автор: Мулюкова Зиниля Ильясовна
Педагог-библиотекарь Муниципальное казенное образовательное учреждение «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»
Обобщение опыта педагогической работы на тему: «Повышение уровня читательской компетентности школьников путем применения различных форм и методов работы с книгой».
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»
Обобщение опыта педагогической работы.
Тема: «Повышение уровня читательской компетентности школьников путем применения различных форм и методов работы с книгой».
Подготовила:
Мулюкова Зиниля Ильясовна
Педагог-библиотекарь
мкр-н КГСХА
Актуальность выбранного направления по обобщению профессионального опыта
Обобщение моего педагогического опыта посвящено важной проблеме современного развития нашей страны – становлению личности юных граждан, важную роль в котором играет детское чтение. В последнее время отношение к чтению существенно изменилось, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте. Исследования показывают, что дети продолжают читать, но зачастую читательские практики не несут нравственной основы, а в результате происходит неправильное формирование мировоззрения подростка. За несколько последних десятилетий книга во многом изменила свои функции в жизни подростка, и не только подростка. Скажем, сведения о самых различных ситуациях, с которыми можно столкнуться в жизни, и «рецепты» поведения в гораздо большей степени сообщает кино и телевидение, чем любые книги (причем, что особенно удручает, упрощается даже кино: спецэффекты, яркие и зрелищные картинки, примитивнейшие сюжеты…). Постепенно и разнообразные компьютерные игры также принимают на себя часть былой книжной нагрузки. Всевозможную полезную и вредную информацию все чаще школьники черпают из Интернета, и с каждым днем число обращающихся к нему растет. И в то же время, несомненно, чтение остается одной из самых эффективных сфер, приучающих школьников к умственной деятельности. Следовательно, необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать. Как это сделать? Могут ли семья, школа или что-то третье сыграть здесь решающую роль? Подростки чаще всего читают книги, которые читают их родители или родители их друзей. Дети, вырастающие в домах, где родители не читают, реже берут книги в руки. Учителя литературы должны заразить учеников охотой читать, и даже если после школы те реже обращаются к художественной словесности, навыки школьного чтения, скорее всего, оставляют свой след в их дальнейшей деятельности.
Задача педагога – библиотекаря сегодня заключается в том, чтобы сориентироваться в желаниях школьников и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать книгой, тем самым активизировать читательский интерес.
Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью формирования и сохранения интереса к книге и чтению у детей и недостаточной разработанностью педагогических условий для сохранения этого интереса в настоящих условиях. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Идея опыта заключается в создании системы работы по развитию интереса к чтению на уроках и во внеурочное время через использование различных форм, методов и приемов.
Цели и задачи профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить формы и методы работы с книгой, используя опыт работы библиотек;
- Создать базу эффективных методов и приемов работы с книгой для развития устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы и интегрировать эти формы в уроки литературы в 5 классе
3.Разработать и провести уроки-исследования и моделирующие уроки по темам рабочей программы внеурочной деятельности, включая приемы, которые активизируют читательский интерес подростка;
- Проанализировать «риски» данной деятельности.
Концептуальные основы, теоретические и методические разработки, на которые опирается автор.
Методика работы с книгой была в центре внимания видных учёных, педагогов, психологов, писателей XVIII-ХХ веков: В.Г. Белинского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.А. Добролюбова,А. А. Леонтьева, О. И. Никифоровой, Д.И. Тихомирова, Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы по теории развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина; исследования видных отечественных психологов и педагогов, рассматривавших вопросы организации чтения школьников (Л. С. Выготский, Т. Г. Галактионова, М. Г. Качурин, А. А. Леонтьев, В. С. Мухина, Т. В. Чирковская и др.).
Теоретической базой исследования стали труды, раскрывающие особенности методики преподавания литературы, обосновывающие выбор оптимальных средств обучения для активизации читательской деятельности школьников (О. Ю. Богданова, Т. В. Рыжкова, Н. Н. Светловская, В. Ф. Чертов и др.), а также исследования в области литературного образования современных подростков (В. Я. Аскарова, Л. В. Дудова, Э. И. Иванова, Б. А. Ланин, Е. С. Романичева и др.).
Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта.
Приемы, активизирующие ученика как читателя, существуют в методике преподавания литературы более 30-40 лет, но используются разово, бессистемно. Я стремлюсь использовать эти приемы системно, учитывая преемственность и уровень сложности, как внутри приема, так и во взаимодействии; учитывая разнообразие читательских практик и возрастные особенности учащихся.
Новизна педагогического опыта состоит в следующем:
– определены и охарактеризованы педагогические условия для активизации читательской деятельности учащихся на уроках литературы через применение библиотечных форм работы;
Практическая значимость опыта заключается в том, что использование методов активизации читательской деятельности на основе библиотечных приёмов работы позволяет учителю литературы повысить качество чтения и анализа художественных произведений, воспитывает эстетический вкус. Приемы, способствующие развитию интереса к чтению, и разработанные уроки по изучению произведений, включенных в программу внеурочной деятельности, могут быть использованы в образовательной практике школ.
