Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание:
- Самоанализ педагогической деятельности.
- Понятие и цель самоанализа педагогической деятельности.
- Типичные ошибки при написании самоанализа пед. деятельности.
- Требования к самоанализу.
- Вопросы для подготовки самоанализа учителем.
- Экспертная оценка самоанализа.
- Самоанализ урока.
- Алгоритм анализа учителем проведенного урока.
- Затрудняют проведение урока.
- Самоанализ педагогической деятельности
Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.
Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:
- в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики,
- в умении творчески решать педагогические (управленческие) задачи,
- в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания (управления),
- в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические (управленческие) технологии и их элементы,
- в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников, педагогических работников),
- в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,
- в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) и собственное самообразование.
Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.
При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.
Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности:
- Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.
Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.
- Избыток фактов и цифр.
Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.
- Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.
Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.
При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.
Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.
Требования к самоанализу
Объем самоанализа – до 20 страниц печатного текста (шрифт № 14 через 1,5 интервала).
Оформление титульного листа:
- вверху указывается полное название учреждения, где работает педагог, далее – Ф.И.О., занимаемая должность.
- в середине листа – название темы
- в конце страницы – год подготовки работы.
На втором листе – оглавление с указанием страниц (страницы нумеруются), глав, разделов, параграфов.
Структура самоанализа:
- определение темы, которая легла в основу работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования.
- Выделение исследуемой проблемы, которая вытекает из темы и как бы сужает границы поиска.
- Основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении опытной работы и лежат в основе методических находок.
- Выделение ведущих идей своего педагогического опыта, которые легли в основу совершенствования педагогической практики. Обоснование их в соответствии с социально-педагогическими условиями жизнедеятельности учащихся в данной социокультурной среде. Характеристика особенностей учащихся, уровень их развития на начало работы.
- Краткая характеристика содержания образовательной области предмета, ее функций и возможностей в развитии учащихся. Остановитесь на особенностях программы, особенностях реализации базисного учебного плана. Новизна подходов к преподаванию области знаний, предмета, вида деятельности.
- Особенности выбранной технологии, чтобы образование и воспитание носило развивающий, деятельностный характер.
- Описание системы уроков, других форм работы, направленных на реализацию вышеизложенных идей, уделив особое внимание содержательной стороне, формам и методам работы, позволяющим достигнуть более высоких результатов в развитии учащихся по сравнению с имеющимся традиционным опытом.
- Аргументация нововведений, подтверждение их диагностическим материалом (промежуточными и итоговым срезами).
- Анализ результативности своего педагогического опыта по соответствию результатов прогнозируемым целям и задачам, сформулированным вначале. Выводы должны четко определить сущность педагогического опыта, находок, нововведений, их новизну, оригинальность, соответствие тенденциям развития образования.
Вопросы для подготовки самоанализа учителем:
- Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, в котором Вы работаете?
- Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.
- Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором Вы работаете?
- Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?
- Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого, как педагога, на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями учащихся?
- Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество школьников на уроке?
- Определите уровень познавательного интереса обучаемых на Ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?
- Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?
- Какова динамика успеваемости учащихся по преподаваемому Вами предмету?
- Какие методы оценки деятельности обучаемых детей Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?
- Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.
- Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?
- Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?
- Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?
- С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности? Каким образом преодолеваете их? Результат.
Экспертная оценка самоанализа
Баллы | Характеристика |
5 баллов |
Ответы на вопросы осознанны. Выражена системность, ориентация на результат и процесс его получения с позиции критического анализа. Аттестуемый выявляет проблемы, определяет их приоритетность, а также причины возникновения.
Выражена способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, устанавливать причинно-следственные связи, критически оценивать и прогнозировать результаты своего труда. Ответы на вопросы подтверждают технологичность, упорядоченность движения педагога к заранее избранному им педагогическому результату, дают развернутое представление о цели педагогической деятельности. Ярко выражена способность к объективной оценке своего опыта. |
4 балла |
У аттестуемого выражена осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, ориентация на результат; производит осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений.
Выражена способность определять проблемы в деятельности, но нет понимания причин их возникновения. Реализуемые им педагогические идеи теоретически обоснованы, но недостаточно развита способность к представлению опыта своей работы в обобщенном виде. Аттестуемый четко осознает ключевую идею деятельности, но ответы на поставленные вопросы недостаточно аргументировано это подтверждают. |
3 балла |
У аттестуемого недостаточно выражена способность анализировать свой опыт. В ответах на вопросы выражена практическая ориентация, т.е. аттестуемый определяет решаемые им задачи, использует методы и технологии, имеющиеся реальные условия.
