автор: Пахтаева Юлия Владимировна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 «Дружная семейка»

Программа дополнительного образования по лечебной физкультуре «Красивая осанка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад комбинированного вида №2 «Дружная семейка»

(МБДОУ г. Кургана «Детский сад комбинированного вида № 2 «Дружная семейка»)

«КРАСИВАЯ ОСАНКА»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 

  ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ  3-8 ЛЕТ, 

РЕАЛИЗУЕМАЯ В ФОРМЕ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

                                          Автор-составитель: Ю.В. Пахтаева, воспитатель физо

Курган, 2019

 

 

 

Паспорт программы 

Наименование программы  Программа дополнительного образования по лечебной физкультуре «Красивая осанка»
Уровень / направленность  Дошкольный/ физкультурно-оздоровительной направленности
Возраст воспитанников 3-8 лет
Заказчик Совет МБДОУ, родители (законные представители) воспитанников
Аннотация содержания программы Программа  дополнительного образования  по лечебной физкультуре «Красивая осанка» реализуется  в форме дополнительной платной образовательной услуги, в части образовательной программы дошкольного образования МБДОУ формируемой участниками образовательных отношений. 

Содержание программы построено с учетом психофизиологических, возрастных особенностей  детей, принципов образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 2.

Реквизиты утверждения и согласования программы, а также изменений, вносимых в программу Принято на заседании Педагогического совета протокол  №   1

от 31.08.2019, утверждено заведующим МБДОУ «Детский сад № 2» О.В. Прудко 31.08 2019 года

Автор-составитель программы Ю.В. Пахтаева, воспитатель по физической культуре и оздоровительной работе, образование среднее профессиональное, дошкольное,  специализация «Лечебная физкультура».

(ГБУ «Курганский областной врачебно-физкультурный диспансер» ) 

Цель программы Осуществление своевременной профилактики и  коррекции имеющегося паталогического и предпатологического состояния опорно – двигательного аппарата у  детей дошкольного возраста.
Задачи программы
  1. Способствовать формированию  правильной осанки, мышечного корсета, сводов стопы и нормализации эмоционального тонуса;
  2. способствовать  формированию начал здорового образа жизни;   
  3. развивать физические качества, координационные способности; двигательные умения и навыки; 
  4. приобрести необходимые знания в области лечебной физической культуры;
  5. воспитывать  интерес  и желание заниматься гимнастикой. 
Сроки реализации программы С октября 2019 года по май 2020 года
Ожидаемые результаты Укрепление мышечного корсета воспитанников, нормализация эмоционального тонуса, коррекция свода стопы. Динамика в развитии физических качеств, координационных способностей, двигательных умений и навыков;  расширение представлений о здоровом образе жизни. 

 

  • Пояснительная записка

 

 Вырастить здоровых, красиво сложенных детей — непростая задача. С каждым годом медицинские работники выявляют все больше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно-двигательного аппарата. Причин, способствующих этому, много. Одной из них является сокращение двигательной активности детей из-за того, что основное внимание, как правило, уделяется «интеллектуальным» занятиям: просмотр телевизора, компьютерные игры. В настоящее время современные дети очень мало проводят время на свежем воздухе, следствием чего является снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.

    Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно-сосудистая и другие.   В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления и увеличения двигательной активности, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. С этой целью была создана программа дополнительного образования «Красивая осанка», которая направлена на развитие различных функций и систем организма ребенка дошкольного возраста, профилактику нарушений осанки и плоскостопия, а так же формированию потребности в здоровом образе жизни, систематических занятиях лечебной физической культурой оздоровительной направленности.

Программа разработана с учетом требований основных нормативных документов: 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» (с изменениями, внесенными: постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 июля 2015 года N 28,  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 41); 
  1. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 621 от 23.12.2013 предоставлена бессрочно;
  2. Устав МБДОУ № 2;
  3.  Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 2
  4. Положение об оказании платных дополнительных услуг в МБДОУ № 2.
  5. Учебный план по оказанию дополнительных платных образовательных услуг МБДОУ № 2.

Программа дополнительного образования по лечебной физкультуре «Красивая осанка» согласована с принципами в методических подходах и стиле общения с ребенком с Образовательной  программой  дошкольного образования МБДОУ № 2.

Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

  1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. 

Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.  МБДОУ выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

  1. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
  2. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
  3. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития. 
  4. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями. 
  5. Сотрудничество  МБДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах. 
  6. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что  МБДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.). 
  7. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
  8. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
  9. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
  10. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
  11. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых  МБДОУ должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за МБДОУ право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п. 

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, направленная на сотрудничество и развитие построена на принципах образовательной деятельности

  1. Принцип деятельности. Данный принцип заключается в том, что воспитанник получает представления об окружающем мире не в готовом виде, а добывает их сам. Особое значение имеют «специфические виды детской деятельности» (А.В. Запорожец) – игра, конструирование, рисование и др. Основная задача – не научить ребенка делать что – то конкретное, а сформировать обобщенные способы деятельности, которые позволяют быть самостоятельным, инициативным, в конечном итоге успешным. Важно помнить, если задаче предшествует самостоятельное экспериментирование с новым материалом, то последующее ее решение отличается широкой поисковой деятельностью детей.
  2. Принцип системности обеспечивает единую целевую и содержательную направленность образовательной деятельности МБДОУ.
  3. Принцип личностного подхода и индивидуализации, дифференциации проявляется в проектировании индивидуального маршрута, ориентации на зону ближайшего развития. Реализация данного принципа требует глубокого изучения особенностей воспитанников, формирование системы форм и методов индивидуального развития.

Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:

— ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка; уникальность личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;

— приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

— самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;

— социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной и духовной жизни:

— адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни.

  1. Принцип гуманности предполагает:

— создание атмосферы заботы от здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка; 

— формирование взаимоотношений на основе дружелюбия, толерантности, доброжелательности, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности;

— создание действенной социально – педагогической и психологической поддержки участников образовательных отношений;

— установление равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социально – эмоционального благополучия.

  1. Принцип сотворчества – развитие личности как субъекта творческой деятельности.
  2. Принцип социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации:
  3. Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения ребенка к различным пластам культуры. Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны  в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.
  4. 8. Принцип открытости. Активное взаимодействие социальных институтов и субъектов с социумом через механизм социального партнерства.

Цель программы

Осуществление своевременной коррекции имеющегося патологического и предпатологического состояния опорно – двигательного аппарата у  детей дошкольного возраста.

 

Задачи программы  

Образовательные: 

  1. способствовать формированию  правильной осанки, мышечного корсета, сводов стопы и нормализации эмоционального тонуса;
  2. способствовать  формированию начал здорового образа жизни.

Развивающие:

  1. развивать физические качества, координационные способности; двигательные умения и навыки; 
  2. приобрести необходимых знаний в области лечебной физической культуры.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес  и желание заниматься гимнастикой.

Назначение программы

Программа  дополнительного образования   физкультурно-оздоровительной направленности по лечебной физкультуре «Красивая осанка» реализуется в форме платной образовательной услуги в части образовательной программы дошкольного образования МБДОУ формируемой участниками образовательных отношений, с детьми 3-8 лет. 

Реализация  дополнительной  программы «Красивая осанка» способствует   выработке общей и силовой выносливости мышц туловища,  позволяет эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища и бедер, формировать правильный сод стопы.

Разработанная   дополнительная программа по лечебной физкультуре «Красивая осанка» основывается на целях образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 2, методиках и пособиях по  лечебной физкультуре Козыревой О.В., Милюковой И.В., Литвиновой М.Ф., Каштановой Г.В. 

 

Срок реализации программы и объем учебного времени

Срок реализации программы: с октября 2019 по май 2020

Объем часов: 61

Участники: воспитанники детского сада

Количество участников: группа детей (10-15 детей)

 

Планируемые результаты реализации программы

В результате освоения программы: 3-5 лет 5-8 лет
Ребенок будет иметь представления: — о правильной установке стоп в различных исходных положениях;

 

 —  о правильной походке 

(голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах);

— о важности занятий гимнастикой для хорошего самочувствия и здоровья.

 

— о правильной установке стоп в различных исходных положениях;

 —  о правильной походке 

(голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах);

 — о правильной осанке;

— об упражнениях, выполнение которых влияет на исправление  и сохранение правильной осанки;

— о важности занятий гимнастикой для хорошего самочувствия и здоровья.

 

Ребенок должен уметь: — ходить прямо, не шаркая ногами;

— сохранять равновесие при ходьбе и беге на ограниченной площади опоры.

— сохранять правильное положение тела в статической позе;

—  сидеть с прямой спиной на занятиях требующих выполнение  заданий связанных с рисованием, письмом; 

правильно выполнять упражнения  из разных исходных положений;

—  фиксировать наклон туловища при выпрямленных коленях;

—  задерживать дыхание на выдохе;

 — выполнять «Замок» руками за спиной;

— сохранять устойчивое равновесие при выполнении упражнений на ограниченной площади опоры.

 

Формы реализации программы

 Программа реализуется в  кружке по лечебной физкультуре «Красивая осанка», в форме занятий 

Количество занятий в неделю: 2

 Длительность занятий: не более 20-25 мин

 

 Методы обучения: практический, наглядный, словесный, игровой.

Используемые технологии:

  1. Различные виды дыхательных гимнастик (Б.С.Толкачевой, А.И. Стрельниковой, К.П. Бутейко, методика дыхательных упражнений йогов);
  2. Методики коррекции зрения (в том числе В.Ф.Базарного);
  3. Стретчинг;
  4. Самомассажи, взаимомассажи;
  5. Суставная гимнастика с элементами йоги;
  6. Дорожка здоровья;
  7. Пальчиковые игры;
  8. Релаксации;
  9. Психогимнастика Т.Чистяковой;
  10. Музыкотерапия;
  11. Веселый тренинг К.К.Утробиной.

 Примерная структура занятий: 

  1. Ритуал приветствия:

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг,

Здравствуй друг,

Здравствуй, здравствуй дружный круг.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть 

Можем мы большими быть 

Но один никто не будет. 

  1. Мотивация на деятельность

 Сообщение темы занятия. Использование мотивации: игровой, личной заинтересованности, общение, введение игрового персонажа.

  1. Вводная часть

Используются простые упражнения, для мелких и средних мышечных групп, ходьба, бег, дыхательные упражнения. Упражнения способствуют врабатываемости, подготовке детей к основной части занятия. 

  1. Основная часть 

Состоит из общеразвивающих и специальных упражнений. Используются упражнения на основные виды движений, упражнения с предметами, разнообразные виды игр.

  1. Заключительная часть  

Характеризуется снижение общефизиологической нагрузки за счет использования дыхательных упражнений, ходьбы, упражнений на расслабление, релаксаций, самомассажей. 

 Подведение итога, рефлексия.

Ритуал прощания.

Ну — ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора 

Всем домой пора.

  • Содержание программы

 

Учебно-тематический план

№ п/п Месяц Темы занятий Количество часов
1. Октябрь «С гимнастической палкой» 7
Диагностическое занятие 1
2. Ноябрь «С мячом» 8
3.  Декабрь «Льдинки, ветер и мороз» 6
4.  Январь «В гости к Умке» 7
5. Февраль «Папы силачи» 8
6.  Март «Весна пришла» 8
7. Апрель «Стадион» 8
8. Май «На берегу моря» 6
Диагностическое занятие 1
Итоговое занятие для родителей 1
Общее количество часов 61

 Комплексы занятий 

 Октябрь

«С гимнастической палкой»

Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд),

Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд),

Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом),

Здравствуй друг (берёмся другой рукой),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками).

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть (приседаем),

Можем мы большими быть (встаём),

Но один никто не будет. 

  1. Коррекция осанки.
  2. Ходьба:

— на пятках;

— «домиком»;

— перекаты с пятки на носок;

— рывки руками вверх – вниз.

  1. 3. И.п.: стоя  г.п. в опущенных руках.

1- руки вперед; 2- руки – вверх; 3 – руки за голову; 4- вверх; 5 – вперед; 6- и.п.  

  1. 4. И.п.: стоя  г.п., палка на плечах.

1 – наклон вправо, 2- и.п.; 3- наклон влево; 4- и.п.

  1. 5.  И.п.: стоя  г.п., палка на плечах.

1 – наклон вперед, 2- и.п.

  1. И.п.: стоя  г.п., палка на плечах.

1-2 выпад правой ногой вперед;

3-4- выпад левой ногой вперед.

  1. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, г.п. держим на бедрах.

1-9 – поднять ягодицы, руки поставить на локти; 10 – и.п.

  1. И.п.: лежа на животе, палка под локоточками.

1-9 –подъем туловища и ног вверх; 10 – и.п.

  1. И.п.: стоя на четвереньках, г.п. лежит на полу.

1-2 – подбородком достать палку.

  1. Дыхат. упр. «Толстый — тонкий»
  1. отвести руки в стороны – вдох – «толстый»;
  2. и.п. – выдох – «тонкий».
  1. Упр. для глаз.

     Частое моргание в течении 10 с.

  1. Игра с/п. «Придумай фигуру».  
  2. Правильная осанка.

Ну — ка все встали в круг.

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять

Ручками махать.

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора, 

Всем домой пора.

Ноябрь

«С мячом»

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее.

  1. Принять правильную осанку.
  2. Ходьба:             — обычная;

                                — со сменой направления и сменой рук.

  1. И.п.: стоя, М в руках;

    1- руки вверх, потянуться, встать на носки;

    2- и.п.

  1. И.п.: стоя, М вверху;

    Наклоны вправо-влево.

  1. И.п.: стоя, М перед грудью;

    Коленом достать мяч.

  1. 6. И.п.: лежа на животе  «Лодочка».
  2. И.п.: лежа на спине, руки вперед с М;

    Коснуться коленями мяча.

  1. Дыхат. упр. «Шарик».
  2. Упр. для глаз. 
  3. И.п.: стоя на четвереньках. «Кошечка прячется».
  4. И.п.: стоя на коленях.   «Столбик».
  5. 12. Игра с.п.  «Море волнуется».
  6. И.п.: о.с.

      1- руки через стороны вверх – вдох;

      2- и.п. – выдох.

  1. Ходьба: скрестным шагом вперед и назад.
  2. Принять правильную осанку.

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло

Игра не простая,

Умная такая.

Те, кто в неё играют,

Зверей не обижают.

А нам же друзья, на прощанье

Осталось сказать: « До свиданья!»

Декабрь

«Льдинки, ветер и мороз»

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

  1. Правильная осанка.
  2. Ходьба:        

 — по-лосиному:  (с высоким подъемом колена, скрестив руки над головой, пальцы раздвинуты.)

По-лосиному красиво

Ходит лось в лесу густом.

—  по-заячьи: (прыжки на двух ногах вправо-влево.)

И по-заячьи зайчишка

Все спешит запутать след.

— по-медвежьи:  ( на внешнем своде стопы.)

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет. 

По завалам, по оврагам

Шел медведь хозяйским шагом:

Отвечайте, звери, мне

— Вы готовы ли к зиме?

— по-мышиному: (бег на носочках) 

По-мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом.

  1. «Лисичка на снегу».

И. п. : лёжа на спине руки и ноги расслаблены, приподнять голову, помахать руками и ногами, вернуться в исходное положение .

  1. «Сосулька раскололась».

И.п.: лежа на спине, руки за головой.

1 – поднять обе ноги; 2 – развести ноги в стороны;

3 – соединить ноги вместе; 4 – и.п. 

  1. «Рыбка».

 И.п.:  лежа на животе, руки под подбородком

1-4-прогнуться; 5-6- и.п. 

  1. «Снежинка»

И.п.: то же. 

1-6-руки и ноги развести в стороны, прогнуться; 7-8-и.п.

  1. «Ежики». И.п.: сидя,  дых. упр. 

