Паспорт комплексного методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога
ГКОУ Правдинский специальный /коррекционный/ детский дом
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья.
П А С П О Р Т
КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Обуховой М.Б.
ЦЕЛЬ: Адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
ЗАДАЧА: Обеспечение специализированной помощи детям дошкольного возраста с особенностями психофизического развития:
– консультативно-диагностической,
– коррекционно-воспитательной,
– психологической,
– социальной.
Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и мотивирует детей на учебную деятельность. Кабинет находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.
Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
- Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
- Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели дошкольников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов занятий и отдыха; удовлетворение двигательной активности детей, проведение разнообразных по форме занятий.
- Соответствие возрасту ребенка – обеспечение условий, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ.
- Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).
В кабинете созданы две рабочие зоны по отношению к детям:
- Учебная – обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья по количеству детей в подгруппе (до 5-ти человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, детский компьютерный стол с компьютером; учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона соответствует требованиям САНПиНа .
- Двигательная – обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений, игр и т.д.
Игровая зона оборудована в группе (современная кукольная мебель, шкафы с игровым материалом, природная зона, уголок театрализованной деятельности и др.).
Функции кабинета учителя-дефектолога
Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей.
В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста следует выделить следующие развивающие среды, созданные в кабинете:
– сенсорная среда;
– моторно-двигательная среда;
– учебно-познавательная среда
Кабинет оснащён специальным инструментарием для проведения обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.
Для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в кабинете содержится специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический, раздаточный и наглядный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности.
Организационно-планирующая деятельность учителя-дефектолога
сопровождается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, учебными и развивающими программами, нормативными документами.
График работы учителя-дефектолога
Утверждаю: __________
( Долинина М.Г.)
Директор Правдинского
специального
/коррекционного/ д/дома
Дни недели | Время |
понедельник | 9.00-13.00 |
вторник | 9.00-13.00 |
среда | 9.00-13.00 |
четверг | 9.00-13.00 |
пятница | 9.00-13.00 |
Расписание коррекционных занятий
Утверждаю:
__________ ( Бородкина М.А.)
Зам. директора по УВР
Правдинского специального
/коррекционного/ д/дома
Дни недели | Подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия |
понедельник | 9.00-10.00 | 10.00-12.30 |
вторник | 9.00-10.00 | 10.00-12.30 |
среда | 9.00-10.00 | 10.00-12.30 |
четверг | 9.00-10.00 | 10.00-12.30 |
пятница | 9.00-10.00 | 10.00-12.30 |
Документы
Нормативно – правовая база.
(примерный перечень документов)
-Конституция РФ;
-Закон РФ «Об образовании»(10.07.1992 №3266-1);
-ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»( 21.12.04 № 170 -ФЗ);
-ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) (2.06.99 г.);
-Конвенция о правах ребенка.(20.11.89);
-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.(10.03.00 № 212);
–«Нормативные документы Мнистерства образования 1999
-Закон РФ «О правах ребенка» от 19. 11. 1993г. № 2-5
-Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О правах ребёнка»
-Закон РФ «О внесении изменений и дополнений Закон «Об образовании РБ» от 19.03.2002, № 95 – 3, – в сб. «Нормативные документы Министерства образования».
-Концепции реформирования специального образования (приказ министерства образования РБ 03.11.1999, № 600, – сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 1.
-Программа Реформирования специального образования РБ (Приказ Министерства образования РБ от 31.08.2001, – сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 11.
-Концепция о дошкольном образовании РБ (Постановление Министерства образования от 16.08.2000г. № 35, – сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2000г. № 10.
-Программа реализации концепции дошкольного образования РБ (Приказ Министерства образования 29.12.2000, № 500, – сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2000г. № 3.
– Положение об интегрированном обучении и воспитании детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (постановление Министерства образования 25.02.2002 № 5 – в сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2002г. № 7.
-Примерное положение о специальных дошкольных учреждениях для детей с недостатками в умственном и физическом развитии в РБ (Приказ Министерства образования 28.06.1993 № 203 – сб. «Нормативных документы Министерства образования», 1993г.
– Положение о ПКПП – 20.11.2000г. № 5
– Дополнение о внесении изменений в положение о ПКПП от 01.04.2003г.
– Примерное положение о ЦКРОиР (Пириказ 31.08.1999 №559 – сб. «Нормативных документы Министерства образования», 1999г. № 11.
-Должностная инструкция учителя-дефектолога.
-Устав дошкольного учреждения.
-Письмо МО РФ от 14 марта 2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Программы и материалы, дополняющие программы.
- Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных
Учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» –
Москва «Просвещение» 2005г. – http://www.twirpx.com/file/94404/
Данная программа представлена для детей от 3-х до 7(8) лет и отражает современное
понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. В ней представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребёнку и его близким.
