Автор: Михайлова Галина Михайловна

учитель русского языка и литературы МБОУ  «Крайнешешмарская основная общеобразовательная школа» Республики Марий Эл

Конспект урока с презентацией «Подготовка к сочинению-рассуждению в 9 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Крайнешешмарская основная общеобразовательная школа»                   

 

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению в 9 классе.

 

                                                     Михайлова Галина   Михайловна,

                                                      учитель русского языка и литературы,

                                                      первая квалификационная категория

 д. Симулино

2020

 

                       

  Цели:

  1. Подготовить учащихся к написанию самостоятельных  

             рассуждений.

  1. Формировать умения, навыки

             выдвигать тезис, приводить доказательства, формулировать вывод. 

  1. Воспитать нравственные качества.

Задачи:

  1. Расширить и углубить знания по культуре речи.
  2. Повторить знания о типах речи, изобразительно-выразительных    

                средствах  языка.

Метод обучения: проблемно-поисковый.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки, цифровые образовательные ресурсы; компьютерные программные средства: Microsoft Word, Microsoft Power Point и др.

                             Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  На уроках развития речи мы учились раскрывать тему сочинения, выражать своё отношение к тому, о чём пишем, чтобы сочинение было подчинено основной мысли. Кроме того, мы учились писать отзывы о сочинениях своих товарищей, учились не только отмечать недостатки сочинений, но и доказывать, почему мы так считаем, т.е. учились доказывать своё мнение.

                     Объявление темы и цели урока.

  1. Ознакомление с основными признаками сочинения (Приложение 1).

III. Повторение о композиции сочинения-рассуждения (Приложение2).

  1. Практические советы (Приложение 3).

, V. Работа  по тексту:

  1. Постановка проблемы.
  2. Определение темы, идеи.
  3. Выдвижение тезиса.
  4. Приведение доказательств. Ознакомление с оформлением цитат.
  5. Формулировка вывода.

  На слайдах после каждого этапа работы отражаются варианты ответов.

  1. Обобщение.

VII. Домашнее задание.

Письменно оформить сочинение в тетрадь.

 

        Приложение 1.

Любое сочинение, в том числе и сочинение — рассуждение, — это текст. Создавая текст разных стилей и типов речи, необходимо помнить о тех признаках, которые и определяют данное речевое произведение как текст.

Признаки текста.

Тематическое единство (связь всех частей текста с темой  высказывания (предметом речи), поставленной проблемой и основной мыслью).

Последовательность изложения (определённое (логическое) расположение частей текста. 

Связность (связь всех элементов высказывания по смыслу и грамматически. Предложения, блоки предложений в тексте соединяются последовательной (цепной), параллельной и смешанной видами связи).

Завершённость( смысловая соотнесённость (связность) концовки текста с его названием (заголовком) и началом текста, смысловая исчерпанность темы, исполнение авторского замысла.

Информативность(смысловое содержание текста; информация, которую он несёт).

Цельность (внутренняя смысловая связь предложений и частей текста, обеспечивающая содержательную и композиционную целостность текста за счёт правильного использования грамматических средств (лица, времени, наклонения, типов предложений, порядка слов и т.д.).

 

                    Приложение 2.

. Композиция сочинения-рассуждения.

                    (Схема).

  1. Тезис ( основная мысль ).
  2. Аргументы ( доказательства ).

        а).  .   .    .    .    .

        б).   .  .    .    .    .

        в).   .   .  .     .    . 

iii. Заключение ( вывод ).

 

Приложение 3.

                      Практические советы.

  1. Чётко представлять предмет речи (тему).
  2. Правильно обозначить  проблему текста и представить её в виде тезиса.

 Прежде чем сформулировать тезис,  сделать небольшое вступление.

  1. Привести доказательства (2 и более).

Развернуть, обосновать фактами из текста с использованием цитат. Доказательства привести в соответствии с темой и тезисом сочинения.

   Не допускать чрезмерного цитирования.

  1. Сделать  вывод-заключение, при этом он должен быть связан с темой сочинения и тезисом.

    Вывод – это доказанный тезис.

  1. Проводить логическую связь между отдельными положениями 

     и частями рассуждения.

    Переходные фразы-мостики служат выражением этой внутренней связи,

    объединяют отдельные части рассуждения в единое целое, делают 

    сочинение композиционно  завершённым и логически стройным.

        Средства связи частей (слова и предложения) рассуждения:

     а) тезиса и доказательств:

    Приведем доказательства этого.      Это можно доказать таким образом.

     Почему?        Почему? И вот почему.     Это можно объяснить так. И др.

    б) доказательств:

Во – первых. Во-вторых. Кроме того.

    в) доказательств и вывода:

    Итак. Таким образом. Следовательно.

    Обобщим сказанное.         В заключение.

   Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

   Можно увидеть, что…

   В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

                   Работа по тексту сочинения-рассуждения.

                           Задание.   

  • Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
  • Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Неужели библиотека?»
  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 

Проблема.

  • Почему так дорога библиотека (книга) в жизни героя и в годы войны? 

Тема.

  • Повествование о том, какое значение имеет книга в жизни героя и в годы войны. 

                  Идея.

  • Книга не утратила своей роли в жизни героя и в годы войны. Она помогала выстоять и победить врага. 

 

    Тезис со вступлением.

  • «Сплошной грохот, ничего не видно: всё затянуто чем-то мутным». Так зловещими ударами война разрушала в Сталинграде всё: вокзал, редакцию… Не уцелела и библиотека. «Неужели библиотека?»  — спросил герой, не ожидая ответа, зная, что именно так. Почему так дорога ему библиотека? 

            Аргументы.

  • Во-первых, всё её внутреннее убранство, вся обстановка убеждают посетителя в том, что «в комнате тихо и уютно». Она располагает к себе так, что «кажется, что и везде мир и покой».

           Вариант аргумента I.

  • Всё её внутреннее убранство, вся обстановка располагают читателя к чтению. Прочитайте: «…в комнате тихо, уютно. Портреты Тургенева, Тютчева… Кажется, что и везде мир и покой». Это уведёт его, хотя на время,  в мир, где нет взрывов, плача, огня. 
  • Кроме того, читатели окунутся в мир героев, забудут всё будничное, тревожащее их, что за окном война, предаются своему воображению и сидят «до тех пор, как библиотекарша не намекает… что скоро библиотека закрывается». Поэтому молодые офицеры с таким удовольствием проводят время в библиотеке. 

Заключение-вывод.

  • Таким образом, библиотека для героя – бесценное хранилище, которое формирует его как личность. И в военное время она продолжает выполнять такую же роль, как и в мирное. Выстоять и победить – вот что даёт книга герою.

 

               Список использованной литературы.

1.Система обучения сочинениям на уроках русского языка .  Под ред. Т. А. Ладыженской.  М., «Просвещение», 1978.

2.Текст В. П. Некрасова.