автор: Межонная Наталья Викторовна

воспитатель МАДОУ детский сад № 5 «Малышка»

«В гостях у сказки» образовательная область развитие речи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Малышка» 

Конспект

Занятия по развитию речи  

в  старшей группе

«В гостях у  сказки»

Составил воспитатель: Межонная Н.В.

Буртасова Е.А.

Кемеровская обл.

г.Топки

 

ЦЕЛЬ:   Развитие  у детей всех компонентов  устной речи:

  — звукопроизношением

  — словарным запасом

  — грамматическим  строем речи

  — связной речью (диалогическую и монологическую форму)

  При планировании  занятия были соблюдены следующие принципы:

  • Учёт возрастных особенностей
  • Умение и навык детей  (на данный момент)
  • Индивидуальный подход

Форма организаций

— Групповая 

— индивидуальная

Методы:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический
  • Игровой

Приёмы:

  • Вопросы
  • Художественное слово
  • Помощь
  • Показ
  • Итог

Задачи:

Образовательная

  1. Совершенствовать умение описывать  внешний вид диких животных по памяти,  используя картинки, подсказки.
  2. Закреплять в представлении  и словаре ребёнка слова, обозначающие  противоположные признаки предметов
  3. Тренировать умение делить слова на слоги
  4. Закреплять в речи  детей различные способы образования  форм множественного числа имен существительных
  5. Расширение словаря за счёт  употребления притяжательных, прилагательных (признак  предмета по принадлежности)
  6. Умение подбирать слова с заданным звуком.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, память, мышление, внимание, речь,  мелкую моторику руки

Воспитательные:

Формировать  мотивацию к правильной  красивой речи, выдержку,  желание добиваться результата, умение  слушать и слышать воспитателя и своих  товарищей, инициативность, самостоятельность.

 

ХОД.

Воспитатель: Ребята что у меня в руках 

Ответ: Книга

Воспитатель: Правильно  книга. А как вы думаете,  чем мы с вами сегодня займемся? 

Ответы детей: (будем читать сказки,  учить стихи, читать рассказы и пересказывать их и т.д.)

Воспитатель:  Сегодня  я хочу пригласить вас  в сказку. Вы будите не только слушателями, но и её участниками.

Любите ребята сказку? 

Вижу, заблестели  глазки,

Сядьте тихо,  посидите

Нашу  сказку не спугните

 

В одном сказочном королевстве,  жил был король. Он был очень важный  и его звали — (воспитатель показывает символ  звука «О»)

Дети произносят звук «О»

У  него была  жена, она была ласковая нежная, и её звали (воспитатель показывает символ  звука «И»)

 Дети произносят звук  глядя на символ данного звука «И»

У короля с королевой  были дети:

Принца звали «А» Дети произносят звук  глядя на символ «А»

Принцессу звали «У» Дети произносят звук  глядя на символ данного звука  «У»

С  утра до вечера  дети бегали по парку и кричали (педагог по очереди показывает символы звуков «А» затем  «У» и наоборот)

У  детей была любимая игра. Принца звали «А» и он старался побольше придумать слов, которые начинались на звук «А»,  а принцессу звали «У» и она придумывала слова на звук «У»

Сейчас девочки помогут принцессе  и придумают слова начинающиеся на звук «У»

Мальчики  помогут принцу  и придумают слова  начинающиеся на звук «А»

Однажды  дети гуляли  в парке и попали  под дождь, промочили  ноги и заболели. Придворный врач,  осмотрев детей, прописал настойку из лечебной травы, которая растёт в  волшебном лесу.

Тогда король издал указ о помощи детям  и приказал своим свинкам напечатать его.  Давайте поможем свинкам. 

Пальчиковая игра:  «Как на пищащей машинке, две хорошенькие свинки

Туки, туки, туки, тук

Стуки, стуки, стуки, стук

И  постукивают, и похрюкивают»

А  в волшебном лесу жили волки,  и они выли так (показ символа «ы», дети произносят показанный звук)

Физминутка:   Вышли волки на охоту, бродят волки по  болоту,

Между прочим, говорят, поросят они  едят.

Но это не испугало  жителей сказочного королевства и они  отправились в путь

На экране «Сказочный  лес»

Воспитатель: «Встретим слово  на дороге, разобьём его на слоги»

(игра с мячом)

По очереди дети передают мяч  друг другу, педагог предлагает  слова которые нужно поделить на слоги.

Ре — ка, волк, по – ля – на, но – ра,  лес, до – ро – га, ли – са, де – ти, жи – те – ли, до – ма,  де – ре – во.

На пути жителей  раскинулось глубокое  озеро. Чтобы его перейти нужно построить мост, из  противоположных слов.

На экране картинка с озером

Воспитатель:  Мы  сейчас откроем рот, чтоб  сказать наоборот.

Горячий – холодный;

Умный – глупый;

Хороший – плохой;

Весёлый – грустный;

Мягкий – твёрдый;

Ясный – пасмурный;

Высокий – низкий;

Острый – тупой;

Гладкий – шершавый;

Лёгкий – тяжёлый;

Глубокий – мелкий;

Светлый – тёмный;

Добрый – злой;

Радостный – грустный;

Быстрый – медленный;

А сейчас  давайте посмотрим  в свой бинокли, кого мы там увидели? (дети с помощью рук изображают бинокль и подносят их к глазам.  

«Мы волшебники немного, был один, а  стало много»)

Воспитатель: Я  вижу одного ежа, а ты пять?  …(ежат)

Я  вижу одного лосёнка, а ты пять?  …(лосят)

Я  вижу одного лисёнка, а ты пять?  …(лисят)

Я  вижу одного медвежонка, а ты пять?  …(медвежат)

Я  вижу одного зайчонка, а ты пять?  …(зайчат)

Я  вижу одного бельчонка, а ты пять?  …(бельчат) 

Я  вижу одного рысёнка, а ты пять?  …(рысят) и т. д.

А вот  и непроходимый лес, где живут дикие звери

(На экране картина непроходимого леса)

«Чья у зверя голова, подскажи скорей слова»

Педагог кидает мяч ребёнку с вопросам.

У лисы – лисья:

У волка – волчья;

У ежа – ежовая;

У белки – беличья;

У барсука – барсучья;

У медведя – медвежья;

У рыси – рысья;

У зайца – заячья;

У лося – лосинная

Физминутка:  Кто быстрее в лес войдёт, тот растение найдёт.

«ходьба» (по скамейке, по канату, по кочкам)

На экране появляется медведь он рычит.

Воспитатель: Травку мишка охраняет и у нас он поспрошает,

На экране медведь человеческим голосом спрашивает: 

«Человеческие дети знают всех зверей на свете?»

Ну-ка дети не зевайте про зверей отвечайте!

Предлагает им мнемосхемы.

Дети по мнемосхеме рассказывают о знакомых им зверях (медведь, лиса, заяц)

(например: Это медведь. Медведь дикое животное, он живёт в лесу, медведь большой, сильный. Мех у медведя коричневого цвета, густой. У него большая голова и сильные лапы, маленький хвостик. Зимой медведь спит в берлоге. У медведя рождаются медвежата.  Медведь рычит грубым голосом. Медведь любит мед, малину, рыбу, корешки растений, разоряет муравейник.)

На экране медведь  хвалит детей, так – как они справились с заданием, смогли составить рассказ о нем и о других жителях леса.  Позволил нарвать им лечебной травы. Жители сказочного королевства принесли лечебную траву доктору. Доктор приготовил микстуру,  напоил детей, и принц с принцессой пошли на поправку. Вот такую интересную, познавательную, добрую сказку, мы сочинили вместе с вами.  

— Какие чувства вы испытали  от составленной сказки?

Высказывания детей.