Автор: Пазыч Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа№8 города Макеевки»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                      « Единственный путь,

ведущий к знанию –

это деятельность»

Б. Шоу

        В основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, ключевыми словами в  котором  являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело.

        Обучать деятельности — делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку формировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, подводить к осмысленному решению учебных задач, а в идеале — находить свои собственные способы действий-ключ к повышению эффективности образовательного процесса

        Формирование успешной компетентной личности, способной к творчеству и саморазвитию в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию- цель моей работы с детьми и цель моей работы над собой.

         Одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными шаги по изучению предметов, активизирует познавательную деятельность, наполняет ее положительными эмоциями, а значит, и повышает эффективность образовательного процесса является игровая технология

          Содержание игры — это всегда осуществление ряда учебных задач.

Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, работать в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов самоконтроля и самооценки.

Специфическое влияние игровых приёмов и игровых элементов позволяет мне преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других — замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников.

       Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

         Применение игровой технологии даёт возможность детям в значительной мере самостоятельно учиться, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя. 

         Игра-средство побуждения детей к познавательной деятельности, позволяет обеспечить активную позицию учащихся, обстановку свободного сотрудничества обучающихся с учителем.

         Дети с удовольствием играют в

«Лови ошибку»

Ученикам дается текст со специально допущенными ошибками.  (Ошибки можно брать из работ учащихся)

«Почини цепочку»

Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном  порядке словами и действиями.    

«Да-нетку»

         Использование проблемных ситуаций, заданий с «ловушкой», решение логико-познавательных задач, работа со словарями,  с дополнительной литературой, моделирование и анализ жизненных ситуаций также способствуют реализации деятельностного   подхода   на  уроках, а на его основе и эффективности образовательного процесса.

Например,

Русск. яз. Тема: Правописание парных согласных в конце слова.

Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда (водоема) и прута (часть ветки дерева) и записать эти слова.

Проблема – д или т? 

Математика. Тема: Скобки.

2 + 5 * 3 = 17

2 + 5 * 3 = 21 

-Почему в примерах разные ответы?

Урок окружающий мир. Тема: Невидимые нити.

Сказка. 

-Жили растения и животные вместе дружно много лет. Но однажды нашли огромные весы, которые потерял человек, и стали взвешиваться, кого же больше? 

Как вы считаете, кто из них главнее и важнее на планете? Так и поссорились и разошлись в разные стороны.

Что случилось дальше? 

Что мы должны сделать на уроке?(на основе проблемы детьми выводится тема урока)

А как нам всё это выяснить? 

          Применение проблемных ситуаций помогает удивить детей, подтолкнуть их пойти вперед, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение, понять практическую значимость знаний, возможность использовать эти знания в жизни. Этот прием позволяет формировать познавательные  УДД.

          Отдельно я хочу остановиться на проектной деятельности.

         Занимаясь проектной деятельностью, развиваю у детей самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, решать нестандартные ситуации. Школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

         Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором, помощником, направляющим поиск решения проблемы

Над проектами я работала  с детьми, которых выпустила, продолжаю работать и с нынешним набором.

Моими детьми были выполнены проекты: 

«Профессия, которую я выбираю»

«Возьмем под защиту»

 «Мой класс»

«Оригами»

«Мой город»

«Красота растений»

«Какие бывают животные»

«Пишем письмо» и другие

Именно метод проектов позволяет как нельзя лучше организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность детей, таким образом ориентирован на личностное развитие ребенка, где знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Ученик не просто выполняет задание учителя- он учится учиться.

 Повышению эффективности учебного процесса так же помогают ИКТ, которые предоставляют практически неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности учителя и учащихся. По мере своих возможностей ( к сожалению, в классе нет современного компьютерного оборудования)  стараюсь включать ИКТ в работу. Чаще это прослушивание аудиофайлов. Имеет место и просмотр познавательных роликов на ноутбуке. Также предлагаю детям задания, которые предполагают поиск информации в интернете, анализ информации, выделение главного и интересного. 

    Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Какой бывает транспорт» детям было предложено рассказать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию учебника, и дополнить рассказы сведениями из других источников, в том числе и интернета. Давая подобные задания, обращаю внимание, что информация должна быть небольшой, доступной, интересной. Да, на первоначальном этапе на помощь детям приходят родители, но со временем дети и сами справляются с подобными поисковыми заданиями.

Использование ИКТ даёт мне возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развитии УУД. Дети  овладевают навыками самостоятельной работы, получают возможность самоутвердиться, ощутить радость успеха от проделанной работы.

       Если спросить ученика: «На каком уроке тебе интересней учиться – на обычном уроке или  нетрадиционном?», то он, конечно же, ответит, что интересней там, где играют, путешествуют, соревнуются. Действительно, на нетрадиционных уроках дети работают с большим удовольствием, проявляют активность и любопытство. Учащиеся с радостью приступают к выполнению задания и выполняют их лучше, чем на обычных уроках. 

      Если спросить меня «На каком уроке активность  ребят больше – на обычном или нетрадиционном?», то я отвечу, что на нетрадиционном уроке активность учащихся зачастую не просто высокая, а очень высокая. Такие уроки очень продуктивны. Качество знаний на таких уроках повышается, развивается познавательный интерес, память, дети больше запоминают материала, и, конечно же, повышается интерес к предмету.

      Но главное – не перестараться, а то тогда нетрадиционное станет традиционным и интерес снова исчезнет. Поэтому следует чередовать формы обучения учащихся и помнить, что не форма определяет содержание, а наоборот — содержание определяет форму . 
        Также я считаю,  что немаловажную роль в повышении эффективности образовательного процесса  играет техника чтения детей. Поэтому систематически провожу конкурсы «Лучший читатель ОСЕНИ», «Лучший читатель Зимы», … Дети ведут читательские дневники, с интересом соревнуются друг с другом. Обращаю внимание, что Читательский дневник может быть не только бумажным, но и электронным. Отличным примером электронного Читательского дневника является работа моего ученика Немировченко Алексея «По страницам книг Александра Семенова».

            Не могу не сказать и о роли здоровьесберегающих технологий в повышении уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий также способствует повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. Я четко осознаю, что только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой и подготовить себя к жизни.

        Для ее решения на уроках я использую веселые физкультминутки в стихотворной,      танцевальной форме, упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для формирования правильной осанки, пальчиковую гимнастику

       Не забываю я и о ВОЛШЕБНОМ СЛОВЕ для работы с детьми — мотивации.
      Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности — оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Никакие способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. 

       Для активной работы детей на уроке, повышения концентрации внимания, создания условий для появления радости я использую такой прием выставления оценок, как «накопительная система», который заключается в том, что  в течение урока ребенок  получает за работу фишки, плюсы, которые в итоге превратятся в оценку. 
          Также я стараюсь комментировать оценку каждого ученика с верой в его возможности, т.е. сравнить его вчерашние достижения с сегодняшними, задавать  домашние задания дифференцированно – кому-то прочитать материал, на вопросы ответить, кому-то дается творческое задание (все зависит от возможностей ученика), что также способствует повышению интереса к учению.

      Немаловажным я считаю и создание здоровой атмосферы в коллективе- атмосферы, когда дети не боятся учителя, а боятся его подвести. Доброжелательная обстановка, доверие –еще один ключ к повышению эффективности образовательного процесса.

       Свое выступление мне хочется закончить словами персидского мыслителя Саади:

«Ученик, который учится без желания,- это птица без крыльев»