Содержание опыта
Толчком к моей деятельности по проблеме развития интереса к чтению послужили низкие результаты исследования читательской компетентности. Только 5 % учащихся показали повышенный уровень, базовый- 68 % ( из них 50% – близкий к пониженному уровню), уровень пониженный – 28 %. Собственный опыт работы библиотекарем, а также предложенная кафедрой словесности НИРО программа внеурочной деятельности по изучению русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI вв помогли смоделировать и организовать работу по повышению уровня читательской компетентности. Показателями читательской компетентности школьников, по мнению ученых – методистов, являются :1) положительное отношение к самой читательской деятельности;2) заинтересованность конкретными книгами;3) увлечение самим процессом чтения;4) стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой. Проанализировав работы методистов, учитывая собственный опыт, прихожу к выводу, что формы уроков литературы могут быть почерпнуты из арсенала различных видов искусства и других сфер человеческой деятельности:
– разные виды искусства (словесного, эстрадного, театрального): эмоционально-образные формы уроков (урок-концерт, урок-монтаж, урок-композиция, урок-сказка, урок-новелла, урок-воображаемое путешествие и др.);
– научное познание, вузовские формы работы: исследование, лекция, семинар, практикум, зачет, защите рефератов;
– библиотечное дело: читательская конференция, диспут, обсуждение, обзор, защита читательского формуляра, читательского дневника, чтение вслух, устный журнал, обсужение книги, презентация книги;
– средства массовой информации: интервью, репортаж, беседа за круглым столом, диалог, «КВН», «Что? Где? Когда?»;
– театр: спектакль, инсценировка, репетиция;
– юриспруденция: суд, расследование;
– народные зрелища: ярмарка, карнавал, турнир – как формы внеклассной работы или в качестве форм урока особенно на заключительном этапе изучения темы;
– музейное дело, популяризация искусства: заочная экскурсия, вернисаж;
– условно-игровые формы: путешествия, приключения;
– оригинальный замысел, установка, организующая деятельность учащихся: «урок памяти», «урок доверия».
Итак, как ввести данные приемы в уроки литературы , объединив их с внеурочной деятельностью? Собственный опыт и опыт коллег показывает, что вписать в систему уроков литературы приемы активизации чтения ( а именно, библиотечные приемы ) довольно трудно. Это связано и с нехваткой времени на уроке, и с возрастными особенностями младшего подростка. Но работа в данном направлении дает несомненные результаты в плане формирования ребенка как читателя, способствует знакомству с произведениями современной литературы.
Считаю, что для формирования устойчивого интереса к книге учитель должен создать соответствующие условия. Во-первых, необходимо отбирать художественные тексты, учитывая запросы учащегося, его вкусы, желания, потребности. Текст должен быть таким, чтобы учащийся захотел его прочитать и понять. Произведения, включенные в программу внеурочной деятельности, интересны детям, они с удовольствием их слушают, обсуждают, читают сами. Во-вторых, должны использоваться такие методические приемы, которые способствуют творческому развитию личности, формированию способности открывать и “присваивать” эстетическое явление при помощи эмоциональной рефлексии, воображения.
Рассмотрим темы, заявленные в программе внеурочной деятельности, прочитанные и изученные с уч-ся 5 класса.
Раздел 1. Мир мудрой басни. С.Михалков Басни. Олеся Емельянова Басни.
При организации занятий использую стратегии смыслового чтения: предтекстовая работа, работа с текстом и послетекстовая работа. Педагогические приемы на этапе предтекстовой работы: пример из жизни преподавателя, репродукция картин, отрывки из музыкальных произведений, стихотворение, фоторяд, видеоряд и др. Чтобы активизировать деятельность уч-ся , заинтересовать их, демонстрирую фотографии айсбергов. После беседы, делаем вывод: « Любое литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая часть – скрыта от нас и ее надо научиться видеть. А для этого нужно вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца». Переходим к чтению и выявлению «подводной» части басни. Уч-ся уже знакомы с особенностями басни как жанра. Теперь знания нужно применить в новых условиях – интерпретации современных басен. Организую групповую работу, каждая группа выбирает конверт с басней. Задание: выразительно прочитать басню (можно по ролям), предварительно выполнив задание:
Герой басни | Характеристика героя | Пример из текста | Как читать |
Работа так увлекла детей, что решено было инсценировать басню «Слон и живописец», пригласить зрителей из других классов.
Есть такие формы внеклассной работы по литературе, ставшие уже традиционными, их актуальность, востребованность и практическая значимость время никогда не сотрет. Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, который указывает на необходимость включения каждого обучающегося в творческую деятельность, обеспечивающую формирование и развитие его познавательных потребностей. Решение этой проблемы мне видится в использовании на уроках литературы и внеурочной деятельности системы эффективных приемов театральных технологий.
Развитие творческого потенциала обучающихся дает возможность на уроке каждому ребенку проявить свою индивидуальность, почувствовать себя умелым, талантливым. Постигая язык театрального и литературного видов искусства, дети учатся познавать красоту слова художественного произведения ( приложение 4). Театрализация – это один из способов развития интереса к чтению художественного произведения.
Раздел 2. Мир человеческих отношений. В. Железников «Голубая Катя». С. Романовский «Подснежники». (Е. Мурашова «Полоса отчуждения», Т. Крюкова «Костя+Ника»)
Изучение рассказа В.Железникова «Голубая Катя» организую на уроке внеклассного чтения. Приведу примеры заданий, которые использовались на уроке:
- предтекстовое задание: фоторяд с детьми, которые совместно отдыхают, играют и ссорятся, обижаются друг на друга. Так организуется беседа о хрупкости человеческих отношений и трудности, а порой невозможности их восстановления.
- текстовое задание «Чтение с остановками»: что из ваших предположений сбылось, что будет дальше?
- послетекстовая стратегия: Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите на значение слов, необходимых для понимания текста. Объясните, почему с этих фотографий я начала наш урок?
Работа с данным произведением помогает сформировать первоначальные представления о пространстве и времени в литературном произведении.( «Теперь ..- тогда..», дает хороший материал для лексической работы над словом ( «закатилась – рассмеялась»), ролью глаголов в создании текста и т.д.
Духовно-нравственные вопросы рассказа В.Железникова соотносятся с проблемами, поднятыми в рассказах современного писателя А.В.Костюнина. Считаю возможным познакомить уч-ся с рассказом «Сострадание».
Раздел 3. Мир человеческих поступков. В. Каверин «Много хороших людей и один завистник», Ю. Яковлев «Багульник».
В младшем подростковом возрасте продолжается накопление чувств и переживаний. Поэтому так важны в тексте элементы занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия; Поэтому чтение сказки В.Каверина «Много хороших людей и один завистник» вызывает интерес у пятиклассников. Организуя работу по знакомству с данным произведением, столкнулась с проблемой: единственный экземпляр книги в библиотеке. Так родилась идея использовать прием «Книжка-малышка». После обсуждения проблемы с детьми родилась идея самим создать книги. Продуктом реализации данного проекта явились иллюстрированные, хорошо скрепленные ( совместно с папами) книжки в рассказом В. Каверина.
Раздел 4. Прекрасный и загадочный мир природы. Ю. Нагибин «Зимний дуб» Е. Носов «Весенними тропами»
Работа над этим разделом началась в конце февраля. Провожу вводную беседу:»Ребята, какой сегодня день?» ( называют число, день недели, потом кто-то говорит, что последний день зимы.) «А завтра?» (первый день весны). Изменения заметили, а в Вас что-то меняется? (Да, радость…, как будто волнение…. и т.д.). Один из учеников вспоминает, что по дороге в школу заметил снегиря, наблюдал за ним. Это послужило ступенькой к переходу к обзору рассказов современных русских писателей Ю. Нагибина «Зимний дуб» и Е. Носова «Весенними тропами». (Если бы не было этого ответа – учитель может рассказать историю из своего опыта – работа по привлечению детей к чтению требует от учителя постоянной импровизации – часто беседа складывается не так, как планирует учитель). Оказывается, у учащихся очень много фотографий природы ( и снегиря в том числе). Приходит совместное решение – фотографии поместить на нашу страничку в «Контакте» – «Читаем вместе». Говорю, что для меня сегодня было открытием – я вас лучше узнала. И эта ситуации очень схожа с ситуацией из рассказа Ю.Нагибина.
Итак, прием беседы, соотнесения с опытом из жизни детей, личным опытом учителя , работа с интернет- страницей помогает заинтересовать учеников чтением рассказов.
Раздел 4.Мир детства. Л. Улицкая «Бумажная победа» К. Драгунская «От души и на память» (Ю.Алешковский «День рождения великого человека»)
Какие произведения современных писателей Вам особенно понравились?
Итак, для развития читательского интереса применяю разнообразные приемы.
