Автор: Морозова Кристина Федоровна

педагог-психолог МБДОУ ДС №82 «Сказка»

Организация педагогического наблюдения за свободной игровой деятельностью дошкольника.

Организация педагогического наблюдения за свободной игровой деятельностью дошкольника

 

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. 

Игра — наиболее важная деятельность для дошкольника. Многочисленные исследования  однозначно свидетельствуют о том, что именно в игре (и только в игре) возможно решение главных задач дошкольного возраста. 

Игра-это принципиально свободная деятельность детей, в ней не может быть побуждения и контроля взрослого. Взрослые не должны вмешиваться в игру, управлять ею, не могут прекратить или запретить  какое-либо игровое действие. Взрослый должен наблюдать, помогать или присоединяться к игре по просьбе ребенка.

Игра — доставляет удовольствие! Причем связан он с самим игровым процессом, а не с результатом или внешней оценкой.

Игра — всегда проба. Ситуация «понарошку», «как будто» создают  уникальную возможность безопасного риска, пробы себя или предмета игры. Без импровизации игра теряет свое назначение и функцию, в ней всегда есть неожиданность. «Такая спонтанная импровизация  становится источником поиска новых замыслов и решений. Она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому игра становится источником творческого воображения и общей креативности.

Для взрослых это означает, что в игре нужно принять именно детскую спонтанность и активность, позволить воображаемой ситуации стать как бы реальностью. Детская игра — не место для решения педагогических задач, она по определению должна оставаться свободной.

С точки зрения формирования инициативности, игра — уникальная деятельность. Только в ней ребенок — дошкольник  может быть действительно самостоятелен. И именно здесь детская инициатива уместна.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. 

Именно в игре ребенок приобретает важнейшие для развития инициативности характеристики, такие как:

  • опыт своего собственного замысла и построения деятельности по его осуществлению:
  • опыт преобразования пространства в соответствии со своим замыслом;
  • опыт взаимодействия с другими по поводу границ своего действия;
  • уверенность в себе:
  • ориентация в социальных рамках:
  • опыт решения сложных задач посредством воображения.

 

Свободная игра

Критерии для наблюдения игровой инициативности дошкольника

в старшем дошкольном возрасте (подготовительная группа)

Рекомендации:

— наблюдение проходит в утренние часы, на «разворачивание» игры не менее 40 минут,

— наблюдение проходит  30- 40 минут, одновременно не более 3-х детей.

Итог:

в результате наблюдения мы получаем баллы каждого ребенка по отдельным критериям, можем подсчитать сумму по всем показателям и получить общий балл. Общий бал нужен для видения в целом продвижение группы в становлении инициативности, а уровень по каждому критерию позволит педагогу скорректировать и эффективно организовать развивающую среду в отношении свободной игры конкретного ребенка. Максимальный балл -24.

 

Показатели /баллы  0 1 2 3 Итоговый показатель 
Обращение с предметами Манипулирование предметами: рассматривает, перекладывает, тыкает, стучит. Игровое замещение отдельных предметов Втягивает в сюжет, исходя из свойств предмета Подбирает или изготавливает предметы под замысел, может изменять функции предметов
Взаимодействие с другими детьми Не вступает в коммуникацию Время от времени вступает в коммуникацию Взаимодействует в рамках роли  Обсуждает замысел и ход

игры

Сюжет Манипуляция с предметами Мнимая ситуация фрагментарна, перемежается манипуляцией с предметами Создает мнимую ситуацию  Придумывает или поддерживает развернутый сюжет
Длительность  Нет игры Отдельные, несвязные фрагменты Временное включение, потом выход Постоянно и увлеченно 
Роли Роль отсутствует Сам задает себе роль, вне зависимости от других ролей Придумывает себе роль или откликается на предложенную роль, поддерживает игровые отношения Распределяет роли и удерживает их
Предмет деятельности Манипуляция с предметами Воспроизведение фрагментов окружающего мира Преобразование пространства под замысел Создание событий
Ориентация на взрослого  Отсутствие игровой деятельности как со взрослым, так и без него Игровая деятельность возможна только под руководством взрослого Поиск поддержки правильности действий Самостоятельность и независимость
Правила игры Нет игры Действия без правил Правила регулируют последовательность действий Правила регулируют взаимоотношения между ролями

-правила важнее желания.

Итого

низкий уровень – до 10  баллов 

средний уровень  от 11 до 19  баллов 

высокий уровень —  от 20 до 24 баллов

 

Подготовил педагог-психолог,

Кристина Федоровна

Морозова