автор: Баранова Ольга Александровна

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Ромашка» города Белёва Тульской области

Опыт работы «Организация краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Ромашка» города Белёва Тульской области

____________________________________________________

 

РАССМОТРЕНО

 

Педагогическим советом

Организации    

Протокол №2 от 28.11.2016 г.                                         

 

Обобщённый педагогический

опыт

БАРАНОВОЙ

ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ

 

Тема: «Организация краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Идея: личностное развитие, полноценная социализация дошкольника невозможны без целенаправленного формирования знаний об истории родного края

ИПМ 1. Сведения об авторе

 

ФИО

Баранова Ольга Александровна

Образование

Среднее специальное

Название учебного заведения, год окончания

Белевское медицинское училище Тульской области, 1986 год

 

Специальность по диплому

Фельдшер

 

Профессиональная переподготовка: ГОУ ДПОТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», присвоена квалификация «воспитатель», 2014 год

 

Должность

воспитатель

 

Педагогический стаж

26 лет

 

Стаж работы в учреждении

14 лет

 

Квалификационная категория

высшая

 

ИПМ 2 Условия становления опыта

 

В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:

  1. Низкая экологическая культура дошкольников. Отношение к окружающей среде несознательное эгоистичное.
  2. Недостаточная мотивация экологического — краеведческого воспитания. Диагностика мотивов экологического воспитания, проводимая в выпускных группах детского сада позволяет заметить, что дети не видят необходимости в охране природы, считают, что никакого отношения к охране природы не имеют.
  3. Незаинтересованность детей в изучении родного края.

 

Федеральные государственные образовательный стандарт дошкольного образования, определяет необходимость обеспечения условий для удовлетворения потребностей граждан, общества в качественном образовании, выбор инновационных направлений развития дошкольного учреждения, использования современных образовательных технологий. Программа развития нашего дошкольного учреждения имеет следующее целеполагание: повышение качества дошкольного образования; использование здоровьесберегающих образовательных технологий; гражданское образование; экологическое образование как средство формирования экологически целесообразного поведения в природе; личностное развитие ребенка, способного реализовать себя как часть социума.

Историографический анализ показывает, что формирование основ гражданственности у детей необходимо начинать с дошкольного возраста, так как формирование гражданственности происходит в единстве процессов социального развития и воспитания личности, самовоспитания, самореализации в обществе. Использование краеведческого материала в воспитательно-образовательном процессе способствует формированию у ребёнка чувства любви к Родине, знаний своих прав и обязанностей; воспитанию у дошкольника эмоциональноположительного отношения к тем местам, где он родился и живёт; к людям разных национальностей, стремление принести посильную помощь своему краю, Родине.

Но краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды.

Размышления над этими проблемами побудили меня обратиться к трудам педагогов, психологов, учёных-экологов, методистов, к опыту коллег. В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выдвинута следующая педагогическая идея работы: личностное развитие, полноценная социализация дошкольника невозможны без целенаправленного формирования знаний истории родного края.

Эта идея актуальна именно в дошкольном возрасте, так как в детском возрасте человек наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром. Именно в этот период жизни он на равных разговаривает с природой, любит её, искренне боится причинить ей вред. И именно в детском саду он впервые узнает о своём городе и любовь к малой родине зарождается именно на этом этапе.

Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма.

В ходе работы над проблемой мною было проёдено несколько этапов:

  1. Этап. Подготовительный.

Определение целей, задач исследования.

  1. Этап. Формирующий.

Изучение научно — методической литературы, опыта работы коллег по проблеме, определение потенциальных возможностей ДОУ, выделение основных направление в работе.

  1. Этап. Действующий.

Планирование, создание предметно — развивающей среды, методической базы.

  1. Этап. Диагностический.

Подбор диагностических материалов для детей, первая диагностика детей.

  1. Этап. Аналитический.

Анализ диагностики детей. Коррекция направлений работы.

  1. Этап. Обобщающий.

Формулировка выводов, консультирование по теме работы.

 

ИПМЗ. Теоретическая база опыта

Значительный вклад в разработку обозначенной мною проблемы внесли исследования Е.И. Тихеевой, П.Т. Саморуковой, Л.И. Бажович, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, М.М. Марковская.

