Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Методические рекомендации к написанию самоанализа
Подготовка самоанализа
Написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления личного опыта и перспектив развития.
Самоанализ представляет собой изучение учителем состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования работы. Он обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.
Самоанализ призван дать полное представление о труде педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.
Объем самоанализа составляет, как правило, 2 – 5 печатных страниц.
Рекомендации к написанию самоанализа
Оцените качество условий, процесса и результата своей деятельности. Пишите в свободной форме.
- Мое педагогическое кредо. Главная цель моей деятельности (как я ее понимаю). Задачи, которые я решаю.
- Оцените качество условий деятельности. Оно определяется:
- качеством материально-технической базы (есть ли необходимая мебель, кабинет, оборудование, приборы, технические средства, компьютер и т.д.: как Вы сами оцениваете МТБ);
- качеством информационного обеспечения (есть ли ГОС, учебники, учебные пособия, методические руководства для учителя, журналы, газеты, электронные учебники и т.д.);
- качеством методического обеспечения, созданного Вами (авторские программы, задания для контроля, тесты, раздаточный материал и т.д.);
- качеством повышения квалификации с момента последней аттестации (где, когда, в какой форме, по какой проблеме, сколько часов, есть ли документ);
- позицией руководства (понимает ли руководство необходимость создания условий для Вашей деятельности, все ли делает для их создания, заинтересована ли администрация в повышении качества Вашего труда, как часто посещают Ваши занятия и дают полезные рекомендации, поощряют, хвалят и т.д.).
- Оцените качество учебно-воспитательного процесса, который Вы организуете (что Вы понимаете под процессом высокого качества, какие концептуальные идеи реализуете в нем; какие формы, методы, средства используете при представлении информации, организации учебной деятельности, общении; как отслеживаете качество учебно-воспитательного процесса, получаете информацию о том, что обучающиеся понимают и принимают Вас, им интересен Ваш предмет; проводите ли анкетирование, тестирование, внешнюю независимую проверку достижений учащихся и т.д.).
- Оцените качество результатов Вашей деятельности (какие из поставленных целей достигаются и в чем конкретно это выразилось; достижения учащихся при независимых внешних проверках: участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, успехи на выпускных экзаменах, выбор предмета для сдачи экзамена по выбору; удовлетворенности обучающихся организацией учебного процесса, повышение уровня и характера мотивации; данные, свидетельствующие о развитии учащихся и Вас лично, результаты личных исследований и методические находки и т.д.).
- Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме). Обобщите Ваш самоанализ, отметив сильные, слабые стороны Вашей деятельности, а также возможности ее совершенствования. Укажите, что Вас тревожит и препятствует более качественной работе:
- сильные стороны моей деятельности, личности;
- слабые стороны моей деятельности, личности;
- возможные улучшения моей деятельности;
- тревоги, препятствия.
Вопросы для самоанализа учителя
- Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями образовательного учреждения, в котором вы работаете?
- Какие важные проблемы вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.
- Какова ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором вы работаете?
- Каким образом вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?
- Что вами делается для эффективного использования времени учеников и вас самого как педагога на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения вы применяете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями детей?
- Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество обучаемых на уроке?
- Считаете ли вы высоким уровень познавательного интереса школьников на ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?
- Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?
- Какова динамика успеваемости обучаемых по преподаваемому вами предмету?
- Какие методы оценки деятельности учащихся вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие детей в оценке их учебной деятельности?
- Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.
- Каким образом вы взаимодействуете с родителями? Как вами учитываются мнения и запросы относительно успеваемости и прогресса детей? Как сообщается информация об учебных достижениях?
- Как вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?
- Как вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?
- С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?
Вопросы для самоанализа руководителя образовательного учреждения
- Каковы основные характеристики вашего образовательного учреждения? Кратко опишите отличительные черты своей школы. Обрисуйте особые обстоятельства, способствующие или препятствующие улучшению ее характеристик, например:
- проблемы набора и сохранения состава персонала;
- мобильность учащихся;
- важные события в истории школы.
Приведите любые дополнительные характеристики школы, на которые вы хотели бы обратить внимание эксперта.
- Кратко сформулируйте особые цели и опишите отличительные черты вашего ОУ, например:
- планируете ли перевод его в более высокий статус (лицей, гимназия); если ваша школа уже является таковой – опишите основные изменения, произошедшие вследствие этого;
- существуют ли какие-либо особые группы, дополнительные услуги или расширенные сферы деятельности;
- имеется ли сотрудничество с другими учреждениями или организациями (например, совместные мероприятия в рамках учебного плана, федеральные и региональные мероприятия).
- Что, по вашему мнению, является ключевыми приоритетами развития вашего образовательного учреждения? Каким образом они отражены в программе развития?
- Определите факторы, положительно и отрицательно влияющие на сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни в вашем образовательном учреждении.
