Статья музыкального руководителя «Формирование экологической культуры у дошкольников через музыкальную деятельность»



автор: Мурина Екатерина Николаевна
музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад № 81

Статья музыкального руководителя «Формирование экологической культуры у дошкольников через музыкальную деятельность»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 81

620072 г. Екатеринбург, ул. Рассветная 6 А Конт. Тел.: 8(343)223-63-03

Доклад на тему:

  «Формирование экологической культуры у дошкольников через музыкальную деятельность»

Автор:

Музыкальный руководитель 

Мурина Екатерина Николаевна

г. Екатеринбург, 2023 г.

   

          Экология и музыка. Как связаны эти два широких понятия, ведь экология – это наука, а музыка – это один из древнейших видов искусств.
          Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком понятий, искусство – языком образов. Но и наука, и искусство разными средствами ведут к познанию и отражению окружающего мира. Таким образом, музыка воссоздает чувственную модель мира, а экология изучает взаимоотношение человека с этим миром, с окружающей его природной средой. В своей работе, воспитание экологической культуры дошкольников,  ставлю следующие цель и задачи: 

      Цель:  Создание педагогических условий для реализации творческого потенциала  детей в музыкальной деятельности, способствующих развитию экологической культуры детей, интереса к окружающему миру.

          Задачи:

Образовательные: закрепить навыки танцевальных движений, умения  выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

Развивающие: развивать навык игры на детских музыкальных инструментах, мышление, фантазию, память и музыкальный слух детей, познавательный интерес к природе.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное и бережное отношение к природе, оказывать посильную помощь в охране окружающей среды.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

 «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

    В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

     Одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей. Например, давая детям  представление о животных, педагог знакомит  с их образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников.

         Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека.

        Я — человек эмоциональный, творческий, всегда чувствовала связь природы и музыки. Поэтому взяла за основу своей деятельности высказывание В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать красоту мира возможно через музыку.

    На музыкальных занятиях стараюсь воспитывать у воспитанников формирование экологическую  культуру (или иначе говоря, развитие у детей умения видеть красоту природы и формирование осознанно-правильного отношения к ней) посредством музыки.

   В своей работе я придерживаюсь следующих педагогических принципов: системность; наглядность; доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей; сезонность. Начала применять на практике разнообразные формы работы в данном направлении. Это различные типы образовательных мероприятий, праздников, развлечений.

 Широко применяю в работе комплексный подход к организации  образовательной деятельности, включая продуктивную деятельность (рисование, лепку, аппликацию). Детям  интересны экскурсии на свежем воздухе (например, «Подарки осени»,  «Братишки – муравьишки» и др.), когда можно услышать шорох листьев, шум ветра,  пение соловья, дружное чириканье воробьев, звон капели и т. д.,  понаблюдать за поведением жука,  повадками домашних животных,  птиц,  и тут же послушать в аудиозаписи соответствующую музыку и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных и изобразительных средств. Например, наблюдаем совместно с детьми на прогулке за скворцами весной и слушаем ,затем разучиваем песню Ю. Слонова «Скворушка».  Слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко и вспоминаем как видели на прогулке гусеницу на листочке. Наблюдали за жуком- на музыкальном занятии разучили песню  В. Карасёвой  «Жук». Прислушиваемся  к звукам приближающейся  грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой  и  др. В программе  музыкального воспитания  «Ладушки» (авторы И. М.  Каплунова,  И. А. Новоскольцева),  по которой я работаю, предлагается немало игровых моментов, сюрпризов в младшей,  средней  группах, в процессе которых дети встречаются с игрушками-зверятами, оказавшимися в затруднительном положении. Ребятишки с удовольствием становятся помогают мышкам спрятаться от злющего кота,(«Кот Васька»  Г.Лобачёва), зайчику убежать от лисички («Зайчик и лисичка» Г. Финаровского), поют для своих новых друзей песни, танцуют, играют с ними. Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия — это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы. Я думаю, что представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы и в процессе музыкально-художественной деятельности.

       При совместном восприятии музыки я широко применяю методы наглядности, такие как рассматривание иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций картин художников, а также найти путь к детскому сердцу помогает метод художественного слова, т. е. читаем с дошкольниками стихи современных детских поэтов, русских поэтов-классиков, обсуждаем созвучность поэтических строк данному музыкальному произведению. Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат. 

        Также в беседах со старшими дошкольниками предлагаю им не только высказать свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки, но и придумать сюжет к ней.

     Нередко воспитанники выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Мы периодически оформляем выставки детских творческих работ «Мы рисуем музыку», где помещаем рисунки, аппликации к полюбившимся детям музыкальным произведениям, песням. Рисуют на музыку М.Раухвергера «Солнышко и дождик»,  «Наша ёлка» А. Островского и т. д.

       Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения.

    Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе, рассказываю детям, почему нельзя жечь сухую траву на лугу и в лесу.

         Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.). Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Жук», «Кот Мурлыка», «Апельсин» и др.), народные подвижные и хороводные игры («Шёл козёл по лесу», «Ворон» и мн.др.), а также музыкально-дидактические игры («Мышки – норушки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн.др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко – высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления. В музыкально-подвижных играх дошкольники примеряют на себя образы персонажей. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что нельзя обижать животных. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

       Тема экологии всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности. Так слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя, то бабочкой, то птичкой, то цветком, то снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образов, эмоциональную окраску которым даёт музыка.
      Я, как и многие педагоги, часто использую с младшими дошкольниками  различные проблемные ситуации с животными  через кукольный театр. Дети очень любят театрализацию. Они хотят помочь петушку вернуть свой голосок (р.н.п. «Петушок») и сопереживают котику, который заболел, и радуются, когда он выздоравливает.

Им очень нравится, когда «звери»-игрушки поют знакомые попевки, песенки.
       Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания трудно переоценить. Оно заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, сюрпризные моменты, игровая деятельность и т.д. Традиционные Осенины могут быть представлены «Экологическим развлечением» сюжетом о том, как «ребята-эколята» учат  любить природу, беречь ее, не вредить. При составлении сценариев экологиеских праздников я часто опираюсь на материал русского-народного творчества, т.е. на фольклор.

      Русский фольклор отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Все это прекрасно окрашивается музыкой. Но могу проводиться осенние праздники и в виде современных «Огородных мюзиклов», где каждый ребенок – овощ, ягода или фрукт

       Новогодние приключения говорят о прелести русской зимы. Дети могут превращаться в снежинок, зверят, маленьких ёлочек, снеговиков и др.       Интересны детям развлечения «Зимние забавы»,  «Колядки» и др.
Восьмое марта у малышей танец-игра  можно превратить в историю «Кошкин дом», «Как цыпленок маму искал», «Как поросенок собирал для мамы букет» и др.
      Так же  мы проводили экологические акции: «Чистая планета», «Озеленим наш сад», «Поможем птицам», осенние посиделки «В горнице-узорнице» и «Осенних песенок букет», тематическое занятие к пасхе, воспевающие весеннюю природу. Развлечения: «Кто как от дождя спасается», «Как звери лесные к зиме готовились» и мн.др.
      Хочется отметить, что праздник это общение и детей и взрослых, светлое, радостное, очень эмоциональное общение. Приобщать к праздникам следует всех сотрудников детского сада,  родителей. Учитывая тот факт, что родители являются основным авторитетом для ребенка, необходимо сделать их своими союзниками и единомышленниками, способными оказать неоценимую помощь в процессе экологического воспитания.
        Благодаря тому,  что экологическому воспитанию уделяется большое внимание на музыкальных занятиях, дети становятся более чуткими к природе, эмоционально отзывчивыми.

        Повысился уровень осознанно-бережного отношения к природе; они стали более глубоко и осознанно воспринимать образы природы в музыке.

Статья музыкального руководителя «Формирование экологической культуры у дошкольников через музыкальную деятельность»
Пролистать наверх