажите, пожалуйста, кто же является главными героями оперы «Руслан и Людмила»

А каковы образы этих героев?

Совершенно верно!

Прочитайте первую задачу урока. 

Ребята, представьте, что вы находитесь в зрительном зале. Ожидаете начало оперы. И вдруг заиграло какое-то музыкальное произведение. Вы думаете, что уже началась опера, а на самом деле нет. Как вы думаете, что же это за такое музыкальное произведение? 

Для этого я предлагаю вам объединиться в пары. Какие правила работы в паре вызнаете? 

У вас на столах есть карточки. Вам необходимо выбрать одно из определений, которое подходит под определение слова «Увертюра».

Предлагаю проверить. 

Посмотрите на доску, там расположились разные определения, которые есть и у вас на карточках. Так что же такое увертюра?

Другими словами: увертюра – это краткое содержание оперы.

Увертюры пишутся к театральным спектаклям, таким как  опера, балет. Но пишутся, они в тетрадях, в которых пишите вы. И пишутся они не буквами и цифрами. Все музыкальные произведения пишутся на нотном стане ( нотный стан – это набор параллельных горизонтальных линий (нотных линеек), на которых и между которыми записываются ноты), ( ноты – это графическое обозначение звука музыкального произведения). А все вместе это называется – партитура. 

Увертюра(1:30) была написана и к опере «Руслан и Людмила». Предлагаю послушать ее и ответить на вопросы: 

1. Каков характер произведения? 

2. Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?

Ребята, здесь присутствуют три образа. Это Образ Людмилы, Руслана и Черномора. 

Предлагаю еще раз прослушать данную увертюру и поднять руку мальчикам, когда, по вашему, мнению, будет звучать музыка Руслана, девочкам поднять руку – когда музыка Людмилы, а я подниму руку – когда музыка Черномора(0:48). 

Все молодцы!

Какую задачу мы с вами выполнили? 

Мы с вами познакомились с понятием увертюра, партитура, послушали увертюру, написанную к опере «Руслан и Людмила», а также пробовали определить, какие партии в увертюре, принадлежат Руслану, Черномору и Людмиле. 

Прочитайте вторую задачу нашего урока. 

Ребята, вспомните прошлый урок и скажите, с какой сцены начинается опера? 

Как вы думаете, в честь чего был этот пир? 

А что же случилось после свадебного пира? 

И куда ее уносит? 

А кто же такой Черномор? 

Представьте, что мы с вами оказались в замке у Черномора.  Для того, чтобы  проникнуться атмосферой в замке, я предлагаю вам послушать мелодию из оперы и ответить на вопросы. 

1.Слушая, данную мелодию, кто вам представился? 

2. Какие события происходили в замке? 

3. Какой характер музыки?

4. Как вы думаете, что делает Черномор под данную композицию?

Слушанье.

Ребята, именно в этом марше мы слышим РОГ (2:35), с помощью которого Руслан вызывает на бой Черномора. 

Как вы думаете, что произойдет дальше? 

Обратите внимание на доску. Мы видим сцену из оперы, где Руслан отрубает бороду Черномору и он теряет свою волшебную силу. 

У каждой истории есть финал. 

А что же это такое? 

 

Как вы думаете, чем же закончится  опера? 

Предлагаю вам послушать финальный хор (1 минута) и ответить на вопросы:

Скажите, каков характер этой мелодии? 


Как вы думаете, что же Черномор сделал с Людмилой? 

А как Людмила пробудится ли она от сна? 

(В песне есть такие слова : «Ах ты свет Людмила, пробудись очнися») 

Предлагаю послушать еще один хор и ответить на вопрос 1:40

1.Какой характер мелодии? 

2. Что напоминает нам эта муз. композиция? 

Как вы думает, чем же закончится опера? 

Какую задачу мы выполнили? 

Третья задача нашего урока – это разучить песню. 

Песня называется спор Маши и Вити. Спор этот начался из-за того, что Маша – верит в сказки, а Витя – нет. 

У себя на столах вы видите слова. Предлагаю прочитать их, а затем пропеть. 

Ребята, обратите внимание на 3 куплет песни. Как вы думаете, какие слова и кому принадлежат. Повторю, что Маша верит в сказки, а Витя – нет.

Какую задачу мы выполнили? 

-Главными героями оперы являются Руслан, Людмила и Черномор. 

Руслан – отважный, мужественный, готовый на любой подвиг. 

Людмила – нежная, беззащитная, добрая. 

Черномор – мрачный, коварный, злой, завистливый.

Читают первую задачу урока.

Вспоминают правила работы в паре.

Выполняют задание.

Увертюра – это вступление к опере или к балету.

1.Энергичная, торжественная, мужественная, устрашающая, нежная, спокойная. 

2. Представляли себе образ Руслана, который мужественный и отважный. Образ Черномора, который злой колдун. Образ Людмилы, которая нежная, добрая и заботливая.

Поднимают руки. 

-Мы выполнили первую задачу.

Читают вторую задачу. 

-Опера начинается со сцены свадебного пира. 

-В честь свадьбы Руслана и Людмилы.

-Черномор похищает Людмилу. 

-Уносит в свой замок. 

-Черномор – это злой волшебник. 

1.Мне представился Черномор и Руслан.

2. Идет борьба за Людмилу между Черномором и Русланом.

3.Характер у данной музыки волшебный, загадочный, местами грозный и таинственный, как — будто Черномор колдует.

4.Он колдует над Людмилой.

-Руслан и Черномор начнут бой. Руслан отсекёт бороду Черномору и тот потеряет свои волшебные чары, но успеет заколдовать Людмилу. 

Финал – это заключительная часть чего-либо.

 -Руслан и Людмила вернуться на родную землю. 

-Спокойная, мелодичная, нежная. 

-Погрузил ее в сон. 

-Да, Руслан привезет ее домой, и она пробудится от сна.

1.Звонкая, громкая, меняющаяся.

2.Увертюру, которую слушали в начале.

-Руслан победит Черномора. Доставит Людмилу на родную землю, где она пробудится от сна. 

-Мы выполнили вторую задачу.

-Мы выполнили третью  задачу. 

6.Самостоятельная работа. У себя на столах вы видите карточки. Поработайте самостоятельно и установите соответствие.

Предлагаю проверить данную работу.

Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок? 

Выполняют задание. 

Проверяют. 

7.Рефлексия. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с понятиями «Увертюра, финал и партитура». Так же узнали, чем закончилась опера «Руслан и Людмила».

У себя на столах вы видите нотный стан. Расположите ноту там, где вы считаете нужным. Если нота находится на самом верху, значит, вы хорошо работали на уроке. Если по середине, значит не до конца выгладывались на уроке. А если на самом низу, значит, были пассивны.

Слушают учителя. 

Оценивают свою работу на уроке.