автор: Мурзина Гульназ Фирдаусовна
концертмейстер, педагог – организатор МОУ “Средняя общеобразовательная школа №9 г.Надыма”
Правовая квест-игра по профилактике правонарушений и преступлений «Подросток и закон»
Правовая квест-игра по профилактике правонарушений и преступлений
«Подросток и закон»
Ведущий 1
–Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на Правовой квест-игре по профилактике правонарушений и преступлений «Подросток и закон».
Ведущий 2
Наше мероприятие – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь.
Ведущий 1 Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время, но можно и нужно. Как же не допустить правонарушение?
Ведущий 2
В ходе игры мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Ведущий 1
–Командам нужно будет пройти 5 станций. Хотим обратить ваше внимание, проходить станции нужно не на скорость. Главное то, какую информацию вы получите на этих станциях и как выполните задания.
Ведущий 2
–Просим командиров класса получить маршрутные листы.
Ведущий 1
И так наша квест – игра начинается. Желаем всем командам удачи!
(Команды уходят на прохождение станций.)
Команды собираются в зале после прохождения станций.
Ведущий 1. Вот и пройдены ваши первые испытания.
-Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, или совершит плохой поступок вбить один гвоздь в доску забора.
В первый день в доске было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился себя контролировать, и с каждым днём число забиваемых в доску гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свое поведение, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он перестал ругаться и совершать плохие поступки. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из доски по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в доске не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в доске дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда совершаешь зло, в душах людей, которых ты обижаешь, остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Представьте себе, что доска, это ваша жизнь, а гвозди это ваши плохие поступки и слова. Все в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям.
Ведущий 2
-Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Но нужно помнить, что незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
Если ты будешь законопослушным гражданином РФ, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Закончить наше мероприятие мы хотим словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными!»
Спасибо за участие. До новых встреч!
Приложение.
СТАНЦИЯ №1 «Гражданин своей страны»
Добрый день! Мы приветствуем вас на станции «Гражданин своей страны». Сейчас мы будем задавать вам вопросы, а вы должны на них ответить. Посмотрим, как хорошо вы знаете уклад и порядок в нашей стране.
- В каком возрасте человеку выдается паспорт? (14 лет)
- Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фотографией? (Ф. И. О., пол, дата рождения, место рождения).
- Какие еще сведения имеются в паспорте? (воинская обязанность, семейное положение дети, сведения о ранее выданном паспорте).
- В каких случаях гражданину могут поменять паспорт? (при утрате паспорта и при смене фамилии)
- Что должен сделать гражданин, если он потерял паспорт?
- В каких ситуациях людям необходимо предъявлять паспорт? (при устройстве на работу, при покупке билета на поезд и самолет, денег в сберкассе, подаче заявления в загс).
- Как выглядит флаг России? (трехцветное полотнище. Цвета с низу вверх: Красный, синий, белый)
- Что изображено на гербе нашей страны? (двухглавый орел)
- Кто является президентом нашей страны? (В. В. Путин)
Молодцы!Вы много знаете о нашей стране и о порядках в ней. Спасибо за участие. Можете переходить на другую станцию.
СТАНЦИЯ №2 «Наша школа»
Добрый день! Мы приветствуем вас на станции «Наша школа». Здесь мы посмотрим, как хорошо вы знаете нашу школу, а так же свои права и обязанности.
- Как правильно называется наша школа? (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма» или «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма»)
- Сколько дней в неделю учатся в нашей школе? (5 дней)
- Сколько месяцев в году учатся в нашей школе? (9 месяцев)
- Кто является директором нашей школы? (Бугаева Марина Анатольевна)
- Распределите, что является правами, а что является обязанностями учеников.
Уважать учителей (обязанность).
Бесплатное образование (права)
Выполнение домашнего задания (обязанность)
Удобное рабочее место (права)
Охрана здоровья (права)
Соблюдать расписание занятий в школе (обязанность)
Выбирать кружки с секции по своему интересу (права)
Примерное поведение на уроках и переменах (обязанность)
Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность).
Бережное отношение к школьному имуществу (обязанность)
Молодцы! Вы хорошо знаете нашу школу и свои права и обязанности. Спасибо за участие. Можете переходить на другую станцию.
СТАНЦИЯ №3 «Виды юридической ответственности»
Добрый день! Приветствуем вас на станции «Виды юридической ответственности». Сейчас мы расскажем вам о видах юридической ответственности за нарушения.
Существует 4 вида юридической ответственности:
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь)
Сейчас я дам вам задания, а вы постарайтесь правильно ответить: к какому виду ответственности относится нарушение:
- Порвал учебник одноклассника (Гражданская)
- Появление подростка на улице в нетрезвом виде (Административная)
- Избил одноклассника (Уголовная)
- Совершил кражу денежных средств у учителя. (Уголовная)
- Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)
- Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)
- Разбил мячом окно. (Гражданская)
- Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)
- Подростки писали на стенах нецензурные слова. (Административная)
10.Подростки разводили костер на детской площадке (Административная)
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Можете переходить на другую станцию.
СТАНЦИЯ №4 «ВИКТОРИНА».
Добрый день! Приветствуем вас на станции «ВИКТОРИНА». Сейчас мы проведем «Правовую викторину»
- Тайное хищение имущества именуется:
– грабёж;
– кража; +
– мошенничество.
- Бессмысленное уничтожение ценностей называется:
– разбой;
– вандализм; +
– вымогательство.
- Систематическое нанесение побоев, это:
– хулиганство;
– истязание; +
– клевета.
- Каким законом на Руси была отменена кровная месть:
– Правда Ярославича;
– Правда Ярославичей; +
– Иван III.
- Как называется стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями, которое карается законом?
– мазохизм;
– садизм; +
– нарциссизм.
- С какого возраста наступает yгoловная ответственность?
– с 14 лет; +
– с 18 лет;
– с 21 года.
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Можете переходить на другую станцию.
Станция №5 «ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ» или «ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ».
Добрый день! Приветствуем вас на станции «ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ» или «ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ». Сейчас мы предложим вам несколько ситуаций и хотим, чтобы вы немного порассуждали о них и высказали свое мнение.
- 1. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
- Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.
Вопрос: Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Ответ: (эти ребята совершили преступление) – Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
- 3. Если ученик регулярно опаздывает на уроки или прогуливает их, не выполняет домашние задания.
Ответ: Проступок, так как ученик ничего противозаконного не совершил. Но ученик обязан посещать все уроки по расписанию и приходить на них вовремя.
Хорошо. Спасибо вам за ваше мнение. Можете переходить на другие станции.