автор: Никитина Людмила Васильевна

Воспитатель МБДОУ №436

Конспект занятия на тему «В гости к русской народной сказке» для детей старшей группы.

Конспект занятия на тему

 «В гости к русской народной сказке» для детей старшей группы.

                                                                                              

                                                                                                                                          

                                                                                      Выполнила:  Воспитатель Никитина Л.В.

                                                                                      МБДОУ №436

Нижний Новгород

2020г.

Цель:  вызвать интерес детей к русским народным сказкам.

Задачи:

— Приобщать детей к народному творчеству.

— Формировать  представления о  добре и зле.

— Способствовать развитию мышления и познавательной активности.

— Развивать творческие  способности.

— Развивать воображение, сообразительность.

— Активизировать словарный запас детей. 

Предварительная работа:

 Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам разных художников. Просматривание мультфильмов. Рисование, лепка любимых персонажей. Беседы по содержанию прочитанных сказок.

Дидактическое обеспечение:

— Мультимедийное оборудование.

— Атрибуты к заданиям, играм.

— Бумага разных цветов.

Ход занятия:

Вопросы детям:

— Ребята, а вы любите сказки?

(Ответ детей).

— Что такое сказка?

(Ответ детей).

— Сказка может нас чему- то научить?

(Ответ детей).

— Какие бывают сказки?

(Ответ детей).

Воспитатель.  Правильно ребята, сказки бывают разные: весёлые, грустные, смешные, страшные.

Со сказками связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

Сказки вдохновляют писателей, композиторов, художников. По сказкам ставят спектакли, кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки бывают народными и авторскими.

Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества.

Сказка пришла к нам из глубокой древности.

— Ребята, а почему сказки называют народными?

(Ответ детей).

Воспитатель.   Верно ребята, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение.  Когда появилась сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. 

— Ребята, а вы хотели бы  отправиться в гости к русской народной сказке?

(Ответ детей). 

 

 Сказка открывает двери только добрым, отзывчивым, храбрым ребятам.

А чтобы отправиться в гости к сказке, нам надо произнести волшебное заклинание.

   Если дружно встать на ножки

   Топнуть, прыгнуть – не упасть,

   То в страну весёлых сказок

    Можно сразу же попасть.  (Дети произносят слова).

Воспитатель.   Вот мы и очутились в гостях у сказки. Воспитатель обращает внимание детей на стоящий ларец.

Ребята, здесь стоит какой- то ларец. Как вы думаете, что в нём?

Давайте откроем его и посмотрим, что в нём лежит.

(Воспитатель открывает ларец и достаёт письмо)

 

«Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас у себя в гостях. Чтобы вы не заблудились, я положила вам волшебный клубочек, который будет указывать вам дорожку. В добрый путь!

                                                                              Ваша сказка.»

 

Воспитатель кидает клубок, клубок катится и останавливается около лесной корзинки. (Воспитатель обращает внимание детей на корзинку)

Ребята! В корзинке находятся сказочные вещи.

Они принадлежат героям русских народных сказок.

Давайте определим, кому принадлежат эти вещи.

 

  • кувшин с узким горлышком (Лиса и журавль);
  • зелёные яблочки (Гуси-лебеди);
  • золотое яйцо (Курочка Ряба);
  • перо (Сивка Бурка);
  • лягушка (Царевна-лягушка);
  • бобовое зернышко (Петушок и бобовое зернышко);

 

(На экране появляются по очереди иллюстрации к сказкам).

 

Воспитатель.      Молодцы ребята, всё  верно определили.

(Воспитатель кидает клубочек, клубок катиться и останавливается у речки).

Воспитатель.      Ребята, у нас на пути появилась река, чтобы переплыть на    другой берег реки, нам надо сделать лодочки с названием своих любимых сказок. (Дети с помощью техники оригами делают лодочки , называют свою любимую сказку и переплывают реку).

Воспитатель кидает клубочек, клубок останавливается на поляне.

Воспитатель.       Ребята! Мы очутились  на волшебной полянке, а на поляне зайчик сидит. Мы шуметь не будем, что бы зайчишку не спугнуть.

 Давайте  назовём сказки, в которых живёт зайчик.

 

 — «Заюшкина избушка».

— «Теремок».

— «Лиса, заяц и петух».

— «Заяц — хваста».

— «Зайцы и лягушки».

— «Рукавичка».

— «Мороз и заяц».

— «Колобок». 

 

Воспитатель.  Много вы назвали сказок, где живёт зайчонок, молодцы ребята. Посмотрите, зайчик совсем нас не боится, к нам прискакал. Он хочет вам, что — то сказать. (Звучит голос зайца).

— Здравствуйте ребята! Вы мне так понравились, что я захотел с вами поиграть.

— Вы любите отгадывать загадки?

(Ответы детей). 

Отлично, я сейчас буду загадывать загадки о сказочных героях.

 

Посадил её дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьёй её тянули,

Очень крупная была.  (Репка).

     

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят.     (Гуси-лебеди).

    

В небесах и на земле

Скачет баба на метле,

Страшная, злая,

Кто она такая?           (Баба-Яга).

 

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей?           (Царевна-лягушка).

 

На сметане был мешён,

В русской печке испечён.

Повстречал в лесу зверей,

И ушёл от них скорей.           (Колобок).

(На экране появляются иллюстрации к сказкам).

 

Заяц.  Молодцы ребята, со всеми загадками справились, ну а мне пора домой.

           (Дети прощаются с зайцем).

 Воспитатель.  Ребята, последняя загадка была вам загадана про сказочного героя колобка. Я предлагаю вам побыть колобками. 

(Дети надевают маски с изображением колобка).

Проводится физкультминутка.

Колобок, колобок,

тёплый и румяный

(наклоны вправо, влево).

Прыг да скок, прыг да скок,

Припустился наш дружок.

(прыжки на месте).

То направо повернул, то налево он свернул

(повороты вправо, влево).

С ветерком он закружился

(кружатся вокруг себя).

И с ежонком подружился

(приседание).

Покатился по дорожке

(бег по кругу).

И попал ко мне в ладошки

(бегут к воспитателю).

Воспитатель.  Ну что же ребята, отдохнули?

(ответ детей).

Воспитатель кидает клубок, клубок останавливается возле ног Бабы – Яги.

(Баба-Яга сидит на пеньке и плачет).

Воспитатель.  Ребята! Это же знаменитая Баба-Яга, что- то грустная она.

                         Давайте спросим, что же случилось у неё.

(Дети спрашивают)

Баба-Яга.   Был Кощей вчера в гостях

                   Что наделал, просто – «Ах!».

                    Все картинки перепутал

                    Сказки все мои он спутал.

                    Пазлы вы должны собрать, 

                    Сказку русскую назвать!

 Воспитатель.  Баба-Яга, наши ребята обязательно тебе помогут.

                       (дети собирают сюжет из сказки и называют её).

                        «Маша и медведь», «Сивка-Бурка».

Баба-Яга благодарит детей и прощается.

 

Воспитатель бросает клубок, клубок останавливается у теремка.

 

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Тук, тук (стучит).

Кто в теремочке живёт?

 

Обращается к ребятам. Что — то никто нам не отвечает. 

(Звучит голос лягушки).

Помогите нам ребята, мы играли в лесу и заблудились.

Воспитатель.   Ребята,  поможем жителям теремка? Что — бы они смогли попасть домой, надо выстроить последовательность цепочки героев используя карточки-схемы.

В завершении задания все герои оказываются в теремке.

 

Воспитатель бросает клубок, клубок останавливается у пенька с письмами.

Воспитатель.       Ребята, на пеньке лежат сказочные письма (вскрывает конверт), в конверте задание: прослушать отрывок и отгадать из какой он сказки.

1.Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.

— Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко- съест тебя лиса и    косточек не оставит! Смотри же слушай меня! Мы завтра далеко пойдем. («Кот, петух и лиса»).

  1.   На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.

— Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

  (Мужик и медведь)

  1. – Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблочка,- скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся.

(Гуси-лебеди).

  1. – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.

-Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала. 

(Хаврошечка).

(На экране появляются иллюстрации к сказкам).

Воспитатель.   Молодцы ребята!

(кидает клубок, клубок останавливается около Лешего).

Леший задумчиво сидит на пеньке и чешет затылок.

Воспитатель обращается к Лешему. 

— Здравствуй Леший, почему ты такой задумчивый?

Леший.   Здравствуйте! Я шёл к Кикиморе похвастаться, о том, что много сказок знаю, но вот беда! Позабыл я названия сказок и не правильно их называю. Может, вы мне поможете?

Воспитатель. Конечно, ребята помогут, ты называй сказку, а мы будем тебя поправлять.

 

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

«У страха глаза малы» – «У страха глаза велики».

«Царевна-толстушка» — «Царевна-лягушка».

Леший благодарит детей и уходит.

Воспитатель обращает внимание детей, на то, что клубка нет, закончилось наше путешествие.

(Звучит голос сказки).

 

 «Дорогие ребята! Я очень рада была встретиться с вами, в знак благодарности дарю вам книгу с русскими народными сказками.

До свидания, до новых встреч.»

 

(Дети прощаются).

 

Воспитатель.  Чтобы нам вернуться в детский сад, надо произнести волшебное заклинание.

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть, 

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

Воспитатель.   Вот мы и в детском саду.

                         Вопросы детям:

-Где мы сегодня с вами побывали?

— Кто нам встречался на пути?

— Что нам подарила сказка на прощание?

— Понравилось ли вам гостить у сказки?

— Что вам больше всего понравилось?

— Хотели бы вы вновь отправиться в гости к сказке?