Логопедические рифмовки для детей логопатов

автор: Наумова Екатерина Сергеевна

МБДОУ “ДС № 24 “Родничок” г. Норильск

Логопедические рифмовки для детей логопатов

 

Логопедические рифмовки для детей логопатов

   Рифмовки — это специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. 

   Цель — максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки.

   Этапу автоматизации произношения звука во фразах и стихах, посвящены многие издания, в которых приводится множество стихов, подобранных специалистами для работы с разными группами звуков. Однако при непосредственном проведении такой работы возникают затруднения. Очень часто эти стихи довольно объёмны и могут быть сложными для заучивания детьми. Далеко не каждый ребёнок с нарушением речи с лёгкостью запоминает 10-16 рифмованных строк, и далеко не всегда эти строки наполнены нужными логопеду звуками. 

   Данные логопедические рифмовки в основном двустрочные, это позволяет их легко запоминать. Они наполнены словами, в которых автоматизируемые звуки встречаются довольно часто. А также в них отрабатываются практически все группы звуков, которые часто нарушены в речи детей. Логопедические рифмовки могут быть подкреплены картинным материалом.

Представленные рифмовки можно использовать в качестве пальчиковых игр. У детей большая фантазия и движения для пальчиков по тексту дети легко могут придумать самостоятельно. Если содержание рифмовки позволяет, то допустимо использование элементов драматизации, что напрямую способствует развитию коммуникативных способностей детей. Можно играть в диалоги, а именно задавать вопросы с помощью текста рифмовок и отвечать ими. После заучивания дети могут произносить рифмовки нараспев, как маленькие песенки. И в дальнейшем придумывать рифмовки самостоятельно.

Это лишь немногие приемы использования логопедических рифмовок.

К

У куклы Кати

Кружевное платье.

К

Квохчет курица: ко-ко,

Как живется не легко.

К

Ко-ко-ко кудахчет квочка.

Ко-ко-ко ищу сыночка.

Цыпленок крошки клевал.

От мамы курицы отстал.

 

К- Т-Д

Колуном расколет Коля
Все дрова у дяди Толи.

Г

Гром гремит на всю округу.

Не пойду сегодня к другу.

Х

Филин ухает: ух-ух-ух.

Мышек чувствую я дух.

Х

Хрюшка Хавроша

Очень хорошая.

Хвостиком машет,

Хрюкает, пляшет.

Звуки В, Ф

В

Вата в аптечке,

Валенки у печки.

Ф

Фокусник Федот,

Факел кладет в рот.

В –Ф

Федя любит финики,

Ваня – вареники.

Звуки М,Н

М

Мама Машу мылом мыла,

Маша мыло уронила.

М

Мыло мыльное,

Мороженное ванильное.

М

Маячил месяц май,

На море поезжай

Н

Ножницы у Нины,

Нитки у Марины.

Н

Ночью сон приснился Нине

Про ананасы и мандарины.

Звуки Ш,Ж,Ч,Щ

Ш

Паша купил машину,

У машины большие шины.

Ш

Мышонок сушкою шуршал,

Малышке Шурочке мешал.

Ш

Шумит камыш нарушая тишь.

Ш

Малышка Маша ела пшенную кашу,

Пшенную кашу ела с простоквашей.

Ш

Тише, тише малыши,

Не шумите вы в тиши.

Ш

Идет пешком старушка с бадашком.

Ш-С

Наташа испекла Саше,

Шанишки из простокваши.

Ш-С

Шура шустро сшила,

Шубу из шиншиллы.

Ш-С

Мышка крошками шуршала,

Кошке сны смотреть мешала.

Ж

Жук на жабу зажжужал,

Жук от жабы убежал.

Ч

Чух-чух-чух клокочет чайник,

Чух-чух-чух я здесь начальник.

Ч

У чайника крышечка,

В печке пышечка.

Ч

Черепаха без причины.

По дороге ходит чинно.

Ч

Калачи в печке,

Чебаки в речке.

Звуки С, З. Ц

С

Маруся во сне,

Висела на сосне.

С

Купили Саньке серебристые санки.

С

Апельсин делю на части,

Часть Алисе и часть Насте.

З

Зина возила зайку в корзине,

Зайка у Зины упал из корзины.

З

Звонок звонит,

Бубенчик звенит.

З

Зимой береза не боится мороза.

Ц

Цыплята не идут купаться,

Цыплята водицы боятся.

Ц

Цапля цепко зацепила,

Из болотца крокодила.

С, Ц

Снег серебрится,

Водица искрится.

С.З.Ц

Закрыли замок на замок,

Принцессу принц украсть не смог.

Звук Л

Л

Полина, куколку катала,

Куклу плакала сначала.

Л

Лена под ливень попала,

Бежала и в лужу упала.

Л

Лена лейкой поливала,

Голубые васильки.

Л

Лодка по реке плыла,

Людям лампочки везла.

Звук Р

Р

Красивая марина красиво говорила,

Красиво говорила красивая Марина.

Р

Рома для Риты нарвал ромашки,

Рита хранила ромашки в кармашке.

Р

Вот разноцветные карандаши,

Рисовать скорей спеши!

Р

В тридцать третьем королевстве.

У королевича тридцать три невесты.

Р

Африканский крокодил

С аллигатором дружил.

Р

Корова рогатая,

Зебра полосатая.

Р

У Риты красивая прическа.

У Ромы черные брови.

 

Логопедические рифмовки для детей логопатов
Пролистать наверх