Паспорт комплексного методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога

ГКОУ Правдинский специальный /коррекционный/ детский дом

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П А С П О Р Т

КОМПЛЕКСНОГО  МЕТОДИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

КАБИНЕТА  УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

 

Обуховой  М.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ:  Адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

 

ЗАДАЧА:  Обеспечение специализированной помощи детям дошкольного возраста с особенностями психофизического развития:

— консультативно-диагностической,

— коррекционно-воспитательной,

— психологической,

— социальной.

 

   Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и  мотивирует  детей на учебную деятельность. Кабинет находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.

Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса.  Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:

  • Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
  • Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели дошкольников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов занятий и отдыха; удовлетворение двигательной активности детей, проведение разнообразных по форме занятий.
  • Соответствие возрасту ребенкаобеспечение условий, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ.
  • Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

В  кабинете созданы две рабочие зоны по отношению к детям:

  • Учебная — обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья по количеству детей в подгруппе (до 5-ти человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, детский компьютерный стол с компьютером; учебные пособия,  демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона соответствует  требованиям  САНПиНа .
  • Двигательная — обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений, игр и т.д.

Игровая зона оборудована  в группе  (современная кукольная мебель, шкафы с игровым материалом, природная зона, уголок театрализованной деятельности и др.).

 

 

Функции кабинета учителя-дефектолога

 

Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста следует выделить следующие развивающие среды, созданные в кабинете:

— сенсорная среда;

— моторно-двигательная среда;

— учебно-познавательная среда

Кабинет оснащён специальным инструментарием для проведения обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.

Для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в кабинете содержится специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический,  раздаточный и наглядный  материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности.

Организационно-планирующая деятельность учителя-дефектолога

сопровождается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, учебными и развивающими программами, нормативными документами.

 

 

 

 

График работы учителя-дефектолога

 

Утверждаю: __________

( Долинина М.Г.)

Директор Правдинского

специального

/коррекционного/ д/дома

 

 

Дни недели Время
понедельник 9.00-13.00
вторник 9.00-13.00
среда 9.00-13.00
четверг 9.00-13.00
пятница 9.00-13.00

 

 

 

 

 

Расписание коррекционных занятий

 

Утверждаю:

__________ ( Бородкина М.А.)

Зам. директора по УВР

Правдинского  специального

/коррекционного/ д/дома

 

 

Дни недели Подгрупповые занятия Индивидуальные занятия
понедельник 9.00-10.00 10.00-12.30
вторник 9.00-10.00 10.00-12.30
среда 9.00-10.00 10.00-12.30
четверг 9.00-10.00 10.00-12.30
пятница 9.00-10.00 10.00-12.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы

Нормативно – правовая база.

(примерный перечень документов)

 

-Конституция РФ;

-Закон РФ «Об образовании»(10.07.1992 №3266-1);

-ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»( 21.12.04 № 170 -ФЗ);

-ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) (2.06.99 г.);

-Конвенция о правах ребенка.(20.11.89);

-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.(10.03.00 № 212);

«Нормативные документы Мнистерства образования 1999

-Закон РФ «О правах ребенка» от 19. 11. 1993г. № 2-5

-Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О правах ребёнка»

-Закон РФ «О внесении изменений и дополнений Закон «Об образовании   РБ» от  19.03.2002, № 95 – 3, — в сб. «Нормативные документы Министерства образования».

-Концепции реформирования специального образования (приказ министерства образования РБ 03.11.1999, № 600, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 1.

-Программа Реформирования специального образования РБ (Приказ Министерства образования РБ от 31.08.2001, —  сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 11.

-Концепция о дошкольном образовании РБ (Постановление Министерства образования от 16.08.2000г. № 35, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2000г. № 10.

-Программа реализации концепции дошкольного образования РБ (Приказ Министерства образования 29.12.2000, № 500, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2000г. № 3.

— Положение об интегрированном обучении и воспитании детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (постановление Министерства образования 25.02.2002 № 5 – в сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2002г. № 7.

-Примерное положение о специальных дошкольных учреждениях для детей с недостатками в умственном и физическом развитии в РБ (Приказ Министерства образования 28.06.1993 № 203 — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 1993г.

— Положение о ПКПП – 20.11.2000г. № 5

— Дополнение о внесении изменений в положение о ПКПП от 01.04.2003г.

— Примерное положение о  ЦКРОиР (Пириказ 31.08.1999 №559 — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 1999г. № 11.

-Должностная инструкция учителя-дефектолога.

-Устав дошкольного учреждения.

-Письмо МО РФ от 14 марта 2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Программы и материалы, дополняющие программы.

 

  1. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева  «Программа дошкольных образовательных

Учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» —

Москва «Просвещение» 2005г. — http://www.twirpx.com/file/94404/

 

Данная программа представлена для детей от 3-х до 7(8) лет и отражает современное

понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. В ней представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребёнку и его близким.

В программе выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие»,

«Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие»,

«Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

В каждом разделе обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и даны итоговые показатели развития ребёнка в разные

возрастные периоды.

