автор: Моисеева Антонина Меркурьевна

Воспитатель МБДОУ «ЦРР-Детский сад №134 Жемчужинка»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка — детский сад №134 «Жемчужинка»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект НОД по формированию элементарных

математических представлений 

в средней группе «Родничок»

                                                                                                                    Составила воспитатель  

                                                                                                                    Моисеева Антонина 

                                                                                                                    Меркурьевна

       

 

                                                     

Чебоксары 2019г.

Цель:

Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные: — Закрепить знание количественного и порядкового счета до 5, умение распознавать цифры до 5.

— Закрепить знания детей о числовом ряде.

— Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

— Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько.

Развивающие: — Развивать умения сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

— Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево).

Воспитательные: — Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Оборудование: музыкальная аудиозапись, воздушный шарик, конверт, разрезная на 4-5 частей картинка — Буратино, сундучок, 2 золотых ключика (1 ключ разрезанный на 5 частей), красивый платочек, обои – ковер; геометрические фигуры – «заплатки» (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), кочки большие — маленькие по количеству детей, деревья от маленького до большего (дуб, клен, береза, рябина), листики кленовые красные, желтые, зеленые (на каждого ребенка); божьи коровки красные, желтые, зеленые (на каждого ребенка); цифры от 1 до 5 на каждого ребенка.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу. В группу залетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт.

В: — Ребята, посмотрите, что это такое?  (конверт, письмо)

В. Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано, не подписан.

  — Я предлагаю открыть конверт и посмотреть, что там? (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

Д: Разрезные картинки, письмо.

В: — В конверте лежат разрезные картинки, может мы их соберем,  и тогда узнаем от кого оно. (Дети собирают картинки, на картинке изображен Буратино).

В: — Кто же это на картине?

Д: — Буратино

В: — Правильно, Буратино.

 — Все ясно, значит, письмо нам прислал Буратино. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Воспитатель читает письмо).

В: — Ребята, Буратино схватил злой Карабас – Барабас и запер его в сундуке. Золотой ключ забрал с собой. Буратино просит вас освободить его, но для этого вам нужно будет выполнить задания, которые приготовил для вас Карабас – Барабас. За каждый правильный ответ вы будете получать часть ключика.

В: — Ребята, поможем освободить Буратино? Справимся с заданиями Карабаса – Барабаса.    Ну, тогда начнем?

В:— Как вы думаете, на чём можно отправиться спасать Буратино? 

Д: На поезде, на паровозе, на пароходе, на самолете.

В: — У меня как раз есть ковёр-самолёт! (разворачиваем «ковёр», а там дырки в виде геометрических фигур).

В: — Ой, ребята, что с ковром? (дырки на ковре). А можно полететь на таком ковре? (нет)

    А что надо сделать с ковриком, чтоб смогли полететь? 

Д: — починить его, закрыть дырки.

В: — Поможете починить ковёр? (на подносе лежат геометрические фигуры)

 В: — Возьмем заплатки и починим ковер 

В: — А  на какие геометрические фигуры похожи заплатки (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

В: — Лера, на какую фигуру похожа твоя заплатка? (на треугольник)

  -А твоя, Ксюша? (на квадрат)

В: — А теперь находим на ковре дырку с такой  же фигурой, какая у вас, и закроем их (дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).

В: — Молодцы, вы справились с заданием и за это получаете первую деталь ключа.

В: — Рудик, выложи на доску первую деталь ключа (выкладывает на доске)

В: — Ребята, как красиво мы с вами отремонтировали ковер.

— Теперь садитесь на ковер и полетели.

(Звучит мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в дремучий лес.)

Игра  «Расставь по высоте»

В: Ребята, перед нами дремучий лес ( Слайд). А какие деревья тут растут? (дуб, клен,  береза, рябина) (Слайд) Какое дерево самое высокое? (клен),  пониже какое дерево? (береза), еще по ниже? (дуб), самое низкое? (рябина).

А теперь мы с вами также расставим деревья по высоте от самого высокого до самого низкого.

— С какой стороны мы начнем расставлять деревья? (слева направо)

(дети расставляют деревья за своим рабочим местом)

— Катя, расскажи, как ты расставила свои деревья (Самый высокий клен,  пониже береза, еще пониже дуб, а самая низкая рябина).

-Христиния  как расставила (Самый высокий клен,  пониже береза, еще пониже дуб, а самая низкая рябина). 

-А теперь все вместе расскажем, как расставили деревья (хоровой ответ)

— Молодцы, хорошо справились. За это мы получаем вторую часть ключика. 

-Богдан, выложи на доску вторую деталь ключика (выкладывает на доске).

В: — Отправимся дальше в путь. А на нашем пути, посмотрите, болото. А болото какое? (большое)

-Да, болото большое, заколдованное. Сможем ли мы перейти болото? (нет)  Перейти это болото можно только по кочкам.