- Как организуется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни?
- Ваша роль в развитии и внедрении здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий?
- Какова тенденция изменения уровня воспитанности учащихся за последние 3 года?
- Какова эффективность созданной в школе системы воспитательной работы?
- Каково влияние системы самоуправления на уровень воспитательной работы?
- Соответствуют ли достигнутые успехи в образовательном процессе поставленным целям?
- Каково влияние методической работы на достижение конечных результатов образовательным учреждением?
- Оцените уровень морально-психологической атмосферы в вашем коллективе.
- Обеспечила ли система внутришкольного управления достижение запланированных результатов?
- Какова степень выполнения целей и задач, поставленных школой?
- Создана ли в ОУ целостная система информационно-аналитического обеспечения управления?
- Какое значение она имеет для оперативного стратегического управления?
- Какую роль играет сложившаяся система стимулирования участников образовательного процесса в достижении оптимальных конечных результатов?
- Ваша роль в создании диагностики и мониторинга учебного процесса?
- Сложилась ли система организационно-педагогической деятельности, сочетающая работу администрации и коллективных органов управления?
- Степень участия органов управления во внутришкольном контроле.
- Раскройте сущность и содержание экономической мобильности образовательного учреждения.
http://www.uroki.net/docdir/docdir90.htm
Примерная схема самоанализа аттестующегося учителя
Вторая и первая квалификационная категория.
- Заявленная тема.
- Цели и задачи обучения, воспитания, развития и их психолого-педагогическое обоснование.
- Особенности отбора материала, его преобразования и предъявления.
- Средства обучения.
- Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:
– способы мотивации,
– способы организации учебно-познавательной деятельности ,
– способы управления учебно-познавательной деятельностью, организационные формы.
- Способы измерения результатов обучения воспитания, развития учащихся.
- Педагогические результаты.
Высшая квалификационная категория.
- Ведущие идеи автора педагогической технологии, их научно-методическое обоснование.
- Цели и задачи обучения, воспитания и развития и их психолого-педагогическое обоснование.
- Особенности отбора материала, его преобразования и предъявления.
- Средства обучения.
- Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:
– способы мотивации,
– способы организации учебно-познавательной деятельности,
– способы управления учебно-познавательной деятельностью,
– организационные формы.
- Система измерения результатов обучения.
- Педагогические результаты.
- Условия воспроизводимости разработанной автором педагогической технологии.
РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ САМОАНАЛИЗА
Оцените качество условий, процесса и результата своей деятельности. Пишите в свободной форме.
Мое педагогическое кредо. Главная цель моей деятельности (как я ее понимаю). Задачи, которые я решаю.
Оцените качество условий деятельности. Оно определяется:
качеством материально-технической базы (есть ли необходимая мебель, кабинет, оборудование, приборы, технические средства, компьютер и т.д.; как Вы сами оцениваете состояние МТБ);
качеством информационного обеспечения (есть ли ГОС, учебники, учебные пособия, методические руководства для учителя, журналы, газеты, электронные учебники и т.д.);
качеством методического обеспечения, созданного Вами (авторские программы, задания для контроля, тесты, раздаточный материал и т.д.);
качеством повышения квалификации с момента последней аттестации (где, когда, в какой форме, по какой проблеме, сколько часов, есть ли документ);
позицией руководства (понимает ли руководство необходимость создания условий для Вашей деятельности, все ли делает для их создания, заинтересована ли администрация в повышении качества Вашего труда, как часто посещают Ваши занятия и дают полезные рекомендации, поощряют, хвалят и т.д.).
Оцените качество учебно-воспитательного процесса, который Вы организуете (что Вы понимаете под процессом высокого качества, какие концептуальные идеи реализуете в нем; какие формы, методы, средства используете при представлении информации, организации учебной деятельности, общении; как отслеживаете качество учебно-воспитательного процесса, получаете информацию о том, что обучающиеся понимают и принимают Вас, им интересен Ваш предмет; проводите ли анкетирование, тестирование, внешнюю независимую проверку достижений учащихся и т.д.).
Оцените качество результатов Вашей деятельности (какие из поставленных целей достигаются и в чем конкретно это выразилось; достижения учащихся при независимых внешних проверках: участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, успехи на выпускных экзаменах, выбор предмета для сдачи экзамена по выбору; удовлетворенности обучающихся организацией учебного процесса, повышение уровня и характера мотивации; данные, свидетельствующие о развитии учащихся и Вас лично, результаты личных исследований и методических находках и т.д.).
Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме). Обобщите Ваш самоанализ, отметив сильные, слабые стороны Вашей деятельности, а также возможности ее совершенствования. Укажите, что Вас тревожит и препятствует более качественной работе:
сильные стороны моей деятельности, личности;
слабые стороны моей деятельности, личности;
возможные улучшения моей деятельности;
тревоги; препятствия.