 

  1. Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова –

«Развитие  социальной уверенности у дошкольников» — Издательство ВЛАДОС 2003 г

 

В пособии представлены некоторые аспекты работы, направленные на развитие    социальных способностей и навыков у детей в возрасте от трех до семи лет. Даны методические рекомендации, планы занятий. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.

 

  1. О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина Программа «Я, ты, мы»:

Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.

М., Просвещение, 2004г. рекомендована Министерством образования РФ для

реализации как парциальная программа ДОУ.

 

Основной целью программы «Я, ты, мы» является развитие индивидуальности,     интересов, потребностей, творческих способностей и  эмоционального  благополучия  детей дошкольного возраста. Дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства, уважать точку зрения другого человека, относиться к людям с уважением, овладеть социальными навыками.

Задачи программы по разделам следующие:

-раздел «Уверенность в себе» помогает ребёнку осознать свою уникальность, непохожесть на других. Его возможности постоянно развиваются и совершенствуются.

-раздел «Чувства, желания, взгляды» учит детей осознанно относиться к своим эмоциям, чувствам, переживаниям и понимать эмоциональное состояние других людей.

-раздел «Социальные навыки» предполагает формирование коммуникативных умений и навыков, научит конструктивно строить свои отношения с другими людьми, понимать причину конфликтов и самостоятельно разрешать их.

 

  1. Ермолаева С.Д., Ушакова Е.А. «Педагогическая коррекция и социальное

развитие   детей дошкольного возраста с ОВЗ» Детство-Пресс,

Санкт Петербург , 2010 г.

 

В издании представлены методические материалы для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, разработанные педагогами детского дома №4 Красносельского района Санкт-Петербурга. Книга состоит из двух частей: часть I — программа «Социальное развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»; часть II — перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Издание предназначено для специалистов, воспитывающих и обучающих детей в специализированных коррекционных учреждениях: учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, социальных педагогов.

 

  1. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

— М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2 — http://www.twirpx.com/file/265013/

 

Данное пособие раскрывает организационные аспекты системы коррекционно-

развивающего обучения и воспитания указанной категории детей, а также представлено

примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению

с окружающим миром и развитию речи (С.Г. Шевченко, Р.В. Былич, И.А. Кузнецова,

развитие речевого (фонематического), восприятия и подготовке к обучению грамоте

(Р.Д. Триггер, И.Н. Волкова), ознакомлению с художественной литературой

(И.Н. Волкова), развитию элементарных математических представлений (И.К. Белова,  Г.Н. Максимова).

 

  1. Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. — 2005. — http://www.twirpx.com/file/258624/

 

  1. Методика Марии Монтессори. — http://www.razumniki.ru/montessori.html

 

 

Документация учителя-дефектолога

 

— Списочный состав (наполняемость группы)

— Перспективный план работы с группой (на месяц)

— План индивидуальной работы с детьми (на полугодие)

— Должностная инструкция

— Результативность работы учителя-дефектолога

— Карты      психолого-педагогического      обследования      ребёнка (индивидуальные)

— Инструкции  по работе с компьютером

— Расписание   занятий,   утверждённое   руководителем   учреждения образования

— Паспорт кабинета

— План кружковой работы на год

Методическая литература — библиотека кабинета

 

— Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М., 1984.

 

-Баряева Л.Б. Формирование элементарных математическиз представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, СОЮЗ, 2002.

 

-Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками- Спб.; Каро, 2009, 255 с.

 

-Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Яр., 1997.

 

-Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей.: Пособие для педагогов дошк. учрежд.: В 2 кн.- М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.-160с.

 

-Большев А.С., Вайнерман С.М., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений (под науч.ред. Безруких М.М.). -издательство Владос – 2001.

 

-Борякова Н. Ю.  Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР.М., 1999.

 

-Бунько А. Вокруг сказки: Система коррекц.-пед. работы над сказками с детьми с интеллектуал. недостаточностью. Дет. сад со всех сторон. – 2006. — N 20. – С. 14-32.

 

-Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972. — 142 с.

 

-Венгер Л. А.,  Пилюгина Э. Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988

 

-Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1978.

 

-Гаврилушкина О. п. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология.- 1987.- 5.- 48-53 с.

 

-Давыдова С. И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников.-М., 1976.-20 с.

 

-Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.  Дефектология. — 2006. – N 6. — С. 3-14.

 

 

 

-Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интелллекта.-2-е изд., М., Просвещение, 2005, 272с.

 

-Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2009.- 175с.

 

-Ермолаева С.Д., Ушакова Е.А. Педагогическая коррекция и социальное  развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ЭКСПРЕСС 2010 г., 173 с.

 

-Завражин  С. А. Методы психотерапии как средства психологической коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью. С. А. Завражин, 20. Л. К. Фортова .  Адаптация детей с ограниченными возможностями.  С. А. Завражин, Л. К. Фортова. – М., 2005. – С. 330-357.

 

-Зорина  С. В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 3. — С. 16-19.

