Нейропсихологический подход в коррекции речевых нарушений

Нейропсихологический подход в коррекции речевых нарушений.\n

Нейропсихология – это наука о закономерностях организации и протекания психических процессов в мозге, их нарушениях при локальных поражениях мозга и методах восстановления психических функций. В основе нейропсихологии лежит представление о сложной структуре высших психических функций, их зависимости от работы различных отделов мозга, о возможности восстановления нарушенных психических функций.\nПринцип работы нейропсихолога заключается в том, чтобы путем воздействия на определенные структуры мозга активизировать нарушенные функции. Нейропсихологический метод имеет свои особенности, которые отличают его от других методов коррекционной педагогики. Он является патопсихологическим методом, так как основан на анализе нарушений психических функций при локальных поражениях головного мозга. Этот метод позволяет выявить, какие именно функции нарушены и какие структуры мозга за них отвечают.

Принципы нейропсихологического подхода:\

n1. Принцип анализа структуры высших психических функций . Высшие психические функции являются сложными функциями, при осуществлении которых принимают участие различные структуры мозга. При поражении какой-либо из этих структур психическая функция нарушается. У детей с отклонениями в развитии очень часто наблюдаются нарушения высших психических функций из-за слабости структур, участвующих в их формировании. Нарушение высших психических функций является одним из первых симптомов неблагополучия в развитии ребенка.

2. Принцип системного анализа высших психических функций. Этот принцип заключается в том, что каждая высшая психическая функция имеет сложную структуру, в которой можно выделить различные уровни.\nВ нейропсихологии выделяют четыре уровня:\n•

I уровень – уровень элементарных функций, или уровень элементарных психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память и др.).\

n• II уровень – уровень моторных программ. На этом уровне происходит формирование двигательных программ.\

n• III уровень – лексико-грамматический уровень. Здесь происходит формирование языковых значений слов и грамматических конструкций.\

n• IV уровень – регуляторный уровень, который отвечает за организацию психической активности в целом.\nЕсли нарушен какой-либо уровень, то это приводит к нарушению всей психической функции в целом.

3. Принцип динамического подхода заключается в анализе последовательности изменений в состоянии высших психических функций у детей с отклонениями. Нарушения высших психических функций имеют тенденцию к компенсации, т. е. к перестройке нарушенных функций за счет ресурсов сохранных функций. Динамический подход позволяет определить, какие функции уже компенсировались, а какие еще находятся в стадии компенсации.

4. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка . Каждый ребенок развивается в своем темпе, у каждого ребенка свои потенциальные возможности. Если проводить коррекцию высших психических функций без учета уровня развития ребенка, его потенциальных возможностей, то можно нанести вред ребенку, сформировав у него неправильные стереотипы поведения, мышления, деятельности.\

n5. Принцип прогнозности . Этот принцип определяет возможность прогнозирования дальнейшего развития ребенка на основе анализа высших психических функций в процессе нейропсихологической диагностики.

6. Принцип коррекции . Главная цель нейропсихологической коррекции – активизация нарушенных высших психических функций за счет воздействия на сохранные функции. Коррекцию проводит нейропсихолог, который определяет, какие именно высшие психические функции нарушены, и подбирает для каждого ребенка индивидуальный комплекс коррекционных мероприятий.

7. Принцип этиопатогенетический . Данный принцип определяет проведение коррекционной работы с учетом причин, вызвавших отклонения в развитии. Это могут быть органические причины (поражение головного мозга), функциональные причины (неблагоприятные условия жизни и воспитания).\nНейропсихологическая коррекция проводится в несколько этапов:\

n1) первый этап – диагностический, на котором выявляются нарушения высших психических функций и анализируется структура нарушенной функции;\

n2) второй этап – коррекционный, на котором проводится курс нейропсихологических занятий, направленных на восстановление высших психических функций;\

n3) третий этап – профилактический, на котором происходит закрепление результатов нейропсихологической коррекции, предотвращение возможных нарушений.\nОсновной целью нейропсихологической работы с детьми является активизация нарушенной психической функции за счет использования сохранных функций.\nНаиболее распространенными методами нейропсихологической коррекции являются:\n1) метод замещающего онтогенеза;\

n2) метод двигательного анализатора;\n3) метод активизации речевой деятельности;\n4) метод сенсорной интеграции.\

nМетод замещающего онтогенеза широко используется в работе с детьми раннего возраста. Суть этого метода заключается в проведении игр и упражнений, которые способствуют формированию высших психических функций на более раннем этапе, чем это происходит в норме.

Метод двигательного анализатора направлен на развитие тонких движений пальцев рук, дифференцированных движений, памяти движений, координации движений.\nКоррекция проводится с использованием различных игр и упражнений.

Метод активизации речевой деятельности направлен на повышение речевой активности детей, формирование речевой функции, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха. Большую роль в этом методе играет работа с неречевыми звуками и звукоподражанием.

Метод сенсорной интеграции применяется для восстановления нарушенных сенсорных функций (зрения, слуха, осязания и др.) при различных патологиях.

Нейропсихологический подход в коррекции речевых нарушений
Пролистать наверх