М.В. Лучич считает: «Убеждение человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами — воспитывать любовь к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой,

пейзажами родных мест. Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине особое внимание уделяется в детских садах».

Например, С.Н. Николаева в свой книге «Методика экологического воспитания дошкольников» говорит, что «Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимание сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в и России — свои в каждом регионе. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании — экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать».

Также Н.А. Рыжова в своей книге «Развивающая среда дошкольных учреждений» говорит: «Детский сад — особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Можно смело утверждать, что в нашей стране руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт — нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствующих развитию творчества. В ход идет все то, что зачастую просто выбрасывается в мусорную корзину: старые игрушки и бумага, пластиковые бутылки и коробки из-под конфет, лоскутики и остатки обоев: «голь на выдумку хитра». И выдумкам этим нет предела. Конечно, было бы лучше, если бы все детские сады были обеспечены всем необходимым. Но… не стали бы они тогда более похожими друг на друга?»

М.М. Марковская утверждает, что познакомить детей с природой, воспитывать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержаться комнатные растения и некоторые животные. В процессе систематического ухода за растениями и животными у детей формируются определенные трудовые навыки, внимательное отношение к обитателям уголка, забота о живых существах.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и> эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» . Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию.

Работы данных автором помогли мне лучше разобраться в проблеме.

 

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.

 

В процессе работы над темой я столкнулась с противоречиями:

  1. Проблема взаимосвязи работы по краеведению и экологии обозначена, но не разработано конкретное содержание эколого — краеведческой работы с дошкольниками.
  2. Наличие образовательной программы и необходимостью её корректировки, разработки рабочей программы по краеведению.
  3. Краеведческих программ областного уровня, учебно-методических и практических пособий для воспитателей дошкольных учреждений нет, что затрудняет реализацию принципов коаеведческого образования дошкольников и, как следствие, преемственности двух ступеней системы непрерывного краеведческого образования (детский сад — начальная школа)

В связи с данными противоречиями была поставлена цель: разработка системы краеведческой работы учетом регионального компонента.

Данная цель была достигнута посредствам решения следующих задач:

  • Анализ педагогической литературы по проблемам патриотического воспитания дошкольников.
  • Учет необходимости взаимосвязи работы по экологии и краеведению.
  • Разработка рабочей программы по краеведению «Краеведение».
  • Разработка системы мониторинга краеведческой работы.
  • Популяризация краеведческого воспитания в родительской среде.

 

Предложенная система работы с детьми построена на основе интегрированного подхода с использованием элементов новых педагогических технологий — игровой, метода проектов, музейной педагогики, проблемно — диалогической, формирования правильной читательской деятельности.

Сохранение, восстановление и современное творческое использование элементов историко-культурного ландшафта, синтез искусств, творческая совместная деятельность детей и взрослых (игра, труд, наблюдение, исследовательская и художественная деятельность и др.) определяют ведущие педагогические условия повышения уровня качества образования.

Опыт показывает, что краеведение, являясь одним из базовых компонентов обновления содержания дошкольного образования, позволяет обеспечить условия, для инновационного развития дошкольного учреждения в современном образовательном пространстве.

 

ИПМ 5. Новизна опыта.

Новизна опыта заключаться:

  • в комбинации элементов известных методик;
  • в преобразовании образовательного процесса.

А именно:

  1. Выявлены особенности личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми (создание единой эмоционально-чувственной основы процесса взаимодействия; постоянное «обращение к ребенку» как к равному» и способности воспитателя встать на позицию ребенка и действовать в ней;
  2. Разработана рабочая программа «Краеведение» для детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработано содержание воспитательно — образовательного процесса по краеведению.
  4. Разработаны конкретные проекты эколого — краеведческой направленности;
  5. Через все содержание воспитательно — образовательного красной нитью проходит региональный компонент.

 

ИПМ 6. Адресность опыта.

Опыт может применяться воспитателями групп общеразвивающей направленности. Как начинающими педагогами, так и педагогами со стажем. Опыт может использоваться при организации кружковой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

 

ИПМ 7. Трудоёмкость опыта:

  • Реализация краеведческой программы требует от педагога разнообразной предметно — развивающей среды. (Мини — музеи, лаборатория, уголки быта и т.д.)
  • Большое количество наглядностей и дидактического материала приходится делать самому педагогу.
  1. Работа требует включения в воспитательно — образовательный процесс родителей и общественности, так как организуется большое количество экскурсий, прогулок, походов.

