автор: Мальцева Екатерина Сергеевна
Педагог дополнительного образования Центр внешкольной работы
Авиастроительного района г.Казань
Учебная программа для детей 9-18 лет 2 года обучения.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы» Авиастроительного района г. Казани
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБУ ДО «ЦВР»
от «___»_______20___года _______________В. В. Бугрова
Протокол №____ «___»_______20___года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Юный турист»
Возраст обучающихся: 9-18 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель:
Мальцева Е.С.
педагог дополнительного образования
г. Казань, 2019г
Пояснительная записка.
В нашей стране существует широкая сеть туристских кружков и клубов юных путешественников в школах, Дворцах и Домах творчества, на станциях юных туристов. Каждый туристский кружок имеет свой особый профиль: одни отдают предпочтение туризму (пешеходные, водные, горные, велосипедные туристские кружки и кружки младших инструкторов-организаторов туризма), другие занимаются краеведением (кружки историков-краеведов, туристов-следопытов, геологов и т. д.). Но каким бы ни был профиль туристского кружка, если этот кружок ставит своей целью путешествие или избирает активный способ передвижения к своим краеведческим объектам, умение ориентироваться будет обязательным для каждого из них. В этом плане предлагаемая программа может служить пособием для руководства туристско-краеведческих кружков любого профиля.
Актуальность заключается в том, что она позволяет детям получить необходимые знания о так привлекательном для них виде деятельности – организации и проведению самодеятельных путешествий. Любая экскурсия организованная турбюро не даст детям столько впечатлений, как организованное собственными силами путешествие, полное приключений и трудностей. При педагогически целесообразной организации этой деятельности в учебной группе у ребят постоянно возникают ситуации успеха (хорошо поработали должностные лица в походе, успешно прошли маршрут, не побоялись тяжелых погодных условий), что положительным образом влияет на их психику и отвлекает от бесцельного времяпровождения на улице.
Данная программа является адаптированной, составленной на основе типовых программ Министерства образования”, Положение «Об организации образовательного процесса». Согласно Программе, на этапе начальной подготовки, юные туристы овладевают основами туристско-краеведческих знаний и умений, необходимых для выполнения определенных приемов и заданий, обязанностей в туристской группе, ориентирования, наблюдения и выполнения краеведческих работ, бивуачных работ, техники преодоления препятствий и т.д.
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в первую очередь своей Малой Родины, занятия способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов. Отмечено, что учащиеся, входящие в состав туристкой группы, стараются вести здоровый образ жизни, реже совершают поступки асоциального характера.
Цель программы: создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, создание условий для формирования у обучающихся ключевых компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных через включение их в учебную и практикоориентированную деятельность в области туризма, экологии и краеведения.
Задачи программы:
Обучающие: − сформировать навыки и умения безопасного нахождения в природной среде во время походов, экспедиций; − научить рациональным приёмам преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности; − способствовать повышению общего уровня информационной культуры; − привить умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе; − расширение знаний обучающихся младшего возраста по окружающему миру и экологии, полученных в начальной школе.
Развивающие: − развивать мыслительную деятельность (сравнение, обобщение, анализ, синтез); − способствовать развитию устойчивого интереса к выбранной деятельности; − развивать творческую, познавательную и созидательную активность; − содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления; − способствовать расширению знаний об окружающем мире; − интеллектуальное и духовно-нравственное развитие обучающихся; − развивать устную речь, умения выступать перед аудиторией.
Воспитывающие: − содействовать созданию коллектива единомышленников; − воспитывать самостоятельность, ответственность; − формировать потребность бережного отношения к природе; − формировать умение видеть красоту окружающего мира; − воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние окружающей среды и стремлению к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспроизведению; − воспитывать патриотизм посредством занятия краеведением; − способствовать формированию физической культуры и здорового образа жизни.
Отличительной особенностью данной программы: модульное построение программы позволяет обучающимся выбрать уровень освоения программы, определить перспективы дальнейших занятий по данной программе, по одному из видов туризма, экологии, краеведения или спортивному ориентированию; комплексность программы – содержание каждого модуля общеобразовательной (общеразвивающей) программы состоит из образовательных блоков: – туризм; – топография и ориентирование; – краеведение; – основы гигиены, первая помощь; – основы экологии; – организация экологической работы; посещение музеев; походы на экскурсии; – наблюдения в природе. Общеобразовательная (общеразвивающая) программа практикоориентированная, даёт представление обучающимся о специфике туризма, экологии и краеведения, использовании приобретаемых навыков в будущих профессиях. Еще одной особенностью данной программы является её простота и доходчивость. При работе с ней педагог может изложить материал, конкретно опираясь на каждый пункт программы.
Данная программа рассчитана на учащихся 9-18 лет, но, учитывая отсутствие какой либо туристической подготовки у педагогического состава в системе дополнительного образования, её можно рекомендовать преподавателям, методистами и руководящему составу для элементарного ознакомления с азами туристических походов и соревнований.
Предлагаемая программа рассчитана на 2 года обучения.
После каждого года обучения за рамки учебных часов проводятся туристические мероприятия – поход, слёт, соревнования, туристический лагерь, сборы и. т. д.
Основные формы организации образовательного процесса: занятия проводятся с полным составом объединения, но по мере роста опыта и знаний детей следует делать больший упор на групповые (4-6) человек и индивидуальные занятия. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик и оборудования, современных информационных технологий. Практические занятия проводятся в помещении (в классе, спортзале), на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке, в лесу), в 1–2-дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий. В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных походах, экологических экспедициях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетной многодневной экологической экспедиции или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п.
Программы каждого года занятий объединения рассчитаны на 144 учебных часа, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовку походов и подведение их итогов), а также проведение учебно-тренировочных походов. Летние зачетные походы в сетку часов не включены.
Особенности 1 года обучения.
Учебный план и программа первого года обучения предусматривают обучение ребят азбуке туризма – сообщение им начальных сведении по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае – Республике Татарстан, РФ., через экскурсии и музеи,; элементарных понятии об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой до врачебной помощи при заболеваниях и травмах.
В первый год занятий особенно важно воспитать у ребят сознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить им самим, дружно, всем вместе. Необходимо, чтобы они поняли на собственном опыте: хороший, интересный и полезный поход бывает только у хороших туристов – умелых и трудолюбивых.
Поэтому, главное внимание руководитель должен уделять практической работе коллектива по подготовке каждого учебно-тренировочного похода.
Подготовка походов включает изучение и разработку маршрута, распределение обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку.
Маршруты походов должны быть построены так, чтобы группа могла познакомиться с местами революционной – (Казанский Кремль…), Боевой, Трудовой славы (музеи КАПО Горбунова, КГТУ…); наиболее типичными формами рельефа – (пригородные районы Казани – Семиозерка, Лебяжье…), реками – (Волга, Казанка…), озерами – (район Марийских озер и др.).
В результате походов ребята приобретают знания по охране природы, памятников истории и культуры.
Обучающиеся делают сообщения или небольшие доклады об исторических местах и достопримечательностях района похода, знакомятся с литературой, картографическим материалом.
Обязанности между участниками похода следует распределять так, чтобы каждый был занят посильным и интересным для него делом.
Летний зачетный не категорийный поход протяженностью 50—75 км готовится в течение всего года. Во время этого похода обучающиеся выполняют краеведческую работу, совершают экскурсии на различные объекты своего края, ведут путевые записи, фотографируют достопримечательности и т. д. Зачетный поход – завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта.
В походе следует уделить специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость; разведение костра в различных условиях; переход через реку по бревну и вброд; ориентирование по карте, компасу и звездам, ходьба по заболоченной местности, по густому мелколесью, подъемы и спуски по лесным склонам, определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу.
За время похода обучающимися должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта: правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.
Особенности 2 года обучения.
Учебный план и программа второго года обучения предусматривают дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных за первый год занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику.
Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам. Ребята глубже знакомятся с историей развития туризма в России и Татарстане, с современной организацией его в стране, с постановлениями правительства о его развитии, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях.
Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные туристские навыки, но и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу.
Значительное внимание в программе второго года обучения уделяется тактике и технике походов. При изучении тем по краеведению необходимо раскрыть перед ребятами всё многообразие природы, экономики и культуры района, обогатить их знаниями всех достопримечательных мест г. Казани, Татарстана.
Практические занятия и учебно-тренировочные походы необходимо строить так, чтобы ребята научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.
Необходимо наладить в объединении хороший учет спортивно-туристических и краеведческих достижений каждого обучающегося. Полезно завести на каждого обучающегося «Туристический паспорт», куда будут записываться маршруты походов, их продолжительность, количество ночлегов, протяженность, характер обязанностей, которые выполнял по время юный турист, а также его результаты в соревнованиях, упражнениях, краеведческих викторинах и конкурсах.
Кроме того, руководитель должен позаботиться о сохранности всех маршрутных документов проведенных походов и другой документации, образующейся в результате работы группы.
Нередко руководители для воспитания коллектива проводят конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует созданию дружного, сплоченного коллектива.
Следует добиваться, чтобы каждый учащийся имел тетрадь для занятий и походный блокнот и аккуратно вел записи в них.
Механизм отслеживания результатов.
Отслеживание результатов проводится в виде зачетов. Следует также проводить – в виде игр и соревнований по сборке и разборке снаряжения и оборудования, ориентированию на местности, по разведению костра, знанию топографических знаков, преодолению естественных препятствий и т. д.
Кроме того, очень важна проверка знаний по теории, умения изложить эти знания. Такая проверка проводится в виде ответов на вопросы устно и по билетам на зачетах по каждой теме.
По окончании обучения по программе «Юный турист» учащимся выдается «Свидетельство».
Учебный план первого года обучения.
№
п.п. |
Наименование тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Введение.
1.1. Виды туризма, особенности пешеходных походов. Нормативы значков “Юный турист” и “Турист России”. Туризм в комплексе ГТО. Техника безопасности. |
2 | 2 | – |
2. | Краеведческая часть.
Посещение музеев: -Музей естественной истории Татарстана –Национальный музей Республики Татарстан -Музей-квартира Мусы Джалиля -Музей истории Казанского университета -Музей Казанской Химической Школы -Музей оружия Дух Воина -Зоологический музей -Археологический Музей Казанского Государственного Университета -Исторический парк “Россия – моя история” Проведение экскурсии -Казанский кремль -ул.Баумана |
36 |
– – – – – – – – – – |
4 4 4 4 4 4 4 4 2 2 |
3. | Основы туристской подготовки
1.1 Туризм. Виды туризма и их особенности 1.2 Карта. Виды карт 1.3 Узлы 1.4 Личное снаряжение туриста 1.5 Групповое снаряжение 1.6 Типы костров 1.7 Установка палатки 1.8 Топографические знаки 1.9 Первая помощь в походе. 2.0 Подготовка похода. 2.0.1 Правила организации и проведения туристских походов на территории России. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий. 2.0.2 Разработка маршрутов и планов-графиков учебно-тренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории, флоре, фауне, рельефу и т. д., подготовка маршрутной документации, копирование карт. Подготовка группового и специального снаряжения, закупка, расфасовка и раскладка продуктов. Укладка рюкзаков. Составление графиков дежурств. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходам в походы. 2.1 Туристическая группа в походе Обеспечение безопасности. 2.1.1 Спортивное и краеведческое содержание похода. Значение активного способа передвижения и преодоления естественных препятствий на маршруте. Поход и прогулка. Виды естественных препятствий в пешеходном и лыжном туризме. 2.1.2 Нормы переходов. Строй, темп, режим, интервал, построение цепочки; их изменения в зависимости от различных условий. Шаг туриста, положение корпуса, рук при пешем и лыжном передвижении. Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, движение по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, по тропам и без троп. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах. Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. 2.2 Туристический бивак 2.3 Проведение походов |
76
1 1 6 1 1 4 2 1 4 8 1 2 8 2 8 2 24 |
1
1 2 1 1 1 – 1 2 2 1 2 2 1 1 – |
–
– 4 – – 3 2 – 2 6 – – 6 1 8 1 24 |
4. | Введение в спортивное ориентирование
4.1 Спортивное ориентирование 4.2 Стороны света 4.3 Карты спортивного ориентирования 4.4 Условные знаки 4.5 Легенда карты |
12
1 1 1 4 4 |
1
– – 2 2 |
–
1 1 2 2 |
5. | Общая и специальная физическая подготовка.
1.1 Общая физическая подготовка и нормы ГТО 1.2 Туристская полоса |
18
9 9 |
1
1 |
8
8 |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 144 | 29 | 115 |
Содержание учебного плана первого года обучения
- Введение– 2 ч. Вводное занятие.
Теория. Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для человека и для государства. Виды туризма, особенности пешеходных походов. Нормативы значков “Юный турист” и “Турист России”. Туризм в комплексе ГТО. Рассказы об интересных походах и путешествиях (показ кинофильма или диафильма). Законы туристов. Заполнение анкет (туристских паспортов членов группы). Техника безопасности.
- Краеведческая часть – 36ч.
Практика:
Посещение музеев:
-Музей естественной истории Татарстана
-Национальный музей Республики Татарстан
-Музей-квартира Мусы Джалиля
-Музей истории Казанского университета
-Музей Казанской Химической Школы
-Музей оружия Дух Воина
-Зоологический музей
-Археологический Музей Казанского Государственного Университета
Проведение экскурсии:
-Казанский кремль
-ул.Баумана
- Основы туристской подготовки – 76ч.
Туризм. Виды туризма. 1ч.
Пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида туризма. Самодеятельный туризм, экскурсионный, международный.
Карта. Виды карт. 1ч.
Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация топографической карты. Какие карты лучше использовать при проведении походов.
Узлы. 6ч.
Знакомство с основными туристическими узлами. Узлы для связывания двух веревок, для крепления веревки к опоре, схватывающие.
Личное и групповое снаряжение. 2ч.
Обувь и одежда туриста (для лета и зимы). Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде, лыжам и другим предметам снаряжения. Как готовить снаряжение к походу. Правила укладки рюкзака. Как надо носить рюкзак и обращаться с ним на привалах. Уход за обувью в походе. Групповое снаряжение туристов: список основных предметов, требования к ним. Устройство туристской палатки. Практические занятия. Укладка рюкзака. Свертывание и упаковка палатки.
Типы костров. костров и способы их применения. 4ч.
Практические занятия Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение костра в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане.
Бивак. Установка палатки 3ч.
Требования к биваку. Выбор места. Оборудование бивака. Бивак из подручных средств. Построение защиты от ветра, дождя, снега. Поведение группы на аварийном биваке. Снятие лагеря в аварийном случае. Правила обращения с опасными инструментами и специальным снаряжением. Палатка, установка палаток разного типа.
Оказание первой медицинской помощи. 4ч
Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);
Характерные заболевания, их симптомы и лечение. Первая помощь при травмах. Практика: наложение повязок, шин. Оказание первой помощи при различных травмах. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего. Применение дикорастущих лекарственных растений.
Подготовка похода. 8ч.
Теория: Правила организации и проведения туристских походов на территории России. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ.
Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Обязанности командира туристской группы, завхозов, краеведа, старшего проводника и других ответственных лиц.
Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т. п.
Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов. Подбор и подготовка личного и группового снаряжения. Организация ночлегов в помещениях. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. -2 часа
Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход.
Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака – 0.5 часа.
Типичные ошибки туристов при укладке рюкзака. Подбор и хранение картографического материала.
Сообщение о вариантах летнего зачетного похода, распределение тем докладов. Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фото- и киносъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения.
Практика: Разработка маршрутов и планов-графиков учебно-тренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории, флоре, фауне, рельефу и т. д., подготовка маршрутной документации, копирование карт. Подготовка группового и специального снаряжения, закупка, расфасовка и раскладка продуктов. Укладка рюкзаков. Составление графиков дежурств. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходам в походы.
Туристическая группа в походе. Обеспечение безопасности. 8ч.
Теория: Спортивное и краеведческое содержание похода. Значение активного способа передвижения и преодоления естественных препятствий на маршруте. Поход и прогулка. Виды естественных препятствий в пешеходном и лыжном туризме. Нормы переходов. Строй, темп, режим, интервал, построение цепочки; их изменения в зависимости от различных условий. Шаг туриста, положение корпуса, рук при пешем и лыжном передвижении.
Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, движение по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, по тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно-растительными условиями.
Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах.
Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Хорошие результаты может дать и привлечение к занятиям по отдельным темам или даже разделам краеведов, медиков, топографов и т. п.
Практика: Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе второго и третьего года обучения рассматриваются в каждом разделе программы – в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам должны проводиться и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий юных туристов.
В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение имеют разборы походов. Практически важно после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии группы или прямо в походе у вечернего костра уделить время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов подхода учит ребят думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Для руководителя обсуждение похода – еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их характеры, образ мыслей, наклонности.
Подведение итогов можно проводить в форме устных или письменных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о товарищах.
Вот примерная анкета для разбора похода: Что понравилось и не понравилось в походе? Было ли трудно в походе? Когда? Какой участок маршрута особенно запомнился и почему? Как, но твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие “должностные” липа? Какие недостатки в снаряжении ты заметил. Кто показал себя настоящим туристом? Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода? Как отнеслись родители к твоему участию в походе?
Начать обсуждение похода может сам руководитель, сообщив основные итоги: каков был фактический маршрут, сколько пройдено километров, что увидели, узнали, чему научились, какой норматив выполнили, достигли ли поставленных целей похода. Но важно, конечно, добиться, чтобы заговорили и сами ребята.
В прохождении многих тем программы полезно использовать игровую, соревновательную форму, которая даст возможность ребятам как-то проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению, соревнования на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию.
