автор: Охрименко Валентина Васильевна

учитель начальных классов МОУ «Центр образования» пгт Пангоды

Урок по формированию универсальных учебных действий

Урок по формированию универсальных учебных действий

Класс: 1

Предмет: Математика

Тема урока: Математическое путешествие по сказке «Колосок»

Тип урока: Урок введения нового знания

Методы и приемы: деятельностный метод обучения, наглядно – иллюстративный, словесный, репродуктивный, создание проблемной ситуации (подводящий диалог), поиск решения.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа

Цель: ознакомление с приёмами вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; закрепление умений решать задачи и выражения изученных видов; развитие навыков устного счёта.

Задачи урока: 

  • закреплять знание таблицы сложения и соответствующих ей случаев вычитания в пределах 10 до уровня автоматизированного навыка; знание нумерации чисел в пределах 20;
  • формировать ИКТ-компетентность учащихся (работа в системе управления классом, в прикладных программах PC ученика; пользование интерактивной доской и документ-камерой);
  • развивать  мыслительные операции, внимание и память, математические познавательные способности;
  • воспитывать самостоятельность, внимание, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты (предметные): знать приём вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; уметь решать задачи и выражения изученных видов.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

регулятивные:

уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— управлять своей деятельностью, прогнозировать;

— выбирать оптимальный способ достижения цели; уметь фиксировать свои достижения;

коммуникативные:

— уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

—  уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

познавательные:

— уметь устанавливать причинно-следственные связи;

— представлять цепочки объектов и явлений;

— строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство;

—  использовать общие приемы в решении числовых выражений;

личностные:

— уметь высказывать  отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Оборудование: компьютер, проектор,  интерактивная доска, нетбуки, документ-камера, индивидуальные наборные полотна, веера цифр.                                                                                  

 

Ход урока.

Этапы урока/необходимое время для реализации Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
I. Самоопределение к деятельности/2 мин.

Цель. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Способствует положительному эмоциональному настрою учащихся на плодотворную работу. Способствует снятию  эмоционального напряжения, установлению коммуникативного контакта.

— Ребята, внимание.

Мы начинаем урок математики.

Всё на месте, всё у нас готово,

Мы поймём друг друга с полуслова.

Приветливо друг другу улыбнитесь

И потихоньку на места садитесь.

— Скажите, с каким настроением вы начинаете урок?

-Отметьте его в таблице совместного редактирования

— Каким вы хотите видеть наш урок?

-Чем бы вы хотели заняться на уроке?

Дети в таблице совместного редактирования Google документа отмечают свое настроение в начале урока при помощи цвета.

Регулятивные:

— формируем умение управлять своей деятельностью, прогнозировать;

—  формируем умение оценивать результаты индивидуальной работы.

Личностные:

—  формируем умение быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

—   формируем умение не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

II. Актуализация знаний и мотивация/

10 мин.

Цель. Готовность мышления и осознание потребности в открытии нового способа действия. Способствует активизации мыслительных операций (внимание, память и т.д.)

Сегодня, ребята, счёт и выполнение разных математических задач поможет нам совершить увлекательное путешествие в  сказку.

Чтобы узнать, как она называется, мы напишем математический диктант, а потом с помощью чисел узнаем название сказки.

— Найдите разность чисел 10 и 6.

— К какому числу надо прибавить 3, чтобы получить 9?

— Найдите сумму чисел 4 и 4.

— Какое число предшествует числу 11?

— Запишите число, в котором 1 дес. и 2 ед.

— Какое число следует за числом 13?

— Какое число получим, если 17 уменьшим на 1?

-Ребята, после того как поставили точку, чем занимаемся дальше?

— Я называю задание,  а (имя ученика) называет ответ и т.д.

Кто выполнил все задания без ошибок?

— Кто допустил 1-2 ошибки?

— 3-4?

— Отметьте в таблице качество выполнения диктанта.

— Сейчас вы получите ключ для расшифровки названия сказки.

(Передача  файла с ключом названия сказки по системе управления классом)

— Прочитайте название нашей сказки.

— Кто знает эту сказку?

— Во время урока мы будем помогать герою сказки. Давайте проведём разминку.

Посмотрите на экран.

-Что мы сейчас повторим?

-Как сделать, чтобы я увидела результат работы каждого из вас?

— Возьмите веер цифр.

7 – это 4 и  …

11 – это 5 и …

8 – это 2 и …

15 – это 8 и …

9 – это 6 и …

17 – это 9 и …

-Следующее задание записано на доске.

— Что нам надо сделать?

-Сколько всего прибавили?

-Сколько всего вычли?

— Разминка окончена. Отметьте в таблице совместного редактирования свое настроение после выполнения разминки.