 

-Ильина, М. Ю. Метод расширения речевых моделей, как один из приемов развития фразовой речи детей с выраженным недоразвитием интеллектуальной деятельности. Коррекц. педагогика. — 2006. – N 6. — С. 58-61.

 

-Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении  дошкольников с отклонениями в развитии.- М.: Владос, 2001.- 220 с.

 

-Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика.  М.: Просвещение, 2001.- 144 с.

 

-Кинаш Е. А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения // Дефектология. — 2003. — 3 – 50-55 с.

 

-Князева О. Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников/ Сост.: О.Л. Князева.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-168с.

 

-Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития. 1996.- 208с.

 

-Кузнецова, Е. В. Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 3. — С. 51-54.

 

-Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития дошкольников. Изд.

2-ое. дополн. — М.: педагогическое общество России, 2000.-220с.

 

-Локтева, Е. В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР.

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 4. — С. 22-26.

 

-Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 1997.

 

-Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — 3-е  изд.. доп. — М.: Просвещение, 1990. — 160с.

 

-Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. — 2005

 

-Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983.

 

-Прима Е. В., Филлиппова Л. В., Кольцова И. Н., Молостова Н. Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 234с.-(Здоровьесберегающая педагогика).

 

-Сековец Л. В., Разумова Л. И.. Дюнина Н. Я.. Ситникова Г. П. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-методическое пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.-301с.

 

-Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр – М.; Владос, 2008. – 256 с.

 

-Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии – М.: Владос, 2001.- 184 с.

 

-Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста – М; Владос, 2008. – 141 с.

 

-Тихомирова Л. ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: академия развития, 1996.-192с.

 

-Усова А.П. , Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного   развития и воспитания дошкольника.- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.

 

-Харламова  Ю. Н. Формирование предметных действий у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями: из опыта работы. Коррекц. педагогика. — 2005. – N 5-6. — С. 42-46.

 

-Хельга Зиннхубер. Как развивается ваш ребенок? Методика сенсомоторного развития, игры и упражнения. От 4 до 7,5 лет. Издательство Теревинф-2009

 

-Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2008. — 208с.-(Программа развития).

 

-Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»- М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2

 

-Щелованов Н. М. Ясли и дома ребёнка – задачи воспитания. — В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.

 

-Янчева С. В. Особенности готовности к школьному обучению детей-сирот с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) детского дома. Коррекц. педагогика. — 2006. – N 3. — С. 26-30.

 

Наглядно-дидактический материал:

 

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ:

 

-Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики,  кирпичики, мешочки, мячи.

-Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).

-Пирамидки разного размера и разной конструкции.

-Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.

-Неваляшки разного размера.

-Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.

-Аудиокассеты с записями различных звуков.

-Набор муляжей фруктов и овощей.

-Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.

-Лото-вкладки.

-Коробки-вкладыши разных размеров.

-Машины и куклы разных размеров.

-Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.

-Доски Сегена.

-Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).

-Наборы сыпучих материалов.

-Материалы М. Монтессори.

-Мозаика, шнуровка, пазлы,  приспособления для нанизывания предметов на шнур.

-Разрезные  и  парные картинки.

-Кубики.

-Логические блоки Дьенеша.

-Цветные счётные палочки Кюизенера.

-Шумовые коробочки.

-Гвозди-перевёртыши.

-Тактильные коврики.

-Коробочки с запахами.

-«Чудесный мешочек».

-объёмные формы;

-плоскостные фигуры;

— дидактическая игра «Бусы»;

— дидактическая игра «Заплатка»;

— дидактическая игра «Сравни и подбери»;

— дидактическая игра «Форма и цвет»;

— дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

— дидактическая игра «Четвертый лишний»;

— дидактическая игра «Что лишнее»;

— дидактическая игра «Навстречу радуге»;

— дидактическая игра «Цветные коврики»;

— дидактическая игра «Фигуры и счет»;

— объемные мячи (пластмассовые, резиновые, меховые, мячи с шипами);

— трафареты, шаблоны;

— штриховки;

— пробки;

— материал для лепки, аппликации, рисования;

— предметы для развития конструктивного праксиса;

— наборы из геометрических фигур;

— «озорные прищепки»;

-Центр «Песок-вода»    (камешки, песок, вода; мелкие игрушки).                          ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:

 

-Набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка с вилкой и другие.

-Сюжетные игрушки.

-Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-

молоток, гаечный ключ, отвёртка.

-Неваляшки.

-Заводные игрушки.

-Колокольчики, погремушки.

-Тазы, банки.

-Пластмассовые игрушки.

-Трубки прозрачные и непрозрачные.

-Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.

-Кольца с подставками.

-Шарики с дырками для соединения с помощью палки.

-Игрушки с крепящимися деталями.

-Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

-Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.

-Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

 

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МАТЕМАТИКИ:

 

-Наборное полотно.

-Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.

-Прозрачные ёмкости.

-Посуда.

-Формы для песка.

-Геометрические фигуры, объёмные формы.

-Счётные палочки, полоски разной длины.

-Мелкий счётный материал.

-Плоские предметы.

-Карточки с изображением разных предметов и разного количества.

-Наборы цифр до 10.

-Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.

-Фланелеграф.

— Рабочие тетради и альбомы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ:

 

-Детские книги.

-Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.

-Иллюстрации разных времён года и частей суток.

-Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,

«Дикие и домашние животные и птицы», « Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий

-Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей

-Различные варианты настольных игр для развития речи.

 

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИГРЫ:

 

-Настольный театр по народным и авторским сказкам.

-Настольная ширма.

-Наборы кукол, маски.

-Атрибуты для игр-драматизаций и сюжетных игр.

-Образные игрушки.

-Одежда и обувь для кукол.

-Мебель и постельные принадлежности для кукол.

-Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол.

-Оборудование для сюжетных игр и игр-драматизаций.

-Декоративные украшения.

-Костюмы сказочных персонажей.

 

ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ:

 

-Мягкие модули.

-Деревянный строительный материал.

-Пластмассовые конструкторы.

-Наборы  мозаики.

-Сборно-разборные игрушки.

-Графические схемы построек.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И  ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 

-Л.В. Артемонова «Театрализованные игры дошкольников» — Москва , Просвещение 1991;

-З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного

Возраста» — Москва , Просвещение 1991;

-Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» — Москва 2007;

-Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и

Младших школьников» — Москва. «Владос» 2001г;

-О.В. Гончарова «Театральная палитра» (программа художественно-эстетического

Воспитания) Москва 2010;

-«Нам весело» — Москва. Просвещение 1973;

-И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина «На встречу музыке: музыкальные игры

и занятия  для детей» — Ростов-на-Дону. Феникс, 2010;

 

-Детская художественная литература (русские народные сказки)

-Маски-шапочки животных

-Настольные театры к сказкам

-Пальчиковый театр

-Фигурки для фланелеграфа

-Варежковый театр

-Кукольный театр

-Костюмы для драматизации сказок

 

Диагностический материал

-Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников

-пирамидка

-почтовый ящик

-матрешка

-кубики

-счетные палочки

-цветные карандаши (фломастеры)

-сюжетные картинки (простой сюжет)

-бумага, карандаш

-10 предметных картинок

-игра ”Цветик — семицветик” (для соотнесения цвета)

-разрезная картинка (2,3,4ч.), доска  Сегена

-игрушки

-предметные картинки

-сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.)

-игры для соотнесения по цвету и форме

-разрезные  картинки (2-6 частей)

-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.)

-игра «Времена года»

-конструктор

-предметные картинки (телевизор, верблюд, скворечник, клубника, отвертка, велосипед)

-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.)

-предметные картинки (сложная слоговая структура слов)

-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе.1-ая кн. Восприятие, память, мышление, внимание.

-Тесты:   Готов ли ваш ребенок к школе. 2-ая кн. Окружающий мир.

-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 3-я кн. Речь, математика.

 

Измерительные приборы

—  Весы – 1

—  Настенные часы — 1

—  Секундомер — 1

—  Песочные часы – 1

 

Оборудование

 

  1. Компьютер
  2. DVD магнитофон
  3. Видео магнитофон
  4. Аудио магнитофон

 

Компьютерные программы

 

— Гарфилд малышам (развиваем мышление)

— Лунтик (математика малышам; русский язык малышам; подготовка к школе –  развивающие игры)

— Считаем со Смешариками

— Игры для тигры

— энциклопедия Кирилла и Мефодия

 

DVD – уроки

 

География-малышка

— Математика малышка

 

Интерактивные игры

 

Кирилл и Мефодий (ознакомление с окружающим миром)

— Кирилл и Мефодий (математика)

 

DVD,  документальные видео фильмы

 

Коллекция детских презентаций

 

 

Работа с детьми:

— Дидактические игры

— Настольно-печатные игры

— Маски животных

— Художественная литература

— Иллюстрированные энциклопедии для детей

— Дневники наблюдений

 

Растительность – разные виды цветов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГКОУ Правдинский специальный /коррекционный/ детский дом

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

Согласовано:                                                                                 Утверждаю:

_________/М.А. Бородкина/                                                        _________/М.Г. Долинина/

Зам. директора по УВР                                                                Директор детского дома

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

 

по охране труда для логопеда (дефектолога, педагога-психолога)

ИОТ — 062 — 2002

 

  1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе логопедом (дефектологии, педагогом-психологом) допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, проведшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.1. При работе логопедом (дефектологом, педагогом-психологом) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При работе в кабинете возможно воздействие на работающих и детей следующих опасных факторов:

— нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности кабинета;

— нарушения осанки, искривления позвоночника, развитие близорукости у детей при неправильном подборе размеров детской мебели;

— поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета и технических средств обучения.

1.4.  Работающие обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и направ­ления эвакуации при пожаре.

1.5. При несчастном случае немедленно сообщить об этом администрации учреждения.

1.6. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены. содержать в чистоте рабочее место.

1.7.  Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соот­ветствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необ­ходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и пра­вил охраны труда.

