автор:
Мурзина Гульназ Фирдаусовна
концертмейстер, педагог – организатор МОУ СОШ №9 г. Надыма
Ермичев Александр Иванович
педагог дополнительного образования МОУ СОШ №9 г. Надыма
Дополнительная образовательная программа по предмету «Ритмика» «Танцуем вместе» для классов с ОВЗ (обучающиеся 7-15 лет)
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Центр дополнительного образования
Дополнительная образовательная программа по предмету «Ритмика»
«Танцуем вместе»
для классов с ОВЗ (обучающиеся 7-15 лет)
(72 часа), срок реализации программы 1 год
Составитель:
Ермичёв А.И., педагог дополнительного образования;
Мурзина Г.Ф., концертмейстер
г. Надым
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Необходимым условием развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 85% дневного времени большинство обучающихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, бег, игры) занимает только 16-19% времени суток. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%.
Малоподвижный образ жизни ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и двигательной подготовленности, является ведущим во всех программах обучения и воспитания общеобразовательных учреждений.
Занятия ритмикой в классах с ОВЗ направлены на повышение работоспособности, развитие навыков самоконтроля, охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья указанной категории обучающихся.
Ритмика — это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Упражнения этого раздела учат детей вслушиваться в музыку, различать музыкальные выразительные средства, формируют умения согласовывать движение с музыкой. Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.
Цель программы:
Создание условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального взаимодействия детей; приобретение начальных знаний о профессии
Для реализации цели выдвигается ряд задач: профессиональные, педагогические, психологические.
Задачи:
- профессиональные:
-
- сформировать умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм;
- сформировать навыки согласования движения с музыкой;
- равномерное развитие мышечной системы;
- развитие двигательных умений и навыков,
- сформировать навыки рационального дыхания;
- сформировать умение работать в коллективе.
- педагогические:
- развить общую культуру личности обучающихся;
- сформировать навыки самоорганизации (самостоятельная работа, организация своего свободного времени) и здорового образа жизни;
3) психологические:
- формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребёнка через приобщение к творческой деятельности;
- формирование навыков рефлексии;
Программа рассчитана на детей 7-15 лет, для обучающихся в классах с ОВЗ, на 1 год, по 72 часа в год.
Формы занятий
Обучение осуществляется в форме групповых занятий 2 раза в неделю (продолжительность учебного часа – 40 минут).
Учёт успеваемости
Учет успеваемости в течение года осуществляется в форме открытых уроков и публичных выступлений.
Отличительная особенность программы
Особенностью данной программы является её направленность на здоровьесбережение – предоставление указанной категории обучающихся дополнительной возможности укрепления организма через активное движение, а так же, широкое применение упражнений классического экзерсиса в сочетании с дыхательными упражнениями.
Программа направлена на создание условий для приобретения обучающимися знаний о профессиях связанных с хореографией, приобретение начальных навыков аниматора танцевальных композиций, репетитора.
Предполагаемые результаты
- развитие мышечной координации и вестибулярного аппарата, укрепление костно- мышечной системы;
- формирование и развитие координационно-двигательных навыков и навыков правильного дыхания;
- развитие чувства ритма, темпо–пространственной ориентации;
- формирование навыков выполнения хореографических движений (упражнений) в соответствии с характером музыки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО РИТМИКЕ (в классах с ОВЗ)
Занятия ритмикой укрепляют организм ребёнка: улучшается координация движений, вырабатывается умение владеть своим телом; углубление дыхания увеличивает насыщение кислородом крови и тканей, что улучшает деятельность органов дыхания и работу сердечно-сосудистой системы, в особенности головного мозга. Как показывают последние исследования, двигательная активность очень важна в период роста и формирования организма, кроме того, современные данные свидетельствуют о том, что механические факторы, стимулирующее рост костей, должны иметь ритмический. Такие упражнения как бег, прыжки, сценический ход, поскоки омолаживают суставы, межпозвоночные хрящи, улучшают кровообращение в них, помогают растворению солей. Двигательная активность взаимосвязана и с психоневрологическими характеристиками организма. При отсутствии движений мозг испытывает своеобразный сенсорный голод — уменьшается количество поступающих к нему нервных импульсов. Длительное воздействие регулярных занятий оказывает существенное влияние на характер детей. Улучшается здоровье, повышается иммунитет к болезням, улучшается осанка, дети становятся жизнерадостными, активными.
