Урок-концерт “Категория состояния”

Автор: Никитенко Алла Вячеславовна

Учитель русского языка и литературы МАОУ “Алексеевская гимназия г. Благовещенска”

Урок-концерт “Категория состояния”

 Вы прослушали романс композитора

– Когда мы читаем, рассматриваем картины перед сочинением, слушаем музыку, что получаем от этого? Что нового мы в себе открываем?

 Мы с вами дали оценку исполнения певицы. Но не учли один важный момент: мы тоже становились участниками того волнительного творческого действа – мы слушали произведение. Попробуем теперь перед каждым вопросом уже с оценочным словом написать свои чувства. Теперь заполняем левый столбец таблицы.

А теперь откроем тетради…

Его голос звучит хорошо. Нам хорошо. 

1 предложение: Певица поет хорошо. Какой частью речи является слово хорошо? Изменяются ли наречия? Как они образуются? При помощи каких морфем? (В первом предложении слово хорошо – обстоятельство образа действия (звучал (как? – хорошо). Задаем вопрос от глагола, слово обозначает признак действия.

– Полное ли это предложение? Все ли главные члены здесь присутствуют? Выделим грамматическую основу. Подчеркните подлежащее и сказуемое, определите, какими частями речи выражены эти члены предложения.

– Сейчас поработаем с предложением Нам хорошо. Выделим грамматическую основу. Полное ли это предложение? Все ли главные члены здесь присутствуют? Есть ли здесь глагол? Обозначает ли это слово – слово хорошо – признак действия? Является ли обстоятельством? (Нет).

– Скажите, что обозначает это слово? На что оно указывает? Но ведь это часть речи? Вопрос: какая? Знаем ли мы ее морфологические признаки и синтаксическую роль?

– Это особая часть речи. Что она обозначает? Когда мы говорим «Нам хорошо», то что мы этим словом хотим передать? Чем мы хотим поделиться с окружающими? (Своим внутренним состоянием, чувствами).

– Вернемся ко второму предложению. Выделим здесь грамматические основы. Полное ли это предложение?

Как вы думаете, какое название в лингвистике носит категория, обозначающая чувства и состояния живых существ или окружающей действительности? (Категория состояния). Подпишем в тетрадях тему урока.

– В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное, ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречием – оно неизменяемо.

Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит это вновь особая часть речи – слово категории состояния.

– Вернемся к еще одному проблемному вопросу – отличительные признаки этой части речи?

– Набросаем отличительные черты этой новой части речи, которые мы определили в ходе анализа.

– Как вам кажется, в лингвистике категория состояния способна выражать только чувства и внутренние и физические состояния человека? Она еще называет и оценку действи

Учитель: Скажите, какими членами предложения являются повторяющиеся слова?  На какой вопрос отвечают? Что обозначают? Определите, к какой части речи они принадлежат.

Вывод: категория состояния обладает отличительными признаками (таблицу – в тетрадь)

  1. Сегодня очень холодно. (состояние окружающей среды0
  2. Было нестерпимо больно. (физическое состояние человека)
  3. Мне стыдно за свои поступки. (психическое состояние человека)
  4. Можно войти? (модальная оценка)
  5. Жаль, что так вышло. (модальная оценка)
  1. Лексико-семантические группы слов категории состояния (таблицу – в тетрадь)
Значение Примеры
Состояние окружающей среды темно, сыро, жарко
Физическое состояние человека трудно, голодно, легко
Душевное состояние человека обидно, грустно, досадно
Положительная или отрицательная оценка верно, безобразно, хорошо
Слова с модальным значением можно, надо
Слова, сходные с существительными, обозначающие состояние лень, пора, неохота

Добавьте в таблицу слова категории состояния из русских пословиц в соответствии с их

 

  1. Лингвистическая задача. Есть ли в предложениях слова категории состояния? Подчеркни грамматические основы. (Один ученик работает у доски)

– Над старостью смеяться грех.

– Мне здесь было бы лучше.

– Находиться в комнате было тревожно.

– Завтра будет ещё теплее.

(В каждом предложении есть слова категории состояния)

Вывод: категория состояния обладает  морфологическими признаками:

  1. неизменяемость
  2. выражение значения времени и наклонения
  3. степени сравнения ( на –о)
  4. употребление в роли сказуемого

 

Урок-концерт “Категория состояния”
Пролистать наверх