автор: Масленникова Екатерина Юрьевна
Воспитатель МБДОУ “Дебесский детский сад № 3”
Литературный брейн-ринг “По страницам детских книг”
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад № 3»
Сценарий литературного брейн-ринга «По страницам детских книг» для детей 6-7 лет
Масленникова Екатерина Юрьевна, воспитатель
село Дебесы
2019 год
Цель: развитие эмоционально-положительных чувств в общении с детской книгой.
Задачи:
- обучающие – закрепить и систематизировать знания о детских писателях, поэтах и литературных произведениях дошкольного периода, об особенностях разных жанров художественных произведений, пословиц о книге, формировать образность речи (умение понимать значение некоторых фразеологических оборотов речи русского языка);
- развивающие – развивать слуховое восприятие, внимание, память, эстетический вкус, творческое воображение;
- воспитательные – формировать умение работать сообща в своей группе, воспитывать выдержку и культуру поведения в общественных местах.
Оборудование и материал: мультимедийное оборудование для показа презентации, черный ящик со сказочными атрибутами, 5 конвертов с разрезными картинками-иллюстрациями из сказок, аудиозапись песни Красной Шапочки из кинофильма, видео мультфильмов «Мой щенок» С. Михалкова, «Путаница» К. Чуковского, грамоты за 1, 2, 3 место, сладкие призы – конфеты, книги в подарок каждой команде из серии «Мои любимые сказки».
Ход мероприятия:
Дети входят в музыкальный зал под детскую мелодию.
Ведущий: Всем добрый день! Я рада видеть вас в этом светлом и уютном зале. Как вы думаете для чего мы сегодня здесь и сейчас собрались? Отгадайте загадку:
– Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
– Кто говорит молча?
– Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.
1ребёнок: Книгу всем понятную, умную, занятную,
Мальчики и девочки все хотят читать.
2ребёнок: Книгу первую свою берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам, я её читаю сам –
И с конца, и с серединки в ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
3ребёнок: Книга – верный, книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки
Все ребята говорят.
4 ребёнок: Книга – лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Я люблю тебя читать,
Думать, мыслить и мечтать!
Ведущий: Книг на свете очень много. Есть книги для взрослых, а есть для детей. Каждую весну дети нашей страны празднуют Книжкины именины. Этот праздник проведём и мы с вами, но пройдет он у нас совсем необычно, в форме литературной игры брейн-ринг «По страницам детских книг». Мы с вами будем соревноваться. Для этого вам необходимо разделиться на 4 команды и придумать ей литературное название (название сказки или сказочного литературного персонажа). Каждая команда по очереди будет отвечать на выпавший ей вопрос. У каждой команды на счету уже по 4 очка. За правильный ответ начисляется 2 очка, за неправильный – 0 очков. На поставленный вопрос отвечает только та команда, которой задан вопрос. Если кто-то из другой команды выкрикивает ответ, не в свою очередь, ему высчитывается 1 балл. За нашей игрой будет наблюдать, и начислять баллы строгое жюри. И как вы уже поняли, в нашей игре будут победители и побеждённые.
Итак, начнём нашу литературную игру. Перед вами экран с разноцветными облаками. Каждое облако – задание или категория вопросов, на которые необходимо ответить каждой команде. Команда выбирает любое облако, а из этой категории любой вопрос. Давайте попробуем.
Белое облако – Категория «Детские писатели и поэты» (назовите имя и фамилию писателя (поэта), которые появятся на экране) – 2 очка
Ведущий: Все вы знаете, что книги пишут писатели и поэты. Проверим, как вы знаете детских писателей и поэтов.
Корней Чуковский
Агния Барто
Александр Пушкин
Самуил Маршак
Евгения Трутнева
Зеленое облако – Категория «Николай Николаевич Носов» (из какого произведения эти слова) – 2 очка
- В каком рассказе мальчик Котька не смог забраться на ледяную горку и посыпал её песком? («На горке»).
- Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну. – Постой, я тоже кочергу возьму. – Да у нас другой кочерги нет. – Ну, я возьму лыжную палку («Живая шляпа»).
- Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шоферов, никто не хотел нас катать («Автомобиль»).
- Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего («Мишкина каша»).
- Вот врут-то! И вам не стыдно? – А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, – сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем («Фантазеры»).
Красное облако – Категория «Сергей Владимирович Михалков» – 2 очка
- Назовите произведение Михалкова, в котором он рассказал о человеке огромного роста («Дядя Стёпа»).
- Назовите прозвище дяди Стёпы (каланча).
- Назовите произведение Михалкова, в котором есть такие слова: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» («А что у вас?»).
- Назовите номер дома, в котором жил дядя Стёпа (номер восемь дробь один).
- Назовите одну из сказок про трех животных, которую перевел Михалков, год которых сейчас идёт («Три поросёнка»).
Голубое облако – Категория «Пословица о книге» – 2 очка
- Хорошая книга – лучший … друг.
- Книга твой друг – без неё как … без рук.
- Кто много читает – тот … много знает.
- Книга поможет в труде, выручит … в беде.
- Умнее книги … не скажешь.
Оранжевое облако – Категория «О разном»- 2 очка
- Сколько лепестков было в цветке у Жени в сказке «Цветик-семицветик» (7).
