автор: Новикова Любовь Васильевна

воспитатель МДОУ «Детский сад «Березка»

Конспект познавательного занятия «Путешествие в мир природы»

МДОУ «Детский сад «Берёзка»

Конспект познавательного занятия

в старшей группе

Тема: «Путешествие в мир природы»

Провела: воспитатель Новикова Л.В.

Переславль – Залесский

 Цель: Развивать познавательную активность, основы экологической культуры детей

Задачи

Развивающие

  • Развивать творческое воображение, внимание путём использования активных форм обучения: групповой дискуссии, мозгового штурма.
  • Развивать умение анализировать сравнивать, находить причинно – следственные связи, делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать активизации диалогической речи, обогащению словаря. 

 

Образовательные 

  • Расширить знания детей об истории использования природных ресурсов путём расширения представлений о мире
  • Обогатить представления детей  о природе, национальной культуре разных стран.
  • Активизировать познавательно – исследовательскую деятельность, путём исследования свойств материалов.
  • Стимулировать физическую активность детей путём выполнения физических упражнений

Воспитательные

  • Формировать у детей основы экологической культуры.

 

Предварительная работа. Рассматривание глобуса, энциклопедий «Мир вокруг нас», «Неизведанное рядом»; беседы: «Модель Земли», «Природа в опасности»; 

Дидактические материалы и оборудование:

 

  • наглядные – глобус,образцы иероглифов – символов природы
  • мультимедийные – слайды
  • литературные – загадка 
  • музыкальные – Египетские , китайские и русские мелодии (минусовки), звуки космоса (запись)

      оборудование – ИКТ;

Раздаточный материал: песок, вода, глина, пяльцы, ткань, фломастеры

     (по    количеству детей).

 

Ход

 

1.Введение в ситуацию

 

Дидактическая задача: создание интересной мотивации (Хочу – могу – надо.)

Приветствие.

Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое

Здравствуй утро

Здравствуй день 

Нам здороваться не лень.

Здравствуйте, доброе утро!

Сюрпризный момент

Вос–ль . Обратите внимание, какая необычная коробка у меня в руках. Как вы думаете, что там? Может это подарок? (дети рассматривают)

Вос–ль. Тише, тише, я слышу какой-то звук! Откуда он? Да, он исходит из коробки (запись «Звуки космоса – звук атмосферы Земли»). Интересно, кто бы это мог там быть, да еще и звуки такие тревожные издавать? (ответы детей)

На ноге стоит одной,

Крутит — вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

Вос–ль. Давайте, посмотрим! (достаю глобус, предлагаю детям встать вокруг глобуса и рассмотреть его).

— Ребята, а вы знаете, что это? ( Глобус.)

Вос–ль.Что такое глобус? (Модель нашей земли)

— Да это  модель нашей  Планеты !

— Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша планета? Правильно, Земля. А какую форму она имеет? 

Вос–ль. Верно,  Ю.А.Гагарин  — первый космонавт, облетев нашу планету, доказал, что Земля имеет форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его, нужно много месяцев. 

Давайте  посмотрим на глобус. Ребята, вы знаете, какой цвет,  что означает на глобусе? (Ответы детей).  

Вос–ль. На нашей  Земле много рек, озёр, морей, лесов, гор  — всё это природа.

 

2.Актуализация

 

Дидактическая задача: актуализировать знания детей об истории использования природных ресурсов,  национальной культуры разных стран.

 

Вос–ль. Как вы думаете, смог бы человек существовать без природы? 

Вос–ль. Ребята, а вы хотите узнать, как природа издавна помогала человеку существовать на Земле и даже делать разные открытия?  

Вос–ль.  Для этого предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие по разным странам. А как нам туда отправиться? (по волшебству, на ракете, на самолёте и т.д). 

Вос–ль. Ребята, а давайте на машине времени. Вот она перед вами. 

(Дети заходят в машину, звучит ритмичная музыка)

 

Предлагаю вам отправиться в прошлое — Древний Египет

Передавайте «палочку – перемещалочку» ( звучит Египетская музыка).

Вос–ль. Ребята, мы с вами попали в древний Египет. Это красивая страна. Посмотрите, что необычного в природе Египта? (Показ слайдов.)

Вос–ль. Здесь много пустынь, моря с красивыми рыбками, реки, пирамиды.

 

  1. Затруднение в ситуации

 

Дидактические задачи:

  • подведение детей к фиксации затруднения: как люди в Египте научились писать благодаря природным материалам. Выявление причины затруднения «какие природные материалы подходят для письма».
  • формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия

 

Вос–ль . Ребята, а вы знаете, как люди в Египте научились писать благодаря природным материалам? Как вы думаете, можем мы это узнать? 

У вас  на столах лежат природные материалы, Рассмотрите их.   Что это? (песок, глина, вода). 

Вос–ль. Ребята, вы знаете, на чём из этих материалов можно писать и сохранить изображение? Значит, что нам нужно узнать? Как нам это сделать?

 

Открытие нового

 

Дидактическая задача: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания – представление о том, какой природный материал  наиболее подходит для письма. Преодоления затруднения деятельностным способом (опытно – экспериментальная деятельность).

Опытно – экспериментальная деятельность

Вос–ль. Возьмите палочку и нарисуйте, что – нибудь на воде. Получилось? Почему нет?

Вос–ль. Правильно, вода жидкая, прозрачная и не имеет формы. На ней ничего не видно.

