автор: Марциохо Ирина Владимировна
учитель начальных классов ЧУ ОО “Классический пансион МГУ имени М.В. Ломоносова”
Разработка урока / внеурочного занятия “Ошибки на карте и их последствия. Работа с научно-популярным текстом”
Разработка урока по курсу «Окружающий мир»
Данную разработку можно использовать как внеурочное занятие, так и на уроках окружающего мира любой образовательной системы при изучении темы «Путешествия. Работа с картой, текстом и глобусом».
Тема: «Ошибки на карте и их последствия». Работа с научно-популярным текстом.
Цель: Организация работы с научно-популярным текстом.
Задачи:
- оценивание собственного уровня подготовки д/з
- коллективное деление на смысловые части текста из нескольких абзацев
- определение значения незнакомых слов с помощью словаря
- выделение основного сообщения в каждой части
- коллективное составление плана
Материалы к уроку:
- презентация на компьютере
- словари
- ручки синего и зеленого цвета, простые карандаши у учащихся
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
- Проверка д/з – диагностическая работа
Цель: определение учениками собственного уровня овладения материалом прошлого урока
- Подача задания.
- На прошлом уроке мы познакомились с картой мира и материками и океанами, которые можно найти на карте. Проверим свои знания, выполнив задание на карточке.
Примечание: по усмотрению учителя можно организовать групповую работу.
- Инструкция по выполнению задания:
- Прочитать названия материков и океанов. Найти ошибки.
- Ошибки исправить ручкой с синим стержнем. Неверное название зачеркнуть горизонтальной линией, выше подписать верное название.
- Место Антарктиды указать стрелкой.
- Приступили к выполнению задания.
- Самостоятельное выполнение задания учащимися.
- Проверка.
- Отложили ручки. Сели ровно.
- Сколько океанов на нашей планете? Полный ответ!
- Материков?
- На карте необходимо было проверить названия 10 объектов.
- Взяли ручки с зеленым стержнем. Проверяем и исправляем ошибки: зачеркиваем горизонтальной линией, верное название пишем вверху. Если название записано верно – ставим рядом знак «плюс». Внимание на экран:
-
- Самый большой материк – Евразия. Это верно. Проверили. У кого ошибка – зачеркнули, выше написали верное название материка. У кого нет ошибки – ставят знак «+» и смотрят на экран.
- Самый маленький материк – Австралия. Проверили, исправили. У кого все исправлено верно, ставит знак «+» рядом с названием.
- На северо-западе от Австралии находится материк – Африка. Исправили ошибки.
- На северо-западе от Африки – Северная Америка.
- Южнее Сев. Америки – Южная Америка.
- Стрелкой показать место Антарктиды – в области Южного полюса Земли.
- На северном полюсе между Евразией и Сев. Америкой – Северный Ледовитый океан. Проверили.
- Атлантический океан расположен между Северной и Южной Америкой, Европой, Африкой и Антарктидой.
- Индийский океан расположен между Азией, Африкой, Австралией и Антарктидой.
- Тихий океан – между материками Евразией и Австралией, Сев. Юж. Америкой, Антарктидой.
- Посчитали количество верных ответов (количество знаков «плюс»). Ниже, под заданием ручкой с зеленым стержнем записали с большой буквы: «Верно _ из 10».
- Встаньте, кто выполнил работу без ошибок. Аплодисменты знатокам карты. Молодцы, отличная подготовка. Какие рекомендации можно дать ученикам, допустившим ошибки? (Повторить, выучить)
- Выход на тему урока. Подготовка к работе с текстом. Формирование эмоционального настроя на чтение.
- Зачем нужно знать расположение и очертания материков и океанов? (ориентироваться)
- К чему может привести незнание карты, мы узнаем из текста о реальном историческом событии. Но для этого нам надо перенестись почти на 300 лет назад.
- В начале 18 века из Дании в Россию приехал Витус Беринг. Здесь он нашел вторую родину, стал капитаном флота, известным мореплавателем и исследователем.
Нанес на карту тихоокеанское побережье Северо-Восточной Азии, в том числе полуострова Камчатки.