Игра «Найди пару»

В: — Ребята, посмотрите, тут кочки лежат. Кочки одинаковые? (нет)? Чем они отличаются? (размером).  А какие? (большие и маленькие).

— Возьмите маленькую кочку в правую руку, а большую в левую. 

-Ульяна, какая кочка у тебя в правой руке?  (маленькая)

-Юлиана, какая кочка у тебя в левой руке? (большая)

-Все вместе скажем: в правой руке маленькая кочка, а в левой большая кочка. 

-Что можно сказать о величине кочки в правой руке, по сравнению с величиной кочки в левой руке? 

-Лера, как ты думаешь? (кочка в правой руке меньше кочки в левой руке).

-Катя как думает? (кочка в правой руке меньше кочки в левой руке).

— Все вместе скажем (кочка в правой руке меньше кочки в левой руке).

-Молодцы! А теперь, справа от болота выложим дорожку из больших кочек, а слева из маленьких кочек.

-Ева, где лежат большие кочки? (справа от болота)

-Антон, а маленькие кочки  где лежат? (слева от болота)

-Все вместе скажем (хоровой ответ)

-А теперь пройдем по ним.

В: Молодцы ребята справились мы и с этим заданием, получаем третью часть ключика.

-Ева, выложи третью часть ключика на доску (выкладывает).

— Отправляемся дальше в путь, ой, а что это там впереди?

В:  Посмотрите, какая необычная поляна, она наверное волшебная. Ребята, что вы видите на поляне? (листочки). Какие разноцветные листочки  на полянке. Какого цвета листочки? (красные, желтые, зеленые)

Игра «Посадим божью коровку на листик»

-Ребята, а еще кого видим на полянке? (божьи коровки). И божьи коровки какие красивые. разноцветные. Какого они цвета?  (красные, желтые, зеленые). Ребята, божьи коровки надо посадить на листочки.

—  Посмотрите, моя божья коровка села на зеленый листик. Как вы думаете, почему? 

 — Потому что, божья коровка зеленого цвета, что и листик

—  Возьмите  божьи коровки и посадите на листочки.

(дети берут божьи коровки и ложат на листик такого же цвета).

— Кирилл, где находится твоя божья коровка? (на красном листике). Почему?  (потому что божья коровка красного цвета)

— Ульяна, куда села твоя божья коровка? (на желтый листик)

— А почему она туда села?  (потому что божья коровка желтого цвета)

— Молодцы ребята справились мы и с этим заданием, получаем четвертую часть ключика. 

— Вероника, выложи часть ключика на доску (выкладывает).

— А сейчас мы немного отдохнем. Подойдите все ко мне.

 

Физкультминутка «Буратино»

(Дети выполняют движения под музыку «Буратино»)

Раз — подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место сесть.

-Отправляемся дальше в путь. Нас ждет еще одно задание.

Игра «Математическая »

В: — Вам надо разложить цифры по порядку от 1 до 5. (при выполнении задания на доске можно написать детям числовой ряд, для проверки и правильности выкладывания цифр)

-А с какой стороны разложим цифры? (слева направо)

-Антон, посчитай свои цифры (спрашивает у нескольких детей)

— А теперь я буду вам задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие — говорить в этой игре нельзя, можно только показывать цифру.

— Сколько пальцев на правой руке? (5)

— Сколько у вас глаз? (2)

— Сколько хвостов у собаки? (1)

— Сколько лап у кошки? (4)

— Сколько глаз у светофора? (3)

— Все верно показали.

— Молодцы, справились со всеми заданиями. А вот и последняя часть ключика. 

— Катя, выложи на доску (выкладывает).

-Ребята, а ключик то разрезной, а нам нужен цельный, чтоб открыть сундучок.

— Для этого сейчас мы с вами произнесем волшебные слова: «Крекс – пекс – фекс» и ключик превращается в цельный  (накрываю платком выложенный детьми ключик и произносим слова)

В: — Вот он, золотой ключик. Ребята, сейчас мы попробуем открыть сундучок и освободить Буратино.

— Для этого выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

— Вставляем ключик мы в замок и открываем сундучок.

— Вот и спасли мы Буратино.

— Буратино благодарит вас (ребят) за спасение и остается с вами.

В: — Ребята, нам пора возвращаться в группу, занимайте места на ковре-самолете (Звучит Волшебная мелодия).

— Вот и вернулись мы с вами обратно.

Итог занятия:

— Кому мы помогали?  (Буратино)

— На чем мы отправились спасать буратино? (на ковре-самолете)

— Как помогали?  (выполняли задания Карабаса)

— Ребята, скажите Буратино, какое задание вам больше всего понравилось выполнять?

(чинить ковер, накладывать заплатки; расставить деревья по высоте; разложить цифры от 1 до 5; посадить  божьи коровки на кленовые листочки; выложить дорожки из кочек).

-Вы мне тоже сегодня понравились, все были активными, молодцы. 

-А теперь поиграйте с Буратино.