учитель начальных классов МБУ «Школа № 80 »

Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроке в учебном процессе.

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Ни для  кого не секрет, насколько важно сегодня не только научить ребенка учиться, вооружить его необходимой суммой знаний и умений, но и сохранить его физическое и психическое здоровье. В Концепции Модернизации Российского образования, в нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последнего времени одним из приоритетных направлений в образовании учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Именно поэтому я придаю огромное значение использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Одна из приоритетных задач реформирования образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, устранение перезагрузки. В современных условиях нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.

У М.М.Пришвина есть замечательные слова: «Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне – то должно быть и всем хорошо!» Опираясь на этот так называемый «закон», урок я всегда начинаю с эмоциональной зарядки из «Букета добрых слов и дружеских пожатий», а заканчиваю «Чествованием победителей» (пальчиковая гимнастика).

На уроках математики мы с детьми постоянно используем «руко – ного- тренажер» (верные ответы детей поощряем хлопками, неверные ответы (до полного исправления) отвергаем легким топотом ног). Очень важно на уроке правильно сочетать умственную и физическую нагрузку. Так в течение урока необходимо проводить физкультминутки, которые улучшают внимание учащихся, снижают утомление и предупреждают заболевания опорно-двигательного аппарата. Очень эффективны физкультминутки, которые проводятся стоя, под музыку. Дети любят изображать «Театр кошек», «Танцы дельфинов», «Гимнастику пляшущих под дождём» (это они самостоятельно или с помощью старших с удовольствием подбирают дома музыкальное сопровождение, доверяю им и самим (по группам, парам) сочинять тексты физкультминуток: «Я начну, а вы продолжите…» или «Сами придумайте тему физкультминутки для товарищей»). В первом классе через каждые 10 минут даю отдых детским пальчикам (дети имитируют игру на дудочке, на гитаре, на пианино, на барабане; любят «рисовать» в воздухе движениями рук картины по представлению). Часто в классе проводится конкурс самых – самых физкультминуток: «Если хочешь быть здоров!», «Левой, правой!..» и др.

Исполнение физкультминуток в стихотворной форме всегда нравится детям, укрепляет мышцы, помогает сменить формы деятельности на уроке.

Увлекают детей на уроке и игры на внимание. Так на уроке математики некоторые задачи решаются с помощью хлопков (найти произведение – один хлопок, частное – два хлопка, сумму – поднимают правую руку, разность – левую: условные знаки записаны на доске, иногда используются сенсорные кресты). Процесс обучения проходит в значительной степени эффективнее, ученики получают знания без лишнего стресса, усталость возникает лишь на последних минутах урока.

Есть у нас в классе и своя «Копилка успехов» (всегда со мной светоотражающие элементы, никогда не забываю мыть руки перед едой, всегда имею сменную обувь, соблюдаю правила пешехода, дружу с Мойдодыром, знаю правила дорожного движения как таблицу умножения и др.

Важно подчеркнуть, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся — необходимый фактор успешности в обучении. Нам всем известно, что только здоровый ребенок даст хороший результат в обучении. Следует отметить, что перечисленные выше формы работы на уроке не только помогают укрепить здоровье детей, но и способствуют лучшему усвоению нового материала, что крайне важно в условиях реализации ФГОС НОО при формировании УУД обучающихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *