автор: Марциохо Ирина Владимировна

учитель начальных классов ЧУ ОО «Классический пансион МГУ имени М.В. Ломоносова»

Разработка урока / внеурочного занятия «Ошибки на карте и их последствия. Работа с научно-популярным текстом»

Разработка урока по курсу «Окружающий мир» 

Данную разработку можно использовать как внеурочное занятие, так и на уроках окружающего мира любой образовательной системы при изучении темы «Путешествия. Работа с картой, текстом и глобусом».

 

Тема:   «Ошибки на карте и их последствия». Работа с научно-популярным текстом.

Цель:   Организация работы с научно-популярным текстом. 

Задачи:

  • оценивание собственного уровня подготовки д/з
  • коллективное деление на смысловые части текста из нескольких абзацев
  • определение значения незнакомых слов с помощью словаря
  • выделение основного сообщения в каждой части
  • коллективное составление плана

 

Материалы к уроку: 

  • презентация на компьютере
  • словари
  • ручки синего и зеленого цвета, простые карандаши у учащихся

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

 

  1. Проверка д/з — диагностическая работа

Цель: определение учениками собственного уровня овладения материалом прошлого урока

  1. Подача задания.
  • На прошлом уроке мы познакомились с картой мира и материками и океанами, которые можно найти на карте. Проверим свои знания, выполнив задание на карточке.

Примечание: по усмотрению учителя можно организовать групповую работу.

  • Инструкция по выполнению задания: 
  1. Прочитать названия материков и океанов. Найти ошибки. 
  2. Ошибки исправить ручкой с синим стержнем. Неверное название зачеркнуть горизонтальной линией, выше подписать верное название.
  3. Место Антарктиды указать стрелкой.
  • Приступили к выполнению задания.

 

  1. Самостоятельное выполнение задания учащимися.
  2. Проверка.
  • Отложили ручки. Сели ровно. 
  • Сколько океанов на нашей планете? Полный ответ! 
  • Материков? 
  • На карте необходимо было проверить названия 10 объектов. 
  • Взяли ручки с зеленым стержнем.  Проверяем и исправляем ошибки: зачеркиваем горизонтальной линией, верное название пишем вверху. Если название записано верно – ставим рядом знак «плюс». Внимание на экран: 
    • Самый большой материк — Евразия. Это верно. Проверили. У кого ошибка – зачеркнули, выше написали верное название материка. У кого нет ошибки – ставят знак «+» и смотрят на экран.
    • Самый маленький материк – Австралия. Проверили, исправили. У кого все исправлено верно, ставит знак «+» рядом с названием.
    • На северо-западе от Австралии находится материк – Африка. Исправили ошибки.
    • На северо-западе от Африки – Северная Америка.
    • Южнее Сев. Америки – Южная Америка.
    • Стрелкой показать место Антарктиды – в области Южного полюса Земли.
    • На северном полюсе между Евразией и Сев. Америкой – Северный Ледовитый океан. Проверили.
    • Атлантический океан расположен между Северной и Южной Америкой, Европой, Африкой и Антарктидой.
    • Индийский океан расположен между Азией, Африкой, Австралией и Антарктидой.
    • Тихий океан – между материками Евразией и Австралией, Сев. Юж. Америкой, Антарктидой. 

 

  • Посчитали количество верных ответов (количество знаков «плюс»). Ниже, под заданием ручкой с зеленым стержнем записали с большой буквы: «Верно _ из 10».
  • Встаньте, кто выполнил работу без ошибок. Аплодисменты знатокам карты. Молодцы, отличная подготовка. Какие рекомендации можно  дать ученикам, допустившим ошибки? (Повторить, выучить)

 

  1. Выход на тему урока. Подготовка к работе с текстом. Формирование эмоционального настроя на чтение.

 

  • Зачем нужно знать расположение и очертания материков и океанов? (ориентироваться) 
  • К чему может привести незнание карты, мы узнаем из текста о реальном историческом событии.  Но для этого нам надо перенестись почти на 300 лет назад. 
  • В начале 18 века из Дании в Россию приехал Витус Беринг.  Здесь он нашел вторую родину, стал капитаном флота, известным мореплавателем и исследователем. 

        Нанес на карту тихоокеанское побережье Северо-Восточной Азии, в том числе полуострова Камчатки. 

        Чтобы понять значение слова «полуостров», давайте вспомним значение слова «остров» (участок суши, со всех сторон окруженный водой). А полуостров – участок суши, вдающийся в море, озеро или реку, с трех сторон окруженный водой. 

  • Найдите на карте полуостров Камчатка, проведите к нему стрелку и подпишите название (как на экране).

 

Примечание: учитель может дать более подробную информацию из статьи о В.Беринге, предложить для чтения всему классу или для подготовки ученикам в качестве домашнего задания к данному уроку.

 

  1. Работа с текстом. Общая ориентировка
  • Чем закончилась экспедиция Беринга, мы узнаем из текста на карточке (и слайде). Приготовили простой карандаш. По ходу чтения подчеркиваем непонятные слова.

Чтение учителем или хорошо читающими детьми.  

 

  • Прочитайте тему урока на слайде. Можно ли так же озаглавить текст и почему? 
  • Есть другое мнение?
  • К чему приводит ошибка на карте?
  • Есть другое мнение?

 

Выяснение значения слов

  • Какие непонятные слова встретились в тексте?   
  • Вы уже знаете, как работать с толковым словарем, чтобы найти значение слова. Сегодня мы познакомимся с электронным толковым словарем из «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия». 

Диск – том словаря. Запуск. Кому уже приходилось работать с таким словарем?

 

Примечание: можно распечатать значения слов, чтобы после обсуждения ученики могли еще раз прочитать и запомнить их значение.

 

Путь – 1. То же, что дорога

  1. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение.
  2. Направление, образ действий, мысли

Создать – сделать существующим, произвести.

Извилина — волнистое искривление, изгиб.

Штрих – тонкая черта, линия.

Результат — то, что получено в завершение какой–нибудь деятельности, работы, итог.

Совершить – сделать, осуществить.

Землепроходец — старинное название путешественника-исследователя, открывающего новые земли.

Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость.

Исследователь — Подвергнуть (–гать) научному изучению. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего–н.

 

Погоня — Стремление достигнуть, добиться чего–н.

Слава – Почет, известность как выражение признания заслуг, таланта

Действительность — так как есть на самом деле.

 

Изображена —  Воспроизвести в художественном образе, а также вообще показать, представить.

Существовать – Быть, иметься в наличии  

Курс — Направление движения, путь

Фантастический – 

  1. похож на фантазия, основанный на фантазии, причудливый, волшебный 
  2. совершенно неправдоподобный, невероятный, несбыточный  

 

Драгоценный —  Очень важный, нужный.

Командор — в некоторых странах: воинское звание офицера флота, а также лицо, имеющее это звание.

 

Экспедиция – 3. Поездка группы лиц с каким-нибудь специальным поручением, участники такой поездки.

 

Шторм – сильная буря в море.

Зимовка – жизнь зимой

 

Выделение содержательной логической структуры. Составление плана

Усвоение необходимого содержания

  • Читаем первый абзац. 
  • О чем говорится в абзаце?
  • Найдите предложение, в котором сообщается, что создание карт – трудная работа. 
  • Как можно озаглавить первую часть? Варианты. Какое название самое удачное?
  • В прямоугольнике под текстом поставили цифру 1. на первой строчке. Записали название.
  • Как вы понимаете предложение: Дорого обходились людям такие карты! 

 

  • Читаем второй абзац.  
  • О чем?
  • Что сообщается?
  • Как озаглавим вторую часть? Ниже пишем.

 

Итог экспедиции Беринга: географические объекты, названные в его честь (по карте)

 

  1. Д/з Пересказ текста по плану.

 

Анализ урока 

Тема:  «Ошибки на карте и их последствия»

Цель: организация работы с научно-популярным текстом.

 

  1. Основной задачей преподавания предмета «Окружающий мир» является формирование основ научного мышления ребенка в различных областях жизни и деятельности человеческого общества, ориентация  ребенка в мире явлений, понятий и представлений. Поэтому принципиально важно, что даются не специальные учебные тексты, очищенные и стилизованные, а тексты авторские, с разной степенью сложности. 

 

  1. В начале урока имела место диагностическая работа учащихся с целью выявления своего уровня освоения материала прошлого урока каждым учеником. 