 

  1. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Включить полностью освещение кабинета и убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах не менее 300 лк. (20 вт/кв.м.), при лампах накаливания не менее 150лк. (48 вт/кв.м.).

2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; электрические коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, а электророзетки — фальшвилками; корпуса и крышки крышками выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3.  При использовании на занятиях технических средств обучения убедиться в их исправности и целостности подводящих кабелей и электровилок.

2.4. Проверить санитарное состояние кабинета и проветрить его, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении фиксировать крючками, а фрамуги должны иметь ограничители. Проветривание кабинета закончить за 30 мин. до прихода детей.

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете соответствует установленным санитарным нормам.

2.6. Стекла окон и светильники в кабинете должны очищаться от ныли и грязи не реже двух раз в год.

 

  1. Требования безопасности во время работы

3.1. Рассаживать за столы детей необходимо в соответствии с их ростом.

3.2. При проведении групповых и индивидуальных занятий с детьми соблюдать установленную их продолжительность в зависимости от возраста детей.

3.3. Поддерживать дисциплину и порядок на занятиях, следить за тем, чтобы дети выполняли все указания руководителя.

3.4. Не разрешать детям самовольно покидать место проведения занятий без разрешения руководителя.

3.5.  С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.

3.6.  В случае применения на занятиях технических средств обучения руководствоваться «Инструкцией по охране труда при использовании технических средств обучения».

3.7.  В перерывах между занятиями в отсутствии детей периодически осуществлять проветривание кабинета, при этом рамы окон фиксировать в открытом положении крючками.

 

  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1.  При возникновении пожара немедленно эвакуировать детей из кабинета, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

4.3. При поражении электрическим током немедленно отключить напряжение и в случае отсутствия у пострадавшего дыхания и пульса сделать ему искусственное дыхание иди провести непрямой (закрытый) массаж сердца до восстановления дыхания и пульса и отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

 

  1. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Отключить от электросети технические средства обучения.

5.2. Проветрить кабинет, закрыть окна, фрамуги и выключить свет.

 

 

 

 

«Согласовано»:

председатель ПК Правдинского

специального /коррекционного/  д/дома

__________Бородкина М.А.

 

«Утверждаю»:

Директор Правдинского

специального /коррекционного / д/дома

__________ Долинина М.Г.

 

 

 

 

 

 

АКТ-РАЗРЕШЕНИЕ

 

на проведение занятий в кабинете

 учителя-дефектолога:   Обуховой М.Б.

 

 

Мы,       нижеподписавшиеся,       комиссия       в       составе:

— председатель       комиссии:  Бородкина М.А.  (зам. директора по УВР)

— члены комиссии:                    Забурянная  Н.А. (социальный педагог)

 Шелесная  И. Е.   (инструктор по ОТ)

(должность  Ф.И.О.)

-ответственная  кабинетом         Обухова М.Б.    (учитель-дефектолог)

(должность  Ф.И.О.)

составили настоящий акт в том, что:

  1. В кабинете для воспитанников организованы рабочие места, которые соответствуют нормам охраны труда; правилам техники безопасности и санитарным нормам, а также возрастным особенностям учащихся.

 

2 . Имеются: Инструкция по технике безопасности и охране труда в

кабинете

 

 

Председатель       комиссии:                                /Бородкина М.А./

 

 

Члены комиссии:                                                  /Забурянная Н.А./

/Шелесная И.Е.   /

 

01.08.2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

 

Интернет-ресурсы одни из важнейших источников информации, обеспечивают доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям,

создают единую, образовательную, информационную среду,

Использование ресурсов Сети позволяет не на словах, а на деле обеспечить россиянам равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, делают российскую систему образования более открытой и эффективной.

 

Электронные поисковые системы

 

Индексные поисковые системы обеспечивают всесторонний поиск и доступ к миллионам документов Наиболее известными поисковыми системами являются — Яndex, Rambler, Aport, Google.

Яndex – к настоящему времени является самой объемной поисковой системой, располагающей самой мощной и сложной системой составления запросов. http://www.redline.ru — Российская образовательная телекоммуникационная сеть «REDLINE» («Russian EDucational LINE», или «Российская образовательная линия»).

Российская образовательная телекоммуникационная сеть «REDLINE» ведет отсчет своей деятельности с 29 июня 1994 года. Учредители сети — Министерство образования России, ЦК профсоюза работников образования и науки, «Учительская газета», фирма «Иннотек».

Страницы сайта «REDLINE

  • Организации (Общественные, некоммерческие)
  • Организации (Коммерческие)

Управление образованием

  • Средние учебные заведения
  • Высшие учебные заведения
  • Професcиональное и средне-специальное образование
  • Образовательная пресса ( Газеты)
  • Образовательная пресса ( Журналы и бюллетени)
  • Информационные структуры
  • Повышение квалификации и учебные центры
  • Образовательные серверы
  • Образовательные проекты

 

http://www.unesco.ru — официальный сервер ЮНЕСКО в России (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) )

www.mon.gov.ru      —       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

secr@niro.nnov.runiro.nnov.ru НИЖЕГОРОДСКИЙ  ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

http://web66.coled.umn.edu/schools.html — обширная коллекция ссылок на все известные высшие учебные заведения и средние школы, представленные в Сети.

http://www.lib.msu.su — Научная библиотека Московского государственного университета.

http://vch.narod.ru/index.htm — Психологическая лаборатория

Материал сайта составляют психологические тесты, книги, программы обработки результатов тестирования, ссылки на полезные для специалистов ресурсы по психологии.

http://www.alledu.ru/about/    —    Все образование.

