автор: Панина Наталья Викторовна
учитель географии ГБОУ СО “Школа-интернат АОП №3 г.Саратова”
Авторская программа “География вокруг нас”
Статья на тему: «Наглядные средства обучения на уроках географии в школе для детей с нарушением зрения»
Обучающиеся школ для детей с патологией зрения овладевают содержанием программ для массовой школы. Это достигается за счет использования при обучении всего арсенала методов обучения с учетом особенностей учащихся. Важнейшим из всех методов является наглядное обучение.
Основное значение наглядности в процессе обучения заключается в том, что она содействует формированию и выработке соответствующих понятий, которые отражают сущность явлений.
Обучение слепых детей, как и зрячих должно быть основано на наглядности. Слепой ребенок должен знакомиться с окружающим миром, практически изучая предметы и явления.
Под наглядностью разумеется восприятие объектов не только с помощью зрения, но и с помощью осязания, слуха, обоняния, вкуса.
Использование средств наглядности при обучении детей с нарушением зрения имеет особое значение. С их помощью ликвидируются обусловленные дефектом зрения проблемы в знаниях, формируются адекватные представления об окружающем, осуществляется коррекция и компенсация нарушений зрения.
По мнению Ю. А. Кулагина, при отборе наглядного материала к уроку учитель должен для обследования предложить детям такие объекты, которые, во-первых, соответствуют изображаемому реальному предмету, точно передавая необходимые свойства; во-вторых, содержат достаточный набор характерных признаков, доступных для восприятия всеми сохранными анализаторами. Они должны иметь характерную форму, яркую цветонасыщенность, отличительный характер поверхности, соответствующий запах, вкус и т.д.
Используемые средства наглядности должны быть свободны от излишних деталей и линий. Должны четко выделяться существенные признаки изучаемых на уроке предметов и явлений. Желательно помещать средства наглядности на контрастном фоне.
Необходимо позаботиться о соблюдении облегчающей восприятие цветовой гаммы (зеленые, желтые, коричневые, оранжевые тона и оттенки).
Средства наглядности нужно делать с учетом данных офтальмолога, относительно остроты зрения и особенностей цветоощущения.
Учитель должен решать следующие основные задачи:- формировать навыки ориентационных действий при целенаправленном обследовании объекта;
– развивать умения расчленять объекты на части, выделять их структуру, соотносить части и их особенности, объединять части в целом;
– формировать сенсорные эталоны, с помощью предметных образов;
– вырабатывать навык сопоставления образов.
Восприятие незнакомых и малознакомых объектов учитель должен сопровождать словесным объяснением и контролировать действия учащихся. Формирование правильных представлений о географических объектах не должно ограничиваться только усвоением определенных знаний, конкретностью образов, показом связи с окружающей средой и т.д., но очень важно вывести слепого ребенка на поисковую деятельность, ориентировочные действия, использовать в работе сохранную чувствительность. А для закрепления навыков, полученных на занятиях, нужно привлекать и родителей.
Учебные наглядные пособия разнообразны по назначению и применению. Общепринятой классификации наглядных пособий нет. Все наглядные пособия делятся на натуральные (натуральные предметы) и изобразительные (воспроизводят натуральные предметы изобразительными средствами). По способам выражения изобразительные пособия делятся на образные (макеты, модели, муляжи и др.) и схематические (диаграммы).
Рассмотрим наглядные пособия с точки зрения восприятия их слабовидящими и незрячими учащимися.
Натуральный предмет. Это лучший вид наглядных пособий для детей с нарушением зрения. Большое значение при осязательном восприятии предметов имеют движения пальцев рук ученика. Модель – это уменьшенное (или увеличенное) изображение натурального предмета, маленькая (или увеличенная) копия его.
Выделяют модели статистические и динамические.
Все наглядные географические пособия (таблицы, графики, диаграммы) должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления и сопровождаться необходимыми пояснениями учителя.
В целом, все наглядные пособия воспринимаются благодаря сигнальности свойств, признаков предметов и их изображений.
Таким образом, курс географии по своему содержанию много дает слепым и слабовидящим детям в плане коррекции отклонений в их развитии.
Применение на уроках географии наглядных средств обучения в школах для детей с патологией зрения строится, исходя из программного материала обучения, сообразуется с уровнем развития детей и состоянием знаний и умений. Использование наглядности на уроках географии предусматривает систему специфических упражнений, способствующих развитию приемов восприятия, действенного, активного наблюдения окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов и остаточного зрения, формированию географических представлений, развитию самостоятельной мыслительной деятельности и приобретению практических навыков.