автор: Никитина Людмила Васильевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №436»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению к подготовке грамоте «Понятие о звуках. Восприятие звуковых сигналов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 436»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБУЧЕНИЮ К ПОДГОТОВКЕ ГРАМОТЕ
«ПОНЯТИЕ О ЗВУКАХ. ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ»
Подготовила: воспитатель
Никитина Людмила Васильевна
Г. Нижний Новгород
2024 г.
ЦЕЛЬ: способствовать отработке умения различать звуки, слышать звуки, воспроизводить звуки.
ЗАДАЧИ:
- Дать простейшие представления о звуках.
- Формировать представление о правильном произношении звуков.
- Развивать фонематический слух и речевой аппарат.
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать внимание, память, способность анализировать.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Игры с музыкальными инструментами, беседы об органах чувств, словесные игры, дидактические игры, загадывание загадок, разучивание физкультминуток, проведение продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация), чтение художественных произведений, просматривание познавательных мультфильмов.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Интерактивная доска.
- Игрушки (кошка, собака, змея, кукла).
- Музыкальные инструменты.
- Альбомные листы, фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло письмо от нашего знакомого Лесовичка. Давайте его прочтём (педагог читает письмо).
«Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мой друг паучок Абигайл посмотрел мультфильм про фиксиков «О звуках». И теперь он задаёт мне очень много вопросов: «Что такое звук?», «Какие бывают звуки?», «Чем мы определяем, различаем, чувствуем звуки?». К сожалению, мне одному не справиться с объяснениями, я прошу вас о помощи.
Ваш Лесовичок».
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, надо обязательно нашим друзьям.
ВОПРОСЫ ДЕТЯМ.
– А как и чем мы можем помочь нашим друзьям?
– Может быть вы что- то знаете?
– Кто из вас знает, что такое звук?
– Ребята, а как же нам все рассказать нашим друзьям?
Педагог выслушивает все варианты детей, не оставляя без внимания ответы каждого ребёнка.
Педагог подводит детей к тому, что можно снять на видео наше занятие и отправить нашим друзьям.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Я буду произносить разные звуки послушайте. Я сказала послушайте. Чем вы будете слушать? (ответ детей).
Правильно, мы будем слушать ушами. Ведь природой создан специальный орган для людей, животных, насекомых, что бы они могли различать звуки-сигналы.
Послушайте такие звуки: а-а-а-а (это мама укладывает ребёнка).
Это какой звук? (приятный, поющийся, музыкальный, протяжный).
Следующий звук: р-р-р-р (рычит собака).
Это какой звук? (неприятный, пугающий, не поющийся).
Следующий звук: ш-ш-ш-ш (шипит змея)
Это какой звук? (неприятный, пугающий).
Следующий звук: з-з-з-з (пищит комар).
Это какой звук? (неприятный, надоедливый).
Проводя беседу о звуках педагог показывает видео на интерактивной доске со звуками.
ВОПРОСЫ ДЕТЯМ.
– Как вы думаете, кто воспроизводит все эти звуки? (ответы детей).
Сначала мы звук слышим (педагог показывает на уши), затем думаем (показывает на голову), после воспроизводим. А чем мы воспроизводим звуки? (ответ детей, ртом, речевым аппаратом, речью).
Давайте вместе со мной воспроизведем все эти звуки. (педагог хвалит детей).
Проводится игра «Звуки».
Педагог по очереди производит звуки: стук, крик, писк, топот, гул самолёта, жужжание жука, а дети показывают сначала на уши, потом на голову, затем на рот «отгадывают» какой это звук что он обозначает, кем или чем производится.
Воспитатель благодарит детей и предлагает провести физкультминутку.
(фразы произносит педагог, а дети произносят звуки)
На лугу мычит корова: му-му-му,
Лает Жучка у забора: гав-гав-гав,
Плавает в пруду гусак
И кричит он громко так: га-га-га,
Вышли уточки на луг: кря-кря-кря,
Пролетел усатый жук: ж-ж-ж,
Зашумел в реке камыш: ш-ш-ш,
И опять настала тишь,тишь,тишь.
Стихи повторяются, дети движениями изображают животных, насекомых, растениями.
Педагог подводит детей к столу, на котором находится ширма и музыкальные инструменты.
Проводится игра «Угадай музыкальный инструмент по звуку» (педагог за ширмой манипулирует музыкальными инструментами, а дети определяют по звуку, какой музыкальный инструмент звучал. Затем педагог предлагает сопоставить звуки по звучанию, воспроизвести их речевым аппаратом и движениями рук.
Тик-так, тик-так…
Кап-кап, кап-кап…
И-а, и-а, и-а…
Б-е, б-е, б-е…
Ку-ка-ре-ку…
Буль-буль-буль…
ВОСПИТАТЕЛЬ. А сейчас, я предлагаю вам взять альбомные листы и фломастеры, нарисовать животных, насекомых, предметы, человека которые воспроизводят разные звуки.
Педагог благодарит детей за проделанную работу, подводит детей к тому, что люди, животные, насекомые, неодушевлённые предметы издают звуки которые бывают разными и произносятся по разному.
В конце занятия педагог отправляет видео Лесовичку и Абигайлу.
ВОПРОСЫ ДЕТЯМ.
– Ребята, кому мы сегодня помогали?
– Что нового вы узнали?
– Что больше всего вам понравилось?
– Понравилось вам помогать нашим друзьям?