автор: Мурсалова Эсмира Седретдиновна

Учитель начальных классов МБОУ Токарёвская СОШ №2

Урок русского языка, посвященный 75-летию Великой Победы. Тема: «Обобщение знаний о падежах имени существительного»

 Технологическая карта урока

Ф.И.О. Мурсалова Э.С.

Предметная область: русский язык

Класс: 4 класс

Автор УМК: Русский язык 4 класс («Школа России»), автор: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Тема урока: «Обобщение знаний о падежах имени существительного»

 

Тип урока: урок обобщение и выработка умений

Цель урока

  • Совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;
  • Умение различать падежи по их признакам;

Учебные задачи :                                       

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости. 

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи; 

— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

— формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в своей системе знаний;

—  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

— уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; 

Оборудование урока:

1) учебник по русскому языку(УМК «Школа России» Канакина ,Горецкий);

2) карточки с заданиями;

3) проектор-компьютер.

4) листы  самооценки.

5) голуби белого цвета.

6) телефон .

7) листовки с QR –кодом.

8) компьютеры с выходом в интернет.

№п\п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
1

2

3

4.

5.

6.

7.

8.

9

10.

Организацион-ный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Первичное закрепление

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации 

 

Проверка знаний с помощью онлайн-теста

Рефлексия (подведение итогов занятия

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Здравствуйте, ребята!  Прозвенел звонок, начинается урок.

(На экране Вечный огонь

-Знаете ли вы что это за огонь. Как он называется. Почему «вечный», чему посвящен?

— Вечный огонь напоминает нам о ВОВ, 75 годовщину победы в которой наш народ будет отмечать 9 мая 2020 года. Он напоминает нам о том, как плохо враждовать, как хорошо жить в мире и дружбе.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хлопните в ладоши с соседом по парте. Сегодня на уроке мы  постараемся одержать свои собственные победы в борьбе за знания.

Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, подчеркните орфограммы.

Языковая разминка (работа в парах)

(Детям раздаются карточки с заданиями, части «вечного огня»)

Ребята, у вас на столах лежит лист самооценки, на протяжении всего урока вам нужно ставить себе оценку  за каждую проделанную работу. (приложение  1)

(Учитель говорит) Пара, выполнившая задание, возьмется за руки и поднимет вверх, образуя домик.

—  (Карточка) Задание. Определите, о каком падеже идёт речь.

Есть шесть братьев падежей

Нет на свете их дружней.

Согласованно живут

И порядок стерегут.

Ты смекалку покажи-

Определи-ка падежи

Выслушай мою загадку и победу одержи.

Кто правильный ответ найдет,

Тот памятный огонь зажжет.

  • Самый главный он из всех.

На вопросы кто? что? отвечает

Подлежащим в предложении бывает.

  • Этот брат не менее значительный.
    Нет кого? чего? – волнуется.И с предлогом в рифму согласуется.
     (Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
  • Этот братец наш добряк,
    Всё стремится делать так:
    Дать кому? чему? Быстрей –
     По, к– предлогов нет дружней!
  • Этот брат всегда  любуется,

Вижу что? кого? волнуется,

Через, в и на, за, про –

С предлогом согласуется легко.

  • Этот братец нам вещает,

Гордиться кем? И чем? решает.

Предлоги: между, с и над, за, под

Со словами дружбу бережёт.

  • Последний брат сулит успех,

О ком? О чём? Он думает о всех.

Предлоги он свои не забывает,

При, в, об, о, на — он громко восклицает.

— Итак, проверяем (дети зачитывают  свои ответы).

Поставьте себе оценку за это задание.

(ребята оценивают первое задание).

-А теперь, ребята, прикрепите, пожалуйста, свои карточки к доске так, чтобы получился «вечный огонь» (дети прикрепляют карточки).

— Как вы думаете, почему «вечный огонь»?

— Верно, ребята! Мы не должны забывать подвиг наших предков! Ведь благодаря им мы живём! Наше Отечество сражалось за то, чтобы мы с вами жили мирно, за то, чтобы вы в красивых светлых школах получали знания. 

А сейчас мы с вами проверим умение определять падеж имени сущ. и покажем, чему научились на уроках русского языка.

— Просклоняйте слова переправа, письмо, радость (три человека у доски)

Как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?

—  Эти слова тесно переплетаются с войной. Именно в то ужасное время, люди, рискуя своей жизнью, преодолевали  страшные препятствия. Именно в то время, письма придавали невероятную силу двигаться только вперед и воодушевляли на новые победы, ну и, конечно, радость мы с вами испытываем сейчас, находясь здесь в полном здравии и мире.

Проверим. Не забудьте оценить свою работу (дети проверяют и оценивают работу на листе).

Что мы с вами сейчас повторили? (падежные окончания сущ.). 

Какой вывод мы можем сделать? (окончание сущ. определяем по падежу)

— Как вы думаете, чем мы с вами займёмся на уроке? (Обобщение знаний о падежах имени существительного)

— (Учитель говорит) Используя военную тематику, мы с вами проверим умение определять падеж имени сущ.,  закрепим правописание окончаний сущ. и покажем, чему мы научились на уроках русского языка.

 — (Работа на карточках) Задание. Определите падеж подчеркнутых имен сущ. и выделить окончания слов.

Герой в бою думает не о смерти, а о победе.

Зажжён Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата, погибшего в годы войны.

В Берлине стоит памятник отважному солдату.

С гордостью говорит народ о подвигах своих земляков в годы войны.

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

Проверим выполненную работу по шаблону (на слайде)

муз.комп. « Бравые солдаты» 

Геймификация (Деление детей по группам с помощью QR-кодов) Задание. Определить склонение по штрих коду и объединиться в группы):

Задание: 

письмо, берёза, заяц, страна, рожь, ворона, календарь, дочь, костёр, дверь, друг, победа, голод, слеза, жизнь, храбрость,  радость, ночь, щедрость, сын, отвага.

— Давайте послушаем самую известную песню времен ВОВ (тихо играет музыка)

— (Работа в группах) Задание. Определить падеж подчеркнутых имен сущ. и выделить окончания.

-Группа, выполнившая задание первыми поднимите флажок
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.

— Проверьте свою работу по шаблону (на слайде)

— (слово учителя на фоне фотографий с ВОВ

— Итак, ребята, для того ,чтобы узнать, чем мы с вами будем заниматься дальше, вам нужно пройти пройти небольшое испытание. Я называю словосочетание, вы должны определить падеж.

вижу Москву  В.п.
сижу на крыше  П.п.
пишу ручкой  Т.п.
сижу около двери  Р.п.
озеро расположилось  И.п.

(на слайде открываются частички фронтового письма)

 Фронтовые письма – это бесценные человеческие документы свидетельства о ВОВ, стойкости, мужестве, горячей преданности наших воинов своей Родине.

-Скажите, пожалуйста, чем отличается это письмо от современных?

— Во многих семьях, в музеях хранятся письма военного времени. В них жизнь, в них память. Они спасали наших воинов, поднимали боевой дух, помогали хоть немного отвлечься от тягот войны. Они давали воинам надежду на будущее, напоминая о том, что дома их ждёт семья, кого-то из них ждёт родной сад и огород, кого-то родной заводской цех. А теперь давайте попробуем прикоснуться к живой истории и заглянуть во фронтовые письма. Пишет отец своим детям ,таким же ребятам ,как вы все. Послушайте, пожалуйста: «Здравствуйте милая семья, добрый день Нюра, дочка Рима и сынки Володя и Витенька и передайте поклон моим маме и тяте. Шлю я вам с фронта свой сердечный привет и всем родным. Милая Нюра, я как уже нахожусь весь июль месяц на фронте и до сих пор все воюем и идут у нас ожесточенные бои ежедневно; но несмотря на то, что каждый час и каждую минуту мы ждем смерти, над нами вьются вражеские фашистские самолеты и по нас бомбят, но мы не боимся смерти и страха ввиду озлобленного нашего сердца над фашистским гадом за его издевательство над нашей Родиной, женами, матерями и нашими детьми и будем бить его мы до конца, не считая своей крови и смерти…»

                                Бурыгин А. И.- Сержант. Командир орудия 210-го легкого артиллерийского полка. Погиб в бою в 1942 г. в Воронежской области.

— У вас на столе есть листы бумаги. Теперь давайте попробуем сложить из них треугольники, которые и использовали воины Великой Отечественной войны для пересылки посланий своим родным и близким. (На слайде образец складывания, учащиеся выполняют под военную песню)

Напишите, пожалуйста, ответ на письмо фронтовика. На доске представлены слова для справок, которые вам понадобятся (живой, спасибо, жизнь, праздник, май, победа, юбилей, снаряды, враг, подвиг, память, Родина ,здоровье, мир,  героизм, мужество)

—  Скажите, пожалуйста, можем ли мы начать письмо со слова «Привет» (дети отвечают «Нет», к старшим мы обращаемся на Вы и пишем «Здравствуйте»)

Кто уже готов? (Ученик зачитывает письмо)

Проверим окончания имен сущ. (учащийся называет сущ.)

У нас с Советских времен существует такая традиция – почитать память погибших в Великой Отечественной Войне минутой молчания, давайте не будем нарушать этот канон. 

(Минута молчания).

 

 

— (на компьютерах открыт сайт — онлайн тест пад) https://onlinetestpad.com/ru/test/178862-4-klass-opredelenie-padezhej-imen-sushhestvitelnykh-ip-rp-vp (5 вопросов) 

 

Ребята, скажите пожалуйста, что вам больше всего запомнилось на уроке?

— (играет военная песня) (на доске фон голубого неба) Ребята, у вас на столах лежат голуби ,  если на уроке было легко и интересно прикрепите его высоко в небе, если было не очень легко, но интересно – посередине, а если было сложно – в самый нижний край.(дети крепят к доске голубей)

— Оценки за урок я выставлю при помощи вашего листка оценивания. 

Домашней работой будут разноуровневые задания, которые вы выполните в тетрадях. (приложение 2 )

 

Всем спасибо за урок.

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Слушают учителя.

Работают в парах.

Читают вопрос.

Отвечают на вопросы.

 

Берутся за руки.

Пара зачитывает ответы.

(если есть ошибки объясняют)

Остальные слушают и проверяют свою работу.

Оценивают себя.

Отвечают на вопрос.

Аргументируют свой ответ.

Слушают учителя.

Склоняют слова.

Самопроверка.

Отвечают на вопрос учителя.

Выдвигают свои предположения. 

Формулируют  тему урока.

Слушают учителя.

Ответы детей.

потому что в следующем году мы будем отмечать юбилейную дату 75-летие нашей Великой Победы.

Работают в карточках.

Определяют падеж сущ. и выделяют окончания.

Самопроверка.

Ответы детей.

Выполняют движения по команде.

Считывают код с помощью своего устройства и объединяются в группы.

Работают в группах.

Определяют падеж сущ., выделяют окончания.

Проверяют работу по шаблону.

Оценивают себя.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Смотрят фотографии на презентации.

Отвечают на вопрос учителя.

Расширяют знания о ВОВ

Складывают конверт из бумаги по образцу.

Пишут письмо, пользуясь словами для справок.

Отвечают на вопрос учителя. 

Аргументируют свой ответ.

Ученик зачитывает письмо, диктуя  окончания сущ.

Оценивают себя по листку самооценивания.

Минута молчания

Закрепляют полученные знания.

Оценивают свою работу.

Ответы детей.

Слушают учителя.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Прикрепляют голубей.

Слушают учителя

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные: 

— нацеливание на успешную работу.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать друг друга;

— высказывать свои мысли.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные:

уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

— осознают личное отношение к  родине.

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Личностные: 

-установка на ЗОЖ

Коммуникативные:

умение слышать и слушать друг друга.

Познавательные:

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

-умение правильно оценивать свою деятельность.

осмысляют материал;

Познавательные:

повторить и расширить сведения о ВОВ.

Регулятивные:

-определять последовательность работы

Познавательные:

–выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные: 

принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:

-Умение слушать и слышать друг друга.

Регулятивная:

—  планировать свои действия, самоконтроль

анализировать собственную работу.

Познавательные:

-оценивать результат

Регулятивные: 

принимают и сохраняют учебную задачу.

Приложение1.

Лист самооценки

Ф.И.________________________________________________________

Моя успешность на уроке:

Виды работ Отлично Хорошо Мог бы лучше
Ответ на уроке
Работа  в парах
Работа на карточках
Работа в группах
Онлайн — тест
Творческое задание
Итоговый балл

Приложение 2.

 

Домашней работой будут разноуровневые задания, которые вы выполните в тетрадях. (приложение)

      1.Уровень. Определи безударное падежное окончание, используя таблицу.

Без вьюг .     ,   до дерев .     ,   от метел , по речк .   , при дом.  , с пол.  ,   для ел .., от мороз .   , о мыш.  , для кормушк .     ,  до ноч .  , в неб.    ,

     2.Уровень.  Составьте и запишите словосочетание с именами существительными в Т.п. Выделите окончания.

Любоваться (столица), заросло (камыш), запечатать (сургуч), склониться (чертеж), задуматься (задача), схвачен (лисица), следить (птица), гордиться (удалец), послать (багаж), говорить (незнакомец), укрыться (плащ).