Автор: Овчинникова Надежда Вениаминовна

Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №396» г. Перми

Музыкально-дидактические игры для развития дикции и певческого дыхания.

Музыкально-дидактическая игра “Волшебные нити” для детей среднего возраста

Автор-разработчик:
Овчинникова Н.В.

Цель: Развитие у детей дикции

Игровой материал: коробочка.

Примечание к изготовлению пособия:
На боковых стенках коробочки изображены мухомор, собачка и тучка. На дне коробочки сделаны 6-8 отверстий, через которые ребенок протягивает объемные цветные нити. Детям необходимо сделать это не спеша, регулируя мышечное напряжение. При этом нужно легко, четко, правильно пропевать слова, соответствующие картинке (собачка — “гав”, тучка — “кап”, мухомор — “ай”). Задание считается выполненным тогда, когда все нити вытянуты полностью. По окончании игры педагог прячет нити обратно в коробочку, продевая их через отверстия. 

 

Ход игры:
Педагог: Ребята, я сегодня расскажу вам сказку про веселого щенка. А вы мне поможете? 

(Утвердительные ответы детей) 

Педагог: Однажды щенок гулял по лесной полянке и звонко лаял.

(Дети по очереди вытягивают из коробочки разноцветные нити разной длины, многократно пропевая “гав” на звуке СОЛЬ индивидуально или хором. Когда все нити вытянуты, педагог прячет их обратно в коробочку и показывает детям картинку мухомора)

Педагог: Вдруг, щенок увидел красивый грибок — красненький, с нарядными белыми пятнышками. “Какой ты красивый”, — сказал щенок. — “Но мама мне говорила, что мухоморы ядовиты, их не надо трогать”. “Ай-ай-ай…” — заговорил быстро щенок. 

(Дети пропевают “Ай-ай-ай…” на звуке ЛЯ индивидуально или хором, вытягивая нити. Затем педагог прячет нити обратно в коробочку и показывает картинку тучки) 

Педагог: “Ой”, — сказал щенок. — “Кажется, дождь начинается! Мне нужно спрятаться”. Закапал дождь “кап-кап-кап…” 

(Дети по очереди вытягивают нити и пропевают слова “кап-кап-кап…” на звуке ФА индивидуально или хором. Затем педагог снова прячет нити в коробочку и показывает картинку мухомора)

Педагог: “Дождик закончился!” — обрадовался щенок. И вдруг снова увидел мухомор. “Ой, какой ты стал большой” — удивился щенок. — “Это дождь помог тебе вырасти. Я на тебя только посмотрю, а трогать не буду”. (Дети по очереди пропевают “ой-ой-ой” индивидуально или хором на звуке МИ, вытягивая нити. Педагог снова складывает нити в коробочку) 

Педагог: Но тут щенок услышал голос своей мамы и радостно побежал к ней. 

Педагог: Вам понравилась сказка про щенка? Тогда в следующий раз мы узнаем, как щенок подружился с солнышком.

 

Методические рекомендации

Музыкально-дидактическая игра может быть использована как в НОД, так и на развлечениях, индивидуальных занятиях с детьми ОВЗ. Может быть использовано несколько таких коробочек с различным целевым назначением: развитие певческого дыхания, формирование гласных звуков в пении, развитие ритмического слуха, развитие тембрового слуха, развитие динамического слуха. Тогда необходимо подобрать соответствующие картинки. Педагог может проявить свою фантазию и сделать коробочку любой формы: домик, тучка, животное и т.д.

 

Музыкально-дидактическая игра “Приключения мышонка” 

для детей второй младшей группы

 

Цель: Развитие певческого дыхания.

Игровой материал: Мини-игрушки на деревянных палочках: мышонок, ёлочка, рыбка, пчела, гусеница.

Примечания к изготовлению пособия для игры: 

Мини-игрушки закреплены на деревянных палочках для того, чтобы детям было удобнее их держать. Около игрушки расположены узкие зеленые листочки-”травинки”. Это помогает детям отследить движение воздуха при выдохе.

 

Ход игры: 

Педагог: На лесной полянке возле стройной зеленой ёлочки в своей норке жил да был любопытный мышонок. Рано утром мышонка будил легкий ветерок, который слегка качал еловые веточки. 

(Дети дуют на ёлочку и видят, как на ней качаются веточки)

Педагог: “Надо поскорее пожелать всем моим друзьям доброго утра”, — подумал мышонок и побежал. На красивом цветке сидела важная пчела. Она собирала нектар. Мышонок запел: “Здравствуй, пчела!” (Музыкальный руководитель играет попевку из двух-трех звуков)

Педагог:  Но пчела ничего не ответила. Мышонок набрал воздуха и подул на цветок, на котором сидела пчела. Цветок тихонько закачался. “Доброе утро” — пропел мышонок и побежал дальше. 

(Дети повторяют попевку за педагогом) 

Педагог: Пробегая мимо гусенички, которая сидела на листочке, мышонок подул на листочек, и он тоже закачался. “Вот какой я сильный” — подумал мышонок. 

(Педагог обращает внимание на правильное положение губ ребенка — “узкая дудочка”)

Педагог:  “Доброе утро”, — пропел мышонок и отправился дальше. 

Мышонок подбежал к лесному озеру, где жила его знакомая рыбка. Он набрал воздух очень тихо, чтобы не напугать свою подружку, и подул на воду. И рыбка его увидела. “Доброе утро”, — пропел мышонок, — “Ну вот, я всем пожелал доброго утра. Пора возвращаться в свою норку”.