Портал сообщает  о различных новостях, событиях, так или иначе связанных с образованием

www.defectolog.ruДефектолог    Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребёнка. Узнать о возрастных нормах развития ребёнка от рождения до семи лет. Найти рекомендации дефектолога, психолога, логопеда по интересующим вопросам

www.1september.ruИздательский дом «Первое сентября»

Собщество для педагогов, стремящихся к профессиональному развитию. На этом сайте можно найти много периодических изданий (посмотреть архив и анонсы новых номеров). Предоставлена информация об образовательных проектах для педагогов (описание проекта, условия участия, что получат по окончанию курсов). Так же есть раздел «Методкабинет» (в т.ч. и психолога), где представлена информация о педстоящих мероприятиях, которые могут заинтересовать и быть полезными для данного специалиста.

www.prosv.ruИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ»   www.prosv.ru

http://www.ychitel.com/inet_obr/obr5.htm —       Педагогический журнал «Учитель»

Журнал знакомит педагогов с современными нормативными материалами, учебными программами и пособиями.

pedlib.ru —    Педагогическая библиотека    «Коррекционной педагогики и специальной психологии»

forchel.ruЧелябинский дошкольник

detsadkitty.ru  сайт для дошкольного образования

vlados.ru Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС одно из ведущих издательств России, основанное в 1991 году. Ежегодно ВЛАДОС выпускает более 300 наименований учебной, учебно-методической и справочной литературы по всем предметам для всех типов образовательных учреждений: вузов, средних специальных учебных заведений, массовых и специальных (коррекционных) школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, музыкальных учебных заведений.

 drofa.ru —   российское специализированное издательство учебной и детской литературы. Выпускает учебную и методическую литературу для дошкольных учреждений

http://defektologlub.ruбиблиотека дефектолога

http://www.schoolpress.ruЖурнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»

 

 

 

 

 

 

Копилка дидактических игр

(где можно посмотреть и скачать).

 

Игры для развития речи:

http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm

http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt04.htm

http://www.iulyaplatonowa.narod.ru/kartoteka_igr/didakticheskie_igri_po_razvitiyu_rechi/

http://detskieradosti.ru/load/107-1-0-9278

http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2bc78b4d53b88521316c27_0.html

http://www.r-rech.ru/

http://maminsite.ru/early.files/early19.html

 

Игры для формирования элементарных математических представлений:

http://skyclipart.ru/detsad/papki_pererdv/90631-didakticheskie-igry-po-matematike-v-detskom-sadu.html

http://kursovikna5.ru/2270_igry_po_matematike_v_detskom_sadu/index.html

http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/didakticheskie-igry-po-matematike-1

http://www.grigoryandreev.com/ru/kartinki-skachat-matematika-detski-sad

shkola7gnomov.ru/shop/vse_tovary/knigi/knigi_dlya_detskih_sadov/avtorskie_programmy/matematika_v_detskom_sadu__novikova_vp

http://detsadik.my1.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/matematika/7

http://mapakids.net/book/obuch-razvit/1554-matematika-v-detskom-sadu-5-6-let.html

 

Игры для развития фонематического слуха и обучения детей грамоте:

http://detsad-kitty.ru/metod/6479-igry-dlya-razvitiya-fonematicheskogo-sluxa.html

http://bebi.ucoz.ru/publ/32-1-0-162

http://www.maaam.ru/detskijsad/igry-razvivayuschie-fonematicheskii-sluh.html

http://www.maaam.ru/obrazovanie/logopedicheskie-igry/page3.html

http://dohcolonoc.ru/2011-03-22-09-30-55/1319-konsultatsiya-dlya-roditelej-igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-fonematicheskogo-slukha-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

http://www.ds2422.ru/publ/zadanija_logopeda_8_gruppy/igry_dlja_razvitija_fonematicheskogo_slukha/21-1-0-115

http://logoped.dou905.edusite.ru/p10aa1.html

 

Пальчиковые игры:

http://maminsite.ru/early.files/early8.html

http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm

http://www.solnet.ee/parents/p13_00.html

http://www.razumniki.ru/palgames.html

http://www.solnushki.ru/fingerplay

http://www.zhirafik.ru/palchikovye-igry

http://vscolu.ru/articles/palchikovye-igry-dlya-detej.html

 

 

 

Мои друзья – помощники.

