Автор: Недева Екатерина Витальевна

учитель русского языка, учитель музыки Русская школа «Сказка», Милтон Кинс, Великобритания.

Здоровье детей через призму образовательных технологий.

Здоровье детей через призму образовательных технологий.

Недева Екатерина Витальевна

Воспитатель, учитель начальных классов и музыки, сурдопедагог-дефектолог

Здоровьем детей интересуются все страны нашей планеты, какие-то более активно, какие-то менее, какие-то занимаются этим на высоком уровне и продвигают наиболее современные и зарекомендовавшие себя методики, а кто-то идет по проторенной дорожке. В России мы еще находимся на стадии разработки новых форм обучения и взгляда на здоровье подрастающего поколения. Я верю и думаю, что в скором времени мы это начнем продвигать в образовательные учреждения более активно, целостно и с большой поддержкой от высшего руководства в виде указов, новых положений и законопроектов страны.

Время шагнуло далеко вперед от разработанных ранее форм проведения занятий, классно-урочной системы и стиля жизни семей и, соответственно, детей. Все это оказывает большое влияние на здоровье наших детей. Время технических разработок, интернета, всевозможных компьютерных игр и детей, с уже совершенно новым мышлением. Несомненно, веяния прошлых разработок и взглядов, прогрессивных умов прошлого столетия, надо пересмотреть и что-то включить в здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии. Такие как, например:

  • Закаливание водными процедурами, например, по системе Порфирия Иванова, несколько облегченного варианта. Известны несколько детских садов в России, активно применяющие данные методики по закаливанию дошкольников и у них удивительные результаты по заболеваемости у детей. Детские сады, у которых в распорядке дня есть хотя бы минимальный временной закаливающий отрезок времени (не берем в расчет прогулки, которые должны быть повсеместно), показывают высокий процент по устойчивости к заболеваниям у детей. Говоря про заболевания, чаще других подразумеваются сезонные, но совсем не обязательно только они.
  • Музыкотерапия. Это поистине уникальный метод развития личности, формирующий и сберегающий здоровье детей и взрослых. По сравнению с первыми закаливающими технологиями, его легко можно применять как в яслях и во всех дошкольных учреждениях (включая обязательно и коррекционные), так и в школах, кружках, секциях, летних лагерях и тд.. Перечислим лишь несколько из результатов воздействия классической музыки на детей:
  • Снимает уровень повышенной тревожности и страхи
  • Гармонизирует процесс возбуждения, которое у школьников чаще преобладает над процессом торможения (бывает и наоборот, гораздо реже, но все же и тут музыка может помочь)
  • Стимулирует мозговую деятельность
  • Развивает коммуникативные навыки, открывает окружающий мир, других людей и осознание себя в этом мире.
  • Повышает уровень морально-нравственных качеств, развивает эмпатию к другим, повышает чувствительность и адекватность воспринимаемой им реальности.

Особенно заметную и значимую роль музыкальная терапия играет в жизни детей с ОВЗ. Часто дети с особенностями развития не осознают своей особенности и, включаясь в образовательные процессы, погружаясь в музыку, начинают ярче проявлять свои способности и таланты. А если ребенок осознает свою особенность, впадает в уныние, депрессию, усугубляя этим уже существующую особенность по здоровью…? Музыкальная терапия первый помощник. Это и просто прослушивание, игра на простейших музыкальных инструментах ( треугольник, металлофон, маракасы, кастаньеты,…), до игры на таких музыкальных инструментах как фортепиано, скрипка, флейта и тд, и пения всевозможных мелодий и фраз.

 