1.Нередко в 5 классе процесс чтения про себя учениками не освоен, и ребята любят больше слушать, чем читать сами. В этом случае можно оборвать учительское чтение вслух в самом интересном месте повествования и предложить детям дочитать произведение самостоятельно, а затем устроить викторину «Кто внимательнее прочитал текст?».Коллективное чтение (учащиеся любят читать в классе сами вслух), но чтение неподготовленного чтеца губит впечатление, разрубает произведение на бессвязные и невнятные фрагменты. Только постепенно приучая школьников к чтению монологов и диалогов, умению подхватывать интонацию собеседника на знакомых текстах, учитель добьётся готовности класса к коллективному чтению. Выразительное чтение требует не просто правильного произнесения, но наполнения чтения чувством и мыслями читателя, что приближает выразительное чтение к художественному, актёрскому. Личностность прочтения оказывается при выразительном чтении неприметным результатом того выбора из множества значений художественного слова, которые таятся в письменной речи, наиболее близкого исполнителю. Выразительное чтение – это и приём, способный оживить текст в сознании учеников, и средство самовыражения школьников и способ приближения авторской позиции. Многофункциональность выразительного чтения, т.е. исполнительского анализа требует прохождения нескольких этапов:
– пробуждение чувства;
/Произведение, предназначенное для выразительного чтения учеников, при первой встрече должно вызывать взволнованность и удивление.
Некая неожиданность, открытая в произведении, именно непривычностью своей должна заинтересовать читателя, пробуждать стремление проникнуть в загадки текста. Пробуждение чувства на первой стадии исполнительского анализа приводит к возникновению вопроса, ведущего к анализу текста произведения/.
– выявление авторской позиции;
/Чтецу важно выявить логику движения текста «на глазах» публики. Исполнитель черпает свои доводы из самого текста/.
– вживление в ситуацию произведения;
/Чтец «черпает из запаса памяти, а не живёт реальностью мгновения»/.
– план чтения и техника произнесения;
/Нужно определить смену интонаций, продиктованную общим движением мысли произведения. В «партитуре чувств» мы намечаем тональность чтения частей произведения, характер интонирования фраз. Наблюдения за ритмикой стиха и расстановка логических ударений, попытка в произнесении фразы осуществить намеченную интонацию составляют существо работы на последнем этапе исполнительского анализа/.
Выразительное чтение, помимо всех его учебных достоинств, приучает к культуре выражения чувств, даёт ученику радость эстетической формы переживания, оказывается одним из путей к искусству общения.
2. Устное словесное рисование.
Цель использования: открывает эмоциональный настрой читателя, способствует пониманию авторской мысли, развивает речь ученика. Но по главному своему назначению словесное рисование проявляет воображение читателя. Это его основная функция.
В устном словесном рисовании есть, с одной стороны, опасность простого пересказа текста, т.е. повторения без присоединения. С другой стороны – устное словесное рисование, пробуждая воображение читателя, создаёт возможность появления произвольных внеконтекстовых ассоциаций.
Структура, последовательность: читатель, опираясь на образы, созданные писателем, детализирует своё видение в картине, которую словесно воспроизводит, описывает. Для учеников представляет серьёзную сложность попытка в статичной картине, одномоментном изображении реализовать событие, сложные отношения героев. Здесь необходимы и знания законов живописи, и пластичность воображения.
Подготовкой к устному рисованию, словесному изображению представлений, возникших при чтении, должна быть работа, вызывающая непосредственный эмоциональный отклик у учеников. Тесная связь образного видения и эмоции позволяют использовать и обратный путь через усиление, конкретизацию представлений – к чувству.
Однако формы существования устного словесного рисования должны постепенно усложняться, видоизменяться. Словесное рисование должно учитывать естественную для учеников последовательность освоения жанров живописи. Многие искусствоведы утверждают, что школьникам поочерёдно становятся доступны сюжетная картина, портрет, пейзаж, натюрморт. В такой последовательности нужно предлагать задания по словесному рисованию.
Результат применения :может стать одним из средств усиления эмоциональной стороны анализа.
Условия эффективности использования: системное использование приёма словесного рисования расширяет речевые возможности учащихся, тренирует воображение.
- Творческие пересказы.
Цель использования: способствуют проявлению читательского восприятия, усилению активности читательского воображения творческие пересказы, прежде всего пересказ с изменением лица рассказчика.
Структура, последовательность:
важно следить за тем, чтобы выявить в пересказе историческую и культурную дистанцию между героем произведения и юным современным читателем. Учитель следит за тем, чтоб рассказ был эмоционален, но рассказчик не подменял бы собой героя, чтобы герои употребляли слог, свойственный речи того времени.
В творческом пересказе ученикам необходимо руководствоваться логикой развития сюжета произведения. «Эпилог», созданный читателями после чтения и изучения произведения, поможет выявить, насколько верно усвоена авторская мысль.
Ученики могут собрать разрозненные в тексте детали и в творческом пересказе воссоздать жизненный путь героев.
Результат применения:
Творческий пересказ обеспечивает не только развитие определённых читательских качеств ученика, но и способствует постижению смысла литературного произведения: точнее понять авторскую мысль, учит видеть детали и символику произведения.
Условия эффективности использования:
Развивает у учащихся умение передавать динамику чувств героя и автора.
4. Составление киносценария.