 

ИПМ 8. Технология опыта.

В своей работе я не разделяю задачи экологического воспитания и задачи по ознакомлению детей с родным краем, они синтезированы и решаются в совокупности.

Задачи эколого — краеведческого работы:

Образовательные:

  • Формировать первоначальные представления о истории города, его достопримечательностях, людях, прославивших наш город, культуре и традициях, о природе родного края.
  • воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, родному городу.

Развивающие:

  • развить познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности детей.
  • Формировать навыки  элементарной исследовательской деятельности.

 

Воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе и историческому наследию родного края.
  • включать дошкольников в значимую общественно-полезную деятельность.

 

Грамотная организация краеведческой работы требует соблюдения следующих принципов, которые я учитываю при организации работы с дошкольниками: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ й человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.

Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологической и краеведческой работы по объему сложности.

Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента эколого — краеведческого воспитания содержанием из разных образовательных областей.

Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию.Характерные особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений Тульской области и социоприродного окружения детского сада лежат в основе отбора содержания. На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных Тульской области и средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи наглядных пособий.

Проблемой раеведения я заинтересовалась давно, однако это были отдельные занятия, экскурсии и только по истечению нескольких лет стала складываться определенная система по ознакомлению детей с родным краем, его природой. Было разработано: тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста и система эколого-краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, исторических и современный город; а так же природное окружение: “зеленая зона” детского сада — это объекты экологической тропы, уголка природы; реки Оки, лесная зона. Эта работа стала вестись систематически во всех возрастных группах.

В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома — свой номер. Рассказываем детям о животных и растениях края.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем город отличается от села. Знакомим с условиями жизни животных и условиями произрастания растений. Формируем понятие о том, что мы должны беречь и охранять природу.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний. Детей знакомим с промышленностью,, л историей г. Белёва и его достопримечательностями, героическими страницами истории. В приоритет ставим вопрос взаимодействия животных и растений не только между собой, но и со средой обитания.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая — День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение воинской части ребятами старшего дошкольного

Краеведческая работа с детьми ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно — дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).

Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу — значит охранять Родину. Периодически все вместе, воспитатели, дети и родители выходят с “экологическим патрулем” для очистки лесной территории в местах отдыха горожан. Тем самым, давая ребятам понять, что они тоже являются жителями своего города и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем. Налажена связь с социумом, по вопросам природоохранной деятельности: городским лесхозом, детской библиотекой, музеями Постепенно я подвожу детей к пониманию того, что все жители любят свой город и многое делают для того, чтобы он был чище и краше.

При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений в средней полосе России и срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (непосредственно образовательной деятельностью, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс.

Я понимаю, чтобы способствовать воспитанию нравственности в отношении детей к природе, необходима экологизация всего учебно-воспитательного процесса. В практике своей работы я использую комплексную систему, направленную на формирование экологической культуры. В этом процессе, решающую роль играет активная деятельность ребёнка. Моя задача научить детей анализировать ситуацию, устанавливать причинно — следственные связи, делать выводы, находить альтернативные пути поиска информации. Другими словами я прививаю детям навыки исследовательской деятельности. Эколого — краеведческая работа — главный инструмент развития поисковой активности, любознательности.

Анализ собственного опыта позволяет считать наиболее эффективными следующие методы интерактивного взаимодействия с детьми.

Одним из эффективных методов развития творческого воображения дошкольников считаю метод проектирования.

Моя задача создать у детей предпосылки грамотного проектирования, для этого я его учу видеть положительные и отрицательные стороны того или иного объекта, явления, искать противоречия в предложенной задаче и затем, используя различные ресурсы, попытаться подойти к идеальному результату.

Знакомство с методом я начинаю на простых экологических задачах. Стараюсь подвести ребенка к пониманию того, что не следует бояться каких — либо изменений в привычных вещах.

Используя приемы «фантастического сложения» (что будет, если прибавить?) и «фантастического вычитания» (что будет, если убрать?), предлагаю детям поэкспериментировать: что будет, если к дереву прибавить колёса? У растения убрать корни?