Присутствует осознание результатов деятельности. Слабо выражена способность к теоретическому обоснованию собственной практической деятельности. Ответы на вопросы дают неполное представление о профессиональной деятельности. |
2 балла |
Педагог воспринимает чисто организационные изменения, происходящие в системе образования, и не до конца понимает необходимость пересмотра содержания образования, изменения и совершенствования методов, приемов, технологий преподавания.
Слабо выражена осознанность профессиональных затруднений; недостаточно развита самооценка; не всегда имеет место реальное подтверждение заявленным фактам. |
1 балл |
Спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств; спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции, не владеет навыками проведения диагностики; не выражена осознанность профессиональных затруднений; слабо развита самооценка; отсутствует реальное подтверждение заявленным фактам. |
- II. Самоанализ урока
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА
Посещающий педагог наблюдает за ходом урока и фиксирует происходящее. После урока учитель должен ответить на два вопроса:
Что должен был узнать и научиться делать ребенок на уроке?
Как учитель это делает сам? (назвать способ и воспроизвести действие)
Затем учитель и посещающий педагог обсуждают, оценивают элементы урока (выбор элементов анализа урока зависит от цели посещения) по следующим критериям (примерные).
- Оценка структуры урока:
– гигиенические условия, оценка учителем места урока в расписании, дня недели, времени года, степени утомления либо возбуждения учащихся после предыдущего урока,
– взаимосвязь урока в теме раздела программы,
– определение соответствия цель урока – тип урока – структура урока.
- Оценка целеполагания и мотивации учебной деятельности:
– определение учителем цели и триединой задачи урока,
– постановка цели урока перед учащимися,
– соответствие цели, задач урока его этапам и содержанию,
– определение значимости изучаемого материала на уроке, его актуальность и связь с жизнью,
– положительная мотивация учащихся,
– на уроке создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки ученика,
– эффективность использования оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
- Оценка содержания образования:
– научность, доступность и посильность изучаемого материала,
– новизна, проблемность и привлекательность учебной информации,
–эффективность подбора содержательного компонента урока (материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.)
– обоснованность и наличие логики между этапами урока,
– подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке,
– домашнее задание (методика и объем), поисковый творческий характер заданий,
– рациональность использования времени урока, оптимальность темпа работы.
- Оценка эффективности форм организации обучения
Целесообразность и обоснованность используемых форм, с учетом данных педагогической и психологической диагностики.
Классификация | |
по типу уроков | по формам обучения |
изучения нового материала | традиционный урок |
повторения изученного материала | лекция |
закрепления изученного материала | семинар |
контроля, проверки ЗУН | конференция |
коррекции ЗУН | лабораторно-практические занятия, практикумы |
применения полученных знаний на практике | факультативное занятие |
обобщающий урок | экскурсия |
комбинированный урок | консультация |
- Оценка эффективности методов обучения
Обоснованность и соответствие методов целям урока и особенностям изучаемой единицы содержания.
Классификация методов обучения
|
|
по источнику получения знаний | по характеру познавательной деятельности
на основе целостного подхода |
словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой) | объяснительно-иллюстративные |
наглядные | репродуктивные |
практические | проблемного изложения |
эвристические | |
исследовательские |
- Эффективность преподавания повышалась
– широким спектром заданий развивающего характера, дифференцированным подходом к обучению,
– адекватностью наглядного материала и ТСО,
– тем, что на уроке ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся, а не расчет на среднего ученика,
– применением здоровьесберегающих технологий и методик,
– тем, что в объяснении учитываются возможные ошибки учащихся,
– использованием эвристических приемов (работа не по образцу), позволяющих развивать творчество учащихся,
– эффективным использованием возможностей учебного кабинета на уроке.
- Оценка учащихся на уроке
– уровень активности учащихся на уроке,
– адекватность ответов на вопросы учителя, дети задают вопросы на уточнение понимания материала,
– развитость самостоятельной речи учащихся.
- Оценка деятельности педагога на уроке
– педагогический такт учителя,
– уровень сотрудничества учителя с детьми,
– часто используются ситуации диалога, обмена мнениями,
– умение слушать и слышать ученика, психологическая атмосфера урока,
– гибкость учителя, способность корректировать свои действия (и план урока) на основе оперативной оценки их результативности, разрешение возникающих конфликтных ситуаций.
Затрудняют проведение урока:
- Неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»,
- Безразличное отношение ко всему происходящему на уроке,
- Рыхлая композиция урока,
- Скованность движений учителя,
- Неумение учащихся работать предложенными методами обучения,
- Однообразие методов обучения,
- Бесстрастный рассказ учителя,
- Монотонность и сухость при изложении нового материала,
- Отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока вопросами.