При построении занятия учитываются некоторые физиологические особенности деятельности сердечно-сосудистой системы:
- остановка после интенсивной нагрузки недопустима, это может привести к гравитационному шоку;
- резкий переход от беговой серии к партерной может вызвать неблагоприятную реакцию организма.
В содержании программы широко используются упражнения классического экзерсиса, выполнение которых включает в себя как развитие опорно-двигательного аппарата, так и приобретение навыков правильного дыхания, а также прыжковые и беговые упражнения, музыкальные игры.
Занятии ритмикой, хореографией, как и любой вид физических тренировок, требуют серьёзного подхода к методикам обучения правильному дыханию. Дыхательные упражнения помогают снимать кислородную недостаточность, учат управлять дыханием, рационально пользоваться им как в быту, труде, так и при разнообразных физических нагрузках. Овладение рациональным дыханием с детского возраста оказывает общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм, помогает выполнять любую физическую нагрузку со значительно меньшим утомлением, чем без специальной тренировки. В своем большинстве упражнения для тренировки дыхательного аппарата связаны с развитием навыка контроля работы мышц, осуществляющих процесс дыхания. Движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.
Программа включает три основных раздела, содержание которых входит в построение каждого занятия.
Рекомендации по выполнению основных упражнений классического экзерсиса.
Demi – plies (по I, II, V позиции) – при выполнении упражнения, медленно растягиваются мышцы ног, спины и шеи. Движение выполняется в медленном темпе на 4 счёта. Дыхание распределяется следующим образом: на 1-й, 2-й вдох, на 3-й, 4-и – выдох, во время приседания; на 1-й, 2-й вдох, на 3-й, 4-и – выдох во время подъёма.
Relives (по I, II, III позициям) – движение выполняется в медленном темпе на 4 счёта. Дыхание распределяется следующим образом: на 1-й, 2-й вдох – подъём на носки, 3-й, 4- й – выдох на спуске.
Portdebras (по I, II, III позициям) – наклоны. Движение выполняется в медленном темпе, на 2/4. Темп дыхания должен соответствовать темпу выполнения движений.
- На счёт 1-й, 2-й – наклон вперёд на выдохе, на 1-й, 2-й – подъём на вдохе; 1-й, 2-й – наклон назад на выдохе, на 1-й, 2-й – подъём на вдохе.
- На счёт 1-й, 2-й – наклон влево на выдохе, на 1-й, 2-й – подъём на вдохе; 1-й, 2-й – наклон вправо на выдохе, на 1-й, 2-й – подъём на вдохе.
Battements passe (по I позиции) – поднятие колена в сторону под углом 90°, носок направлен в сторону колена. Движение выполняется в среднем темпе в размере 2/4. На 1- и, 2-й – поднимем ногу на вдохе, 1-й, 2-й – опускаем ногу на выдохе.
Battements pike(по I позиции) – отрывистый бросок ноги с отскоком от пола на высоту 30°. Упражнение направлено на выработку правильной осанки и развитие паховых мышц; выполняется на 2/4 в медленном и быстром темпе. Дыхание произвольное.
Партерная растяжка – включает упражнения направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса; разогрев стопы, коленных суставов; упражнения на растяжку мышц ног.
Pas sote (no I позиции) – прыжки. Движение выполняется в среднем темпе в размере 2/4. На 1-й – Demi- plies колени в стороны, 2-й прыжок. Колени прямые, спина ровная. Вдох на прыжок, выдох на приземление.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Познакомится с основными позициями и положениями рук и ног, положением головы и корпуса во время исполнения движений, освоить простейшие элементы экзерсиса, развить элементарные навыки координации движений. Уметь начинать и заканчивать выполнять движения с началом и окончанием музыкальной фразы. Освоить первоначальные навыки правильного дыхания при выполнении упражнений. Развивать координационно-двигательные навыки, ориентировку в зале, перестроений и комбинаций.. Расширять кругозор, развивать творческие способности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел | Содержание занятий | Прогнозируемые результаты |
I четверть ( 17 часов) | ||
Координационно- двигательные упражнения | Поклон для мальчиков и для девочек.
