автор: Кудашова Мария Ильинична

методист МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ», г. Нижневартовск

«Организация и проведение родительских собраний»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Нижневартовска

«Центр детского творчества»

спортивно-массовый отдел

 

«Организация и проведение родительских собраний»

Методическая учеба

Категория слушателей: педагоги дополнительного образования

Цель: качественная подготовка к родительскому собранию

Подготовила: методист спортивно-массового отдела — Кудашова Мария Ильинична

г. Нижневартовск

 

Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами дополнительного образования построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Задачи сотрудничества с родителями:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
  2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
  3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

 

Формы работы с родителями

Анкетированиедиагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература. Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений.

Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.

Залог успешной консультации

  1. Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).
  2. Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.
  3. Улыбайтесь.
  4. Называйте родителей по имени и отчеству.
  5. Будьте хорошим слушателем (умение слушать — успех любой консультации).
  6. Держите паузу.
  7. Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
  8. Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.
  9. Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.
  10. Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.
  11. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
  12. Учитывайте личные интересы родителей.

 

Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:

  1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение учреждения.
  2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни объединения, содержать анализ трудностей в объединении и включить реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогом.

Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).

  1. На собрании педагог должен познакомить с правилами поведения в Центре, объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях и контроле за ними.
  2. На родительских собраниях следует благодарить родителей, кто оказывает помощь Центру, вашему объединению, за воспитание детей. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, как в печатном варианте, так и на страницах сайта учреждения, грамота и т.д.
  3. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год. По результатам собрания составляется протокол (Приложение 1). На собрание выносятся вопросы, которые действительно нуждаются в решении родительского большинства. По ряду вопросов, обсуждаемых на собраниях, принимается решение, которое доводится до всех родителей. Периодически родительский актив, педагог должны отчитываться о выполнении решений.
  4. Протоколы родительских собраний хранятся у педагога за межаттестационный период.

Для чего нужны родительские собрания

  • для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае педагогу необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;
  • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности детского объединения, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;
  • для ознакомления родителей с результатами и достижениями детей;
  • как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей.
  • как собрания-лекции, тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения.

Подготовка и проведение родительского  собрания

Родительское собрание является важнейшей формой работы педагога с семьей обучающегося, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести.

Родительские собрания формируют не только общественное мнение родителей, но и родительский коллектив. В педагогической практике различают собрания, на которых проводятся беседы на воспитательные темы, консультации родителей, подводятся итоги и др. Наиболее эффективны родительские собрания комбинированного типа. На них ведется педагогическое просвещение родителей, подводятся итоги учебно-воспитательной работы за истекшее время, намечаются новые цели и задачи на последующий период.

Родительские собрания проводятся с целью:

  • ознакомления родителей с содержанием и организацией образовательного процесса;
  • психолого-педагогического просвещения, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста детей и условиях успешного взаимодействия с ними и т. д.;
  • вовлечения родителей в совместную с обучающимися внеурочную деятельность (конкурсы, соревнования, походы и т. п.);
  • совместного решения организационных вопросов (участие в соревнованиях).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить:

  • организационные (посвященные, например, предстоящие соревнования или подготовка к многодневному походу),
  • собрания по плану психолого — педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками),
  • тематические,
  • собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса,
  • итоговые  и т.д.

Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью, что впоследствии может стать даже фундаментом доброжелательных отношений и в общеобразовательной школе.

Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем.

Некоторые секреты успешности родительского собрания

  1. Расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
  2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
  3. Использовать форму разговора за чашкой чая.
  4. Определить одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении строить собрание.
  5. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.
  6. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т. п.).
  7. Придумать свои простые правила родительского собрания, довести их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложение, вносить встречное; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама…».
  8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
  9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
  10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

 

Используемая литература:

  1. http://me-po.ru/articles/498-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-roditelskih-sobranii.html
  2. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/07/27/sistema-raboty-s-roditelyami-v-organizatsii

 

Приложение 1

ПРОТОКОЛ

Родительского собрания

 

… сентября 2017 г. № ..

       

Тема: «………»

Председатель – ………

Секретарь –  ………

Присутствовали: ………

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. ………
  2. ………
  3. Разное.