Мозаичная психопатия, или Родительский анализ новых ФГОС начальной школы

Ольга Лебедева с родительской позиции проанализировала проект новых ФГОС начальной школы, который сейчас проходит общественное обсуждение. Напомним, что по итогам голосования членов Совета проект ФГОС начального общего образования большинством голосов принят без изменений.

Прочитала новые стандарты Министерства образования и сделала свой родительский анализ стандарта для начальной школы, который попытались принять без широкого обсуждения. Мысли вслух…

МУЗЫКА
«18) Читать по нотной записи партию отдельного музыкального инструмента в ритмической партитуре, включающей освоенные метры и ритмические формулы».

Мне кажется, это перебор для всеобщей школы!

«14) Различать на слух звучание симфонического, русского народного, духового оркестров и отдельных инструментов».

Каких «отдельных»? А если не отличу альт от скрипки, тогда что?

«4) Понимать значение отечественных народных музыкальных традиций в жизни своего родного края, страны».

А, хм, каково оно?

«5) Воспринимать, различать жанровые (песенные, танцевальные, маршевые) основы музыкальных произведений».

Это как сейчас помню из своей начальной школы: Песня! Танец! Марш!
И, кажется, это ничего мне не дало.

«9) Выявлять основную интонацию как зерно музыкального произведения».

Эээ — может быть, тему?

«10) Наблюдать за музыкальным развитием на основе сходства и различий музыкальных образов».

Музыкальным развитием ЧЕГО?

«19) Общаться и взаимодействовать с другими учащимися в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального, музыкально-пластического, музыкально-театрализованного) исполнения музыкальных образцов».

Не понимаю, что такое «музыкальные образцы» — какая-то адаптированная усеченная музыка?

ФИЗКУЛЬТУРА
«3) Обогащение двигательного опыта и формирование умения взаимодействовать в команде в процессе овладения жизненно важным фондом двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний, приёмов базовых видов спорта, подвижных игр и элементов спортивных игр, направленного воспитания физических качеств и сопряжённых с ними двигательных способностей».

Интересно, каким ЖИЗНЕННО важным фондом двигательных умений я овладею на уроке физкультуры (если это не лечебная физкультура)?

«1) Формирование первоначальных представлений о физической культуре и здоровом образе жизни, понимание обучающимися значимости здорового, физически активного образа жизни как фактора разностороннего гармоничного развития личности, успешной учебной деятельности и социализации».
«5) Формирование позитивного отношения к физической культуре и здоровому, физически активному образу жизни, в том числе в процессе физического самовоспитания».

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ п. 1 от п. 5? Первончальное позитивное отношение и вторичное позитивное отношение?

«Строевые упражнения
«Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой»; повороты кругом на месте, рапорт учителю; расчет по порядку; перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом».

Это в первом классе?

А вот и второй класс:

«Строевые упражнения
Расчет на «первый-второй», размыкание и смыкание приставными шагами, команды; перестроения из одной шеренги в две, из двух в одну, из колонны по одному в колонну по два; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры, с выполнением команд».

А вот и третий — все никак не научатся…

«Строевые упражнения
Выполнение команд, построение в две шеренги, перестроение из двух шеренг в два круга; выполнение команд».

Осталось и для четвертого:

«Строевые упражнения
Выполнение команд, повороты кругом на месте, расчет по порядку; перестроение на месте из одной шеренги в три (четыре) уступами».

Узнать бы, что такое уступы….Тоже физическая культура….

РУССКИЙ
«Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм».

Чего вдруг вспомнили про гигиену? В смысле не водить носом по тетрадке?

«Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста».

Это ЗАЧЕМ вообще?

«Безошибочно списывать текст объемом 20–25 слов (1-й класс)».
«Безошибочно списывать текст объемом 40–50 слов (2-й класс)».

Это жутко скучно, убивает мотивацию.

«Использование орфоэпического словаря для решения практических задач».

Если уж для практических задач, то, наверное, полезнее будет это делать при помощи интернета.

«Употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных)».

Почему-то упорно повторяется именно этот набор с 1 вплоть до 4го класса — и в нем не появляется названий городов, стран, континентов.

Честно говоря, я не поняла, где там вообще русский язык — сплошная «классификация звуков» и «правильное списывание».

Не нашла буквально ни одной привязки к жизни, собственного творчества ребенка.

ЛИТЕРАТУРА
«Фольклорные и литературные произведения разных жанров: потешки, пословицы, загадки, сказки; рассказы, стихотворения, сказки».

В общем, детишки в 1-м классе уже вышли из возраста потешек, с интересом вернутся к ним разве что, когда станут филологами или родителями.

«Различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (доброта, любовь к семье, уважение к близким, забота о старших и младших), факты традиций, быта, культуры разных народов (1-й класс)».
«Различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к родному краю, его людям, природе) и факты традиций, быта, культуры разных народов (2-й класс)».
«Различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений фольклора разных народов России, находить в них отражение нравственных ценностей (служение России, милосердие, творчество, мужество и т. д.), факты бытовой и духовной культуры (3-й класс)».
«Различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений национальной литературы и фольклора разных народов России; находить в них отражение нравственных ценностей (добро и зло, стремление к истине, Родина, планета Земля, народы и их культуры и др.), факты бытовой и духовной культуры (4-й класс)».

Вообще, хорошо бы добавить СМЕХ, ЮМОР, чтобы было, где улыбнуться-то и мотивацию к учебе усилить.

И почему-то вообще нет познавательных текстов, информационных текстов — это особый важный жанр. Вроде «книги о лягушках» (где обитают, чем питаются).

К 4-му году тяга к фольклору усиливается — зачем, почему. Зачем так много фольклора? Ок, культура. А современная культура где?

Непонятно, где у ученика включается мысль на уроках литературы. По плану — нигде. Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной картине (под руководством учителя); ответ на вопрос «Чему учит произведение?».

А бывают и произведения, которые НИЧЕМУ не учат, и ценность их от этого не меньше.

Я сильно не согласна с назидательным уклоном литературы (но это здесь во всю красу).

«Выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться систематическим каталогом».

Ну и зачем мне уметь пользоваться систематическим каталогом? Где я это буду делать?

«Выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации)».

Какой библиографической культурой должен владеть ученик? На какой аппарат опираться?? Это какой век?

ИНОСТРАННЫЙ
«Формирование умений воспринимать на слух звучащие до 40 секунд учебные тексты диалогического и монологического характера».

И ведь эти злодеи не включат мультик на иностранном языке, так и будут заниматься АУДИрованием…

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
«В результате 3го года обучения ученик научится находить на карте мира Российскую Федерацию».

В общем, я думаю, с учетом размеров РФ, эта задача по плечу и первокласснику (при поддержке учителя, разумеется, ибо он все выполняет при поддержке учителя).

Нигде с 1 го 4й класс не упоминается, прошу прощения, сортировка мусора и вообще возможность переработки; не упоминаются энергосберегающие лампочки, утилизация батареек.

Никакого электричества vs нефть, никаких солнечных батарей и ветряной энергии.

То есть никаких тебе зеленых технологий вообще нет как класса (в Технологии этой темы тоже и близко нет)!

РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА И СВЕТСКАЯ ЭТИКА
А это как?:

«Формулировать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве».

Странное умение для ребенка — не суждения о нравственности, а суждения о значении нравственности.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Не могу найти различий между 1-4 годами (все одно и то же какое-то).

Почему-то нет ни тебе стилей (пуантилизм, наскальная живопись…), ни тебе современного искусства, ни искусства других народов, ни попыток связать с религиозной культурой; или окружающим миром; или математикой (patterns, симметрия).

ТЕХНОЛОГИИ
«Характеризовать технологические операции при работе над изделием».

Просто интересно, а как это по-русски (что имеют в виду).

«К концу 3го года обучения ученик научится:
− пришивать пуговицы 1–2 способами, используя их для украшения одежды и создания декоративных композиций».

Как трогательно!

«Проект как личностно или общественно значимый продукт. Представление об этапах проектной деятельности. Защита, презентация выполненной работы».

ВАУ!! Вот что такое «проектная деятельность»!

Технологии — это вообще тушите свет. Нигде не звучит предложения что-то придумать самому (хоть что-то!). Про изобретения — ни гугу.

Больше не могу это читать, одно расстройство.

Я бы вот что сказала…

Хотя стандарт перегружен деталями, к окончанию начальной школы ребенок не выносит ни одного (!) долгосрочного понятия (вроде той же пресловутой симметрии, пропорций), кроме совершенно вязких ни к чему не применимых «пониманий художественной ценности»;

Слово «симметрия» упоминается только в Технологии (изготовление изделий с 1-2 осями симметрии);

Слово «пропорции» — только в ИЗО А математика тут не при чем, ага;

В голове ничего не зацепится надолго (ибо не вводится понятий в принципе);

Нерелевантность содержания (бесконечные потешки в фольклоре под звуки гимна) и, значит, демотивация;

Полное отсутствие связей между предметами;

‎Никакого творчества, создания своего.

Диагноз: «мозаичная психопатия».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *