автор: Межонная Наталья Викторовна
воспитатель МАДОУ детский сад № 5 “Малышка”
“В гостях у сказки” образовательная область развитие речи
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Малышка»
Конспект
Занятия по развитию речи
в старшей группе
«В гостях у сказки»
Составил воспитатель: Межонная Н.В.
Буртасова Е.А.
Кемеровская обл.
г.Топки
ЦЕЛЬ: Развитие у детей всех компонентов устной речи:
– звукопроизношением
– словарным запасом
– грамматическим строем речи
– связной речью (диалогическую и монологическую форму)
При планировании занятия были соблюдены следующие принципы:
- Учёт возрастных особенностей
- Умение и навык детей (на данный момент)
- Индивидуальный подход
Форма организаций
– Групповая
– индивидуальная
Методы:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
- Игровой
Приёмы:
- Вопросы
- Художественное слово
- Помощь
- Показ
- Итог
Задачи:
Образовательная
- Совершенствовать умение описывать внешний вид диких животных по памяти, используя картинки, подсказки.
- Закреплять в представлении и словаре ребёнка слова, обозначающие противоположные признаки предметов
- Тренировать умение делить слова на слоги
- Закреплять в речи детей различные способы образования форм множественного числа имен существительных
- Расширение словаря за счёт употребления притяжательных, прилагательных (признак предмета по принадлежности)
- Умение подбирать слова с заданным звуком.
Развивающие:
Развивать фонематический слух, память, мышление, внимание, речь, мелкую моторику руки
Воспитательные:
Формировать мотивацию к правильной красивой речи, выдержку, желание добиваться результата, умение слушать и слышать воспитателя и своих товарищей, инициативность, самостоятельность.
ХОД.
Воспитатель: Ребята что у меня в руках
Ответ: Книга
Воспитатель: Правильно книга. А как вы думаете, чем мы с вами сегодня займемся?
Ответы детей: (будем читать сказки, учить стихи, читать рассказы и пересказывать их и т.д.)
Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Вы будите не только слушателями, но и её участниками.
Любите ребята сказку?
Вижу, заблестели глазки,
Сядьте тихо, посидите
Нашу сказку не спугните
В одном сказочном королевстве, жил был король. Он был очень важный и его звали – (воспитатель показывает символ звука «О»)
Дети произносят звук «О»
У него была жена, она была ласковая нежная, и её звали (воспитатель показывает символ звука «И»)
Дети произносят звук глядя на символ данного звука «И»
У короля с королевой были дети:
Принца звали «А» Дети произносят звук глядя на символ «А»
Принцессу звали «У» Дети произносят звук глядя на символ данного звука «У»
С утра до вечера дети бегали по парку и кричали (педагог по очереди показывает символы звуков «А» затем «У» и наоборот)
У детей была любимая игра. Принца звали «А» и он старался побольше придумать слов, которые начинались на звук «А», а принцессу звали «У» и она придумывала слова на звук «У»
Сейчас девочки помогут принцессе и придумают слова начинающиеся на звук «У»
Мальчики помогут принцу и придумают слова начинающиеся на звук «А»
Однажды дети гуляли в парке и попали под дождь, промочили ноги и заболели. Придворный врач, осмотрев детей, прописал настойку из лечебной травы, которая растёт в волшебном лесу.
Тогда король издал указ о помощи детям и приказал своим свинкам напечатать его. Давайте поможем свинкам.
Пальчиковая игра: «Как на пищащей машинке, две хорошенькие свинки
Туки, туки, туки, тук
Стуки, стуки, стуки, стук
И постукивают, и похрюкивают»
А в волшебном лесу жили волки, и они выли так (показ символа «ы», дети произносят показанный звук)
Физминутка: Вышли волки на охоту, бродят волки по болоту,
Между прочим, говорят, поросят они едят.
Но это не испугало жителей сказочного королевства и они отправились в путь
На экране «Сказочный лес»
Воспитатель: «Встретим слово на дороге, разобьём его на слоги»
(игра с мячом)
По очереди дети передают мяч друг другу, педагог предлагает слова которые нужно поделить на слоги.
Ре – ка, волк, по – ля – на, но – ра, лес, до – ро – га, ли – са, де – ти, жи – те – ли, до – ма, де – ре – во.
На пути жителей раскинулось глубокое озеро. Чтобы его перейти нужно построить мост, из противоположных слов.
На экране картинка с озером
Воспитатель: Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
Горячий – холодный;
Умный – глупый;
Хороший – плохой;
Весёлый – грустный;
Мягкий – твёрдый;
Ясный – пасмурный;
Высокий – низкий;
Острый – тупой;
Гладкий – шершавый;
Лёгкий – тяжёлый;
Глубокий – мелкий;
Светлый – тёмный;
Добрый – злой;
Радостный – грустный;
Быстрый – медленный;
А сейчас давайте посмотрим в свой бинокли, кого мы там увидели? (дети с помощью рук изображают бинокль и подносят их к глазам.
«Мы волшебники немного, был один, а стало много»)
Воспитатель: Я вижу одного ежа, а ты пять? …(ежат)
Я вижу одного лосёнка, а ты пять? …(лосят)
Я вижу одного лисёнка, а ты пять? …(лисят)
Я вижу одного медвежонка, а ты пять? …(медвежат)
Я вижу одного зайчонка, а ты пять? …(зайчат)
Я вижу одного бельчонка, а ты пять? …(бельчат)
Я вижу одного рысёнка, а ты пять? …(рысят) и т. д.
А вот и непроходимый лес, где живут дикие звери
(На экране картина непроходимого леса)
«Чья у зверя голова, подскажи скорей слова»
Педагог кидает мяч ребёнку с вопросам.
У лисы – лисья:
У волка – волчья;
У ежа – ежовая;
У белки – беличья;
У барсука – барсучья;
У медведя – медвежья;
У рыси – рысья;
У зайца – заячья;
У лося – лосинная
Физминутка: Кто быстрее в лес войдёт, тот растение найдёт.
«ходьба» (по скамейке, по канату, по кочкам)
На экране появляется медведь он рычит.
Воспитатель: Травку мишка охраняет и у нас он поспрошает,
На экране медведь человеческим голосом спрашивает:
«Человеческие дети знают всех зверей на свете?»
Ну-ка дети не зевайте про зверей отвечайте!
Предлагает им мнемосхемы.
Дети по мнемосхеме рассказывают о знакомых им зверях (медведь, лиса, заяц)
(например: Это медведь. Медведь дикое животное, он живёт в лесу, медведь большой, сильный. Мех у медведя коричневого цвета, густой. У него большая голова и сильные лапы, маленький хвостик. Зимой медведь спит в берлоге. У медведя рождаются медвежата. Медведь рычит грубым голосом. Медведь любит мед, малину, рыбу, корешки растений, разоряет муравейник.)
На экране медведь хвалит детей, так – как они справились с заданием, смогли составить рассказ о нем и о других жителях леса. Позволил нарвать им лечебной травы. Жители сказочного королевства принесли лечебную траву доктору. Доктор приготовил микстуру, напоил детей, и принц с принцессой пошли на поправку. Вот такую интересную, познавательную, добрую сказку, мы сочинили вместе с вами.
– Какие чувства вы испытали от составленной сказки?
Высказывания детей.