автор: Моисеева Антонина Меркурьевна
Воспитатель МБДОУ “ЦРР-Детский сад №134 Жемчужинка”
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №134 «Жемчужинка»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект НОД по формированию элементарных
математических представлений
в средней группе «Родничок»
Составила воспитатель
Моисеева Антонина
Меркурьевна
Чебоксары 2019г.
Цель:
Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные: – Закрепить знание количественного и порядкового счета до 5, умение распознавать цифры до 5.
– Закрепить знания детей о числовом ряде.
– Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
– Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько.
Развивающие: – Развивать умения сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.
– Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево).
Воспитательные: – Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.
Оборудование: музыкальная аудиозапись, воздушный шарик, конверт, разрезная на 4-5 частей картинка – Буратино, сундучок, 2 золотых ключика (1 ключ разрезанный на 5 частей), красивый платочек, обои – ковер; геометрические фигуры – «заплатки» (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), кочки большие – маленькие по количеству детей, деревья от маленького до большего (дуб, клен, береза, рябина), листики кленовые красные, желтые, зеленые (на каждого ребенка); божьи коровки красные, желтые, зеленые (на каждого ребенка); цифры от 1 до 5 на каждого ребенка.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу. В группу залетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт.
В: – Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт, письмо)
В. Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано, не подписан.
– Я предлагаю открыть конверт и посмотреть, что там? (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
Д: Разрезные картинки, письмо.
В: – В конверте лежат разрезные картинки, может мы их соберем, и тогда узнаем от кого оно. (Дети собирают картинки, на картинке изображен Буратино).
В: – Кто же это на картине?
Д: – Буратино
В: – Правильно, Буратино.
– Все ясно, значит, письмо нам прислал Буратино. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).
В: – Ребята, Буратино схватил злой Карабас – Барабас и запер его в сундуке. Золотой ключ забрал с собой. Буратино просит вас освободить его, но для этого вам нужно будет выполнить задания, которые приготовил для вас Карабас – Барабас. За каждый правильный ответ вы будете получать часть ключика.
В: – Ребята, поможем освободить Буратино? Справимся с заданиями Карабаса – Барабаса. Ну, тогда начнем?
В:– Как вы думаете, на чём можно отправиться спасать Буратино?
Д: На поезде, на паровозе, на пароходе, на самолете.
В: – У меня как раз есть ковёр-самолёт! (разворачиваем «ковёр», а там дырки в виде геометрических фигур).
В: – Ой, ребята, что с ковром? (дырки на ковре). А можно полететь на таком ковре? (нет)
А что надо сделать с ковриком, чтоб смогли полететь?
Д: – починить его, закрыть дырки.
В: – Поможете починить ковёр? (на подносе лежат геометрические фигуры)
В: – Возьмем заплатки и починим ковер
В: – А на какие геометрические фигуры похожи заплатки (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
В: – Лера, на какую фигуру похожа твоя заплатка? (на треугольник)
-А твоя, Ксюша? (на квадрат)
В: – А теперь находим на ковре дырку с такой же фигурой, какая у вас, и закроем их (дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).
В: – Молодцы, вы справились с заданием и за это получаете первую деталь ключа.
В: – Рудик, выложи на доску первую деталь ключа (выкладывает на доске)
В: – Ребята, как красиво мы с вами отремонтировали ковер.
– Теперь садитесь на ковер и полетели.
(Звучит мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в дремучий лес.)
Игра «Расставь по высоте»
В: Ребята, перед нами дремучий лес ( Слайд). А какие деревья тут растут? (дуб, клен, береза, рябина) (Слайд) Какое дерево самое высокое? (клен), пониже какое дерево? (береза), еще по ниже? (дуб), самое низкое? (рябина).
А теперь мы с вами также расставим деревья по высоте от самого высокого до самого низкого.
– С какой стороны мы начнем расставлять деревья? (слева направо)
(дети расставляют деревья за своим рабочим местом)
– Катя, расскажи, как ты расставила свои деревья (Самый высокий клен, пониже береза, еще пониже дуб, а самая низкая рябина).
-Христиния как расставила (Самый высокий клен, пониже береза, еще пониже дуб, а самая низкая рябина).
-А теперь все вместе расскажем, как расставили деревья (хоровой ответ)
– Молодцы, хорошо справились. За это мы получаем вторую часть ключика.
-Богдан, выложи на доску вторую деталь ключика (выкладывает на доске).
В: – Отправимся дальше в путь. А на нашем пути, посмотрите, болото. А болото какое? (большое)
-Да, болото большое, заколдованное. Сможем ли мы перейти болото? (нет) Перейти это болото можно только по кочкам.
Игра «Найди пару»
В: – Ребята, посмотрите, тут кочки лежат. Кочки одинаковые? (нет)? Чем они отличаются? (размером). А какие? (большие и маленькие).
– Возьмите маленькую кочку в правую руку, а большую в левую.
-Ульяна, какая кочка у тебя в правой руке? (маленькая)
-Юлиана, какая кочка у тебя в левой руке? (большая)
-Все вместе скажем: в правой руке маленькая кочка, а в левой большая кочка.
-Что можно сказать о величине кочки в правой руке, по сравнению с величиной кочки в левой руке?
-Лера, как ты думаешь? (кочка в правой руке меньше кочки в левой руке).
-Катя как думает? (кочка в правой руке меньше кочки в левой руке).
– Все вместе скажем (кочка в правой руке меньше кочки в левой руке).
-Молодцы! А теперь, справа от болота выложим дорожку из больших кочек, а слева из маленьких кочек.
-Ева, где лежат большие кочки? (справа от болота)
-Антон, а маленькие кочки где лежат? (слева от болота)
-Все вместе скажем (хоровой ответ)
-А теперь пройдем по ним.
В: Молодцы ребята справились мы и с этим заданием, получаем третью часть ключика.
-Ева, выложи третью часть ключика на доску (выкладывает).
– Отправляемся дальше в путь, ой, а что это там впереди?
В: Посмотрите, какая необычная поляна, она наверное волшебная. Ребята, что вы видите на поляне? (листочки). Какие разноцветные листочки на полянке. Какого цвета листочки? (красные, желтые, зеленые)
Игра «Посадим божью коровку на листик»
-Ребята, а еще кого видим на полянке? (божьи коровки). И божьи коровки какие красивые. разноцветные. Какого они цвета? (красные, желтые, зеленые). Ребята, божьи коровки надо посадить на листочки.
– Посмотрите, моя божья коровка села на зеленый листик. Как вы думаете, почему?
– Потому что, божья коровка зеленого цвета, что и листик
– Возьмите божьи коровки и посадите на листочки.
(дети берут божьи коровки и ложат на листик такого же цвета).
– Кирилл, где находится твоя божья коровка? (на красном листике). Почему? (потому что божья коровка красного цвета)
– Ульяна, куда села твоя божья коровка? (на желтый листик)
– А почему она туда села? (потому что божья коровка желтого цвета)
– Молодцы ребята справились мы и с этим заданием, получаем четвертую часть ключика.
– Вероника, выложи часть ключика на доску (выкладывает).
– А сейчас мы немного отдохнем. Подойдите все ко мне.
Физкультминутка «Буратино»
(Дети выполняют движения под музыку «Буратино»)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть.
-Отправляемся дальше в путь. Нас ждет еще одно задание.
Игра «Математическая »
В: – Вам надо разложить цифры по порядку от 1 до 5. (при выполнении задания на доске можно написать детям числовой ряд, для проверки и правильности выкладывания цифр)
-А с какой стороны разложим цифры? (слева направо)
-Антон, посчитай свои цифры (спрашивает у нескольких детей)
– А теперь я буду вам задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие – говорить в этой игре нельзя, можно только показывать цифру.
– Сколько пальцев на правой руке? (5)
– Сколько у вас глаз? (2)
– Сколько хвостов у собаки? (1)
– Сколько лап у кошки? (4)
– Сколько глаз у светофора? (3)
– Все верно показали.
– Молодцы, справились со всеми заданиями. А вот и последняя часть ключика.
– Катя, выложи на доску (выкладывает).
-Ребята, а ключик то разрезной, а нам нужен цельный, чтоб открыть сундучок.
– Для этого сейчас мы с вами произнесем волшебные слова: «Крекс – пекс – фекс» и ключик превращается в цельный (накрываю платком выложенный детьми ключик и произносим слова)
В: – Вот он, золотой ключик. Ребята, сейчас мы попробуем открыть сундучок и освободить Буратино.
– Для этого выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
– Вставляем ключик мы в замок и открываем сундучок.
– Вот и спасли мы Буратино.
– Буратино благодарит вас (ребят) за спасение и остается с вами.
В: – Ребята, нам пора возвращаться в группу, занимайте места на ковре-самолете (Звучит Волшебная мелодия).
– Вот и вернулись мы с вами обратно.
Итог занятия:
– Кому мы помогали? (Буратино)
– На чем мы отправились спасать буратино? (на ковре-самолете)
– Как помогали? (выполняли задания Карабаса)
– Ребята, скажите Буратино, какое задание вам больше всего понравилось выполнять?
(чинить ковер, накладывать заплатки; расставить деревья по высоте; разложить цифры от 1 до 5; посадить божьи коровки на кленовые листочки; выложить дорожки из кочек).
-Вы мне тоже сегодня понравились, все были активными, молодцы.
-А теперь поиграйте с Буратино.