- Кто победил Таракана, злодея из сказки К. Чуковского «Тараканище» (Воробей).
- В какой сказке С. Маршака рассказывается о девочке, которая зимой пошла в лес за цветами («12 месяцев»).
- Назовите сказку Д. Родари, которую можно сопоставить с русской народной сказкой «Репка» («Большая морковка»).
- Назовите сказку Ш. Перро про домашнего животного, который носил обувь («Кот в сапогах»).
Двигательная разминка с применением пальчиковых игр
Бабушка
Бабушка очки надела и ребяток разглядела.
Только книжку развернула, улыбнулась и уснула.
В гостях у сказки
Раз, два, три, четыре, пять –
Любим сказки мы читать.
Царевна-лягушка, Конёк-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать ещё надо –
Героев из сказок вспомнить мы рады.
Жил-был царь
Жил-был царь (обе руки приставить к вискам основаниями ладоней, ладони выпрямить – корона)
У царя был двор (руки развести на уровне груди – двор)
На дворе был кол (одну руку поставить на локоть, пальцы направить вверх, сжать, ладонь прямая)
На колу мочало (развести пальцы поднятой руки)
Его ветром качало.
Не начать ли сначала?
Игра-пантомима «Угадай героя» (Буратино, баба-Яга, Колобок, медведь из сказки «Маша и медведь»)
Фиолетовое облако – Категория «Сказочные герои и атрибуты» (чёрный ящик) – 2 очка
яйцо – «Курочка Ряба»
красная шапочка – «Красная шапочка»
хрустальная туфелька – «Золушка»
игла – «Кощей Бессмертный»»
голубая шляпа «Незнайка»
Желтое облако – Категория «Иллюстрированная сказка» (сюжет какой сказки изображён на картине) – проводится игра-пазл – 2 очка
Ведущий: Чтобы книги были ещё красочнее, красивее и их было интереснее смотреть и читать, в них есть иллюстрации или картинки, которые рисуют художники.
«Лисичка-сестричка и серый волк»
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Царевна-лягушка»
«Маша и медведь»
Музыкальная разминка под музыку из кинофильма про Красную шапочку
Коричневое облако – Категория «Толкователь» (объясните значение выражения) – 2 очка
- Бросаться со всех ног (очень быстро убегать, прибегать).
- Сердце в пятки ушло (испугаться).
- Вешать нос (огорчаться).
- Держать ухо востро (быть очень осторожным, внимательным).
- Зарубить на носу (запомнить крепко-накрепко, навсегда).
Розовое облако – Категория «Народные сказки» – 2 очка
- Назовите русскую народную сказку, в которой круглое и румяное стало живым и покатилось («Колобок»).
- Это украинская сказка. Её потеряли зимой в лесу и в ней поселились лесные звери («Рукавичка»).
- Эту сказку придумал белорусский народ, в которой маленький ёжик напугал бабушку с дедушкой («Пых»).
- В этой удмуртской сказке старик несколько раз ходил к дереву. В итоге он и его старуха превратились в медведей и стали стеречь своё золото («Красавица берёза»).
- Назовите нанайскую народную сказку, в которой девочка превратилась в гуся («Айога»).
Серое облако – Категория «Жанр литературного произведения» (определите, к какому стилю литературного жанра, относятся эти строчки) – 2 очка
Ведущий: Детские книги бывают разные. В одних книгах можно прочитать сказки, в других – интересные рассказы, а ещё есть книги со стихами, былинами и легендами.
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец, и было у него три дочери, все три красавицы… (сказка).
- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи.
И лес оденется листвою…(стихотворение).
- Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево… (рассказ)
- Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка… (сказка)
- Вовка все может прочесть. Он замечательно читает. Мы вчера с ним прочли одну книжку. Он читал, а я слушал. Интересная была книжка (рассказ).
Синее облако – Категория «Волшебные предметы» – 2 очка
Ковер-самолет
Шапка-невидимка
Сапоги-скороходы
Скатерть-самобранка
Волшебная дудочка
Ведущий: А знаете ли вы, дети, для чего нам дан один рот и два уха? (Чтоб меньше говорить и больше слушать). Поиграем в игру.
Игра на внимание «Ухо-нос»
- ребёнок: Книг заветные страницы помогают людям жить,
И работать, и учиться, и Отчизной дорожить!
6 ребёнок: Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ведущий: А пока жюри подсчитывает очки, мы отдохнём и посмотрим мультфильм.
Просмотр мультфильма С.Михалкова «Мой щенок, и К.Чуковского «Путаница»
Ведущий: Слово предоставляется жюри.
Подведение итогов, вручение грамот, книг и сладких призов
Ведущий: Ну что ж, на этой оптимистичной и торжественной ноте наша игра подошла к концу. Всем спасибо за участие и внимание!
Список использованной литературы
Здравствуй пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014.
Кубасова О.В. Современная хрестоматия для школьников 7-8 лет: Мы читаем. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
Праздники в детском саду (спортивные, сезонные и тематические праздники, вечера-развлечений, музыкально-сюжетные игры) / авт. – сост. Г.А. Лапшина. – Изд. 4-е. – Волгоград: Учитель, 2014.
Успех. Игры, викторины и конкурсы : пособие для педагогов / рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2013.
грамота на развлечение