— Мы готовы, путешествие начинается.

Транслирование экрана учителя на экраны учеников при помощи системы управления классом

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко.

Вот однажды петушок подметал двор и нашёл пшеничный колосок. Его нужно обмолотить. Мышата отказались помочь петушку.

— Ребята, давайте мы поможем петушку обмолотить колосок, т.е. достать из него зерна.  

— Достать зерна вы сможете, если  выполните тест на своих нетбуках.

— Вставьте пропущенные числа так, чтобы данные выражения превратились в верные равенства.

— Сейчас на своих экранах вы увидите результаты теста.

Передача результатов теста учащимся по системе управления классом

— Посмотрите на них и отметьте ваше настроение в таблице.

— Вы справились с заданием и помогли петушку обмолотить колосок.

Дети пишут арифметический диктант в тетради.

-Выполняем проверку.

4, 6, 8, 10, 12, 14, 16.

Дети в таблице совместного редактирования Google документа отмечают качество выполнения математического диктанта при помощи цвета.  

10 16 14 12 8 4 6
о к о с л к о

Дети читают название сказки.

 

— Состав чисел в пределах 20.

-Показать ответ с помощью  веера цифр.

6 + 4 + 2

8 + 2 + 5

16 – 6 – 2

11 – 1 – 5

— Найти значения выражений.

Дети (по одному) работают у доски.

Каждый ученик, работающий у доски, отвечает на поставленные вопросы.

Дети в таблице совместного редактирования Google документа отмечают свое настроение после выполнения разминки при помощи цвета.

Просмотр эпизода  мультфильма по украинской народной сказке «Колосок»

Ученики выполняют тест в системе управления классом.

Дети в таблице совместного редактирования Google документа отмечают свое настроение после выполнения теста при помощи цвета.

Регулятивные:

— формируем умение  действовать по алгоритму;

–  формируем умение оценивать  результаты индивидуальной работы;

— формируем умение определять результат выполнения задания;

— формируем умение выбирать оптимальный способ достижения цели.

Познавательные:

–  формируем умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

— формируем   информационную компетентность

Личностные  формируем умение  вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Регулятивные:

 формируем умение   участвовать в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

–  формируем умение  участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

– оценивать результаты индивидуальной работы.

Коммуникативные:

–  формируем умение  активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

–  формируем умение  ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.

Регулятивные:

–  формируем умение  действовать по алгоритму выполнения конкретного задания;

–  формируем умение  

оценивать результаты индивидуальной работы.

Познавательные:

– формируем умение   составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы  при работе с конкретным заданием.

III.Постановка учебной задачи/

3 мин.

Цель. Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

— Где, при выполнении теста, у вас возникло затруднение?

— Как вы считаете, какая цель нашего урока?

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

— А теперь давайте определим шаги достижения цели.

— Прочитайте, что получилось. Посмотрим в конце урока, помогут ли эти шаги добиться поставленной цели.

— Какой шаг для достижения цели мы уже сделали?

— Возвращаемся в нашу сказку.

Транслирование экрана учителя на экраны учеников при помощи системы управления классом

— Показал мышатам,  сколько он зерна намолотил. А они запищали, что зерно нужно на мельницу нести, муки намолоть. И опять отказались помочь петушку, затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Дети отвечают. (11-___=6)

— Научиться вычитать из двузначных чисел не только разрядные слагаемые, но и другие однозначные числа.

Дети с помощью учителя формулируют тему урока.

— Приёмы табличного вычитания с переходом через десяток.       

Дети предлагают свои варианты шагов достижения цели, а учитель фиксирует их на экране.

-Повторили пройденный материал.

Просмотр эпизода  мультфильма по украинской народной сказке «Колосок»

Регулятивные:

 формируем умение высказывать своё предположение;

 формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

 формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД – формируем умение ставить проблемные вопросы;

–  формируем умение  составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием.

IV. Физминутка/

2 мин.

Цель. Создать условия для отдыха, для смены видов деятельности.

— Ребята, Петушок отправился на мельницу. Чтобы дойти, ему надо правильно идти по указателям, которые даны в виде геометрических фигур. По углам класса висят геометрические фигуры, назовите их.

— Давайте вместе с Петушком пойдем на мельницу по этим указателями. Я буду называть их, а вы, не сходя с места, будете поворачиваться к ним лицом.

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и т.д.

Учащиеся встают из-за парт и выполняют упражнения, стоя возле своей парты.

Дети поворачиваются на месте.

Личностные:

 – формируем умение  быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

–  формируем умение  не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

V. «Открытие» детьми нового знания/ 5 мин.

Цель. Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Учащиеся выбирают метод решения учебной задачи и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы. Используются предметные действия с наборным полотном.

— Дошел Петушок до мельницы.  

— Ребята, давайте поможем Петушку намолоть муки из зерен.

— Возьмите своё наборное полотно. У вас дано 12 зерен. Как можно вычесть 5 из 12?

— Ребята, скажите, как бы  вы рассуждали, выполняя данный прием вычитания?

     10   +2

3) 12-5=7

10-5+2                      

— Сколько способов мы нашли?

— Какой вывод можно сделать?

— Какой шаг для достижения цели мы выполнили?

Дети описывают свои способы решения

      2  3

1)12-5=7

Вычитание числа по частям.

  7   5

2)12-5=7

Используя знание состава двузначных чисел.

— Из 10 вычесть число и прибавить оставшиеся единицы.

— Три.

-Однозначное число можно вычесть из двузначного, с переходом через десяток, тремя разными способами.

-Вывели способы вычитания с переходом через десяток.

Познавательные:

–  формируем умение  составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием.

Коммуникативные:

—  формируем умение  строить математические высказывания для объяснения  найденного способа действия.

Регулятивные:

—  формируем умение   оценивать способ действия, найденный другими детьми.

VI. Первичное закрепление/ 8 мин.

Цель. Усвоение нового способа действий.

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма.

— Возвращаемся в нашу сказку.

Транслирование экрана учителя на экраны учеников при помощи системы управления классом

— Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся: «Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто месить». «Кто будет месить?- спрашивает петушок. А мышата опять своё: « Только не я! Только не я!» Подумал петушок и говорит: «Видно, мне придётся»

— Ребята, а вы согласны помочь петушку?

-Подумайте, какие ингредиенты нужны, чтобы замесить тесто?

— Когда вы сосчитаете результат первого выражения, то узнаете, сколько стаканов муки взял Петушок. Решив второе выражение — количество стаканов воды. Сосчитав третье выражение – количество яиц.

1 группа должна найти значения выражений вычитая число по частям.

2 группа – используя знание состава двузначных чисел.

3 группа – вычитая число из 10 и прибавляя оставшиеся единицы.

— Какой вывод можно сделать?

— Вы успешно справились с заданием и помогли Петушку замесить тесто. Отметьте свое настроение после работы в группах в таблице

Просмотр эпизода  мультфильма по украинской народной сказке «Колосок»

-Яйца, мука, вода.

Работа в группах

Весь класс делится на 3 группы. Каждая группа получает одинаковую карточку.

— Найти значения выражений.

13-7         12-8   11-9

Представители группы выходят к доске, кладут результат работы своей группы  под документ-камеру и объясняют ход своих вычислений.

— Результат не зависит от выбранного способа решения.

Дети в таблице совместного редактирования Google документа отмечают свое настроение после работы в группах при помощи цвета.

Личностные:

– формируем умение работать в группе;

–  формируем умение   вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Регулятивные:

–  формируем умение  работать по алгоритму;

– формируем умение принимать участие в обсуждении и формулировании цели  конкретного задания;

— формируем умение фиксировать свои достижения. Коммуникативные:

—  формируем умение слушать и понимать других;

 формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

–  формируем умение  использовать общие приёмы в решении числовых выражений.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой/ 5мин.

Цель. Применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способ действий, сами проверяют их, делают вывод о степени освоения нового способа.

VIII.Физкультминутка/ 2 мин.

Цель. Создать условия для отдыха, для смены видов деятельности.

— Посмотрим, что же происходит  в сказке дальше.

Транслирование экрана учителя на экраны учеников при помощи системы управления классом

— Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.

А нам надо помочь петушку натаскать дров и печь затопить.

— На экране вы видите поленья дров, на которых написаны выражения, решив которые мы поможем Петушку затопить печь.

— Какие новые знания помогут вам выполнить это задание?

— Приступайте к выполнению задания.

Выполните взаимопроверку с экрана.

— Покажите при помощи команды «Поднятие руки», кто верно нашел  значения всех выражений.

— Кто использовал первый прием вычитания? Второй? Третий?

— Отметьте свое настроение после выполнения самостоятельной работы в таблице

— Ребята, Петушок устал. Давайте вместе с ним отдохнем.

Просмотр эпизода  мультфильма по украинской народной сказке «Колосок»

(Задание взято из тетради на печатной основе (стр.41 №2))

— Разные способы вычитания с переходом через десяток

Дети самостоятельно находят значения выражений.

Выполняется взаимопроверка.

Учащиеся, используя команду «Поднятие руки» отвечают на поставленные вопросы.

Дети в таблице совместного редактирования Google документа отмечают свое настроение после выполнения самостоятельной работы при помощи цвета.

Дети выполняют движения под музыку.

Мы старались, мы трудились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненья для спины.

(Наклоны вперёд и назад.)

Мы работаем руками,

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели,

Раз – присели, два – присели.

(Приседания.)

Рядом с партою идём,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Регулятивные:

– формируем умение выбирать наиболее оптимальный способ достижения поставленной цели;

— формируем умение принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания.

Познавательные:

–  формируем умение  составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы  при работе с конкретным заданием;

Коммуникативные:

–  формируем умение  активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

–  формируем умение  ясно формулировать ответы на вопросы педагога.

Личностные:

 – формируем умение  быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

–  формируем умение  не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

IX. Включение в систему знаний, повторение/ 5 мин.

Цель. Включение «открытия» в систему имеющихся знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным.

— Давайте посмотрим, чем заняты герои нашей сказки.

Транслирование экрана учителя на экраны учеников при помощи системы управления классом

— Пока мышата продолжают играть, мы поможем петушку испечь пироги.

— Посмотрите на экран, что мы будем сейчас делать?

— Прочитайте условие задачи.

— Что мы знаем?

— Что нам надо узнать?

— Запишите решение задачи на своих нетбуках.

— Ребята, я сейчас продемонстрирую вам, как эту задачу решил (имя ученика).

Учитель демонстрирует экран ученика, верно выполнившего решение задачи всем остальным обучающимся при помощи системы управления классом

— Покажите при помощи команды «Поднятие руки», кто решил так же?

— Помогли мы петушку испечь пирожки. Отметьте свое настроение в таблице.

— Посмотрим, что дальше было.

Транслирование экрана учителя на экраны учеников при помощи системы управления классом

— Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось. Скорее сели за стол. А петушок им напомнил, кто всё время работал.

— Ушли мышата из-за стола, а петушок их не удерживал. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

— Как вы думаете, почему мышата ушли из-за стола?

Просмотр эпизода  мультфильма по украинской народной сказке «Колосок»

Дети отвечают.

Один ученик составляет схему к задаче при помощи инструментов  интерактивной доски

Дети записывают решение задачи в своих нетбуках при помощи прикладной программы Note Teker

15-7=8(п.)

Ответ: осталось 8 пирожков.

Учащиеся, используя команду «Поднятие руки» отвечают на поставленный вопрос

Дети в таблице совместного редактирования Google документа отмечают свое настроение после решения задачи при помощи цвета.

Просмотр эпизода  мультфильма по украинской народной сказке «Колосок»

Варианты ответов детей.

Познавательные:

 – формируем умение читать и анализировать тексты простых и составных задач;

— формируем умение преобразовывать текст в схему;

-формируем  информационную компетентность.

Коммуникативные:

– формируем умение активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

Личностные: формируем положительные качества характера человека

X. Рефлексия деятельности/ 3 мин.

Цель. Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

— Какая проблема у нас была?

-Посмотрите на план.

— Какие шаги мы сделали?

— Решили проблему или нет?

— Какое открытие сделали?

— Отметьте в таблице свое настроение в конце урока.

— Ребята, посмотрите на нашу таблицу настроения. Какой цвет преобладает?

— Какой вывод мы можем сделать?

— Мы трудились вместе с петушком и заслужили вкусный завтрак.

— Спасибо вам, ребята, за урок.

Идём в столовую завтракать.

— Мы не умели вычитать с переходом через десяток.

Дети отвечают.

Дети в таблице совместного редактирования Google документа отмечают свое настроение в колонке «Мое настроение в конце урока» при помощи цвета, а учитель демонстрирует ее на своем экране.

Дети отвечают на вопросы

Личностные:

 формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

 формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные:

 формируем умение  оценивать эффективность выбранного способа действий;

—  формируем умение  подводить итоги.

 

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

  1. Истомина Н.Б. «Методика обучения математике в начальных классах». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

2.Арефьева О.М. «Особенности формирования коммуникативных УУД младших школьников» — журнал «Начальная школа«+» «-»  № 2/ 2012г., с. 74

  1. Логвинова  И.М. «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС», журнал «Управление начальной школой» № 12 / 2011 г., с.12.

4.Меркулова Т. «Подходы к решению профессиональных задач по развитию УУД» — журнал «Начальная школа» № 2/2012 г., приложение к газете «Первое сентября», с.40.

5.Ушева Т.Ф. «Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы», журнал «Начальная школа» № 11 /2011 г., с. 65

  1. Шкуричева Н.А. «Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности» — журнал «Начальная школа» №11/2012г., с.4
  2. http://yandex.ru/video/