Цель использования:
дети не только учатся понимать язык кино, но глубже и пристальнее вглядываются в литературное произведение.
Структура, последовательность:
для того чтобы писать киносценарий, по литературному произведению, надо прожить его, надо взволновать его вопросами, надо по-настоящему увидеть его героев.
Чтобы увидеть кадр, надо на секунду преобразиться в героя, понять его чувства, ощутить его тревогу, опасность.
Результат применения:
составление киносценария усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого, медленного чтения. Киносценарий оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого.
Работая над киносценарием, дети наглядно убеждаются в том, что не всё в литературном тексте можно перевести на экран, что есть вещи непереводимые, не растворимые в потоке кинообразов. Сталкиваясь с претворением литературного текста в киноизображение, ученики начинают понимать, что каждый вид искусства неповторим и независим, что невозможно заменить просмотром фильма чтение книги.
Условия эффективности использования:
Создание читательской интерпретации текста (через эпизод или текст как целое)
5. Оживление личных впечатлений учащихся, связанных с ситуацией и мотивами изучаемого произведения.
Прочитанный текст оживает «приобретает особое значение», становится формой «наглядности», если читатель превращается в активного интерпретатора прочитанного.
Цель использования:
активизация личностных функций читателя.
Обращаемся к таким формам учебного взаимодействия, как игровое моделирование.
Игра заставляет ребёнка перевоплотиться в исторический персонаж, в литературного героя. Он стоит перед необходимостью «прыгнуть выше себя», занять положение взрослого или ребёнка, живущего в ином историческом времени и пространстве. Школьники моделируют историческую, «художественную» реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Ученик мобилизует все свои знания и умения, осваивает новые.
Структура, последовательность:
ретроспективные игры помогают ученику «вжиться» в историческое время, почувствовать колорит эпохи, увидеть конкретных людей с их миропониманием и поступками, «на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее и справедливее» (Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972).
Маршрутные игры (воображаемое путешествие, заочная экскурсия) – это особая форма урока, когда учащиеся переносятся в прошлое и «путешествуют» в определённой пространственной среде. Они чётко определяют географические контуры исторической действительности, намечают маршрут, придумывают остановки, фрагменты бесед с людьми, которых они «встречают» в путешествии. Особенность этих игр состоит в том, что учащиеся не получают очевидных для них ролей. Если эти роли им предлагаются, то игра приобретает черты ролевой и неролевой одновременно.
Театрализованное представление имеет чётко прописанный сценарий, воссоздаёт различные образы и картины прошлого, предполагает наличие костюмов и декораций. Смысл состоит не только в «оживлении» прошлого, но и в последующем обсуждении разыгранных сцен в классе. Здесь важны ассоциации, когда дети распознают время и место действия, исторические явления.
Результат применения.
Практика показывает, что уроки с использованием театральных форм, ролевых ситуаций побуждают познавательный интерес школьников, делают учебных процесс увлекательным. На этих занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора.
Театрализация помогает лучше запомнить материал; учит видеть за событиями и явлениями конкретных людей, человеческие переживания и чувства человека; позволяет дать ребятам дополнительный материал, побудить ребёнка к самостоятельному поиску информации. Развивает память, раскрепощает ученика, облегчает взаимоотношения учителей и учеников.
Театрализованная игра отличается тем, что тексты персонажей не прописаны заранее, а рождаются в процессе игры. Здесь больше импровизации. Сценарий или программа игры задают её общий ход. В театрализованной игре, в отличие от представления, могут участвовать все ученики данного класса.
Участники игры: учитель в роли инструктора, судьи, ведущего. Роли учащихся: актёры, зрители, эксперты, журналисты, психологи, читатели…
Условия эффективности использования:
Развивает умение оценить игру актеров в отдельной сцене, умение написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, инсценировке, экранизации изучаемого произведения.
4. Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства: музыкой, живописью, кино.
Цель использования.
Включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определённых представлений в сознании читателя. При этом у ученика не складывается ощущения того, что представление это ему навязано. Оно возникло само собой, и эта свобода его проявления придаёт возникшему образу личностный характер. Т.о. смежные искусства могут усилить переживания, субъективную сторону разбора.
В то же время сопоставление литературного текста с явлениями смежных искусств может подчёркивать своеобразие позиции, мироощущения писателя и с этой точки зрения оказывается способом постижения объективного смысла произведения.
Структура, последовательность.
Столкновение произведений разных видов искусства, близких по теме, подчёркивает границы художественного замысла писателя. Сопоставление различных художественных трактовок литературного текста ощутимо обнаруживает отклонения от авторского замысла.
Иногда включение в урок музыки помогает читательскому воображению прояснить, уточнить «образы чувства», возникающие в ходе повествования. Сложнее сопоставление, когда сравниваются разные музыкальные интерпретации одного литературного произведения.