При решении таких задач ребёнок может проанализировать, какие новые функции появятся у предмета, каким будет конечный результат. Абстрактные предложения детей достаточно эффективно стимулируют и активизируют их творческое мышление.

Приведу несколько примеров задач и вариантов их решения дошкольниками с использованием метода проектирования..

 

«Представьте, что из города исчезли все деревья. Что произойдёт?»

Первая реакция детей: «Будет много места для игр, много солнца». Затем подумали об экологической ситуации — будет грязь от машин, мало кислорода. И, наконец, встал вопрос «Чем же мы будем дышать?».

Налицо противоречие: отсутствие деревьев, с одной стороны, хорошо, с другой — плохо. Дети пришли к выводу, что нужно беречь деревья, не вырубать леса, сажать новые деревья.

Однако проектирование состоит не только в механической замене одних элементов системы другими. Неплохо работает приём комплексного применения увеличения или уменьшения размеров объектов.

Например, если бы люди были, как насекомые?

Метод проектирования позволяет максимально задействовать все собственные ресурсы, прежде чем обращаться к характеристикам других систем.

Особенно ярко это проявляется при «усовершенствовании» природных явлений. Я использую такой приём, как «выделение», или «вынесение», при котором основное качество явления как бы выносится за рамки самого явления. Например, мороз ассоциируется с гололёдом, простудой, с тяжелой и не всегда удобной одеждой. Дети «усовершенствовали» это зимнее явление природы — сделали его независимым от времени года. Оказывается, если взять «кусочек» мороза и перенести его в лето, то функции его станут практичнее: в холодильнике он будет сохранять продукты, в ледовом дворце поможет организовать настоящий каток, который будет работать круглый год и др. Дети мечтали, каким будет ледовый дворец в нашем городе.

Метод проектирования в экологический и краеведческой работе я использую по типу «идеального конструктора». Но если в «идеальном конструкторе» детям предлагается обнаружить или собрать воедино объекты, явления, отвечающие какой-то определённой характеристике (например, назвать предметы только круглой формы, перечислить только колючие растения, отобрать треугольники только красного цвета), то при проектировании дети разбивают систему на подсистемы, а затем из этих подсистем создают новую систему. Я приведу пример.

Детям было предложено разбить речку на подсистемы, то есть перечислить, из чего она состоит (вода, песок или камни, обитатели реки, растительность и т.д.). Затем была поставлена следующая задача: собрать новую систему, рассказать, что может получиться из одних водорослей, воды, рыб.

Варианты ответов: замок на песке, джунгли из водорослей и т.п.

Метод проектирования расширяет творческие возможности дошкольников в процессе краеведческого воспитания, формирует умение нестандартно взглянуть на окружающий мир и вместе с тем понять, что все в этом мире взаимосвязано.

Интересные решения, предлагаемые детьми, говорят о том, что ребёнку дошкольного возраста по плечу замечательные изобретения.

Система работы с детьми по краеведению построена на основе интегрированного подхода с использованием методов проектов.

Приведу пример одного из проектов. Суть нашей работы состояла в том, что дети в процессе работы над проектом достигают сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта.

После посещения Краеведческого музея детей заинтересовало многообразие национальных костюмов, которые были представлены на выставке. Перед детьми была поставлена проблема: оформить выставку кукол в национальных костюмах. Данная проблема создала условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности детей.

Этапы работы над проектом на тему «Национальный костюм».

Этап — подготовительный:

  • накопление материала по данной теме;
  • экскурсия в Краеведческий музей;
  • рассказ воспитателя об истории Тульского костюма и костюмов разных народов;
  • рассматривание различных вариантов народных костюмов;
  • подбор материалов, из которых сделаны элементы народных костюмов, которыми украшены народные костюмы;
  • чтение рациональных сказок ( татарской «Зилян», русской «Царевна лягушка», «Как рубашка в поле выросла» К.Д. Ушинского, заучивание стихотворения Н.Кончаловской «Русский костюм»)

Этап — практический:

  • беседа-игра «Что носили женщины и мужчины на Руси»;
  • художественно-творческая деятельность (рисование «Национальный орнамент», аппликация «Украсим сарафан»),
  • создание альбома-каталога «Национальный костюм»;

Этап — заключительный:

  • презентация кукол в национальных костюмах, оформленных детьми совместно с родителями.

