автор: Кудашова Мария Ильинична
методист МАУДО г. Нижневартовска “ЦДТ”, г. Нижневартовск
«Организация и проведение родительских собраний»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Нижневартовска
«Центр детского творчества»
спортивно-массовый отдел
«Организация и проведение родительских собраний»
Методическая учеба
Категория слушателей: педагоги дополнительного образования
Цель: качественная подготовка к родительскому собранию
Подготовила: методист спортивно-массового отдела – Кудашова Мария Ильинична
г. Нижневартовск
Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами дополнительного образования построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Задачи сотрудничества с родителями:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
- Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Формы работы с родителями
Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература. Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений.
Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.
Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.
Залог успешной консультации
- Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).
- Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.
- Улыбайтесь.
- Называйте родителей по имени и отчеству.
- Будьте хорошим слушателем (умение слушать – успех любой консультации).
- Держите паузу.
- Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
- Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.
- Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.
- Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.
- Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
- Учитывайте личные интересы родителей.
Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.
В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:
- За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение учреждения.
- Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни объединения, содержать анализ трудностей в объединении и включить реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогом.
Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.
Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).
- На собрании педагог должен познакомить с правилами поведения в Центре, объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях и контроле за ними.
- На родительских собраниях следует благодарить родителей, кто оказывает помощь Центру, вашему объединению, за воспитание детей. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, как в печатном варианте, так и на страницах сайта учреждения, грамота и т.д.
- Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год. По результатам собрания составляется протокол (Приложение 1). На собрание выносятся вопросы, которые действительно нуждаются в решении родительского большинства. По ряду вопросов, обсуждаемых на собраниях, принимается решение, которое доводится до всех родителей. Периодически родительский актив, педагог должны отчитываться о выполнении решений.
- Протоколы родительских собраний хранятся у педагога за межаттестационный период.
Для чего нужны родительские собрания
- для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае педагогу необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;
- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности детского объединения, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;
- для ознакомления родителей с результатами и достижениями детей;
- как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей.
- как собрания-лекции, тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения.
Подготовка и проведение родительского собрания
Родительское собрание является важнейшей формой работы педагога с семьей обучающегося, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести.
Родительские собрания формируют не только общественное мнение родителей, но и родительский коллектив. В педагогической практике различают собрания, на которых проводятся беседы на воспитательные темы, консультации родителей, подводятся итоги и др. Наиболее эффективны родительские собрания комбинированного типа. На них ведется педагогическое просвещение родителей, подводятся итоги учебно-воспитательной работы за истекшее время, намечаются новые цели и задачи на последующий период.
Родительские собрания проводятся с целью:
- ознакомления родителей с содержанием и организацией образовательного процесса;
- психолого-педагогического просвещения, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста детей и условиях успешного взаимодействия с ними и т. д.;
- вовлечения родителей в совместную с обучающимися внеурочную деятельность (конкурсы, соревнования, походы и т. п.);
- совместного решения организационных вопросов (участие в соревнованиях).
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.
Среди видов можно выделить:
- организационные (посвященные, например, предстоящие соревнования или подготовка к многодневному походу),
- собрания по плану психолого – педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками),
- тематические,
- собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,
- итоговые и т.д.
Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью, что впоследствии может стать даже фундаментом доброжелательных отношений и в общеобразовательной школе.
Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем.
Некоторые секреты успешности родительского собрания
- Расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
- Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
- Использовать форму разговора за чашкой чая.
- Определить одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении строить собрание.
- Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.
- Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т. п.).
- Придумать свои простые правила родительского собрания, довести их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложение, вносить встречное; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама…».
- Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
- Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
- Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.
Используемая литература:
- http://me-po.ru/articles/498-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-roditelskih-sobranii.html
- http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/07/27/sistema-raboty-s-roditelyami-v-organizatsii
Приложение 1
ПРОТОКОЛ
Родительского собрания
… сентября 2017 г. | № .. |
Тема: «………»
Председатель – ………
Секретарь – ………
Присутствовали: ………
ПОВЕСТКА ДНЯ:
- ………
- ………
- Разное.