Почти во всех разделах программы в конце второго и всего третьего года обучения уделяется внимание содержанию и правилам проведения различных видов туристских соревнований, что дает возможность хотя бы минимально подготовить кружковцев к выступлениям на таких соревнованиях.
Проведение походов – 24ч
В соответствии с количеством часов, отведенных по учебному плану занятий группы, рекомендуются провести в течении учебного года (кроме летнего зачетного похода) шесть учебно-тренировочных походов: 3 однодневных – по 8 часов и по окончании программы еще 3 однодневных.
- Общая и специальная физическая подготовка 18ч
Туристская полоса. Игры с различными элементами туристской техники. Сдача норм ГТО.
- Введение в спортивное ориентирование. 11ч.
Спортивное ориентирование. 1ч.
Понятие спортивного ориентирования. Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию
Стороны света. 1ч.
Определение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца, Луны,
Полярной звезды. Определение сторон горизонта по растительности, при помощи местных предметов, созданных природой, людьми.
Карты спортивного ориентирования. 1ч.
Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Виды спортивных карт.
Условные знаки. 4ч.
Условные знаки спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные. Условные знаки: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров, местные предметы. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Отдельные типы, рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно-балочный. Тщательное изображение различных форм рельефа на спортивных картах.
Легенда карты. 4ч.
Условные знаки легенд. Чтение легенды. Итоговое занятие-1ч. Подведение итогов и анализ работы объединения и обучающихся за год
Учебный план второго года обучения
№ п.п | Название раздела, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие.
1.1.Техника безопасности. |
1 | 1 | – |
2. | Туристская подготовка
2.1 Виды туризма 2.2 Типы костров 2.3 Личное снаряжение. Укладка рюкзака 2.4 Типы палаток 2.5 Организация бивуака 2.6 Веревки. Требования к ним 2.7 Спуск, подъем по веревке 2.8 Параллельные перила 2.9 Переправа по бревну 2.10 Переправа через водное препятствие |
3 3 3 3 3 6 7 7 7 7 |
3 – – 3 – 2 – – – – |
– 3 3 – 3 4 7 7 7 7 |
3. | Ориентирование и топография
3.1 Компас. Виды компасов 3.2 Снятие азимута с карты 3.3 Движение по азимуту 3.4 Знаки рельефа 3.5 Знаки растительности 3.6 Знаки гидрографии 3.7 Знаки искусственных объектов 3.8 Карта спортивного ориентирования |
1 2 2 2 2 2 2 4 |
1 – – – – – – 2 |
– 2 2 2 2 2 2 2 |
4. | Краеведение
4.1 Край, в котором мы живем 4.2 Рельеф 4.3 Растительность 4.4 Гидрография 4.5 Животный мир лесов и полей 4.6 Животный мир водоемов 4.7 Население 4.8 Полезные ископаемые |
2 2 2 2 2 2 2 2 |
2 2 2 2 2 2 2 2 |
– – – – – – – – |
5. | Основа медицинских знаний
5.1 Виды кровотечений 5.2 Наложение повязок при капиллярном кровотечении 5.3 Ушибы, растяжения 5.4 Профилактика растяжений |
2 4 2 2 |
2
2 2 2 |
– 2 – – |
6. | Общая и специальная физическая подготовка
6.1 Туристская полоса 6.2 ОФП 6.3 Лыжная подготовка 6.4 Игры с мячом 6.5 Подвижные игры |
16 12 12 4 4 |
– – – – – |
16 12 12 4 4 |
7 | Итого: | 144 | 34 | 110 |
Содержание учебного плана второго года обучения
- Введение– 1 ч. Вводное занятие.
Теория. Программа второго года обучения. Техника безопасности. Правила поведения в походах и экспедициях, правила поведения в общественных местах.
2.Туристская подготовка. 49ч.
Виды туризма
Пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида туризма. Самодеятельный туризм, экскурсионный, международный.
Типы костров
Типы костров и способы их применения.Практические занятия Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение костра в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане.
Личное снаряжение. Укладка рюкзака
Требования к туристскому снаряжению: прочность, легкость, безопасность эксплуатации, удобство в использовании, гигиеничность, эстетичность. Личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона, условий похода. Обеспечение влагонепроницаемости вещей в рюкзаке. Обувь туриста и уход за ней. Сушка одежды и обуви в походе. Типы рюкзаков
Типы палаток
Виды палаток: каркасные, дуговые, тентованные и т.д. Способы установки палатки, Обеспечение влагонепроницаемости палатки.
Организация бивуака
Требования к месту бивака:
— жизнеобеспечение — наличие питьевой воды, дров;
— безопасность — удаленность от населенных пунктов, расположение на
высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых
деревьев;
— комфортность — продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем,
красивая панорама.
Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы.
Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды.
Правила работы дежурных по кухне.
Выбор места бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и
свертыванию лагеря. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров
— работа с пилой и топором.
Веревки. Требования к ним
Веревки основные, вспомогательные, способы маркировки и хранения веревок.
Спуск, подъем по веревке
Подъем по веревке методом залома. Спуск спортивным способом. Технические приспособления для спуска подъема.
Параллельные перила
Преодоление естественных препятствий по параллельным перилам
Переправа по бревну
Переправа по бревну через водное препятствие, преодоление оврагов по
бревну. Переправа до бревну методом маятник. Перереправа с помощью перил.
Переправа через водное препятствие
Броды через равнинные и горные реки: выбор места брода и способ прохождения. Страховка и самостраховка во время брода
- Ориентирование и топография. 21ч.
Компас. Виды компасов
Что такое компас. Значение изобретения компаса. Типы компасов.
Устройство компаса Адрианова. Пять правил обращения с компасом. Ориентир, что может служить ориентиром.
Снятие азимута с карты
Что такое азимут: определение, отличие азимута от простого угла (чертеж). Понятие о горизонтальных и вертикальных углах в пространстве. Обратный азимут, его определение. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта: СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ, ССВ, СВВ, ЮВВ, ЮЮВ и т. д. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо (“Роза направлений”), его значение для проводника. Направления в пространстве по сторонам тела: основные (справа, слева, впереди, сзади), дополнительные (справа – сзади, впереди – слева и т. д.). Память направлений. Азимутальный тренировочный треугольник.
Движение по азимуту
Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту.
Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет. Практические занятия. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контрольны пункты по азимуту без использования карты. Упражнения
и соревновании; на прохождение азимутальных дистанций в ограниченном коридоре.
Знаки рельефа
Знаки рельефа на топографических и спортивных картах
Знаки растительности
Знаки растительности на топографических и спортивных картах
Знаки гидрографии
Знаки гидрографии на топографических и спортивных картах
Знаки искусственных объектов
Знаки строений и искусственных объектов на топографических и
спортивных картах
Карта спортивного ориентирования
Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты.
Виды спортивных карт. Практические занятия.. Изучение элементов рельефа по моделям и на местности. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Выбор путей движения с учетом основных форм и элементов рельефа.
- Краеведение. 16ч.
Географическое положение, площадь и границы. Рельеф, климат, реки и озера нашего края, полезные ископаемые на его территории. Растительный и животный мир. Население, культура, хозяйство и транспорт.
- Основы медицинских знаний. 10ч.
Виды кровотечений
Характеристика различных видов кровотечений и их причины.
Наложение повязок при капиллярном кровотечении
Особенности оказания первой медицинской помощи при капилярном
кровотечении.
Ушибы, растяжения
Характеристика различных видов травм (ушибы, растяжения. Причины и
признаки травм.
Профилактика растяжений
Способы предотвращения растяжений и ушибов.
- Общая и специальная физическая подготовка. 48ч.
Туристкая полоса
Преодоление полосы препятствий с использование различных
естественных и искусственных препятствий.
ОФП
Упражнения на растяжение, ловкость, выносливость.. Легкая атлетика.
Игры с мячом.