Тема представленного проекта не случайна. Она позволяет реализовывать основные задачи обобщающего мероприятия с использованием накопленных детьми знаний и умений. Данная тема не ограничивает детей строгими рамками поставленных перед ними задач, а даёт им право выбора, возможность творить, фантазировать. К тому же становится очевидным, что дети не впервые сталкиваются с предъявляемой им задачей, а будут опираться на уже имеющиеся у них знания и умения, как этого требует метод проекта.

Кроме того, с детьми были реализованы такие проекты краеведческой направленности: «История края», «Природа родного края», «Традиции и обычаи на Руси».

Таким образом, эффективность использования проектной деятельности по краеведению подтверждается тем, что у дошкольников появляется интерес к поисковой деятельности, дети научатся рассуждать, ставить цели, подбирать средства для их достижения, оценивать результаты. У детей систематизируются имеющиеся знания о родном крае, сформируются элементарные представления о национальном костюме, дети овладевают элементарными способами подбора информации, научатся оформлять костюмы национальным орнаментом.

Следовательно, применение технологии метода проекта в краеведческой деятельности, выводит ребенка на более высокий уровень развития его творческих способностей и познавательной активности.

 

Эксперимент, важнейший метод исследования. На практике мы часто сталкиваемся с необходимостью проведения мыслительных экспериментов. Их могут выполнять дети разного возраста. Но самые интересные эксперименты — это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. В моей практике работы экспериментальная деятельность является ведущей. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поэтому любую проблему я стараюсь перевести в формат экспериментальной деятельности. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В группе оформлен Уголок детского экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке, распределяются по разделам: «Песок и глина», «Бумага», «Магниты», «Полезною ископаемые», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

В уголке имеются приборы — помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды с различными материалами; природные материалы (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, спилы, семена и т.д.); утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы, дерева); технические материалы: гайки, скрепки, болты, детали конструктора; различные виды бумаги; красители (гуашь, акварель и т.д.); медицинские материалы (пипетка, колбы, щипцы, мерные ложки, резиновые груши); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, свечи, сито и др. Много и дополнительного материала (детские халаты, фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.)

Материал, находящийся в Уголке, я подбираю так, чтобы он соответствовал среднему уровню развития ребёнка. Также имеются материалы и оборудование дляпроведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с более высоким уровнем развития.

Для проведения экспериментов я оформляю карточки — схемы, а на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.

Итак, основными целями и задачами организации Уголков экспериментирования считаю:

  • Создание максимальных условий для развития познавательной активности

детей в процессе экспериментирования.

  • Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий длядетского экспериментирования.
  • Содействие укреплению связи ДОУ и семьи.

Толчком к началу экспериментирования служит удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя — куклы. В уголке экспериментирования «живет» персонаж Эко-знайка.

Этот герой участвуют в опытах и экспериментах, решает вместе с детьми возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов, рюкзачок для нужных и интересных вещей, яркая нарядная косынка и т.д. — всё это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

Герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются. Герой Эко — знайка путешествует с детьми по рабочей тетради, задаёт задания, удивляется.

Эколого — краеведческую работу я осуществляю путем привлечения элементов сюжетно — ролевой игры в процессе обучения дошкольников и формирования у них осознанно — правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметами, изготовленными из, них.

Я считаю, что оптимальной формой привнесения сюжетно — ролевой игры в процессе ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации.

В работе я использую три типа игровых обучающих ситуаций.

Первый тип. Использование игрушек — аналогов, изображающих различные объекты природы. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно — игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом или предметом.

Игрушка никого не подменяет, она наравне с животными или растениями фокусирует на себе внимание ребёнка, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создаёт благоприятные условия для нахождения различий между игрушкой и живым объектом.

Присутствие игрушки уместно, когда с животными невозможен действенный контакт.

Второй тип. Изготовление кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. При этом, я опираюсь на типичное поведение персонажей, как бы продолжается их жизнь в привычных условиях. Например:

Красная Шапочка — ходит все время лесом к бабушке, а это означает, что она может встретить не только волка, но и других зверей, она может вообще никого не встретить, а что-нибудь собирать, находить.

Айболит — доктор, лечит зверей, но он может лечить и растения, делать профилактические осмотры детей, животных.

Карлсон — шалун и любит полетать над городом, его я использую в заочных экскурсиях по городу.

Чипполино — много знает об овощах и может рассказать о них что-то интересное.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность детей.

 

Третий тип. Это различные варианты игры в путешествие:

«Поездка на выставку», «Экскурсия в с. Мишенское» и т.д. Всевозможные путешествия — это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. Дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов и т.д.

Мною составлена картотека игр,  в которой подобраны следующие виды игр:

  • Игры по ознакомлению детей с природными особенностями человека;
  • Игры по ознакомлению детей с миром животных ( птицы, насекомые, дикие и домашние животные);
  • Игры по ознакомлению детей с миром растений;
  • Игры по .ознакомлению детей с неживой природой как средством обитания.

 

Усвоение знаний о природе при помощи игр, вызывающей переживания ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.

Особое место в эколого — краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают приобщить детей к традиции музейной культуры, расширить кругозор, обогатить художественный опыт ребенка, адаптировать к окружающему миру.

Цель и задачи мини-музея:

  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
  • Формирование у дошкольников представления о музее.
  • Расширение кругозора дошкольников.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  1. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  • Развитие творческого и логического мышления воображения.

Полностью занятия в мини-музеях я не провожу, а всю информацию разбиваю на несколько подтем и провожу так называемые беседы-пятиминутки. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражает специфику возраста детей группы. Музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. В группе работали мини — музеи «Животные континента», «Давным — давно на Руси», «Волшебница вода», «Народные промыслы» и другие.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «минимузеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют музей своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

 

Экологическая тропа — интересная форма работы по экологическому воспитанию. Экологическая тропа создана на территории детского сада — участок детского сада достаточно большой и на нем имеются природное разнообразие и интересные объекты. Общая протяженность ее небольшая, и основная часть объектов создана специально, что позволило учесть возрастные возможности детей дошкольного возраста.

Природные объекты, это небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки (яблоневый сад, огород, цветники). Создана картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями. Я её использую как демонстрационный материал в работе с детьми.

Наша экологическая тропа представлена:

  1. Типичными для нашей местности деревьями и кустарниками, что помогает показывать детям многообразие растительного мира.
  2. Разнообразные хвойные деревья — в комплексе дети смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, пихту. Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными и с хвойными деревьями.
  3. Экзотические (не характерное для данной местности) древесное растение: каштан, белая акация, пирамидальный тополь, туя)
  4. Пени высотой 40-50 см, часть ствола на земле (1-1,5 м), на пне может появляться молодая поросль, если же остатки дерева разрушаются, то они становятся местом обитания новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) — оба явления интересны детям для наблюдения.
  5. Имеется небольшой фитоогород, где посажены лекарственные травы (зверобой, чистотел, мята, календула, мать-и-мачеха и др.)
  6. Экспериментальный овощной огород

На экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Мы выявляем, кто, где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например:

Под березой или сосной в земле может быть муравейник. Отсутствие наземной части муравейника делает его незаметным. Это место мы ограждаем и помечаем его на картосхеме.

На лужайке и клумбе в теплое время года наблюдаем разнообразных насекомых (пчел, ос, бабочек, шмелей и др.). Большие камни являются прибежищем для жуков, поэтому их на тропе не меньше двух. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу или другого жука.

В почве живут дождевые черви. Эти места можно пометить на картосхеме.

Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники: просматриваемые участки зданий, где устраивают гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды.

Огород я использую для выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомство с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Рассматриваем условия -произрастания разных растений, обозначив их географическую родину, дикорастущих родственников, проследив за развитие растений, их сезонными изменениями. Кроме того, на примере выращивания овощей знакомлю детей с экологически чистыми продуктами и правилами экологически чистого ц безопасного сельского хозяйства.

Каждый поход по экологической тропе я стараюсь организовать так, чтобы он стал эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому тщательно отбираю разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.