В программе выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие»,
«Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие»,
«Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
В каждом разделе обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и даны итоговые показатели развития ребёнка в разные
возрастные периоды.
- Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова –
«Развитие социальной уверенности у дошкольников» – Издательство ВЛАДОС 2003 г
В пособии представлены некоторые аспекты работы, направленные на развитие социальных способностей и навыков у детей в возрасте от трех до семи лет. Даны методические рекомендации, планы занятий. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.
- О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина Программа «Я, ты, мы»:
Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.
М., Просвещение, 2004г. рекомендована Министерством образования РФ для
реализации как парциальная программа ДОУ.
Основной целью программы «Я, ты, мы» является развитие индивидуальности, интересов, потребностей, творческих способностей и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства, уважать точку зрения другого человека, относиться к людям с уважением, овладеть социальными навыками.
Задачи программы по разделам следующие:
-раздел «Уверенность в себе» помогает ребёнку осознать свою уникальность, непохожесть на других. Его возможности постоянно развиваются и совершенствуются.
-раздел «Чувства, желания, взгляды» учит детей осознанно относиться к своим эмоциям, чувствам, переживаниям и понимать эмоциональное состояние других людей.
-раздел «Социальные навыки» предполагает формирование коммуникативных умений и навыков, научит конструктивно строить свои отношения с другими людьми, понимать причину конфликтов и самостоятельно разрешать их.
- Ермолаева С.Д., Ушакова Е.А. «Педагогическая коррекция и социальное
развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ» Детство-Пресс,
Санкт Петербург , 2010 г.
В издании представлены методические материалы для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, разработанные педагогами детского дома №4 Красносельского района Санкт-Петербурга. Книга состоит из двух частей: часть I – программа “Социальное развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья”; часть II – перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Издание предназначено для специалистов, воспитывающих и обучающих детей в специализированных коррекционных учреждениях: учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, социальных педагогов.
- Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»
– М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2 – http://www.twirpx.com/file/265013/
Данное пособие раскрывает организационные аспекты системы коррекционно-
развивающего обучения и воспитания указанной категории детей, а также представлено
примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению
с окружающим миром и развитию речи (С.Г. Шевченко, Р.В. Былич, И.А. Кузнецова,
развитие речевого (фонематического), восприятия и подготовке к обучению грамоте
(Р.Д. Триггер, И.Н. Волкова), ознакомлению с художественной литературой
(И.Н. Волкова), развитию элементарных математических представлений (И.К. Белова, Г.Н. Максимова).
- Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. – 2005. – http://www.twirpx.com/file/258624/
- Методика Марии Монтессори. – http://www.razumniki.ru/montessori.html
Документация учителя-дефектолога
– Списочный состав (наполняемость группы)
– Перспективный план работы с группой (на месяц)
– План индивидуальной работы с детьми (на полугодие)
– Должностная инструкция
– Результативность работы учителя-дефектолога
– Карты психолого-педагогического обследования ребёнка (индивидуальные)
– Инструкции по работе с компьютером
– Расписание занятий, утверждённое руководителем учреждения образования
– Паспорт кабинета
– План кружковой работы на год
Методическая литература – библиотека кабинета
– Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М., 1984.
-Баряева Л.Б. Формирование элементарных математическиз представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, СОЮЗ, 2002.
-Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками- Спб.; Каро, 2009, 255 с.
-Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Яр., 1997.
-Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей.: Пособие для педагогов дошк. учрежд.: В 2 кн.- М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.-160с.
-Большев А.С., Вайнерман С.М., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений (под науч.ред. Безруких М.М.). -издательство Владос – 2001.
-Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР.М., 1999.
-Бунько А. Вокруг сказки: Система коррекц.-пед. работы над сказками с детьми с интеллектуал. недостаточностью. Дет. сад со всех сторон. – 2006. – N 20. – С. 14-32.
-Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972. – 142 с.
-Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988
-Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1978.
-Гаврилушкина О. п. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология.- 1987.- 5.- 48-53 с.
-Давыдова С. И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников.-М., 1976.-20 с.
-Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Дефектология. – 2006. – N 6. – С. 3-14.
-Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интелллекта.-2-е изд., М., Просвещение, 2005, 272с.
-Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2009.- 175с.
-Ермолаева С.Д., Ушакова Е.А. Педагогическая коррекция и социальное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ЭКСПРЕСС 2010 г., 173 с.
-Завражин С. А. Методы психотерапии как средства психологической коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью. С. А. Завражин, 20. Л. К. Фортова . Адаптация детей с ограниченными возможностями. С. А. Завражин, Л. К. Фортова. – М., 2005. – С. 330-357.
-Зорина С. В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – N 3. – С. 16-19.
