автор: Михайлова Мария Михайловна

учитель Йошкар-Ола

Внеурочная деятельность «Моя Родина»

1.Пояснительная записка

 

Программа “Моя Родина” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа “Моя Родина” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Моя Родина” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми; экскурсии в музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

 

 

 

 

2.Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

— создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

— формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

— утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

— развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

— воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

— повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

2.1.Отличительные особенности программы

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по истории, географии, природе родного края.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами проектной и исследовательской деятельности, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения исследовательской и проектной деятельности, при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил географии, истории у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Уникальность программы заключается в том, что учащиеся живут в селе, богатом народными традициями, обычаями, нравами, имеющим большое культурно-историческое наследие. Но в силу ряда социальных причин происходит постепенное разрушение национальной колоритности. Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании национального самоопределения личности. Поэтому программа опирается на культуру, помогая обучающимся пройти путь самореализации и адаптации в современном обществе через освоение культуры своего народа. Формирование этнокультурной компетенции — одна из главных целей реализации данной программы.

2.2.Особенности возрастной группы детей

Программа рассчитана для учащихся 3- 4 классов . Курс программы рассчитан на 2 года. Занятия для учащихся третьего класса начинаются с первого сентября. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

   Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

  Данная  программа позволит осуществить  военно-патриотическое направление во внеурочной деятельности.

2.3.Уровень результата работы

Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) 

Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) -.Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

формирования у детей социокультурной идентичности: этнической, культурной, гендерной и др.

 

2.4.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от программы  Управление реализацией программой осуществляется через планирование и контроль. Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Учебно-тематический план

 

Учебный план для 3-4 класса

Объём курса в 3 классе 35 недель из расчета 1 ч. в неделю.

3 класс 4 класс
Название раздела Количество часов Название раздела Количество часов
Я живу в России 8 Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? 2
Без прошлого нет настоящего и будущего 5 Древняя Русь, Марийский край 6
Как далекая Россия становится близкой 4 Республика Марий Эл 6
Россия и мир 5 Российская империя 6
Заключение. Россия – моя Родина 6 Россия в XIX веке 6
Малая моя Родина 3 XX-XXI века. История и современность 8
Писатели Марий Эл детям 4 Заключение 1
35 35

 

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности 

 

№ темы п/п Тема/ раздел курса Кол-во часов теория практика Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)
Я живу в России 12 9 3
1 От Йошкар-Олы и до окраин 1 1 Экскурсия: «Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего города (села)»
2 Йошкар-Ола – столица Марий Эл 1 1 Виртуальная экскурсия по городу. Йошкар-Ола: древняя и современная (подготовка фотоколлажа, выставки, альбома путешественника). 
3 Россия — многонациональное государство.   1 1 Исследовательская работа на тему «Творчество народов России»

(национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России

4-5 Народы России 2 1 1
6-7 Общее и особенное народов России. 2 1 1 Исследовательский  мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». Тема для обсуждения: «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?»
8-9 О расах, языках и религиях 2 2
10 Праздники России 1 1 Традиции нашего класса
11-12 Гражданин России 2 1 1 «Символика страны и родного края»
Без прошлого нет настоящего и будущего 10 7 3
13 Самое необычное на Земле 1 1 Мини-проект: «Достижения человека. Каждый человек – личность?»
14 Как настоящее связано с прошлым 1 1 Беседа «Уроки прошлого»
15 Наука о происхождении и становлении  человека 1 1 Познавательная игра «Машина времени». Фантастический рассказ

«Как появился человек?»