Детский сад расположен в парковой зоне, большие воспитательные возможности которой мы используем в организации эколого — краеведческой работы. Растительность парка своеобразна и неповторима, поэтому парк является частью маршрута. Социальные объекты, такие, как библиотека, музей, стадион, магазин, почта, также включаются в план путешествий, так как дорога к ним проходит через зеленую зону города. В перспективном плане маршрутов предусмотрены и выезды за город — в лес, на луг, к роднику — 2-3 часовые. Программа ознакомления с природой продумана так, чтобы дети могли наблюдать

последовательность сезонных явлений, устанавливать причинно-следственные связи в них, знакомится с достопримечательностями города, постепенно овладевать знаниями и элементарными умениями природоохранной деятельности человека.

Отмечу еще несколько наиболее интересных форм работы с детьми по эколого — краеведческому воспитанию.

«Уроки» доброты

Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей в минуты их обращения к миру природы.

Цель: развивать интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие «уроки», воздействующие на душу ребёнка, немногословны, сочетаются с музыкой, восприятием художественного произведений.

Длительность «уроков» не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребёнка на данную тему).

Тематика «уроков» доброты: «Что значит быть добрым?», «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кто может считаться заботливым?», «Как заботиться о комнатных растениях?», «Что такое бережливость?», «Когда можно сказать, что ребёнок бережно относится к природе?», «Что такое красота?», «Что значит быть ответственным?», «Чем удивительна лягушка?», «Как ведут себя животные, испытывающие страх?», «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?», «Как ты чувствуешь любовь своих близких?», «Как ты проявляешь любовь к животным?», «Украшение земли», «Нужны ли в жизни правила?», «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?», «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?», «Что рассказала тебе природа?»

«Уроки» мышления

Основу таких «уроков» составляют ответы на разнообразные «Как?», «Почему?», «Отчего?»

Тематика: «Почему у ёлки зелёные иголки?», «Почему расцвечиваются листья?», «Почему белого медведя занесли в Красную книгу», «Чем полезен рыжий муравей?», «Как дышит берёза?», «Где ночуют птицы?»

Познавательная деятельность детей на таких «уроках» сочетается с эмоциональным восприятием ими природы.

«Уроки» мышления проводятся в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувств природы.

Эколого — краеведческие экскурсии

Цель: найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать » книгу природы. Содержанием экскурсии — это обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, о достопримечательностях города, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Во время экскурсий дети заготавливают лекарственные травы, собирают природный материал для коллекций, исследуют растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятных экологических условиях : у дороге, около забора, на пустыре), знакомятся с улицами города, особенностями построек и т.д.

Объектами исследования, кроме живой природы, являются и объекты неживой природы: камни, песчаные осыпи, ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

Для таких экскурсий воспитатели готовят специальное снаряжение: лупа, карандаш, фломастер, коробочки, пакеты, фотоаппарат.

Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Эколого — краеведческие выставки и композиции

Цель: ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям, выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и с взрослыми.

Тематика: «Лес — друг человека», «Богатство недр нашей Земли», «Космос», «Человек и его добрые дела на Земле», «Родные просторы» и т.д.

На выставке представляются художественные произведения, работы детей и воспитателей, а также родителей. Выставка обычно служит прекрасной формой для бесед с детьми, для экскурсий, которые проводят не только воспитатели, но и сами дети.

Трудовой десант

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Цель: закрепление норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех её взаимосвязях.

Дети участвуют в уборке территории, её благоустройстве, посадке деревьев, кустарников. Дети ухаживают за слабыми или больными деревьями на участке, выращивают вместе’ с воспитателем на огороде овощные культуры, зелень, подкармливают птиц. Дети расстанавливают природоохранительные знаки, разъясняют их значение родителям, малышам.

Содержание предстоящего трудового десанта определяют сами дети. Например: «Посади дерево», «Подкорми птиц зимой», «Умелые руки не знают скуки» (сбор природного материала), «Я люблю свой город», «Листья жёлтые над городом кружатся», «Нам до всего есть дело», «Санитарный день» (участие в уборке площадок, лесополосы от мусора).