Лыжная подготовка
Лыжная подготовка (спуски, подъемы, коньковый ход, одношажный и
двухшажный ход)
Игры с мячом
Спортивные игры с мячом (волейбол, футбол, баскетбол)
Подвижные игры
Спортивные эстафеты
Методическое обеспечение программы первого года обучения
№ | Раздел, тема программы | Формы обучения | Методы и приемы | Формы подведения итогов | Дидактические материалы, ТСО |
1.Краеведческая часть. 42ч. | |||||
1. | Посещение музеев:
-Музей естественной истории Татарстана –Национальный музей Республики Татарстан -Музей-квартира Мусы Джалиля -Музей истории Казанского университета -Музей Казанской Химической Школы -Музей оружия Дух Воина -Зоологический музей -Археологический Музей Казанского Государственного Университета -Исторический парк “Россия – моя история” Проведение экскурсии -Казанский кремль -ул.Баумана |
лекция, беседа,
экскурсия, путешествие. |
словесный, наглядный,
объяснительно-иллюстративный, исследовательский (объяснение, рассказ, демонстрация). |
тестирование,
викторины, кроссворды, мини-доклады, презентации. |
краеведческая литература о
родном крае; комплект заданий, кроссвордов, викторин; презентация о родном крае, фото-, видеоматериалы; плакаты; мультимедийный комплект. |
2. Основы туристской подготовки. 76ч. | |||||
1.1 Туризм. Виды туризма
1.2 Карта. Виды карт 1.3 Узлы 1.4 Личное снаряжение туриста 1.5 Групповое снаряжение 1.6 Типы костров 1.7 Установка палатки 1.8 Топографические знаки 1.9 Первая помощь в походе. 2.0 Подготовка похода. 2.2 Туристический бивак 2.3 Проведение походов |
лекция, беседа,
практическое занятие, игра-соревнование |
практический, наглядный,
словесный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, познавательная игра, упражнение, показ, самостоятельная работа) |
тестирование,
устный опрос, наблюдение, выполнение практических заданий |
учебный видеофильм «Туристское снаряжение»;
личное снаряжение; групповое снаряжение; походная посуда; костровое оборудование; ремонтный набор;, плакаты; комплект заданий, упражнений, тестов; мультимедийный комплект; маршрутная документация, краеведческая литература о маршруте похода, презентация «Организация туристских походов», мультимедийный комплект; фотоматериалы о туристских соревнованиях, видеофильм о туристских соревнованиях, мультимедийный комплект |
|
4. Введение в спортивное ориентирование. 11ч. | |||||
4.1 Спортивное ориентирование
4.2 Стороны света 4.3 Карты спортивного ориентирования 4.4 Условные знаки 4.5 Легенда карты |
лекция, беседа,
практическое занятие, игра, путешествие; соревнование. |
словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, упражнение, познавательная игра, самостоятельная работа, соревнования. | тестирование,
устный опрос, топографический диктант |
топографические карты; плакаты; карточки с топознаками; комплект заданий, упражнений, тестов; дидактическая игра «Топознаки»; правила соревнований по спортивному ориентированию, плакаты, компасы, средства отметки на КП; комплект тестов, заданий, упражнений; спортивные карты; компасы; мультимедийный комплект. | |
5. Общая и специальная физическая подготовка. 18ч. | |||||
1.1 Общая физическая подготовка и нормы ГТО
1.2 Туристская полоса |
Беседа, соревнования. | Словестный, объяснительно-демонстративный, упражнения, нормы ГТО. | Тестирования. | Нормативы ГТО. |
Методическое обеспечение программы второго года обучения
№ | Раздел, тема программы | Формы обучения | Методы и приемы | Формы подведения итогов | Дидактические материалы, ТСО |
1.Вводное занятие. 1ч. | |||||
1.1.Техника безопасности. | Лекция, беседа. | Словесные. | Устный опрос. | Учебные материалы. | |
2.Туристская подготовка. 49ч. | |||||
2.1 Виды туризма
2.2 Типы костров 2.3 Личное снаряжение. Укладка рюкзака 2.4 Типы палаток 2.5 Организация бивуака 2.6 Веревки. Требования к ним 2.7 Спуск, подъем по веревке 2.8 Параллельные перила 2.9 Переправа по бревну 2.10 Переправа через водное препятствие |
лекция, практическое занятие, игра-соревнование, тренировка. | словесный, наглядный, практический (рассказ, показ, демонстрация), объяснительно-иллюстративный, (показ, упражнение, спортивная игра, тренировка, соревнования) | контрольные тесты и упражнения, анкетирование, тестирование, устный опрос, наблюдение, выполнение практических заданий, | фотоматериалы о туристских походах, презентация «Законы юных туристов», мультимедийный комплект, учебный видеофильм «Туристское снаряжение»; личное снаряжение; групповое снаряжение; походная посуда; костровое оборудование; ремонтный набор;, плакаты; комплект заданий, упражнений, тестов; плакаты, таблицы, походная посуда, костровое оборудование, раздаточный материал, маршрутная документация, краеведческая литература о маршруте похода, презентация «Организация туристских походов», мультимедийный комплект | |