16 Наука о происхождении и становлении  человека 1 1
17-18 Религиозно- мифологические представления  о мире и человеке 2 2 Исследовательские  мини-проекты: «Легенды славян. Былинный пир. Мифы Древней Греции»
19 Религиозно- мифологические представления  о мире и человеке 1 1
20 Религиозно- мифологические представления  о мире и человеке 1 1
21 Библейские  представления  о происхождении  мира и человека. 1 1 Исследовательский  мини-проект: «Библия и наука (современные ученые о достоверности Библии)»
22 Библейские  представления  о происхождении  мира и человека. 1 1
Как далекая Россия становится близкой 10 5 5
23-24 Как воскресить прошлое. Археология 2 2 Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. 
25 Как воскресить прошлое. Этнография.  1 1 Экскурсия: «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)»
26-27 Имена и фамилии 2 1 1 Исследовательские  мини-проекты: «Что означает мое имя? История моей фамилии. Моя родословная. «Храни меня, мой талисман»
28 Имена и фамилии 1 1
29-30 Письменность 2 1 1 Мини- проект «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг»
31-32 Время и пространство в истории 2 1 1 Работа с лентой времени. Экскурсия в музей
Россия и мир 11 8 3
33 Мы все разные 1 1 Мини- проект «Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?»
34 Чудеса света 1 1 Исследовательские  мини-проекты: «Восьмое чудо света в России. Восьмое чудо света в мире»
35 Сохранить прекрасное, вечное 1 1 География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий)
36 Сохранить прекрасное, вечное 1 1
37 Сохранить прекрасное, вечное 1 1
38 Общечеловеческие проблемы. 1 1 Памятные места Великой Отечественной войны. Интервью «Рассказ ветерана». Мои родные на защите Родины в Великой Отечественной войне. День памяти «Во имя жизни на Земле»
39 Сохранить мир 1 1
40 Общечеловеческие проблемы. 1 1 Природа родного края.

Экологический маршрут

41 Здоровье людей и природа 1 1
42 Международное  сотрудничество 1 1 Что угрожает Земле? Сохранить Землю
43-44 Россия – моя Родина 2 1 1 Экскурсия : «История родного края. История моей улицы.

Фестиваль искусств «Моя Россия»

Малая моя Родина 15
45-46 История образования моего поселка 2 1 1
47-48 Знаменитые люди поселка 2 2
49-50 Вот моя улица 2 2
51 Йошкар-Ола – столица Марий Эл 1 1
52-53 Моя область от края до края и ее соседи 2 1 1
54-55 Знаменитые люди Ростовской области 2 2
56 История Таганрога 1 1
57 По местам А.П. Чехова 1 1
58-59 2 1 1
Писатели Марий Эл 10
60-61 Жизнь и творчество писателей 2 1 1
62 О чем писали ? 1 1
63-64 Песни о Марийском крае 2 1 1
65-66 Знакомство с поэтами нашего края 2 1 1
67-68 Мы родом из России 2 2
69-70 Заключение.Вывод.
Итого 70 45 25

 

3.1.Содержание Программы

 

 

Я – моя страна – мой мир

Раздел I. Я живу в России Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство — люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина. Образ столицы в литературе и живописи.

Россия —  многонациональное государство. Язык межнационального общения.

Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные — на отдельных примерах).

Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).

Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.

Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего Человек — самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.

Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.

Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.

Раздел III. Как далекая Россия становится близкой Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность.

Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.

Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.

Раздел IV. Россия и мир Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света»

(искусство, наука, культура — на примере России и ряда других стран).

Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.

Россия – моя Родина.

Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.

 

3.2. Ресурсное обеспечение реализации Программы

 

1.Программы внеурочной деятельности. Сост. Е.Н. Петрова.-  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,  2011г

2.Чутко Н.Я.  «Я — гражданин России (Я — моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. — Самара: 

 

Медиаресурсы 

Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
  3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
  4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
  5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,

Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России  и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15

  1. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

Технические средства обучения.

  1. Персональный компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.

 

3.3. Ожидаемые результаты

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Обучающийся научится:

— понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники;    международное сотрудничество; история, предыстория;

— ориентироваться в историческом времени;

— определять на карте границы и крупные города России;

— рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

— различать символы государства — флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

— уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

— уважительно относиться к защитникам Родины;

— читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

— различать художественную и научно-популярную литературу;

— анализировать ответы товарищей;

— осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и     ценности; достоверное и версии в истории;

— приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

— различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

— анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

— на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

— уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Рекомендуемая литература

 

  1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
  2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
  3. Народы России: Государственные праздники России/ Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера»: ( Серия «Моя Родина – Россия»).

4.Мартышин В.С. Твоя родословная.Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной.- М: «Школьная пресса», 2000

Интернет-ресурсы (ЭОР)

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-

 http://school-collection.edu.ru

2.Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru

3.Педагогическое сообщество.- http://pedsovet.su

  1. Федосюк Ю. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь.- М: Дет.лит, 1972.