-Ильина, М. Ю. Метод расширения речевых моделей, как один из приемов развития фразовой речи детей с выраженным недоразвитием интеллектуальной деятельности. Коррекц. педагогика. – 2006. – N 6. – С. 58-61.
-Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.- М.: Владос, 2001.- 220 с.
-Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Просвещение, 2001.- 144 с.
-Кинаш Е. А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения // Дефектология. – 2003. – 3 – 50-55 с.
-Князева О. Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников/ Сост.: О.Л. Князева.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-168с.
-Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития. 1996.- 208с.
-Кузнецова, Е. В. Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – N 3. – С. 51-54.
-Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития дошкольников. Изд.
2-ое. дополн. – М.: педагогическое общество России, 2000.-220с.
-Локтева, Е. В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР.
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – N 4. – С. 22-26.
-Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 1997.
-Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – 3-е изд.. доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.
-Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. – 2005
-Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983.
-Прима Е. В., Филлиппова Л. В., Кольцова И. Н., Молостова Н. Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 234с.-(Здоровьесберегающая педагогика).
-Сековец Л. В., Разумова Л. И.. Дюнина Н. Я.. Ситникова Г. П. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.-301с.
-Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр – М.; Владос, 2008. – 256 с.
-Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии – М.: Владос, 2001.- 184 с.
-Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста – М; Владос, 2008. – 141 с.
-Тихомирова Л. ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: академия развития, 1996.-192с.
-Усова А.П. , Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.
-Харламова Ю. Н. Формирование предметных действий у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями: из опыта работы. Коррекц. педагогика. – 2005. – N 5-6. – С. 42-46.
-Хельга Зиннхубер. Как развивается ваш ребенок? Методика сенсомоторного развития, игры и упражнения. От 4 до 7,5 лет. Издательство Теревинф-2009
-Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2008. – 208с.-(Программа развития).
-Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»- М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2
-Щелованов Н. М. Ясли и дома ребёнка – задачи воспитания. – В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.
-Янчева С. В. Особенности готовности к школьному обучению детей-сирот с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) детского дома. Коррекц. педагогика. – 2006. – N 3. – С. 26-30.
Наглядно-дидактический материал:
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ:
-Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики, кирпичики, мешочки, мячи.
-Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).
-Пирамидки разного размера и разной конструкции.
-Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.
-Неваляшки разного размера.
-Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.
-Аудиокассеты с записями различных звуков.
-Набор муляжей фруктов и овощей.
-Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.
-Лото-вкладки.
-Коробки-вкладыши разных размеров.
-Машины и куклы разных размеров.
-Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.
-Доски Сегена.
-Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).
-Наборы сыпучих материалов.
-Материалы М. Монтессори.
-Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.
-Разрезные и парные картинки.
-Кубики.
-Логические блоки Дьенеша.
-Цветные счётные палочки Кюизенера.
-Шумовые коробочки.
-Гвозди-перевёртыши.
-Тактильные коврики.
-Коробочки с запахами.
-«Чудесный мешочек».
-объёмные формы;
-плоскостные фигуры;
– дидактическая игра «Бусы»;
– дидактическая игра «Заплатка»;
– дидактическая игра «Сравни и подбери»;
– дидактическая игра «Форма и цвет»;
– дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
– дидактическая игра «Четвертый лишний»;
– дидактическая игра «Что лишнее»;
– дидактическая игра «Навстречу радуге»;
– дидактическая игра «Цветные коврики»;
– дидактическая игра «Фигуры и счет»;
– объемные мячи (пластмассовые, резиновые, меховые, мячи с шипами);
– трафареты, шаблоны;
– штриховки;
– пробки;
– материал для лепки, аппликации, рисования;
– предметы для развития конструктивного праксиса;
– наборы из геометрических фигур;
– «озорные прищепки»;
-Центр «Песок-вода» (камешки, песок, вода; мелкие игрушки). ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:
-Набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка с вилкой и другие.
-Сюжетные игрушки.
-Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-
молоток, гаечный ключ, отвёртка.
-Неваляшки.
-Заводные игрушки.
-Колокольчики, погремушки.
-Тазы, банки.
-Пластмассовые игрушки.
-Трубки прозрачные и непрозрачные.
-Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.
-Кольца с подставками.
-Шарики с дырками для соединения с помощью палки.
-Игрушки с крепящимися деталями.
-Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
-Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.
-Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МАТЕМАТИКИ:
-Наборное полотно.
-Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.
-Прозрачные ёмкости.
-Посуда.
-Формы для песка.
-Геометрические фигуры, объёмные формы.
-Счётные палочки, полоски разной длины.
-Мелкий счётный материал.
-Плоские предметы.
-Карточки с изображением разных предметов и разного количества.
-Наборы цифр до 10.
-Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.
-Фланелеграф.
– Рабочие тетради и альбомы.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ:
-Детские книги.
-Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.
-Иллюстрации разных времён года и частей суток.
-Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,
«Дикие и домашние животные и птицы», « Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий
-Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей
-Различные варианты настольных игр для развития речи.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИГРЫ:
-Настольный театр по народным и авторским сказкам.
-Настольная ширма.
-Наборы кукол, маски.
-Атрибуты для игр-драматизаций и сюжетных игр.
-Образные игрушки.
-Одежда и обувь для кукол.
-Мебель и постельные принадлежности для кукол.
-Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол.
-Оборудование для сюжетных игр и игр-драматизаций.
-Декоративные украшения.
-Костюмы сказочных персонажей.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ:
-Мягкие модули.
-Деревянный строительный материал.
-Пластмассовые конструкторы.
-Наборы мозаики.
-Сборно-разборные игрушки.
-Графические схемы построек.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-Л.В. Артемонова «Театрализованные игры дошкольников» – Москва , Просвещение 1991;
-З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного
Возраста» – Москва , Просвещение 1991;
-Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» – Москва 2007;
-Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и
Младших школьников» – Москва. «Владос» 2001г;
-О.В. Гончарова «Театральная палитра» (программа художественно-эстетического
Воспитания) Москва 2010;
-«Нам весело» – Москва. Просвещение 1973;
-И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина «На встречу музыке: музыкальные игры
и занятия для детей» – Ростов-на-Дону. Феникс, 2010;
-Детская художественная литература (русские народные сказки)
-Маски-шапочки животных
-Настольные театры к сказкам
-Пальчиковый театр
-Фигурки для фланелеграфа
-Варежковый театр
-Кукольный театр
-Костюмы для драматизации сказок
Диагностический материал
-Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников
-пирамидка
-почтовый ящик
-матрешка
-кубики
-счетные палочки
-цветные карандаши (фломастеры)
-сюжетные картинки (простой сюжет)
-бумага, карандаш
-10 предметных картинок
-игра ”Цветик – семицветик” (для соотнесения цвета)
-разрезная картинка (2,3,4ч.), доска Сегена
-игрушки
-предметные картинки
-сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.)
-игры для соотнесения по цвету и форме
-разрезные картинки (2-6 частей)
-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.)
-игра «Времена года»
-конструктор
-предметные картинки (телевизор, верблюд, скворечник, клубника, отвертка, велосипед)
-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.)
-предметные картинки (сложная слоговая структура слов)
-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе.1-ая кн. Восприятие, память, мышление, внимание.
-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 2-ая кн. Окружающий мир.
-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 3-я кн. Речь, математика.
Измерительные приборы
– Весы – 1
– Настенные часы – 1
– Секундомер – 1
– Песочные часы – 1
Оборудование
- Компьютер
- DVD магнитофон
- Видео магнитофон
- Аудио магнитофон
Компьютерные программы
– Гарфилд малышам (развиваем мышление)
– Лунтик (математика малышам; русский язык малышам; подготовка к школе – развивающие игры)
– Считаем со Смешариками
– Игры для тигры
– энциклопедия Кирилла и Мефодия
DVD – уроки
– География-малышка
– Математика малышка
Интерактивные игры
– Кирилл и Мефодий (ознакомление с окружающим миром)
– Кирилл и Мефодий (математика)
DVD, документальные видео фильмы
Коллекция детских презентаций
Работа с детьми:
– Дидактические игры
– Настольно-печатные игры
– Маски животных
– Художественная литература
– Иллюстрированные энциклопедии для детей
– Дневники наблюдений
Растительность – разные виды цветов
ГКОУ Правдинский специальный /коррекционный/ детский дом
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Согласовано: Утверждаю:
_________/М.А. Бородкина/ _________/М.Г. Долинина/
Зам. директора по УВР Директор детского дома
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для логопеда (дефектолога, педагога-психолога)
ИОТ – 062 – 2002
- Общие требования безопасности
1.1. К самостоятельной работе логопедом (дефектологии, педагогом-психологом) допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, проведшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.1. При работе логопедом (дефектологом, педагогом-психологом) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При работе в кабинете возможно воздействие на работающих и детей следующих опасных факторов:
– нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности кабинета;
– нарушения осанки, искривления позвоночника, развитие близорукости у детей при неправильном подборе размеров детской мебели;
– поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета и технических средств обучения.
1.4. Работающие обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и направления эвакуации при пожаре.
1.5. При несчастном случае немедленно сообщить об этом администрации учреждения.
1.6. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены. содержать в чистоте рабочее место.
1.7. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
- Требования безопасности перед началом работы
2.1. Включить полностью освещение кабинета и убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах не менее 300 лк. (20 вт/кв.м.), при лампах накаливания не менее 150лк. (48 вт/кв.м.).