На завершающем этапе обучения доступно сопоставление эпического и драматического произведения с оперой, симфонической или фортепианной фантазией на темы произведений.
Подобным же образом постепенно усложняется работа по сопоставлению произведений литературы и живописи, кино и театра. От сопоставления эпизода и иллюстрации, фрагмента спектакля и сцены, образа героя и трактовки роли мы движемся к сопоставлению литературного произведения с иллюстрацией, спектаклем, фильмом в целом.
Рассматривание иллюстраций и их оценка становятся своеобразным способом выявления и концентрации читательского восприятия на конкретно-наглядной основе и способствуют возникновению потребности в анализе, создавая проблемную ситуацию столкновения читательского мнения и трактовки образов художниками – иллюстраторами.
Результат применения:
все усилия учителя, направленные на сближение школьного изучения литературы с законами художественного творчества помогают ученикам овладеть методом претворения литературного текста в других видах искусства. Развивая образное мышление школьников, этот метод служит способом эмоционального акцентирования текста. Побуждает углублённо прожить текст и содействует развитию читательского интереса.
Остановимся на одном из главных приемов привлечения детей к чтению – обзор книги.
Прием «Обзор книги»
Здесь очень важно раскрыть книгу, дать ей такую характеристику, чтобы вызвать интерес у слушающего обзор. Весьма уместным можно считать здесь применение различных средств и приёмов, оживляющих обзор: показ иллюстраций, фотографий, постеров; использование музыкальных произведений, литературных записей и т.д.
Представление обзора читателям требует соблюдения определённых правил. Как правило, он состоит из трех частей: вводной, основной (центральной) и заключительной.
В вводной части необходимо дать характеристику самой темы, обосновать актуальность и привлекательность, связать с интересами слушателей обзора. И если библиотекарю нужно обязательное знакомство с детской аудиторией, выяснение: какого возраста, класса присутствующие учащиеся? Что они уже читали по данному вопросу, то учитель хорошо знает учеников.
Центральная часть обзора может строиться по-разному. Это зависит от тематики, от своеобразия рекомендуемой книги. Важно, чтобы обзор представлял собой связный рассказ, это очень привлекает учащихся. Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, рассказать, как ты, учитель, познакомился с этой книгой, твои впечатления. В работе обзор легко и удачно сочетается с такими формами как беседа, игра. Очень ярким получается библиографический обзор с элементами театрализации, с сюжетной линией (даже самой простой). Итак при обзоре книг будет оправданным и привлекательным использование таких приёмов:
- начать рассказ с самого интересного;
- рассказать об авторе, напомнить о других произведениях;
- показать иллюстрации;
- предложить несколько интригующих вопросов, на которые можно получить ответы, прочитав книгу;
- дочитать до самого интересного места, почувствовав, что книга захватила, оборвать чтение, предложив дальше читать самим;
- привлечь отзывы других читателей или рецензий на книгу;
- игровых приёмов (маленькая викторина, загадки, ребусы и т. д в зависимости от содержания литературы).
Обзоры для детей могут строиться с использованием нескольких игровых элементов или же подаваться целиком в виде игры:
- показать несколько книг, сходных по тематике, имеющихся в библиотеке, и обратить внимание на то, чем отличается именно эта; ( пример из опыта: дети обратили внимание- одна книга старая, потрепанная- зачитанная, другая новая)
- рассказать о прототипах героев или о реальных событиях, которые легли в основу книги;
В обзоре следует чередовать разные приемы: они должны быть и простыми, и более сложными, серьезными и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка для напряженно слушающих детей.
Заключительная часть (или концовка) обзора содержит обобщение рассказанного о книгах, советы, как читать литературу. Очень важно, чтобы конец обзора воспринимался детьми как естественно вытекающие выводы из всего сказанного, нацеливающие на чтение. И это самое трудное из итого, чего требует методика обзора, – в заключение дать так называемую «установку на чтение»: «когда будете читать, попытайтесь ответить на вопрос…».
Итак, если библиотекарь использует для данного вида работы большой временной промежуток, то у учителя литературы такого времени нет. Но включая этот прием в урок, он должен обязательно соблюдать технологию организации обзора. Посвятить обзору целый урок ( а иногда и два) учитель может на последних уроках курса перед летними каникулами. В программе по литературе эти уроки имеют название «Список литературы на лето». Методические рекомендации по организации заключительного урока-обзора очень скупы, а примеров занятий нет.
Вывод: обзор – это традиционная методика с новыми элементами.»Каждая книга должна найти своего читателя»- мысль не новая, но именно она лучше всего отражает задачи обзора.
Предполагаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности
и приемы, способствующие достижению результатов
параметр | приём | ||||||
Видеть проблемы | – «Продолжи рассказ», это учит детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения;
Рассказ Л.Улицкой «Бумажная победа». Д.З. Продолжи рассказ, начиная его словами: «На другой день Геня собрался в школу. Бабушка провожала внука в школу…» В рассказах Л. Улицкой финал остается открытым. Нам хочется надеяться, что главный герой рассказа «Бумажная победа» нашел свое место среди ребят, но возможен и другой вариант: на следующий день начнется все то же самое, что мы видели в начале рассказа – полная разобщенность героев. – А может ли быть все таким, как прежде? Я считаю, что не может. (Ответы учащихся – антиципация (смысловая догадка) по названию произведения, вступительному стихотворению, музыкальному фрагменту. Обсуждение заглавия рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа». Заглавие является сюжетообразующим, что характерно для современной литературы, где читатель как бы приглашается автором к сотворчеству по воссозданию «смысла», поскольку возможна множественная интерпретация текста. Учащиеся отмечают, что в заглавии содержится и некий элемент парадокса, который основывается на значении слов. Победа – сущ. По значению глагола. Слово, образованное от побеждать, победить кого, осиливать, одолевать, превозмогать, поборать, смирять, покорять, подчинять себе, одержать верх, совладать; быть первым при состязании [Даль В.И. 1978]. Бумага ассоциируется с чем-то непрочным, недолговечным. По словарю В.И. Даля, бумага хлопчатая бумага, хлопчатка, хлопок, семянный пух растения. //граматка, бумага писчая, или разбитое в пух тряпье (льняное и пеньковое), распластанное листами. [Даль В.И, 1978; С. 141] К. Драгунская «От души и на память» Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? В. Каверин «Много хороших людей и один завистник» -О чем может рассказать нам название рассказа? Как оно звучит? Какую проблему затрагивает? – таблица восприятия – прием, который учит воспринимать, осмысливать, оценивать свои чувства, эмоции, помогает определить свое первичное восприятие текста. В. Железников «Голубая Катя» -Прием «Постановка привлекательной или необычной цели» – перед учеником ставится такая цель, выполняя которую, он выполняет и то учебное действие, которое планировал педагог. – прием «Мозаика проблем» В. Железников «Голубая Катя» – Какие проблемы поднимаются в этом рассказе? Что помогает нам их определить? (ключевые слова) |
||||||
Ставить вопросы | Приём «Задай вопрос». Учимся задавать вопросы: 1) те, на которые есть прямой ответ в тексте; 2) те, ответа на которые нет в тексте, но ответ очевиден; 3) вопросы, ответы на которые осмысления и даже дискуссии.
– игра «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ. -«Банк вопросов»: прием «толстых» и «тонких» вопросов; |
||||||
выдвигать гипотезы | – «Чтение с остановками»
К. Драгунская «От души и на память» ( см. приложение 3) – Прием «Прогнозирование» |
||||||
давать определение понятиям | – Игра «Кто он такой»
– Устно нарисуйте портрет героя. – прием сравнения В. Короленко «В дурном обществе» и С. Романовский «Подснежники»– Вася и Николай Братухин. Что между ними общего? Таблица сравнения:
|
||||||
классифицировать | |||||||
наблюдать | – Выделение опорных слов из произведения.
– Какие слова в рассказе являются опорными, ключевыми? Запишем их. – Словарь настроения. – Учащиеся записывают свои чувства, которые испытывают во время чтения рассказа. – Прием «Записная книжка». В ней отражаются мысли, почёрпнутые в произведении, которые могут пригодиться в будущем. В. Каверин «Много хороших людей и один завистник» – Какие мысли возникли после чтения сказки? Согласны, что это очень важные мысли? Давайте их запишем в нашей «Записной книжке». – «Двойной дневник». – Предлагаю вам объединиться в группы и выделить ключевые слова или цитаты, на которые опирается, по вашему мнению, смысл всего текста, а во второй части записать комментарий к ним.
|
||||||
проводить эксперименты | – «Мысленный эксперимент»
Вопросы после чтения: – А как бы вы поступили на месте главного героя? |
||||||
делать умозаключения и выводы | – Методика “Три слова”.
Какими тремя словами вы бы могли высказать своё мнение о произведении или герое? – Синквейн. – Игра «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом) |
||||||
структурировать материал | – Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки»
Он учит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде; – Прием «кластер» – Прием «Фишбоун» |
||||||
готовить тексты собственных докладов | – написание отзыва.
– Поясни заглавие рассказа. -Прием «Написания эссе-миниатюры» – это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях). |
||||||
объяснять, доказывать и защищать свои идеи | -Прием «Свободное выступление», который учит ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе; |
Заключение
- Активизация читательской деятельности учащихся на уроках литературы через реализацию приемов, используемых в библиотечном деле, помогает учащимся познакомиться с произведениями современных писателей, лучше понять логику сюжета, чувства героя, поступки и характер литературного персонажа, осознать позицию автора и в целом способствует литературно-художественному развитию подростков. Сочетание на уроках литературы приемов активизации читательского интереса, а именно – обзор книги, является эффективным средством обучения и развития школьников, раскрытия личностного потенциала учащихся.