Чтобы понять значение слова «полуостров», давайте вспомним значение слова «остров» (участок суши, со всех сторон окруженный водой). А полуостров – участок суши, вдающийся в море, озеро или реку, с трех сторон окруженный водой.
- Найдите на карте полуостров Камчатка, проведите к нему стрелку и подпишите название (как на экране).
Примечание: учитель может дать более подробную информацию из статьи о В.Беринге, предложить для чтения всему классу или для подготовки ученикам в качестве домашнего задания к данному уроку.
- Работа с текстом. Общая ориентировка
- Чем закончилась экспедиция Беринга, мы узнаем из текста на карточке (и слайде). Приготовили простой карандаш. По ходу чтения подчеркиваем непонятные слова.
Чтение учителем или хорошо читающими детьми.
- Прочитайте тему урока на слайде. Можно ли так же озаглавить текст и почему?
- Есть другое мнение?
- К чему приводит ошибка на карте?
- Есть другое мнение?
Выяснение значения слов
- Какие непонятные слова встретились в тексте?
- Вы уже знаете, как работать с толковым словарем, чтобы найти значение слова. Сегодня мы познакомимся с электронным толковым словарем из «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия».
Диск – том словаря. Запуск. Кому уже приходилось работать с таким словарем?
Примечание: можно распечатать значения слов, чтобы после обсуждения ученики могли еще раз прочитать и запомнить их значение.
Путь – 1. То же, что дорога
- Место, линия в пространстве, где происходит передвижение.
- Направление, образ действий, мысли
Создать – сделать существующим, произвести.
Извилина – волнистое искривление, изгиб.
Штрих – тонкая черта, линия.
Результат – то, что получено в завершение какой–нибудь деятельности, работы, итог.
Совершить – сделать, осуществить.
Землепроходец – старинное название путешественника-исследователя, открывающего новые земли.
Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость.
Исследователь – Подвергнуть (–гать) научному изучению. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего–н.
Погоня – Стремление достигнуть, добиться чего–н.
Слава – Почет, известность как выражение признания заслуг, таланта
Действительность – так как есть на самом деле.
Изображена – Воспроизвести в художественном образе, а также вообще показать, представить.
Существовать – Быть, иметься в наличии
Курс – Направление движения, путь
Фантастический –
- похож на фантазия, основанный на фантазии, причудливый, волшебный
- совершенно неправдоподобный, невероятный, несбыточный
Драгоценный – Очень важный, нужный.
Командор – в некоторых странах: воинское звание офицера флота, а также лицо, имеющее это звание.
Экспедиция – 3. Поездка группы лиц с каким-нибудь специальным поручением, участники такой поездки.
Шторм – сильная буря в море.
Зимовка – жизнь зимой
Выделение содержательной логической структуры. Составление плана
Усвоение необходимого содержания
- Читаем первый абзац.
- О чем говорится в абзаце?
- Найдите предложение, в котором сообщается, что создание карт – трудная работа.
- Как можно озаглавить первую часть? Варианты. Какое название самое удачное?
- В прямоугольнике под текстом поставили цифру 1. на первой строчке. Записали название.
- Как вы понимаете предложение: Дорого обходились людям такие карты!
- Читаем второй абзац.
- О чем?
- Что сообщается?
- Как озаглавим вторую часть? Ниже пишем.
Итог экспедиции Беринга: географические объекты, названные в его честь (по карте)
- Д/з Пересказ текста по плану.
Анализ урока
Тема: «Ошибки на карте и их последствия»
Цель: организация работы с научно-популярным текстом.
- Основной задачей преподавания предмета «Окружающий мир» является формирование основ научного мышления ребенка в различных областях жизни и деятельности человеческого общества, ориентация ребенка в мире явлений, понятий и представлений. Поэтому принципиально важно, что даются не специальные учебные тексты, очищенные и стилизованные, а тексты авторские, с разной степенью сложности.
- В начале урока имела место диагностическая работа учащихся с целью выявления своего уровня освоения материала прошлого урока каждым учеником.
Кажется, сочетаем несочетаемое: определяем свой уровень, а работаем в группе.
Но, на данном этапе изучения материала использование групповой работы
- обеспечило мотивацию учебной деятельности,
- объединило усилия учащихся для выполнения сложного задания,
- позволило еще раз вслух проговорить, обсудить, поспорить, остаться при своем мнении, т.е. повторить пройденный материал в живом, непосредственном общении,
- позволило аккумулировать мыслительную деятельность и снять стресс при появлении незнакомых людей,
- способствовало приобретению уверенности в своих знаниях у детей с заниженной самооценкой.
Завершающим этапом диагностической работы явилась пошаговая проверка и оценивание собственного уровня подготовки.
- И сразу же происходит
- мотивация детей на дальнейшую работу: ошибки на карте и их последствия.
- формирование эмоционального настроя на чтение: краткая историческая справка
- При работе с текстом дается общая ориентировка в тексте, выясняется значение непонятных слов. Учитель обязан познакомить детей с построением справочников. Дети учатся получать информацию из самых разнообразных источников, использовать любые справочные издания.
- Выделение содержательной логической структуры, коллективное составление плана способствовало развитию умений анализировать, выделять существенное. Большое внимание уделялось формированию важного навыка – вычитывание текста.
- Урок информационно насыщен, доступен для младшего школьного возраста. Рациональное использование времени позволило охватить разнообразные формы работы, в результате которых и были реализованы поставленные цели.
Материал из учебника «Окружающий мир»
(образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова), авторы Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева
Витус Беринг, уроженец Дании, в самом начале восемнадцатого века приехал в Россию и нашел здесь вторую родину, где его ласково величали Иваном Ивановичем.
К этому времени восточные рубежи Российской империи, Урал, Сибирь уже были исследованы. В семнадцатом веке Федот Алексеев и Семен Дежнев впервые прошли берегами Ледовитого океана.
Вскоре Василий Поярков добирается до реки Амур, туда, где ныне находится город Благовещенск.
Ерофей Хабаров предпринял экспедицию по реке Лене, а затем на собачьих упряжках достиг Амура. В его честь назван город Хабаровск.
Многие отважные исследователи погибали в суровых условиях сибирской зимы, терялись в бескрайних просторах.
Экспедиции большей частью носили мирный характер, и местное население встречало их дружелюбно. Путешественники старались завязать торговые отношения, наладить обмен товарами.
Пётр 1 хотел знать, что находится дальше на Востоке. Часто рассматривал он географические карты, вращал глобус, задавая себе вопрос: «А не смыкается ли там, на востоке, российская земля с землёй американской?»
Вот такую задачу и поставил император перед капитаном флота Витусом Берингом: снарядить большую экспедицию, оснастить её всем необходимым, построить корабли и исследовать, что лежит за Камчаткой.
Несколько экспедиций было организовано к берегам Камчатки и Чукотки. Главная, получившая название Великая Северная экспедиция, продолжалась десять лет (1733—1743). Тысячи людей многие тысячи километров везли на крестьянских подводах, а большей частью на руках, грузы и оборудование. Не было тогда самолётов, не было даже нормальных дорог.
Под парусами и на вёслах, на собачьих и оленьих упряжках продвигались исследователи всё дальше и дальше. Были измерены глубины по всему побережью, проложены безопасные пути для кораблей.
Беринг на корабле «Святой Пётр» исследовал всё Чукотское море, доплыл до берегов Америки. На обратном пути корабль попал в жесточайший шторм, с трудом морякам удалось довести его до твёрдой земли. Они-то считали, что это берега Камчатки. А это был безлюдный остров. Никто не смог прийти им на помощь. Из остатков судна соорудив временное жилище, отважные мореходы вынуждены были в жесточайших условиях провести зиму на острове. Здесь же скончался капитан-командор русского флота Витус Беринг, так и не увидев результатов своей героической экспедиции.
Посмотрите на карту. Она сохранила имя величайшего мореплавателя: Берингов пролив, Берингово море, остров Беринга напоминают нам о нём.