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; электрические коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, а электророзетки – фальшвилками; корпуса и крышки крышками выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. При использовании на занятиях технических средств обучения убедиться в их исправности и целостности подводящих кабелей и электровилок.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета и проветрить его, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении фиксировать крючками, а фрамуги должны иметь ограничители. Проветривание кабинета закончить за 30 мин. до прихода детей.
2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете соответствует установленным санитарным нормам.
2.6. Стекла окон и светильники в кабинете должны очищаться от ныли и грязи не реже двух раз в год.
- Требования безопасности во время работы
3.1. Рассаживать за столы детей необходимо в соответствии с их ростом.
3.2. При проведении групповых и индивидуальных занятий с детьми соблюдать установленную их продолжительность в зависимости от возраста детей.
3.3. Поддерживать дисциплину и порядок на занятиях, следить за тем, чтобы дети выполняли все указания руководителя.
3.4. Не разрешать детям самовольно покидать место проведения занятий без разрешения руководителя.
3.5. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.6. В случае применения на занятиях технических средств обучения руководствоваться “Инструкцией по охране труда при использовании технических средств обучения”.
3.7. В перерывах между занятиями в отсутствии детей периодически осуществлять проветривание кабинета, при этом рамы окон фиксировать в открытом положении крючками.
- Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать детей из кабинета, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
4.3. При поражении электрическим током немедленно отключить напряжение и в случае отсутствия у пострадавшего дыхания и пульса сделать ему искусственное дыхание иди провести непрямой (закрытый) массаж сердца до восстановления дыхания и пульса и отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
- Требования безопасности по окончании работы
5.1. Отключить от электросети технические средства обучения.
5.2. Проветрить кабинет, закрыть окна, фрамуги и выключить свет.
«Согласовано»:
председатель ПК Правдинского специального /коррекционного/ д/дома __________Бородкина М.А.
|
«Утверждаю»:
Директор Правдинского специального /коррекционного / д/дома __________ Долинина М.Г. |
АКТ-РАЗРЕШЕНИЕ
на проведение занятий в кабинете
учителя-дефектолога: Обуховой М.Б.
Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе:
– председатель комиссии: Бородкина М.А. (зам. директора по УВР)
– члены комиссии: Забурянная Н.А. (социальный педагог)
Шелесная И. Е. (инструктор по ОТ)
(должность Ф.И.О.)
-ответственная кабинетом Обухова М.Б. (учитель-дефектолог)
(должность Ф.И.О.)
составили настоящий акт в том, что:
- В кабинете для воспитанников организованы рабочие места, которые соответствуют нормам охраны труда; правилам техники безопасности и санитарным нормам, а также возрастным особенностям учащихся.
2 . Имеются: Инструкция по технике безопасности и охране труда в
кабинете
Председатель комиссии: /Бородкина М.А./
Члены комиссии: /Забурянная Н.А./
/Шелесная И.Е. /
01.08.2014г.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Интернет-ресурсы одни из важнейших источников информации, обеспечивают доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям,
создают единую, образовательную, информационную среду,
Использование ресурсов Сети позволяет не на словах, а на деле обеспечить россиянам равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, делают российскую систему образования более открытой и эффективной.
Электронные поисковые системы
Индексные поисковые системы обеспечивают всесторонний поиск и доступ к миллионам документов Наиболее известными поисковыми системами являются – Яndex, Rambler, Aport, Google.
Яndex – к настоящему времени является самой объемной поисковой системой, располагающей самой мощной и сложной системой составления запросов. http://www.redline.ru – Российская образовательная телекоммуникационная сеть “REDLINE” (“Russian EDucational LINE”, или “Российская образовательная линия”).
Российская образовательная телекоммуникационная сеть “REDLINE” ведет отсчет своей деятельности с 29 июня 1994 года. Учредители сети – Министерство образования России, ЦК профсоюза работников образования и науки, “Учительская газета”, фирма “Иннотек”.
Страницы сайта “REDLINE
- Организации (Общественные, некоммерческие)
- Организации (Коммерческие)
Управление образованием
- Средние учебные заведения
- Высшие учебные заведения
- Професcиональное и средне-специальное образование
- Образовательная пресса ( Газеты)
- Образовательная пресса ( Журналы и бюллетени)
- Информационные структуры
- Повышение квалификации и учебные центры
- Образовательные серверы
- Образовательные проекты
http://www.unesco.ru – официальный сервер ЮНЕСКО в России (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) )
www.mon.gov.ru – МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
secr@niro.nnov.ru, niro.nnov.ru – НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
http://web66.coled.umn.edu/schools.html – обширная коллекция ссылок на все известные высшие учебные заведения и средние школы, представленные в Сети.
http://www.lib.msu.su – Научная библиотека Московского государственного университета.
http://vch.narod.ru/index.htm – Психологическая лаборатория
Материал сайта составляют психологические тесты, книги, программы обработки результатов тестирования, ссылки на полезные для специалистов ресурсы по психологии.
http://www.alledu.ru/about/ – Все образование.
Портал сообщает о различных новостях, событиях, так или иначе связанных с образованием
www.defectolog.ru – Дефектолог Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребёнка. Узнать о возрастных нормах развития ребёнка от рождения до семи лет. Найти рекомендации дефектолога, психолога, логопеда по интересующим вопросам
www.1september.ru – Издательский дом “Первое сентября”
Собщество для педагогов, стремящихся к профессиональному развитию. На этом сайте можно найти много периодических изданий (посмотреть архив и анонсы новых номеров). Предоставлена информация об образовательных проектах для педагогов (описание проекта, условия участия, что получат по окончанию курсов). Так же есть раздел “Методкабинет” (в т.ч. и психолога), где представлена информация о педстоящих мероприятиях, которые могут заинтересовать и быть полезными для данного специалиста.
www.prosv.ru – ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» www.prosv.ru
http://www.ychitel.com/inet_obr/obr5.htm – Педагогический журнал “Учитель”
Журнал знакомит педагогов с современными нормативными материалами, учебными программами и пособиями.
pedlib.ru – Педагогическая библиотека «Коррекционной педагогики и специальной психологии»
forchel.ru – Челябинский дошкольник
detsad–kitty.ru – сайт для дошкольного образования
vlados.ru – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС одно из ведущих издательств России, основанное в 1991 году. Ежегодно ВЛАДОС выпускает более 300 наименований учебной, учебно-методической и справочной литературы по всем предметам для всех типов образовательных учреждений: вузов, средних специальных учебных заведений, массовых и специальных (коррекционных) школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, музыкальных учебных заведений.
drofa.ru – российское специализированное издательство учебной и детской литературы. Выпускает учебную и методическую литературу для дошкольных учреждений
http://defektologlub.ru – библиотека дефектолога
http://www.schoolpress.ru – Журнал “Воспитание и обучение детей с нарушениями развития”
Копилка дидактических игр
(где можно посмотреть и скачать).
Игры для развития речи:
http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm
http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt04.htm
http://www.iulyaplatonowa.narod.ru/kartoteka_igr/didakticheskie_igri_po_razvitiyu_rechi/
http://detskieradosti.ru/load/107-1-0-9278
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2bc78b4d53b88521316c27_0.html
http://www.r-rech.ru/
http://maminsite.ru/early.files/early19.html
Игры для формирования элементарных математических представлений:
http://skyclipart.ru/detsad/papki_pererdv/90631-didakticheskie-igry-po-matematike-v-detskom-sadu.html
http://kursovikna5.ru/2270_igry_po_matematike_v_detskom_sadu/index.html
http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/didakticheskie-igry-po-matematike-1
http://www.grigoryandreev.com/ru/kartinki-skachat-matematika-detski-sad
shkola7gnomov.ru/shop/vse_tovary/knigi/knigi_dlya_detskih_sadov/avtorskie_programmy/matematika_v_detskom_sadu__novikova_vp
http://detsadik.my1.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/matematika/7
http://mapakids.net/book/obuch-razvit/1554-matematika-v-detskom-sadu-5-6-let.html
Игры для развития фонематического слуха и обучения детей грамоте:
http://detsad-kitty.ru/metod/6479-igry-dlya-razvitiya-fonematicheskogo-sluxa.html
http://bebi.ucoz.ru/publ/32-1-0-162
http://www.maaam.ru/detskijsad/igry-razvivayuschie-fonematicheskii-sluh.html
http://www.maaam.ru/obrazovanie/logopedicheskie-igry/page3.html
http://dohcolonoc.ru/2011-03-22-09-30-55/1319-konsultatsiya-dlya-roditelej-igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-fonematicheskogo-slukha-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
http://www.ds2422.ru/publ/zadanija_logopeda_8_gruppy/igry_dlja_razvitija_fonematicheskogo_slukha/21-1-0-115
http://logoped.dou905.edusite.ru/p10aa1.html
Пальчиковые игры:
http://maminsite.ru/early.files/early8.html
http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm
http://www.solnet.ee/parents/p13_00.html
http://www.razumniki.ru/palgames.html
http://www.solnushki.ru/fingerplay
http://www.zhirafik.ru/palchikovye-igry
http://vscolu.ru/articles/palchikovye-igry-dlya-detej.html
Мои друзья – помощники.
