автор: Матвеева Ольга Сергеевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 46 «Надежда»

Юные исследователи

 

 

 

 

 

 

Проект подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с  ЗПР «Ромашка» на тему: «Речевое развитие дошкольников через  познавательно  –  исследовательскую деятельность».

Подготовила: Матвеева О.С.

Норильск 2019г.

 Тип проекта: информационно-творческий, детско-родительский.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители. ( Дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Ромашка»; воспитатели: Садыкова О.Б. Матвеева О.С. .; родители групп «Ромашка» .

Продолжительность: долгосрочный (октябрь 2019г – апрель 2020г.)

     Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

    Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления), ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

          Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

    Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

 – ухудшение состояния здоровья детей

 – существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

 – глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

 – дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

    Поэтому, я считаю, что  речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДОУ.

    Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.

    Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.

    Развивать речь ребенка, невозможно без познавательно-исследовательской деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас – педагогов  не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

    Познавательно-исследовательская деятельность детей поначалу представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников, познавательно-исследовательская деятельность становится особой деятельностью со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

    Итак, целью познавательно – речевого развития  является:

 – всестороннее развитие личности ребенка;

 – приобщение к человеческим ценностям;

 – формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности;

    При организации познавательно-речевого развития детей, я опираюсь на следующие направления:

 Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особое внимание обращаю на произношение длинных и незнакомых слов.

  • Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить, чтобы потом не было стыдно.
  • Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии этого качества у ребенка, свидетельствуют бесчисленные вопросы. И здесь важная задача – поддерживать любознательность ребенка, организуя непосредственную образовательную деятельность, наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.

 Сенсорное воспитание, так как для ребенка-дошкольника, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

  • Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.

    Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

  1. Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

    В группе созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Аптека», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Библиотека», «Шоферы», «Летчики», «Моряки».

  1. В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. В этих играх имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра приобщает детей к творческой художественной деятельности и к искусству. Она способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

   Содержание проводимых мною театральных занятий включает себя:

– просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

 – игры-драматизации;

 – разыгрывание разнообразных сценок и сказок;

 – упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

    В группе имеются  разные виды театров: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, кукольный театр («Репка», «Колобок»), пальчиковый театр («Теремок», «Лиса, заяц и петух»). Изготовлены  реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы для кукольного театра, костюмы, маски.                                     

  1. Строительно-конструктивные игры.

 В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

    В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

  1. Дидактические игрызанимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Дидактическая игра создается  специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

     В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется его речь. В группе предоставлены для детей разнообразные дидактические игры, большая часть которых сделана своими руками и руками родителей. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

    Также в группе имеются настольно-печатные игры: «Домино», «Лото», «Мозайка»(настольная, напольная), «Пазлы» различной модификации;

 игровые наборы: «Сложи узор», «Изучаем время», «Дорожные знаки», «Цифры», «Буквы».

       В группе собрана картотека по артикуляционной гимнастике, пальчиковой игре, физкультминуток.

    Весь этот материал позволяет детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

  1. Игры-эксперименты– особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

     Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.

    Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность педагога с детьми дошкольного возраста. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.    Реализация проектной деятельности  осуществляется в течение всего учебного года.

       В результате проектной деятельности, мы хотим добиться положительных результатов по:

  • Речевая активность во всех видах деятельности возрастет. В речи детей все чаще станут появляться  распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, более полные и точные ответы на вопросы педагога. Дети охотно  будут вступать в диалог со сверстниками и взрослыми.
  • У большинства детей чаще будет возникать желание вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры, активно включаться в игру и уметь договариваться. У малоактивных детей станет проявляться интерес к дидактическим играм.
  • Повысится компетентность родителей при выборе дидактической игры.

     В качестве основной линии работы  будет вестись работа по формированию и развитию умений и навыков исследовательского поиска у детей. Для этого будут проводиться специальные организованные занятия, такие как,  занятия-тренинги и собственно исследования. Регулярно будут проводятся экскурсии и целевые прогулки; наблюдения за объектами и явлениями природы; беседы; рассматриваются иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях; происходит знакомство с материалами детской мини-лаборатории.     

   В нашей мини-лаборатории имеются:

 – приборы – «помощники» (лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы);

 – природный материал (камушки, глина, песок, земля, ракушки, листья, веточки деревьев, семена и т.д.);

 – красители: гуашь, акварельные краски;

 – прочие материалы (зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов).

    Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействии нужен привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

 Предлагаются  следующие ситуации:

 – реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например: листопад, снегопад); общественные события (например: предстоящий Новый год.)

  специально созданные ситуации, например, показ предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть, например магнит, коллекция каких-либо вещей, открытки, наклейки на определенную тему и т. п.

 – стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись роботами, динозаврами, сбором наклеек, фишек  и т. п.).

 – организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.     

Привлекать родителей  ставить такие же и более сложные опыты дома.

   Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников. В связи с этим организуются мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании речи у детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

    Основные формы работы с родителями следующие:

 Тестирование (тест на выявление уровня взаимоотношений родителей с детьми американского психолога Д. Чейпи; тест родительского отношения к детям Я.А.Варги, В.В.Столина.)

  • Анкетирование (анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».

 Оформление наглядной информации в родительском уголке:

         – Консультации (темы: «Значение раннего начала обучения речи», «Роль семьи           в развитии познавательной активности ребенка», «Ученье с увлечением», «Говори правильно».

           – Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

       – Рекомендации: «Проведите с детьми дома» (перечень игр по познавательно-речевому развитию), «Какие книги читать детям в определенном возрасте», «Как использовать словесные игры и упражнения».

        – Оформление папки «Мои открытия». Создаются тематические папки-передвижки, выставки.

  • Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом организуют оформление альбомов, плакатов, фотовыставки и многое другое.
  • Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
  • Проведение родительских собраний по данной теме.
  • Также для родителей проводить открытые занятия по темам: «Игрушки в гостях у детей», «Путешествие в осенний лес».

    Для оценки качества усвоенного  материала детьми в начале и конце учебного года проводится мониторинг. Составлена программа мониторинга, подобраны методики для составления диагностик по каждой задаче образовательной программы.

     В заключении, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, будет  способствовать развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, научит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчит овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. 

  Все выше сказанное будет способствовать возникновению речевой активности у детей.

 

Дата Мероприятие. Форма организации Задачи мероприятия Сотрудничество с родителями.
ОКТЯБРЬ
1.10-5.10 Подбор материала, подбор и обработка литературы, подбор опытов и экспериментов. Пополнение мини-лаборатории, создание картотеки экспериментов. Совершенствование собственной речи, изучить и выбрать необходимый материал для работы.

Диагностика речевого развития детей — Цель обследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года;

8.10-12.10 Наблюдение «Деревья и кустарники в осеннее время года» Обучающие: учить сравнивать деревья, кустарники по внешним признакам (цвету и особенностям коры, толщине и гибкости веток, по форме листа, расположению хвоинок на ветке, закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» деревьях.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать связную речь у детей.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, способствовать формированию коммуникативных навыков.

Словарная работа: ельник, сосняк, хвойный лес, лиственный лес, хвоинки, хвоя, багряный, бук.

Консультация для родителей по теме «Осень»
15.10-19.10 Д/И « что растет на грядке, в саду, в лесу» Цель: Закрепление представлений об овощах, фруктах, грибах, ягодах.

Задачи:

Образовательные: повышать уровень познавательной

 активности и интеллекта ребёнка,интерес, внимание к окружающим предметам.

Развивающие: совершенствовать грамматический строй

 речи, умение отвечать навопросы, выстраивать ответы 

логически правильно, развивать слуховое и зрительное внимание,

 логическое мышление, память, мелкую и общую моторику, 

пространственнуюориентировку, развивать умение отгадывать загадки.

22.10-26.10 Беседа с родителями Просвещение родителей по проблеме речевого развития детей и  привлечение их к сотрудничеству и взаимодействию в работе по развитию речи детей.

Познакомить родителей  с разнообразными  формами работы по активизации речевого развития детей.

Способствовать приобщению родителей  к воспитательно-образовательному процессу.

Консультация для родителей по теме

«Д/ игры по развитию речи детей».

29.10-2.11 Праздник «Осени» Совершенствовать музыкально-ритмические навыки детей через хороводы, танцы, упражнения, игры.

 Закреплять вокально-хоровые навыки в процессе группового пения.

 Закреплять и расширять знания детей о приметах осени.

 Развивать творческое воображение, память, внимание, речь.

 Формировать самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, готовность оказать помощь через игры, инсценировку.

Участие родителей в празднике.
НОЯБРЬ
6.11-9.11 Изготовление птички из ниток Обучающие: создать представление о технике работы с нитками; познакомить с этапами работы над выполнением изделия; формирование умения правильно организовывать и планировать творческий процесс труда.

Развивающие: развивать творческие способности; мелкую моторику рук; память; художественно- эстетический вкус.

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе; вызывать положительные эмоции к творческой деятельности ее результатам;

Методы обучения:

  1. словесный – объяснение, беседа;
  2. наглядный – выставка работ;
  3. практический – изготовление изделия.
Участие родителей в подготовке необходимого материала.
12.11-16.11 Сюжетно ролевая игра «Ветеринар» Вызвать у детей интерес к профессий ветеринарного врача, развивать связную речь в ролевых диалогов в сюжетной игре, воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным. Закреплять умение правильно играть по ролям.
19.11-23.11 Рассматривание  иллюстраций составление по ним описательного рассказа. Цель: Продолжать учить составлению рассказа по схеме.

Задачи: Учить внимательно, рассматривать картину, для составления рассказа. Активизировать в речи «ласкательные существительные». Закрепить правильное произношение словосочетаний ха-ха-ха, регулировать силу голоса, изменение тембра.

26.11-30.11 Эксперимент со снегом  1.Уточнить и расширить знания детей о свойствах снега;

2. Углублять понимание причин изменений пластичности снега;

3. Формировать представление о снеге как строительном материале для детских игровых построек на участке.

4. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, 
• развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. 
• Развитие внимания, зрительной чувствительности. 
• Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

5. Развивать мышление, любознательность.

6. Воспитывать интерес к зимним явлениям природы.

ДЕКАБРЬ
3.12-7.12 Ситуативный разговор «Гололед» Закрепить знания правил безопасности в зимнее время- в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть. Консультация для родителей по теме «Осторожно гололед»
10.12-14.12 Изготовление кормушки для зимующих птиц • образовательная — уточнить знания о значении природных условий для жизни птиц, развить умение находить взаимосвязи в природе;

• коррекционно –расширить словарный запас детей в процессе ознакомления с новыми понятиями;

• воспитательная — воспитывать на основе учебного материала любовь к птицам своего региона, прививать основы экологической культуры.

Привлечение родителей, что бы они вместе с детьми разместили кормушки в городе.
17.12-21.12 Эксперимент «Лед и снег»  Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, 
• развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. 
24.12-28.12 Новогодний утренник
  1. Сплочение детского коллектива через процесс совместной подготовки к утреннику;
  2. Взаимодействовать всех участников образовательного коллектива ДОУ: педагогов, воспитанников и их родителей;
  3. Сформировать целостность картины данного праздника через традиции и непосредственных героев торжества – Деда Мороза и Снегурочки.
  4. Развивать способность к эмоциональной отзывчивости;
  5. Формировать культуру общения между детьми и родителями на празднике.
  6. Учить детей свободно и выразительно держаться, участвуя в небольших инсценировках;
  7. Развивать исполнительские и творческие навыки;
  8. Доставлять детям радость от пения, игр, и танцев;
  9. Воспитывать умение вести себя на празднике, радоваться самому и доставлять радость другим.
Участие родителей в празднике.
ЯНВАРЬ
9.01-11.01 «Рождественские колядки» Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Изготовление детей вместе с родителями масок для праздника.
14.01-18.01 Рассматривание иллюстраций, составление по ним описательного рассказа «зимние виды спорта». Образовательные:  

  • Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние виды спорта»;
  • Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать формы множественного числа имен существительных в родительном падеже;

Развивающие:

  • Развивать связную речь, слуховое и зрительное  внимание;
  • Развивать общую и личную моторику;
  • Развивать общие речевые навыки;

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни.
21.01-25.01 Сюжетно ролевая игра «Профессии» Обучающие задачи:

— Формировать представление детей о видах профессий;

— Уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии парикмахера, врача, медсестры, продавца, строителя, архитектора, кондуктора.

Развивающие задачи:

— Закрепить умение детей планировать игру и самостоятельно подбирать игровой материал, необходимые атрибуты; 

— способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; 

— формировать потребность у детей отвечать полными распространенными предложениями. 

— Совершенствовать навыки ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета;

Воспитательные задачи

— Вызвать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться постоянно и добросовестно;

— создать условия для доброго отношения к людям разных профессий.

Консультация для родителей «сюжетные ролевые игры или зачем играть с ребенком».
28.01-1.02 Настольно — печатная игра «Дорожные знаки» Закрепить знания детей о светофоре и его сигналах.                                   Формировать навыки безопасного поведения на дороге.                         Расширять словарный запас по теме «Правила дорожного движения».         Развивать связную речь. Изготовление совместно родители дети игр по ПДД.
ФЕВРАЛЬ
4.02-8.02 Рассматривание иллюстраций, составление по ним описательного рассказа «Наземный транспорт». Образовательные:

Расширять представления детей о разных видах транспорта;

Продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, вагоновожатый, водитель, капитан);

Способствовать умению составлять описательные рассказы, используя схему.

Развивающие:

Создать условия для развития внимания, мышления, коммуникативных качеств, воображения.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

11.02-15.02 Сюжетно ролевая игра «Пираты в поисках  сокровищ» Образовательные продолжать учить  развивать сюжет на  основе знаний, полученных от прочитанной литературы, просмотренных фильмов и мультфильмов; продолжать учить детей  понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней; закреплять умение налаживать и регулировать контакты в совместной  игре: договариваться, уступать, мириться; продолжать учить детей соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.                                                                               Развивающие: развивать  умение коллективно  возводить постройку, необходимую для  игры; . развивать умение распределять  роли; . развивать умение сопровождать речью игровое  взаимодействие. Воспитательные  воспитывать интерес к игре;  воспитывать желание высказывать свою точку зрения;  воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать друг друга.
18.02-22.02 Рассматривание иллюстраций к 23 февраля, заучивание стихов. Цель: Воспитывать нравственно-патриотические чувства по отношению к своей Родине, воинскому долгу.

Задачи:

1.Дать детям представление о военной службе, воинском долге.

2.Воспитывать любовь к своей семье, близким  и окружающим людям, своей земле, малой и большой Родине. Развить чувства гордости за нашу армию, за героев нашего Отечества.

3.Закреплять знания детей о военных профессиях.

4. Развивать память и воображение.

5.Закреплять умение детей конструировать из бумаги корабль, самолет.

Консультация «говори правильно»
25.02-1.03 Опыт «Почему не тонут корабли?» Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли
МАРТ
4.03-8.03 Беседа «8 марта» Формировать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопросы.
Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать в детях любовь к маме, бабушке, сестре, воспитывать чувство доброты и благодарности.
11.03-15.03 Сюжетно ролевая игра «салон красоты» Образовательная: продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы-заместители.

Развивающая: развитие диалогической речи, интонационной выразительности, умения понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, речевой и поведенческий этикет.

 

18.03-22.03 Опыт: Волшебная рукавичка Цель опыта: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Что нужно для опыта: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.

25.03-29.03 Театральная постановка развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарь;
развивать диалогическую и монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.
АПРЕЛЬ
1.04-5.04 Наблюдение за изменениями в природе «Весна» Образовательные:

-закреплять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах.

Развивающие:

-развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;

-развивать связную речь;

-расширять словарный запас детей: проталины;

— развивать логическое мышление

-развивать умение испытывать радость от прогулки, достижения

поставленных целей.

Воспитательные:

— воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Рекомендации: «проведите с детьми дома( перечень игр по познавательно-речевому развитию).
8.04-12.04 Опыт «таянье снега» Цель: расширять представления о явлениях неживой природы. 

Задачи:

Познакомить со свойствами снега и льда.

Познакомить со способами превращения воды из одного состояния в другое.

Формировать навык обследования предметов по инструкции педагога.

Учить задумываться над вопросом «Что будет, если…».

Учить рассуждать, сравнивать.

Активизировать в речи детей слова: липкий, холодный, прозрачный, цветной, твердый ,гладкий.

Активизировать память и внимание. 

Прививать интерес к природе.

15.04-19.04 Рассматривание иллюстраций и составление по ним описательного рассказа «Весна» Обучающие задачи:

закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;                       совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с   уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с   прилагательными); упражнять детей   в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных   пособий, связно в логической последовательности;                                                 формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие задачи:

развивать    умение детей соотносить знаковые символы с образами; продолжать    развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное   мышление.                       развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме   устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;                                                                            закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные  задачи:

воспитывать     доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную   отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;                                                               воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Совместное детско – взрослое творчество. Фотовыставка к нам пришла весна.
22.04-26.04 Сюжетно ролевая игра «Магазин одежды» Закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин»;  развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма
29.04-3.05 Беседа по ПДД  Закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем; учить различать грузовой и легковой транспорт, называть части машин.

— Уточнять представления о сигналах светофора, о транспортном и пешеходном светофорах, закреплять знания правил перехода проезжей части.

— Закреплять понятие «пешеход», тренироваться в применении знаний на практике.

 Уточнять и закреплять знание правил поведения на улице, проезжей части, тротуаре, выяснить готовность/ неготовность правильно действовать в сложившейся ситуации.

 Закреплять знание названий и назначения дорожных знаков, умение определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.

МАЙ
6.05-10.05 Праздник 9 МАЯ Образовательные:

Продолжать знакомить детей с понятиями: «Великая Отечественная война, «Ветеран войны», «Участник войны», Герой Великой Отечественной войны».Углубить детей знанием истории родной страны.

Развивающие:

-Развивать интеллектуальные способности ребенка, внимание, любознательность.

-Развивать коммуникативную функцию речи.

-Углубить знания детей старшего дошкольного возраста о армии, символики, воинских званиях, боевых наградах.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей гордость за свою страну, чтить память воинов, погибших за свободу Отечества.

-Воспитывать у детей желание получать яркие впечатления от произведений литературно-музыкального наследия времен Великой Отечественной войны.

13.05-17.05 Диагностика Определить результативность работы по речевому развитию за предыдущий год (динамика речевого развития за год).
20.05-24.05 Подведение итогов Подсчет результата, формирование вывода
27.05-31.05 Беседа с родителями о результатах проведенной работы Информировать родителей о том что речевая активность детей на конец учебного года изменилась. Рекомендации, буклеты.