 

-Сайт президента РФ

http://news.kremlin.ru/

 

-Сайт Министерство образования и науки РФ

http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/  

 

-Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru/

 

-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

http://fcior.edu.ru/

 

-Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru/default.asp

 

-Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

http://nsportal.ru/

 

-ЛОГОПЕД.РУ (Электронный портал логопедов и дефектологов)

http://www.logoped.ru/

 

-Портал «Логопеды.ru»

http://logopedy.ru/portal/

 

-Логопедический сайт «Болтунишка»

http://www.boltun-spb.ru/index.html

 

-Логопедический портал

http://logoportal.ru/

 

-Cайт Logopedia.by

http://logopedia.by/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование и использование педагогических теорий и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Педагогические теории

 

Л.С. Выготский

-Понятие о зоне актуального развития ( в процессе обучения ребёнок может

Выполнить предложенное ему задание, опираясь уже на имеющиеся знания,

опыт, навыки).

-Понятие о зоне ближайшего развития (ребёнок самостоятельно не может

справится с каким-либо заданием, но может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительные объяснение, показ,

наводящий вопрос).

-Теория о компенсаторных возможностях ребёнка, суть, которой заключается

В создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы

ребёнка.

 

П.Я. Гальперин     Теория поэтапного формирования умственных действий.

-материальные действия с реальными предметами;

-действия в громкой речи с образами (без предметов);

-действия «во внешней речи» про себя (чётко осознаваемое);

-действия «во внутренней речи» без слов (неосознаваемое)

 

А.Р.Лурия       Теория локализации психических функций.

Выделяет 3 основных структурно-функциональных блока, обеспечивающих

интегративную деятельность мозга:

-«энергетический блок» или «блок  регуляции тонуса и бодрствования»;

-«блок приёма и переработки и хранения  информации»;

-«блок программирования, регуляции и контроля».

Локальные поражения коры больших полушарий головного мозга вызывают

Различные варианты 3 основных синдромов:

-Агнозии – расстройство восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического).

-Афазии – нарушение речи (системное расстройство различных форм речевой деятельности).

-Апраксии – нарушение произвольных движений и действий (параличи,

парезы, тремор)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии, используемые в педагогическом процессе

 

  1. Здоровьесберегающая образовательная технология

(Н.К. Смирнов) —  является составной и отличительной особенностью всей образовательной системы.

 

  1. Технология уровневой дифференциации (Н.П. Гузик); технология обучения и воспитания с учётом типов НС (Н.М. Зверева, С.П.Гапонова, И.В.Ильичёва) – представляют собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

 

  1. Технология индивидуального обучения (Унт Инге, А.С. Границкая, В.Д. Шадрикова) – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетной.

 

  1. Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская – предполагает, что педагог должен изучить ребёнка, как личность. Результаты этого обследования фиксируют в индивидуальной карте психического развития и создают условия для проявления познавательной активности ребёнка.

 

  1. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-игровые;

-проблемное обучение;

-интенсификация обучения на основе схемных моделей учебного материала.

 

 

Коррекционные технологии, используемые

в педагогическом процессе

 

  1. Игротерапия – технология воздействия на психику ребёнка с целью устранения болезненных проявлений и их предупреждение, развитие адекватного отношения к себе и окружающей среде

 

  1. Сказкотерапия – технология интегративной деятельностью в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Элементы сказкотерапии:
  2. облачение занятия сказочным сюжетом,
  3. использование отрывков из сказок,
  4. введение в занятие сказочного героя,
  5. сочинение сказок.

Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

 

  1. Психогимнастика – курс специальных занятий, этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы детей (Е.М. Мастюкова).

 

  1. Информационно-компьютерная технология

«Презентация» – переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В своей работе мультимедийные презентации применяю на непосредственно образовательной деятельности. Однако, они доступны и для других специалистов (воспитатели, логопед). Прежде всего, речь идет об использовании медиазанятий с использованием мультимедийных презентаций, которые дают возможность оптимизировать психолого-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Мультимедийные презентации, применяемые мною, создаются в программе для создания презентаций POWER POINT. Медиазанятия проводятся с соблюдением санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером. Мною создана и собранна копилка мультимедийных презентаций для работы с детьми для диагностики и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста, она позволяет в привлекательной для детей игровой форме строить коррекционно-развивающую работу. Целью данной копилки является развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий – мультимедийных презентаций.

Копилка:

-окружающая действительность (времена года, природные явления, домашние животные, дикие животные, растения (деревья, цветы, овощи, фрукты, ягоды);

-предметный мир (игрушки, одежда, посуда, мебель, музыкальные инструменты, транспорт);

-явления общественной жизни (улица, Россия — наща Родина, профессии);

-формирование элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, фигуры, цвет, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени);

-развитие познавательных психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие);

-развитие речи (артикуляционная гимнастика, логоритмика, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие словаря)

 

  1. Песочная терапия

В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно, поэтому пришла в голову идея перенесения части учебного материала на песок. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно дефектологические задачи: мощно развивается тактильно — кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, я учу детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям; обучающиеся чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке; более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

 

  1. Цветотерапия

Включение в практику методику выбора цвета позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

Широко используются в своей работе рисунки, т.к. рисование  — один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть нарушение.

 

  1. Музыкотерапия

Часто использую музыкальное сопровождение в ходе занятия целью, которого, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений. Использую музыкальные классические произведения во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.

 

Я  делюсь накопленным опытом на своей страничке сайта Дошколёнок.ру  в интернет – ресурсах. Данная информация может быть полезна для педагогов, родственников детей с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в

        дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей с

нарушениями интеллекта.

 

Основная цель моей педагогической деятельности — способствовать социализации ребенка с ОВЗ в обществе и создавать условия для благоприятного взаимодействия с детьми и другими педагогами, установления с ними доверительных и партнерских отношений, вовлечение всех в единое образовательное пространство, в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно, как дома.

В связи с этим передо мной стоит ряд задач:

  1. Выявление, исправление и коррекция недоразвития познавательной деятельности детей с ОВЗ.
  2. Пропаганда коррекционно-дефектологических знаний среди педагогов.
  3. Своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных уже имеющимися нарушениями.

 

Исходя из целей и задач, вычленила приоритетные направления моей работы:

Диагностическое направление.

Основная задача — прогноз возможных трудностей обучения и воспитания дошкольника, определение оптимального пути развития. Мониторинг педагога может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:

-Первичная диагностика вновь поступивших дошкольников. По его результатам происходит  распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития,   определение для них особенностей индивидуальных и групповых занятий.

-Динамическое изучение дошкольников. Проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.

-Этапная диагностика. Данная диагностика необходима для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие познавательной деятельности детей.

Коррекционное направление   .

Это система коррекционного воздействия на познавательную, психологическую деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности строится содержательная направленность коррекционной работы.

Аналитическое направление   .

Включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребенка и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.

Консультативно-просветительское  и профилактическое направление.       

Это оказание помощи педагогам ДОУ в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Организационно-методическое направление     .

Это направление включает подготовку и участие педагога в консилиумах, методических объединениях, семинарах, педагогических советах, мастер-классах, открытых занятиях, оформление документации.

В своей работе я реализую основные принципы: коррекционно-развивающей направленности, индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода, деятельностного подхода, единства диагностики и коррекции отклонений в развитии, интегрированности,  учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития) и общедидактические принципы (системности, доступности, планомерности, последовательности, научности, наглядности).

 

1) Использование комплексного подхода к мониторингу, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Мониторинг  является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.

 

2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития церебрально-органического генеза приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе учителя-дефектолога по преодолению  трудностей воспитанников. В коррекционной работе выделяю приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. По этому основанию происходит комплектование групп дошкольников для проведения образовательной деятельности.

 

3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание образовательной деятельности  строится в рамках ведущей деятельности дошкольного возраста, на материале, соответствующем требованиям дошкольной программы. Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения воспитанниками, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях  широко используются различные виды помощи – от минимальной до максимальной.

 

4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексного мониторинга выявляются стороны ребенка, нуждающиеся в коррекции, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, суммарную нагрузку на воспитанника, рекомендации педагогу.

 

 

5) Организация динамического наблюдения за развитием детей, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития.

 

6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности  знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.

 

В своей работе я использую методы: наглядно-действенный, проблемно-поисковый, исследовательский, словесный, практический, игровой.

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. Поэтому и я стараюсь использовать на своих занятиях возможности современных информационно-компьютерных технологий.  Мой кабинет оснащен необходимым компьютерным оборудованием, что позволяет в полной мере реализовать мечту любого педагога  — идти в ногу с потребностями настоящего момента.

Использую в своей работе  здоровьесберегающие технологии через дозированную нагрузку на занятии, через своевременные двигательные  разминки, через смену видов деятельности на занятии; коррекционно-развивающие технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, песочная терапия); игровое и проблемное обучение и др.

Стараюсь вести свою работу в тесном контакте с педагогами детского дома. Вместе мы в силах справиться с любыми проблемами. Очень интересно знакомиться с опытом коллег, но еще интереснее применять новые достижения педагогической и дефектологической науки в своей практике.

В коррекционных образовательных учреждениях особое значение придается организации взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка.

Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода. Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный  уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.

В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в детском доме, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.

Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.

В первую половину дня проводятся занятия как с воспитателями, так и с учителем-дефектологом и логопедом. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре; индивидуальная работа с учителем-дефектологом. Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе.

Учитель-дефектолог проводит занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром и социального развития, формированию элементарных количественных представлений, обучению игре  и конструированию.

Воспитатели проводят занятия по изодеятельности, лепке, аппликации,  ручному труду, обучению игре, социальному развитию и ознакомлению с окружающим миром, хозяйственно-бытовому труду. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, у нас в детском доме была выработана следующая система деятельности:

1.Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

 

2.Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель, проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-дефектолога.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

 

3.Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия, экскурсии, соревнования и походы.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

 

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:

 

  1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
  2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
  3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
  4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
  5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
  6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
  7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
  8. В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

 

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе  многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *