автор: Наумова Екатерина Сергеевна
МБДОУ “ДС № 24 “Родничок” г. Норильск
Логопедические рифмовки для детей логопатов
Логопедические рифмовки для детей логопатов
Рифмовки — это специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели.
Цель — максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки.
Этапу автоматизации произношения звука во фразах и стихах, посвящены многие издания, в которых приводится множество стихов, подобранных специалистами для работы с разными группами звуков. Однако при непосредственном проведении такой работы возникают затруднения. Очень часто эти стихи довольно объёмны и могут быть сложными для заучивания детьми. Далеко не каждый ребёнок с нарушением речи с лёгкостью запоминает 10-16 рифмованных строк, и далеко не всегда эти строки наполнены нужными логопеду звуками.
Данные логопедические рифмовки в основном двустрочные, это позволяет их легко запоминать. Они наполнены словами, в которых автоматизируемые звуки встречаются довольно часто. А также в них отрабатываются практически все группы звуков, которые часто нарушены в речи детей. Логопедические рифмовки могут быть подкреплены картинным материалом.
Представленные рифмовки можно использовать в качестве пальчиковых игр. У детей большая фантазия и движения для пальчиков по тексту дети легко могут придумать самостоятельно. Если содержание рифмовки позволяет, то допустимо использование элементов драматизации, что напрямую способствует развитию коммуникативных способностей детей. Можно играть в диалоги, а именно задавать вопросы с помощью текста рифмовок и отвечать ими. После заучивания дети могут произносить рифмовки нараспев, как маленькие песенки. И в дальнейшем придумывать рифмовки самостоятельно.
Это лишь немногие приемы использования логопедических рифмовок.
К
У куклы Кати
Кружевное платье. |
К
Квохчет курица: ко-ко,
Как живется не легко. |
К
Ко-ко-ко кудахчет квочка.
Ко-ко-ко ищу сыночка. Цыпленок крошки клевал. От мамы курицы отстал. |
К- Т-Д
Колуном расколет Коля Все дрова у дяди Толи. |
Г
Гром гремит на всю округу.
Не пойду сегодня к другу. |
Х
Филин ухает: ух-ух-ух.
Мышек чувствую я дух. |
Х
Хрюшка Хавроша
Очень хорошая. Хвостиком машет, Хрюкает, пляшет. |
Звуки В, Ф
В
Вата в аптечке,
Валенки у печки. |
Ф
Фокусник Федот,
Факел кладет в рот. |
В –Ф
Федя любит финики,
Ваня – вареники. |
Звуки М,Н
М
Мама Машу мылом мыла,
Маша мыло уронила. |
М
Мыло мыльное,
Мороженное ванильное. |
М
Маячил месяц май,
На море поезжай |
Н
Ножницы у Нины,
Нитки у Марины. |
Н
Ночью сон приснился Нине
Про ананасы и мандарины. |
Звуки Ш,Ж,Ч,Щ
Ш
Паша купил машину,
У машины большие шины. |
Ш
Мышонок сушкою шуршал,
Малышке Шурочке мешал. |
Ш
Шумит камыш нарушая тишь. |
Ш
Малышка Маша ела пшенную кашу,
Пшенную кашу ела с простоквашей. |
Ш
Тише, тише малыши,
Не шумите вы в тиши. |
Ш
Идет пешком старушка с бадашком. |
Ш-С
Наташа испекла Саше,
Шанишки из простокваши. |
Ш-С
Шура шустро сшила,
Шубу из шиншиллы. |
Ш-С
Мышка крошками шуршала,
Кошке сны смотреть мешала. |
Ж
Жук на жабу зажжужал,
Жук от жабы убежал. |
Ч
Чух-чух-чух клокочет чайник,
Чух-чух-чух я здесь начальник. |
Ч
У чайника крышечка,
В печке пышечка. |
Ч
Черепаха без причины.
По дороге ходит чинно. |
Ч
Калачи в печке,
Чебаки в речке. |
Звуки С, З. Ц
С
Маруся во сне,
Висела на сосне. |
С
Купили Саньке серебристые санки. |
С
Апельсин делю на части,
Часть Алисе и часть Насте. |
З
Зина возила зайку в корзине,
Зайка у Зины упал из корзины. |
З
Звонок звонит,
Бубенчик звенит. |
З
Зимой береза не боится мороза. |
Ц
Цыплята не идут купаться,
Цыплята водицы боятся. |
Ц
Цапля цепко зацепила,
Из болотца крокодила. |
С, Ц
Снег серебрится,
Водица искрится. |
С.З.Ц
Закрыли замок на замок,
Принцессу принц украсть не смог. |
Звук Л
Л
Полина, куколку катала,
Куклу плакала сначала. |
Л
Лена под ливень попала,
Бежала и в лужу упала. |
Л
Лена лейкой поливала,
Голубые васильки. |
Л
Лодка по реке плыла,
Людям лампочки везла. |
Звук Р
Р
Красивая марина красиво говорила,
Красиво говорила красивая Марина. |
Р
Рома для Риты нарвал ромашки,
Рита хранила ромашки в кармашке. |
Р
Вот разноцветные карандаши,
Рисовать скорей спеши! |
Р
В тридцать третьем королевстве.
У королевича тридцать три невесты. |
Р
Африканский крокодил
С аллигатором дружил. |
Р
Корова рогатая,
Зебра полосатая. |
Р
У Риты красивая прическа.
У Ромы черные брови. |