автор: Николаева Галина Валериановна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 24» город Чебоксары

Формирование элементарных математических представлений с использованием конструктивной деятельности в первой младшей группе

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №24» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект   

Формирование элементарных математических представлений с использованием конструктивной деятельности в первой младшей группе 

Выполнила воспитатель: Iкв. категории

Николаева Галина Валериановна

Чебоксары, 2018г

Цель: развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Выявление умений разрабатывать замысел конструкции.

Задачи:

Образовательные:

1.Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, трехгранная призма), «опредмечивая» их (кубик – стена, кирпичик – потолок, трехгранная призма–крыша).

  1. Учить использовать детали для конструирования стен, потолок, крыш.
  2. Знакомить со способами конструирования – прикладыванием, накладыванием.
  3. Побуждать совместно с взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.
  4. Закреплять названия основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, голубой), величину (большой, маленький).

Развивающие:

1.Развивать наглядно-действенное мышление, воображение, внимание, память, мелкую моторику рук.

  1. Развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
  2. Способствовать овладению конструктивными умениями: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять детали, подбирать адекватные приемы соединении.

Воспитательные:

  1. Вызвать интерес к конструированию.
  2. Воспитывать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений.
  3. Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.
  4. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: кубик, кирпичик, трехгранная призма.

Интеграция: речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.

Предварительная работа: беседа о строителей, рассматривание иллюстраций, чтение сказки «Теремок», сюжетно-ролевая игра «Строители», рассматривание геометрических фигур.

Материал

  1. Демонстрационный: строительные детали: 2 кубика, 1 кирпичик, 1 трехгранная призма; герои сказки«Теремок».
  2. Раздаточный: на каждого ребенка – 3 кирпичика, 3 кубика, 2 трехгранная призма, мелкие игрушки по количеству детей.

Планируемый результат:

Различают, называют и используют основные строительные детали(кубики, кирпичик), изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими; с удовольствием.

Умеют пристраивать кирпичики разными гранями. Проявляют желание сооружать постройки по собственному замыслу; умеют посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками; понимает, что надо жить дружно.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Меня зовут Галина Валериановна. Я пришла к вам в гости. Можно с вами поиграю?

Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне. Я сегодня пришла в садик и увидела, что кто-то около двери оставил красивую коробочку с надписью «Детям детского сада № 113 группе «Затейники»». Я решила принести вам коробочку. Хотите посмотреть, что же в коробочке?

Дети: Да!

Воспитатель: (педагог пытается открыть, но она не открывается) Ой, ребята. А коробочка не простая, а волшебная. Чтобы коробочку открыть, нужно отгадать загадку. Поможете мне ребята, отгадать загадку. Тогда слушайте внимательно.

  1. Ворует крошки, боится кошки, кто это? (мышка).

(коробочка открывается, и воспитатель достает игрушку-мышку, ставит ее на стол).

  1. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (лягушка).
  2. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (зайка).
  3. Кто зимой холодной ходит злой, голодный?(волк).
  4. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый – краса! Как зовут ее? (лиса).
  5. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна(медведь).

Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали. Вот, сколько игрушек подарила нам волшебная коробочка. Давайте, вместе перечислим, какие животные у меня на столе?

Дети: Мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь.

Воспитатель: Правильно. А как можно назвать их, одним словом?

Дети: Животные. (индивидуальная и групповая работа).

Воспитатель: Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные?

Дети:Из сказки «Теремок».

Воспитатель: Правильно, эти животные из  сказки «Теремок».А сейчас мы все вместе поиграем в сказку «Теремок».

Воспитатель: Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок.Звери разные там жили. Жили дружно, не тужили. Там и мышка, и лягушка, зайчик, с лисонькой – подружкой, серый волк – зубами щелк. В дружбе знали они толк. Но залез на теремок мишка косолапый. Раздавил он теремок своей огромной лапой. Звери очень испугались, поскорее разбежались. А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. Но прежде чем построить терем, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика

Тук, тук молотком!(сидя на корточках, стучат кулачком о кулачок)

Друзья строят новый дом!(поднимаются)

Крыша большая – Вот такая!(поднимают ручки высоко вверх)

Стены большие – Вот такие!(раздвигаю руки широко в стороны)

Друзья строят целый день!(стучат кулачком о кулачок)

Строить дом совсем не лень.(прыгают)

Позовут они гостей(«Зовут» рукой к себе)

Будет в доме веселей!(хлопают в ладошки)

Воспитатель: Ребята, поможем зверятам сделать новый теремок?

Дети: Да!

Воспитатель: Какие вы добрые, отзывчивые. Хорошо когда есть такие добрые ребята, которые придут на помощь. (Педагог гладит и обнимает детей).

Воспитатель: А теперь пора приниматься за работу. Вот какие большие, волшебные детали у нас есть. Давайте посмотрим и назовем их.

— Как называется эта деталь? (кубик, кирпичик, трехгранная призма). (Индивидуальная работа: педагог просит повторить каждого ребенка название детали).

Воспитатель: Из этих деталей, мы будем строить теремок. Вот какие большие, кубики у нас есть. Из них, мы сделаем стены, поставим кубики рядом друг с другом.

(Дети помогают педагогу переносить и устанавливать кубы друг с другом).

Воспитатель: Что не хватает нашему дому? (Что еще надо сделать?)

Дети: Крыша.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Из чего какой детали сделаем крышу?

Дети: Из трехгранной призмы. (Дети показывают нужную деталь, называют её). (Групповая работа: педагог просит повторить название детали).

Воспитатель:На чем стоит крыша? (Дети показывают нужную деталь, называют её, помогают ставить).

Воспитатель: Правильно, это кирпичик. Повторите. (Индивидуальная работа: педагог просит повторить каждого ребенка название детали).

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой красивый терем у нас получился. Нравится вам.

Дети: Да!

Воспитатель: Жители теремка благодарят вас за оказанную помощь и дарят вам строительные материалы. Ребята, хотели бы вы построить каждый свой дом?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда садитесь за стол. Возьмите те детали, которые вам нужны и постройте домик. Кто будет жить в твоём доме? Для кого ты его построишь?Какой дом ты хочешь построить большой или маленький?

Ответы детей. Педагог спрашивает у каждого ребёнка и хвалит их.

Воспитатель: Какие молодцы вы ребята! Красивые дома у вас получились. Сколько у нас домов? У нас получился целый город.

Воспитатель: Что мы сегодня с вами делали на занятии? А что вам больше всего понравилось? Вы молодцы, все сегодня поработали замечательно. А сейчас мы с вами пойдем в группу и поиграем.

Дети: До свидания.