Кажется, сочетаем несочетаемое: определяем свой уровень, а  работаем в группе.

Но, на данном этапе изучения материала использование групповой работы 

  • обеспечило мотивацию учебной деятельности, 
  • объединило усилия учащихся для выполнения сложного задания, 
  • позволило еще раз вслух проговорить, обсудить, поспорить, остаться при своем мнении, т.е. повторить пройденный материал в живом, непосредственном общении,
  • позволило аккумулировать мыслительную деятельность и снять стресс при появлении незнакомых людей, 
  • способствовало приобретению уверенности в своих знаниях у детей с заниженной самооценкой.

Завершающим этапом диагностической работы явилась пошаговая проверка и оценивание собственного уровня подготовки. 

 

  1. И сразу же происходит 
  • мотивация детей на дальнейшую работу: ошибки на карте и их последствия.
  • формирование эмоционального настроя на чтение: краткая историческая справка

 

  1. При работе с текстом дается общая ориентировка в тексте, выясняется значение непонятных слов.  Учитель обязан познакомить детей с построением справочников. Дети учатся получать информацию из самых разнообразных источников, использовать любые справочные издания.

 

  1. Выделение содержательной логической структуры, коллективное составление плана способствовало развитию умений анализировать, выделять существенное. Большое внимание уделялось формированию важного навыка – вычитывание текста.

 

  1. Урок информационно насыщен, доступен для младшего школьного возраста. Рациональное использование времени позволило охватить разнообразные формы работы, в результате которых и были реализованы поставленные цели.

Материал из учебника «Окружающий мир» 

(образовательная система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова), авторы Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева

 

Витус Беринг, уроженец Дании, в самом начале восемнадцатого века приехал в Россию и нашел здесь вторую родину, где его ласково величали Иваном Ивановичем.

К этому времени восточные рубежи Российской империи, Урал, Сибирь уже были исследованы. В семнадцатом веке Федот Алексеев и Семен Дежнев впервые прошли берегами Ледовитого океана.

Вскоре Василий Поярков добирается до реки Амур, туда, где ныне находится город Благовещенск.

Ерофей Хабаров предпринял экспедицию по реке Лене, а затем на собачьих упряжках достиг Амура. В его честь назван город Хабаровск.

Многие отважные исследователи погибали в суровых условиях сибирской зимы, терялись в бескрайних просторах.

Экспедиции большей частью носили мирный характер, и местное население встречало их дружелюбно. Путешественники старались завязать торговые отношения, наладить обмен товарами.

Пётр 1 хотел знать, что находится дальше на Востоке. Часто рассматривал он географические карты, вращал глобус, задавая себе вопрос: «А не смыкается ли там, на востоке, российская земля с землёй американской?» 

Вот такую задачу и поставил император перед капитаном флота Витусом Берингом: снарядить большую экспедицию, оснастить её всем необходимым, построить корабли и исследовать, что лежит за Камчаткой. 

Несколько экспедиций было организовано к берегам Камчатки и Чукотки. Главная, получившая название Великая Северная экспедиция, продолжалась десять лет (1733—1743). Тысячи людей многие тысячи километров везли на крестьянских подводах, а большей частью на руках, грузы и оборудование. Не было тогда самолётов, не было даже нормальных дорог. 

Под парусами и на вёслах, на собачьих и оленьих упряжках продвигались исследователи всё дальше и дальше. Были измерены глубины по всему побережью, проложены безопасные пути для кораблей. 

Беринг на корабле «Святой Пётр» исследовал всё Чукотское море, доплыл до берегов Америки. На обратном пути корабль попал в жесточайший шторм, с трудом морякам удалось довести его до твёрдой земли. Они-то считали, что это берега Камчатки. А это был безлюдный остров. Никто не смог прийти им на помощь. Из остатков судна соорудив временное жилище, отважные мореходы вынуждены были в жесточайших условиях провести зиму на острове. Здесь же скончался капитан-командор русского флота Витус Беринг, так и не увидев результатов своей героической экспедиции. 

Посмотрите на карту. Она сохранила имя величайшего мореплавателя: Берингов пролив, Берингово море, остров Беринга напоминают нам о нём.