- Прием «Обзор книги» может быть использован на уроках как гуманитарной направленности, так и на уроках естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе на различных стадиях урока для активизации читательской активности подростков, стимулируют их познавательную деятельность. Индивидуализация обучения на уроках литературы обеспечивается применением проектно-исследовательских методов работы и дифференцированных творческих заданий (составление речи от имени героя, придумывание СМС-сообщения, сравнение героя с предметом и т.д.)
- Данная работа представляет собой презентацию некоторых приемов, которые при системном применении на уроках литературы способствуют формированию и развитию интереса к чтению.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель. Задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за нашу культуру, духовные ценности.
В заключение хочется сказать, что, наверное, пора снова вспомнить легко запоминающиеся, афористичные рекламные слоганы советской эпохи, созданные для ликвидации неграмотности: «Если книг читать не будешь- скоро грамоту забудешь», «Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить», «Книгу – в массы!». И чаще повторять это нашим детям, родителям, самим себе.
В классах, где использовались приемы активизации читательского интереса можно отметить повышение интереса к книге, чтению, что отражается и в желании учащихся участвовать в конкурсах литературной направленности различного уровня, в организации школьных мероприятий, связанных с пропагандой чтения и ценности гуманитарного знания.
Пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. Своё участие в этом процессе я, как учитель, вижу в создании благоприятных условий для духовного становления юного читателя, приобщения его к чтению. Это создание единого читательского пространства при продуктивном взаимодействии школы, библиотеки, семьи.
Методика преподавания литературы предлагает систему приемов, позволяющих заинтересовать и активизировать ученика как читателя. Как учитель русского языка и литературы я стремлюсь воспитать в ученике читательские качества. Мне близки слова Василия Белова: «Хороший учитель лишь успевает разбудить в школьнике интерес к чтению, желание читать, заронить и выпестовать эстетический вкус, выработать у ребят чутье на художественную правду. Такой разбуженный в школьную пору ученик все остальное сделает уже сам».
Литература
- Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы [Текст]: учебное пособие для студентов / С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М.: Академия, 1999. – 307 c.
- Галактионова, Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования [Текст]: научно – метод. материалы (реферат) / Т.Г. Галактионова – СПб., 2008. – 139 с.
- Гашкова, Н.Л. Развитие творческого потенциала школьников на уроках литературы в 5-6 классах
- Граник, Г.Г. Роль установки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста) Вопросы психологии [Текст]: учебное пособие / Г. Г. Граник, А. Н. Самсонова.– М., 1983. – №2. – 79 с.
- Еремина, С.Е. Особенности работы с текстом на уроках литературы в рамках технологии продуктивного чтения.
- Кабачек, О. Л. Сказка в век компьютера [Текст]: методическое пособие в помощь библиотекарям и педагогам, работающим с детьми младшего и среднего школьного возраста / О. Л. Кабачек — М., 2001. – 167 с.
- Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст]: учебное пособие / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков . – М.: Наука, 1980. – 280 с.
- Маранцман, В.Г. Интерпретация художественных произведений как технология общения [Текст]: Учебно-методическое пособие / В.Г.Маранцман, Т.Ф.Календов, М.Б.Труненко. – Образование и культура Северо-Запада России. СПб., 1998. – 89 с.
- Постоловский, И.З. Предвосхищение при чтении [Текст]: упражнения для тренировок 1-5 кл. / И. З. Постоловский, В. И. Постоловский. – Одесса: Б.и. 1991. – 95 с.
- Программа по литературе для 5 классов [Текст]: Метод. пособие / Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016. – 87 с.
- Пузикова, О.В. Формирование и развитие читательского интереса учащихся на уроках литературы.
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М., 1990.
- Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. В 2 ч. Ч. 1.: Научные и методологические основы. – М.: Школьная библиотека, 2006.
- Григорьева Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению [Текст] / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2.
- Ильин Е. Чтение – занятие душевное. Урок, на котором воспитывается человек/ Евгений Ильин//Народное образование.- 2008.-№4.
- Ипполитова Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению. //РЯШ. – 1997.- №1.
- Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
- Новикова Т.А. Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе//Школьная библиотека.- 1995.- № 2.
- Павлова А.П. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания школьников на уроках внеклассного чтения. М.; 1988.
- Саволайте Х.М. Методические задачи по методике чтения. М.; 1990.
- Фрейтаг, Э. Г. Совместная работа учителя-словесника и библиотекаря в процессе руководства внеклассным чтением. Внеклассная и внешкольная работа по литературе.М., Просвещение, 1970.
- Белькова А. Е., Чубак П. А. Методические способы формирование читательского интереса // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1663-1666.