автор: Маценко Екатерина Андреевна

педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №286 Краснооктябрьского района Волгограда», г. Волгоград

Социально-психологическая помощь учащимся первых классов с проблемами социальной адаптации

Статья на тему: Социально-психологическая помощь учащимся первых классов с проблемами социальной адаптации.

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема адаптации учащихся первого класса к школе. Выявлены показатели благоприятной адаптации и проявления нарушения адаптационного процесса. В результате поиска новых форм и методов успешного вхождения первоклассников в школьную жизнь нами была разработана концепция благоприятной адаптации к школе. Данная концепция включает в себя работу по следующим направлениям: организация и проведение занятий с будущими первоклассниками; организация летнего лагеря дневного пребывания; проведение коррекционно-развивающих занятий с учащимися первого класса, а также работа с родителями.

Ключевые слова: дезадаптация, симптом потери непосредственности, учебная деятельность, готовность к школе, концепция благоприятной адаптации.

Начало обучения в школе является одним из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физическом плане. От степени освоения ребенком новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения — эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.

Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью [7].

Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, при поступлении ребенка в школу, у него возникает симптом, рассекающий дошкольный и младший школьный возрасты и становится «симптомом потери непосредственности»: между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент –внутренняя ориентировка в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка [5].

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное к дезадаптации.

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок [7]: режимные трудности, коммуникативные трудности, проблемы взаимоотношений с учителем, проблемы, связанные с изменением семейной обстановки. Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде несформированности элементов учебной деятельности; несформированности мотивации учения; неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности; неумения приспособиться к темпу школьной жизни [9].

Суммируя факторы психологической адаптации ребенка, можно сказать, что основными показателями благоприятной адаптации являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и собственного педагогического опыта, я пришла к выводу о необходимости разработки концепции благоприятной адаптации учащихся первого класса к школе, целью которой будет являться создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе. Так в МОУ «Начальная школа – детский сад №7» Краснооктябрьского района г.Волгограда работа по созданию условий для успешной адаптации первоклассников в школе осуществляется по следующим направлениям: организация и проведение занятий с будущими первоклассниками по познавательному развитию и формирование социально-психологической готовности к школе; организация летнего лагеря дневного пребывания для будущих первоклассников; проведение адаптационных коррекционно-развивающих занятий с учащимися первого класса, а также работа с родителями.

Опыт работы с будущими первоклассниками

  1. Занятия по развитию познавательной деятельности будущих первоклассников. В рамках данного направления я организовываю и провожу коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками подготовительных групп по подготовке к школе. За основу при построении занятий я использую «Программу по развитию познавательной деятельности детей от 6 до 9 лет», автор С.В. Коноваленко [3], а также элементы занятий из программы по «Подготовке к школе» под издательством «Учитель». Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего шесть блоков заданий: интеллектуально-развивающие игры и упражнения; дыхательно-координационные упражнения; симметричные рисунки; графические диктанты; пальчиковая гимнастика; упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей.
  2. Занятия по формированию социально-психологической готовности к школе будущих первоклассников. Занятия проходят в занимательной игровой форме, где дети встречаются со сказкой-метафорой (книга М.А.Панфиловой «Лесная школа» [6]). Целью данной программы является помощь дошкольникам в социально-психологической готовности к школьному обучению. Данные занятия позволяют овладеть дошкольникам основными правилами школьной жизни, помогают снизить внутреннюю напряженность, способствуют формированию положительного настроя на школьное обучение и прививают навыки учебного сотрудничества со взрослым.

«Лесная школа» — это тридцать сказок, которые раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, школьные конфликты, отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. Сказки о героях Лесной школы дети с нетерпением ждут, беседуют о поступках героев, понимают их причины, учатся прощать и любить.

  1. Летний лагерь дневного пребывания для будущих первоклассников. Целью организации летнего лагеря является создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих первоклассников при вхождении в школьную жизнь и развития у них познавательных способностей. Каждый день проходит по определенному распорядку, одним из пунктов которого являются групповые развивающие занятия. Основу занятий составили игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Большое внимание на занятиях я уделяю упражнениям, направленным на создание и поддержание благоприятного внутригруппового климата [7; 9].

Показателями эффективности организации лагеря дневного пребывания является развитие познавательных способностей детей, формирование положительного отношения будущих первоклассников к школе и учителю, повышение уровня развития эмоциональной сферы, уверенности в себе. Все эти показатели дают положительный результат в адаптационный период первоклассников.

Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников на первичном этапе адаптации к школе

  1. Адаптационная игра Т. Азаровой «Волшебная поляна». Игра «Волшебная поляна» проводится во второй четверти учебного года с целью изучения особенностей адаптации детей к школе. Основная задача игры: научить детей взаимодействовать друг с другом. «Волшебная поляна» является по своей сути игровой оболочкой, наполнение которой определяется возрастными и индивидуальными особенностями участников, а также задачами, стоящими на данном этапе работы с классом [1; 2]. Эта игра дает прекрасную возможность педагогу и психологу увидеть детей в различных ситуациях: и в организованной, и в свободной игровой деятельности. Наблюдая за детьми во время игры, можно выделить ребят, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, не умеют свободно играть по предложенной теме. Игровое действие позволяет также провести первичную социометрию класса и выявить индивидуальные особенности учащихся.
  2. Занятия по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста (Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», автор Н.П.Слободяник). Основной целью данной программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д. Программа «Я учусь владеть собой» направлена на формирование у первоклассников произвольности, внутреннего плана действий, развитие способности к рефлексии.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, рисуночные методы, элементы групповой дискуссии, техники и приемы саморегуляции, метод направленного воображения. Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения [4].

  1. Работа с родителями будущих первоклассников и учащихся первого класса. Впервые оказываясь на пороге школы, ребенок «приносит» с собой представления, ценности и традиции, принятые в его семье. Семьи отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения. Адаптация ребенка школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому мною предусмотрена и работа с родителями как будущих первоклассников, так и учащихся первого класса с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития [7; 8]. Это тематические родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, совместная организация и проведение праздников с детьми.

Итак, школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных, эмоциональных и физических сил. Составленная совместно с педагогами образовательного учреждения концепция благоприятной адаптации первоклассников к школе помогла  выработать систему занятий и внеклассных мероприятий, помогающих детям успешно адаптироваться к школе. Именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Список литературы

  1. Азарова Т. Волшебная поляна (игра для учащихся первого класса). // Школьный психолог. – «Первое сентября», 2001. — №39.
  2. Азарова Т. Волшебная поляна (игра для учащихся первого класса). // Школьный психолог. – «Первое сентября», 2001. — №40.
  3. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий. – «Детство – Пресс», 2011.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.
  5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.
  6. Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. — М., 2002.
  7. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. — М., 1996.
  8. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. — М., 1998.
  9. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. — «Феникс», 2003.