Попробуйте написать что – нибудь на песке. Видно? Значит можно писать на песке? (Да). А можно ли сохранить надпись долго? Почему?

Вос–ль  Ребята, представьте себе, что вы понесли свою надпись кому – либо почитать, поднялся ветер, потрясите свою тарелочку. Что случилось с надписью? (Она исчезла). 

Вос–ль. Почему? Значит песок какой? (сыпучий, рассыпчатый)

Вос–ль. Посмотрели Египтяне, что песок  не совсем подходит для письма, и решили попробовать глину. Возьмите глину.

 Нарисуйте 3 круга. Потрясите. Они исчезли? Почему? А теперь подуйте. Что вы видите? Сохранилось изображение?

Значит, какой мы можем сделать вывод? (для письма лучше всего подходит глина) Смогли мы узнать, какой природный материал подходит для письма лучше всего?

Вос–ль. Вот к этому выводу и пришли Древние Египтяне. А писали они на глиняных дощечках, используя деревянные палочки. Потом эти пластины обжигали,  складывали друг на друга и получали глиняные книги. Вот какой секрет был у Древних Египтян.

А нам пора отправляться дальше.

Ребята заходите в машину времени, нас ждёт другая страна, другое время.

Сейчас мы отправимся в Древний Китай. (звучит музыка, дети передают «палочку – перемещалочку» друг другу)

(На экране  слайды: Карта Китая, природы Китая, звучит Китайская мелодия)

Вос–ль. Вот мы и в Китае. Китай – Родина многих открытий. Ребята, а кто из вас знает, чем знаменита страна  Китай?

Вос–ль. В Китае выращивали   всегда чай, рис.

Обратите внимание на природу этого края, что в ней необычного?

Вос–ль Вы знаете, что Китайцы много времени уделяли своему здоровью, следили за своим телом.

«Китайская гимнастика» (звучит Китайская мелодия)

  1. Поднимаем руки медленно вверх, опускаем вниз.
  2. Руки в стороны. Повороты вправо – влево с приседанием неглубоким.
  3. Руки через стороны вверх , над головой соединить ладошки, стоим на 1 ноге.
  4. «Чайник». 1 рука на поясе, другая прямая в сторону. Наливаем чай в чашку справа, ещё раз, И.п., затем, меняем местами, наливаем чай в правую чашку (2р)
  5.  «Наклоны вперёд»

И.п. – руки на поясе. Медленно наклоняемся вниз, руки в перёд. Чай горячий, подуем на блюдце.

  1. И.п.  — ноги слегка расставлены, руки внизу. 

       Руки медленно вверх и опускаем  резко вниз со словом «Ха» (2 раза)

  1. «Птица». 

        И.п. – правая рука впереди, левая  сзади, ногу назад

— Вы очень красивые птицы. Ребята , а вы знаете, что в Китае люди очень почитают природу, раньше люди преклонялись перед ней и изображали её символами – иероглифами. (показ образцов иероглифов – горы, река, трава, солнце, дерево рисовое поле). 

Вос–ль: Ребята назовите, что означают эти иероглифы?

 

4.Включение новогознания в систему знаний и умений

 

Дидактическая задача: обогащение закреплений  детей о письменности с использованием имеющихся знаний нового.

 

  Вос–ль. Я вам предлагаю выбрать понравившийся иероглиф и написать его на ткани. 

( дети сидя по – турецки или на коленях на полу рисуют красками по ткани на пяльцах). Молодцы, какие. Что вы написали? Что он означает?

Вос–ль.  Ну, что ребята, в Китае очень красиво, но нам пора  в другую страну. Заходите в нашу волшебную машину. (звучит музыка, дети передают палочку) А сейчас мы отправимся в наш современный мир (звучит русская народная мелодия)  Узнали, куда мы попали? (в Россию)

Вос–ль. Правильно. А раньше её называли Русь.(слайды). Посмотрите, на природу нашей страны. Чем она богата? (лесами, полями, морями и реками). Да. А этот город узнали? (Переславль — Залесский ) Здесь мы с вами  живём.

 Природа во всех странах очень красивая, она помогает человеку существовать, но всегда ли человек хорошо относится к природе, как вы думаете?

 

  1. ТРИЗ игра «Хорошо — плохо»(использование слайдов ИКТ)

Дидактическая задача. Активизировать познавательную активность детей. Формировать  умение находить в одном объекте противоречия.

Вос–ль . Ребята так, как человек должен относиться к природе? Чем он может ей помочь?

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Дети становятся в машину времени, звучит музыка. Остановка. Дети выходят. 

 

  • Осмысление

 

Дидактическая задача: фиксирование детьми достижения «детской» цели: узнали о том как люди в Египте научились писать благодаря природным материалам; выявили какие природные материалы подходят для письма; узнали о природе разных стран.

Видеообращение.

-Ребята, меня зовут Маша, я учусь в школе, но когда – то я тоже ходила в детский сад. Мне там очень нравилось. Хочу узнать,  что интересного было у вас сегодня в детском саду? (ответы детей)

Ребята, где мы с вами были? ( в Древнем Египте, Китае, России) Что вы интересного, нового  узнали? Что понравилось?

Видео. У вас очень интересно в детском саду, но мне пора отправляться в школу. Всего вам хорошего. Слушайтесь своих воспитателей.

Воспитатель. Выходите из машины времени. Мне с вами было очень интересно, вы очень умные, весёлые ребята.