3. Ориентирование и топография. 21ч. | |||||
3.1 Компас. Виды компасов
3.2 Снятие азимута с карты 3.3 Движение по азимуту 3.4 Знаки рельефа 3.5 Знаки растительности 3.6 Знаки гидрографии 3.7 Знаки искусственных объектов 3.8 Карта спортивного ориентирования |
лекция, беседа, практическое занятие, игра-соревнование. | словесный, наглядный, практический (объяснение, рассказ, упражнение, самостоятельная работа, решение ситуационных задач) | тестирование, наблюдение, устный опрос, диктант, соревнования | комплект тестов, заданий, упражнений; спортивные карты; плакаты; компасы; презентация «Обучение техники ориентирования», дидактическая игра («Условные знаки спортивных карт», мультимедийный комплект; видеоролики соревнований по спортивному ориентированию. | |
4. Краеведение. 16ч. | |||||
4.1 Край, в котором мы живем
4.2 Рельеф 4.3 Растительность 4.4 Гидрография 4.5 Животный мир лесов и полей 4.6 Животный мир водоемов 4.7 Население 4.8 Полезные ископаемые |
лекция, беседа, практическое занятие, экскурсия, путешествие, игра; фотокино съемка, экскурсия, | словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский (объяснение, рассказ, демонстрация, работа с книгой, самостоятельная работа) | тестирование, викторины, кроссворды, рефераты, устный опрос, наблюдение | карта родного края; краеведческая литература о родном крае; комплект заданий, кроссвордов, викторин; презентация о родном крае, фото-, видеоматериалы; плакаты; мультимедийный комплект; карты рек, рельефа, животного мира, растений Республики Татарстан. | |
5. Основа медицинских знаний. 10ч. | |||||
5.1 Виды кровотечений
5.2 Наложение повязок при капиллярном кровотечении 5.3 Ушибы, растяжения 5.4 Профилактика растяжений |
лекция, практическое занятие, | словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический (объяснение, упражнение, самостоятельная работа) | тестирование, устный опрос, наблюдение, выполнение практических заданий | плакаты, тесты, карточки заданий, носилки, медицинская аптечка, шесты, веревки; презентация «Оказание первой медицинской помощи», мультимедийный комплект | |
6. Общая и специальная физическая подготовка. 48ч. | |||||
6.1 Туристская полоса
6.2 ОФП 6.3 Лыжная подготовка 6.4 Игры с мячом 6.5 Подвижные игры |
Беседа, соревнования. | Словестный, объяснительно-демонстративный, упражнения, нормы ГТО. | Тестирование. | Нормативы ГТО. |
Список литературы
Нормативно-правовые документы.
- Законы «Об образовании» в РФ, 2013г.
- Закон РТ «О молодежи».
- Концепция воспитания учащейся молодежи РТ.
- Программа развития воспитания в системе образования России
5.Программа развития воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования РТ
- Типовое Положение об учреждении дополнительного образования РТ
- Конвенция о правах ребенка, 1989.
- Семейный кодекс РФ, 1995.
- Устав «ЦВР Авиастроительного района г.Казани»
- О мерах по улучшению спортивно-оздоровительной работы среди детей, подростков и молодежи в РТ, 1999 №826.
Список используемой литературы:
- Алексеев, А.А. Питание в туристском походе [Текст]/ А.А.Адлексеев. –
М.:ЦДЮТур МО РФ, 1996. – 180 с.
- Гастюшин, А.В. Азбука выживания [Текст]/ А.В. Гастюшин, С.И.
Шубина. – М.:Знание, 1996. – 287 с.
- Ильичев, А.И. География Кузбасса [Текст] :пособие для средней
школы/ А.И. Ильичев, Л.И. Соловьев. – Кемеровское кн. Изд-во, 1988.– 143 с.
- Мартынов, А.И. Промальп/ 2-е издание, переработанное и дополненное
[Текст]/ А.И. Мартынов. – М.:СпортАкадемПресс, 2001. – 216 с.
- Куликов, В.М., Ротштейн, Л.М. Школа туристских вожаков
[Текст]/М.В. Куликов, Л.М. Ротштейн, – М.:ВЛАДОС, 1999. – 143 с.
- Маслов, А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся
«Школа безопасности» [Текст] : учеб.-метод. пособие/ А.Г. Маслов. – М.:ВЛАДОС,
- – 160 с.
- Маслов, А.Г. Полевые туристские лагеря [Текст] А.Г. Маслов. –
М.:ВЛАДОС, 2000. – 151 с.
- Соловьев, Л.И. Живи Кузнецкая Земля! [Текст]/Л.И. Солдовьев, –
Кемерово, Кемеровский полиграфический комбинат, 1997. – 250 с.
- Учебник Спасателя / 2-е издание переработанное и дополненное
[Текст]/под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. – Краснодар: «Сов. Кубань», 2002. – 528 с.
10.Туркевич, М.М. Поисково – спасательные работы в горах [Текст]/ М.М.
Туркевич. – Краснодар :МЧС России, 2000. – 416 с.
11.Юрин, В.Е. Сольфеджио белой воды [Текст]/ В.Е. Юрин. –М.:Восточная Книжная Компания, 1997. – 224 с.