Упражнения для расслабления мышц плечевого пояса: «Мельница», «Маятник», «Птичка». Упражнения для снятия напряжения мышц корпуса; «Кукла», «Деревце» Прыжки по I и VI позиции |
Изучение элементов, развитие
координационно- двигательных навыков. |
Партерная гимнастика | Разогрев стопы, коленных суставов. Изучение упражнений направленных на укрепление мышц спины, брюшного пресса: «Жук упал», «Ванька-встанька», «Кошечка» | |
Ритмопластика | Хлопки: «Ладушки», «Блинчики» «Крестик» Прыжки: «Часики», «Заборчик», «Подскок», «Боковой галоп» | Освоение навыков движения под музыку |
П четверть (17 часов) | ||
Координационно- двигательные упражнения | Основные позиции ног I, VI.
Основные положения рук (на поясе- мальчики/девочки, на юбке – девочки). Упражнения для расслабления мышц плечевого пояса, для снятия напряжения мышц корпуса. Хлопки, удары ногой на сильные и слабые доли такта. |
Освоение и грамотное выполнение простейших движений классического экзерсиса. Развитие эластичности связок, укрепление мышечной системы. |
Партерная гимнастика | Упражнения на растяжку («бабочка», «щучка») | |
Ритмопластика | Шаговые элементы: Переменный шаг, шаг на полупальцах
Прыжковые элементы: «Ножницы», «Крестик», «Перескоки» |
Освоение навыков исполнения шаговых и прыжковых элементов;
Умение согласовать движения с характером музыки. |
Ш четверть (20 часов) | ||
Координационно-
двигательные упражнения |
Основные позиции ног I, VI
Основные положения рук.. Releves по I позиции. Battements tendus по I позиции Demi — plies по I позиции.. Перегибы корпуса |
Грамотное выполнение элементов под музыку |
Партерная гимнастика | Разогрев стопы, коленных суставов; упражнения направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса; упражнения на растяжку | Чистота исполнения элементов, развитие координации движений. |
Ритмопластика | Подскоки, боковой галоп, pasjete.
Построения в круг и движение по кругу в различных направлениях. Разучивание танцевальных элементов и комбинаций. Работа по постановке музыкально- хореографического этюда («Веселые гуси») |
Навыки согласованности движения с началом музыкальной фразы.
Чёткость исполнения элементов, комбинаций под музыку. |
IVчетверть ( 18 часов) | ||
Координационно- двигательные упражнения | Постановка корпуса, рук, ног.
Releves по II, III позиции. Battements tendus по I позиции. Battements pike по I позиции |
Умение вьшолнять простейшие движения классического экзерсиса. Развитие эластичности связок, укрепление мышечной системы. Освоение навыков
постановки корпуса, рук и ног, развитие голеностопных суставов. |
Партерная гимнастика | Отрывание пяток от пола; прогибание спины; «свечка»; сокращение и вытягивание стопы по VI и I позиции лежа на спине | |
Ритмопластика | Освоение навыков движения под музыку (ритмические хлопки, подскоки, па польки, движение по диагонали, боковой галоп) Изучение элементов народного танца («притопы», «ковырялочка», «моталочка», «тройной притоп»). | Навыки движения с началом музыкальной фразы.
Развитие чувства ритма. Освоение навыков исполнения элементов народного танца |
список ЛИТЕРАТУРЫ
- Бондаренко Л. Ритмика и танец. «Музична Украина», Юиев, 1976г.
- Коренева Т. Ф. «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста».
«Владос», Москва, 2001г.
- Лисицкая Т. И. Гимнастика и танец. М., 1998г.
- Сборник статей по хореографии Москва, 2008г.
- Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы. Программы для общеобразовательных учреждений.
«Просвещение», М., 2003г.
- Ротерс Т. «Музьжально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика» М., 1996г.
- Танцевальные, ритмические упражнения, музыкальные игры и танцы в 1-4 классах. Методические рекомендации.
М., 1990г.
- ФирилёваЖ.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» (танцевально-игровая гимнастика для детей),
«Детство-пресс», Санкт-Петербург, 2001 г.
- Фомичева Н.В. «Музыка, движениия, ритм» (программа обучения детей движениям под музыку). М., 1999г.