     Ноги прямые, вперед, руками упор сзади (вдох). Ноги согнуть в коленях, подтянуть к груди, носики спрятать в коленях (сказать ш-ш-ш- выдох)

  1. «Глазки». Упр. для глаз. 

Посмотрели глазки вправо,

Посмотрели глазки влево.

Посмотрели глазки вверх,

Посмотрели глазки вниз.

Очень, очень удивились (часто моргаем)

Широко потом открылись.

Долго- долго в даль глядели…

Может, что-то проглядели.

  1. Игра с/п. «Льдинки, ветер и мороз». (Карточка – 9).
  2. «Хлопушка»

И. п: Основная стойка. 1-2 прямые руки в стороны, подняться на носки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3-4 и. п. 4- 5 раз

  1. «Достань до уха». И.п.: то же, рука за головой, достать противоположное ухо.  
  2. Проверка осанки.

Ну — ка все встали в круг.

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять

Ручками махать.

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора, 

Всем домой пора.

Январь

«В гости к Умке»

Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд),

Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд),

Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом),

Здравствуй друг (берёмся другой рукой),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками).

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть (приседаем),

Можем мы большими быть (встаём),

Но один никто не будет. 

  1. Проверка осанки.
  2. Ходьба:   — на носках;

                      — на пятках; на вн. ст. стопы.

                       — змейкой;

                       — шагом лыжника.

  1. «Горка».

И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. 

1-6-поднять ягодицы, прогнуться; 7-8-и.п. 

  1. «Сосулька».

 И.п.: то же, руки за головой.

1-6-поднять прямые ноги; 7-8-и.п. 

  1. «Летящая птица».

 И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. 

1-6-прогнуться, руки в стороны; 7-8-и.п.

  1. «Лодочка»

 И.п.: то же, руки за спиной в замке.

1-6-прогнуться; 7-8-и.п. 

  1. «Умка поднимает лапу».

 И.п.: стоя на четвереньках. 

1-6-поднять правую ногу; 1-6-поднять левую ногу. 

  1. «Умка залазит  в нору»

  И.п.: стоя на четвереньках.   Лазание под дугой.

  1. Дых. упр. «Самолет».

 Стоя, развести руки в стороны, ладонями вверх. Поднять голову вверх – вдох,         сделать поворот головы в сторону, произнося «Ж-ж-ж» — выдох, опустить руки – пауза.

       Расправил крылья самолет.

       Приготовился в полет.

      Я налево погляжу

     И на право погляжу – жу – жу.

  1. Упр. для глаз «Пятнашки»
  2. Игра-эстафета «Пингвин с мячом».

      М зажат в коленях, прыжки с продвижением вперед.

  1. « Потянись»

И.п.: стоя. Наклониться вперед, потянуться руками к носкам, сделать несколько  пружинящих движений (выдох), и.п. (вдох).

  1. Правильная осанка.

Ну — ка все встали в круг.

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять

Ручками махать.

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора, 

Всем домой пора

Февраль

«Папы силачи»

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее.

  1. Коррекция осанки.
  2. Ходьба: — обычная;

                   — на носках;

                   — на пятках;

                   —  по массирующим коврикам.

  1. «Папы силачи»

    И.п.: пятки вместе, носки врозь, руки в стороны;

     Согнуть руки к плечам, пальцы в кулак.

  1. «Боксеры»

     И.п.: стоя. Имитировать движения боксера.

  1.   «Самолет»

И.п.: лежа на животе, руки в стороны, ноги вместе.

  1. «Лодочка»

   И.п.: то же; руки за спиной в «замке».

  1. «Потянись»

   И.п.: лежа на спине; руки вверх, за головой, потянуться.

  1. «Хлопок под коленом»

    И.п.: то же, руки вдоль тела.     

  1. «Равновесие»

    И.п.: стоя на четвереньках. 

  1. Дыхат. упр.  «Самолет».

    И.п.: стоя. Развести руки в стороны, ладонями кверху. Сделать поворот в    сторону, произнося «ж-ж-ж-ж», —  вдох, опустить руки – выдох.