Самостоятельные или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяют приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности — это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

Зелёный патруль

Патруль знакомит детей с правилами поведения в природе, прокладывают маршрут в целях защиты наземного покрова от вытаптывания, почву от уплотнения. Патруль также определяет, есть ли на участке или ближайшей территории редкие и ценные растения; защищает не только растения, но и всех друзей леса: насекомых, птиц, знакомится с правилами поведения в природе.

Природоохранительные акции

Их проведение обычно связано с известными датами, всеобщими праздниками: предновогодняя «Зелёная елочка — зелёная иголочка», «Земля — наш дом», которая приурочена к «Дню Земли» 22 апреля. Акции — это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми. Их значение в экологическом воспитании очень велико — участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада.

 

Планирование воспитательно — образовательного процесса

Планирование я осуществляю в соответствии с образовательной программой ДОУ. Тему недели реализуется через разнообразные виды деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми.

Реализуя принцип рациональности, я подбираю такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени (неделя или несколько недель) без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение воспитанниками материала.

Выбранная тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. В ней интегрируются цели и задачи из разных образовательных областей, которые, обогащая и дополняя одна другую, способствуют формированию в сознании ребенка целостной картины мира.

Таким образом, в образовательном процессе я реализую три основных блока:

  • Непосредственная образовательная деятельность
  • совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

 

Работа с родителями и социумом

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми я провожу работу с родителями.

Для меня важно установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах краеведческого воспитания детей. Для установления контакта и взаимопонимания с родителями я оцениваю, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители.

Необходимо учесть, что родители могут знать далеко не все возможности педагогов в решении проблем воспитания детей, следовательно, потребуется раскрыть их для родителей. В связи с этим использую различные формы работы с родителями:

  • анкетирование;
  • совместные эколого — краеведческие проекты;
  • природоохранительные акции;
  • родительские собрания;
  • обмен мнениями;
  • организация совместных экскурсий;
  • участие в организации и проведении праздников;
  • Проекты и т.д.

Предоставив родителям информацию об актуальности эколого — краеведческого воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, познаколю родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Я считаю, что родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.

Взаимодействие с родителями — важный этап в организации работы, так как все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка.

Мы добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, но и проводят совместно с воспитателем занятия, активно обсуждают вопросы экологического и патриотического воспитания на собраниях, семинарах, консультациях.

Реализация данного направление работы невозможна без тесного контакта с культурно-образовательными учреждениями социума: Детской школой искусств, краеведческим музеем, детской библиотекой, школами.

 

ИПМ 8. Результативность опыта

 

Для каждого целевого ориентира  в образовательной программе описана понятийная база (в виде первичных представлений) и этапы формирования и присвоения умений, а также их реализацию в творческой деятельности. При этом в качестве основного критерия мы рассматривали увеличение самостоятельности детей в различных видах детской деятельности. Так как рабочая программа является составляющей образовательной программы, то критерии и показатели результативности освоения рабочей программы будут совпадать с критериями и показателями освоения образовательной программы ДОУ. Выделили те, показатели, освоение которых важно при реализации рабочей программы «Край, в котором я живу».

 

Освоение Рабочей программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций детей. При ее реализации педагогическими работниками проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Особенности проведения педагогического мониторинга

Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач:

  • индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:

  • не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
  • позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
  • учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
  • позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
  • учитывает представленные в Рабочей программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
  • Инструментарий для педагогического мониторинга детского развития – карты наблюдения.

 

Результатом моей работы по краеведению является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного города, края. Итоговая деятельность, проведенная с детьми показала, что уровень знаний детей о родном городе и крае повысился. В процессе познания малой Родины дети учатся любить ее, любить и уважать людей, живущих рядом.

Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного города, края. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.

Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение у наших  детей определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку  “путеводную нить“.

Таким образом, поставленные задачи были выполнены, у воспитанников сформирован достаточно полный объём знаний о родном городе, крае, стране, широкие знания о природе родного края, дети знакомы с традициями и бытом народов, проживающих на территории Башкортостана.

Перспективы

  • Пополнить картотеку конспектов образовательной деятельности по краеведению.
  • Пополнить материал к дидактическим играм по ознакомлению с родным городом, краем.
  • Привлекать родителей к оказанию помощи при организации экскурсий и прогулок, организации музея.
  • Постоянно пополнять уголок по краеведению наглядным материалом.