-Сайт президента РФ
http://news.kremlin.ru/
-Сайт Министерство образования и науки РФ
http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
-Федеральный портал “Российское образование”
http://www.edu.ru/
-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://fcior.edu.ru/
-Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru/default.asp
-Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
http://nsportal.ru/
-ЛОГОПЕД.РУ (Электронный портал логопедов и дефектологов)
http://www.logoped.ru/
-Портал “Логопеды.ru”
http://logopedy.ru/portal/
-Логопедический сайт «Болтунишка»
http://www.boltun-spb.ru/index.html
-Логопедический портал
http://logoportal.ru/
-Cайт Logopedia.by
Обоснование и использование педагогических теорий и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Педагогические теории
Л.С. Выготский
-Понятие о зоне актуального развития ( в процессе обучения ребёнок может
Выполнить предложенное ему задание, опираясь уже на имеющиеся знания,
опыт, навыки).
-Понятие о зоне ближайшего развития (ребёнок самостоятельно не может
справится с каким-либо заданием, но может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительные объяснение, показ,
наводящий вопрос).
-Теория о компенсаторных возможностях ребёнка, суть, которой заключается
В создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы
ребёнка.
П.Я. Гальперин Теория поэтапного формирования умственных действий.
-материальные действия с реальными предметами;
-действия в громкой речи с образами (без предметов);
-действия «во внешней речи» про себя (чётко осознаваемое);
-действия «во внутренней речи» без слов (неосознаваемое)
А.Р.Лурия Теория локализации психических функций.
Выделяет 3 основных структурно-функциональных блока, обеспечивающих
интегративную деятельность мозга:
-«энергетический блок» или «блок регуляции тонуса и бодрствования»;
-«блок приёма и переработки и хранения информации»;
-«блок программирования, регуляции и контроля».
Локальные поражения коры больших полушарий головного мозга вызывают
Различные варианты 3 основных синдромов:
-Агнозии – расстройство восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического).
-Афазии – нарушение речи (системное расстройство различных форм речевой деятельности).
-Апраксии – нарушение произвольных движений и действий (параличи,
парезы, тремор)
Технологии, используемые в педагогическом процессе
- Здоровьесберегающая образовательная технология
(Н.К. Смирнов) – является составной и отличительной особенностью всей образовательной системы.
- Технология уровневой дифференциации (Н.П. Гузик); технология обучения и воспитания с учётом типов НС (Н.М. Зверева, С.П.Гапонова, И.В.Ильичёва) – представляют собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
- Технология индивидуального обучения (Унт Инге, А.С. Границкая, В.Д. Шадрикова) – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетной.
- Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская – предполагает, что педагог должен изучить ребёнка, как личность. Результаты этого обследования фиксируют в индивидуальной карте психического развития и создают условия для проявления познавательной активности ребёнка.
- Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-игровые;
-проблемное обучение;
-интенсификация обучения на основе схемных моделей учебного материала.
Коррекционные технологии, используемые
в педагогическом процессе
- Игротерапия – технология воздействия на психику ребёнка с целью устранения болезненных проявлений и их предупреждение, развитие адекватного отношения к себе и окружающей среде
- Сказкотерапия – технология интегративной деятельностью в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Элементы сказкотерапии:
- облачение занятия сказочным сюжетом,
- использование отрывков из сказок,
- введение в занятие сказочного героя,
- сочинение сказок.
Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).
- Психогимнастика – курс специальных занятий, этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы детей (Е.М. Мастюкова).
- Информационно-компьютерная технология
«Презентация» – переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В своей работе мультимедийные презентации применяю на непосредственно образовательной деятельности. Однако, они доступны и для других специалистов (воспитатели, логопед). Прежде всего, речь идет об использовании медиазанятий с использованием мультимедийных презентаций, которые дают возможность оптимизировать психолого-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Мультимедийные презентации, применяемые мною, создаются в программе для создания презентаций POWER POINT. Медиазанятия проводятся с соблюдением санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером. Мною создана и собранна копилка мультимедийных презентаций для работы с детьми для диагностики и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста, она позволяет в привлекательной для детей игровой форме строить коррекционно-развивающую работу. Целью данной копилки является развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий – мультимедийных презентаций.
Копилка:
-окружающая действительность (времена года, природные явления, домашние животные, дикие животные, растения (деревья, цветы, овощи, фрукты, ягоды);
-предметный мир (игрушки, одежда, посуда, мебель, музыкальные инструменты, транспорт);
-явления общественной жизни (улица, Россия – наща Родина, профессии);
-формирование элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, фигуры, цвет, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени);
-развитие познавательных психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие);
-развитие речи (артикуляционная гимнастика, логоритмика, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие словаря)
- Песочная терапия
В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно, поэтому пришла в голову идея перенесения части учебного материала на песок. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно дефектологические задачи: мощно развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, я учу детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям; обучающиеся чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке; более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
- Цветотерапия
Включение в практику методику выбора цвета позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.
Широко используются в своей работе рисунки, т.к. рисование – один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть нарушение.
- Музыкотерапия
Часто использую музыкальное сопровождение в ходе занятия целью, которого, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений. Использую музыкальные классические произведения во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.
Я делюсь накопленным опытом на своей страничке сайта Дошколёнок.ру в интернет – ресурсах. Данная информация может быть полезна для педагогов, родственников детей с ограниченными возможностями.
Организация коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в
дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей с
нарушениями интеллекта.
Основная цель моей педагогической деятельности – способствовать социализации ребенка с ОВЗ в обществе и создавать условия для благоприятного взаимодействия с детьми и другими педагогами, установления с ними доверительных и партнерских отношений, вовлечение всех в единое образовательное пространство, в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно, как дома.
В связи с этим передо мной стоит ряд задач:
- Выявление, исправление и коррекция недоразвития познавательной деятельности детей с ОВЗ.
- Пропаганда коррекционно-дефектологических знаний среди педагогов.
- Своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных уже имеющимися нарушениями.
Исходя из целей и задач, вычленила приоритетные направления моей работы:
Диагностическое направление.
Основная задача — прогноз возможных трудностей обучения и воспитания дошкольника, определение оптимального пути развития. Мониторинг педагога может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:
-Первичная диагностика вновь поступивших дошкольников. По его результатам происходит распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, определение для них особенностей индивидуальных и групповых занятий.
-Динамическое изучение дошкольников. Проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.
-Этапная диагностика. Данная диагностика необходима для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие познавательной деятельности детей.
Коррекционное направление .
Это система коррекционного воздействия на познавательную, психологическую деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности строится содержательная направленность коррекционной работы.
Аналитическое направление .
Включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребенка и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Это оказание помощи педагогам ДОУ в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Организационно-методическое направление .
Это направление включает подготовку и участие педагога в консилиумах, методических объединениях, семинарах, педагогических советах, мастер-классах, открытых занятиях, оформление документации.
В своей работе я реализую основные принципы: коррекционно-развивающей направленности, индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода, деятельностного подхода, единства диагностики и коррекции отклонений в развитии, интегрированности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития) и общедидактические принципы (системности, доступности, планомерности, последовательности, научности, наглядности).
1) Использование комплексного подхода к мониторингу, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Мониторинг является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.
2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития церебрально-органического генеза приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе учителя-дефектолога по преодолению трудностей воспитанников. В коррекционной работе выделяю приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. По этому основанию происходит комплектование групп дошкольников для проведения образовательной деятельности.
3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание образовательной деятельности строится в рамках ведущей деятельности дошкольного возраста, на материале, соответствующем требованиям дошкольной программы. Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения воспитанниками, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях широко используются различные виды помощи – от минимальной до максимальной.
4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексного мониторинга выявляются стороны ребенка, нуждающиеся в коррекции, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, суммарную нагрузку на воспитанника, рекомендации педагогу.
5) Организация динамического наблюдения за развитием детей, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития.
6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.
В своей работе я использую методы: наглядно-действенный, проблемно-поисковый, исследовательский, словесный, практический, игровой.
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. Поэтому и я стараюсь использовать на своих занятиях возможности современных информационно-компьютерных технологий. Мой кабинет оснащен необходимым компьютерным оборудованием, что позволяет в полной мере реализовать мечту любого педагога – идти в ногу с потребностями настоящего момента.
Использую в своей работе здоровьесберегающие технологии через дозированную нагрузку на занятии, через своевременные двигательные разминки, через смену видов деятельности на занятии; коррекционно-развивающие технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, песочная терапия); игровое и проблемное обучение и др.
Стараюсь вести свою работу в тесном контакте с педагогами детского дома. Вместе мы в силах справиться с любыми проблемами. Очень интересно знакомиться с опытом коллег, но еще интереснее применять новые достижения педагогической и дефектологической науки в своей практике.
В коррекционных образовательных учреждениях особое значение придается организации взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка.
Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.
Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода. Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.
В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в детском доме, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.
Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
В первую половину дня проводятся занятия как с воспитателями, так и с учителем-дефектологом и логопедом. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре; индивидуальная работа с учителем-дефектологом. Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе.
Учитель-дефектолог проводит занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром и социального развития, формированию элементарных количественных представлений, обучению игре и конструированию.
Воспитатели проводят занятия по изодеятельности, лепке, аппликации, ручному труду, обучению игре, социальному развитию и ознакомлению с окружающим миром, хозяйственно-бытовому труду. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, у нас в детском доме была выработана следующая система деятельности:
1.Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
2.Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.
Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель, проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-дефектолога.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3.Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия, экскурсии, соревнования и походы.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:
- Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
- Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
- Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
- Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
- Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
- Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
- Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
- В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.