  • Двигательная активность. Постепенно мы все больше привыкаем “таскать” детей по спортивным кружкам и секциям. Согласна, что некоторые дети нуждается в повышенной активности, но это гораздо меньший процент, как многим представляется. Двигательная активность для детей — это грамотно составленное, продуманное и реализованное время как в различных государственных учреждениях, так и дома. Рассмотрим некоторые временные особенности двигательной активности детей в государственных учреждениях (ясли, детские сады, школы,всевозможные интернаты, колледжи и др.):
  1. Сформированная классно-урочная система в 1538 г. Иоганнесом Штурмом, подтвержденная  и обоснованная чешским известным педагогом-новатором Яном Амосом Каменским  (1592−1679) и, развитая и дополненная в России К. Д. Ушинским  (1824-1870). Обратите внимание на даты, вековая давность данных разработок уже давно не актуальна. Образ жизни  людей, технологии, сами дети появляются давно другие, а мы все топчемся на месте, и менять это надо было еще вчера, но давайте хотя бы сегодня возьмемся за это. На данный момент времени, необходимо признать, что двигательная активность у нас лишь на уроке физической культуры; повезло, у кого 2-3 раза в неделю, кто-то довольствуется 1 разом и ездит на всевозможные доступные секции. На уроках, время от времени, проводятся изредка так называемые физ.минутки, которые давно уже не спасают.
  2. В детских садах обстановка гораздо лучше, дети двигаются играют, есть лишь одно но: группы в детских садах заполнены и часто переполнены, что создает факторы и ограничения пространства, чистого воздуха, и, соответственно, меньшая активность. Известно, возможно не всем, что часто в садах не хватает игрушек на участках и в группах для всех детей, и они просто просиживают время, и/или сотрудники убирают все эти игрушки, чтобы не ломали, не теряли и, “вообще они для проверки”. Очень часто это встречается в различных интернатах и в некоторых садах. Очень много, если не сказать слишком много, все это зависит лишь от одного человека — заведующего детского сада и, порой от воспитателя на группе, которому не очень и хочется, а тот которому хочется бывает часто, что не приглянулся руководству (чаще заведующему), и перспективный сотрудник уходит.

Рассмотрим сейчас двигательную активность детей дома. Наличие продуманного пространства для ребенка, по мере возможности. Ребенок давно уже не занимается каким-либо трудом в помощь своим родителям, быть может лишь немного в весенний период и немного осенний, если повезет. Классно-урочная система, составленная веком назад, подразумевала активность и даже сверхактивность детей дома за хозяйственными делами, а часто дети даже не высыпались и не восстанавливали силы до школы, засыпая на уроках. Все это давно “кануло в лето”. Век интернета и техники, еще более уменьшает двигательную активность детей, на катастрофически- низкий процент. У небольшого процента семей есть небольшой спортивный уголок для ребенка, это частично спасает ситуацию, но и тут необходимо его грамотное расположение.

  • Питание. В большинстве своем нормы питания, определенные для дошкольников и школьников в 1982 году и, пересмотренные в 1991, изменились совсем незначительно. При этом, как известно, продукты питания совсем не улучшаются, а, скорее, наоборот. Генно — модифицированные, всевозможные консерванты, часто не указанные в составе, частые хозяева в продуктах, но у школ и дошкольных государственных учреждений часто не бывает возможности и/или желания искать пути здорового питания для своих подопечных. Лишь некоторые частные детские сады за далеко не всем родителям посильную плату  предоставляют:
  1. Проверенные и качественные продукты.
  2. Индивидуальный подход (вегетарианская семья или нет, есть непереносимость каких-то компонентов или нет, склонный к ожирению булочку уже не получит, скорее это будет фрукт). Нет стандартных порций. В школах дают порции взрослого человека, у подавляющего большинства детей растянуты желудки, быстрым поеданием на время огромной порции. По мнению экспертов “зачастую в школах упор делается не на сбалансированное здоровое питание, а на выпечку, потому что она дешевая, сытная и дети ее охотно едят”.(Президент АНО «Институт отраслевого питания» Владимир Чернигов, передает корреспондент «Росбалта».)

 

  1. Если ребенок проголодался, у учителя (воспитателя) всегда будет подготовлен полезный фруктовый или овощной перекус. Ребенок в государственном заведении будет терпеть, а когда появятся деньги в кармане (часто уже в начальных классах) после уроков в ближайшем магазине покупает сладости и/или чипсы.

Будем ожидать и в государственной образовательной системе дошкольного, школьного питания существенные преобразования, доступные подавляющему большинству.

В заключение хочется напомнить о том, что дети-будущее страны, Земли, планеты. Какое оно будет, наше будущее, если нас нет в реалиях настоящего? Давайте освободимся от вековых иллюзий каждый внесет свой посильный вклад в изменение настоящего, а значит и будущего.