Посмотрите в небеса,

Самолет там, как оса,

«Ж-ж-ж,» — жужжит самолет

И машет крыльями.

Ребята в полет!

Полетаем  с нами! 

  1. И.п.: стоя. «Достань до уха».

12.П/и «Ловишки»

  1. Выравнивание осанки.

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло

Игра не простая,

Умная такая.

Те, кто в неё играют,

Зверей не обижают.

А нам же друзья, на прощанье

Осталось сказать: « До свиданья!»

 

Март

«Весна пришла»

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

  1. Проверка осанки.
  2. Ходьба:   — прямо;

                       — боком;

                       — спиной вперед;

                       — с носка; 

                       — с движением рук.

  1. «Березка». 

И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. 

  1. . «Солнце».

И.п.: то же, руки за головой.

  1. «Смотрим в бинокль».

 И.п.: лежа на животе, руки под подбородком;    

    1- выполнить;     2- и.п.

  1. «Подъем коленей».

 И.п.:  то же, ноги согнуты в коленях. 

  1. Взаимомассаж «Били лен»

 И.п.: сидя друг за другом. 

Били лен, били                                  стучат друг другу по спине кулачками

Топили, топили,                               растирают ладонями

Колотили, колотили,                      шлепают ладошками

Мяли, мяли,                                       разминают пальцами

Трепали, трепали,                            трясут за плечи

Белы скатерти ткали,                    «чертят» по спине ребрами ладоней   

На столы накрывали.                       поглаживают ладонями 

  1. Игра м/п  «Как зовут твою маму»

Дети стоят в кругу, инструктор с мячом – в центре круга. Он бросает мяч по очереди всем детям с вопросом «Как зовут твою маму?». Дети ловят мяч и бросают его обратно инструктору в руки, называя имя мамы. 

  1. Игра м/п «Светофор». Инструктор говорит детям цвета светофора, дети выполняют соответствующие движения. (На красный – стоят смирно, на желтый – хлопают в ладоши, на зеленый – шагают на месте). 
  2. Упр. Для глаз «Часы»
  3. Дыхат. упр. «Шарик»

 Надуваем быстро шарик, 
Он становится большой. 
Шарик лопнул, воздух вышел, 
Стал он тонкий и худой. 

  1. Проверка  осанки.

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло

Игра не простая,

Умная такая.

Те, кто в неё играют,

Зверей не обижают.

А нам же друзья, на прощанье

Осталось сказать: « До свиданья!»

 

Апрель

«Стадион»

Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд),

Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд),

Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом),

Здравствуй друг (берёмся другой рукой),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками).

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть (приседаем),

Можем мы большими быть (встаём),

Но один никто не будет. 

  1. 1. Проверка осанки.
  2. 2. Ходьба в полуприседе.
  3. Подъем по наклонной доске.
  4. 4. Ходьба по скамейке со спрыгиванием.
  5.   «Вверх – вниз»

 И.п.: стоя, лицом к скамейке.

  1. И.п.: лицом к скамейке, сидя, руки в упоре сзади, ноги согнуты.

    1- поставить носок на скамейку;    2- и.п.

     3-4- то же другой ногой.

  1. 7.  И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела, стопы на скамейке.

     1- поднять живот;     2- и.п.

  1. И.п.: лежа на животе, руки в упоре, стопы на скамейке.

    1-2- прогнуться;     3-4- и.п.

9.«Птицы готовятся к полету»

И.п.: стоя, поднимание рук в стороны, помахивание ими.

  1. «Птицы летят через высокие горы»

 И.п.: стоя, ноги слегка расставлены; наклониться, положить кулаки на ступни.

  1. «Цапля»

  И.п.: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед и опустить прямую в и.п.

  1. Хоровод «Колобок»

(Дети встают в круг и вместе с инструктором проговаривают слова)

Колобок просил детей:

«Испеките мне друзей» (Ходить по кругу, взявшись за руки)

Мы старались, мы лепили,

Мы их в печку положили. (Имитировать лепку колобков)

А пока они пеклись,

Звери в гости собрались:

Зайка — попрыгайка. (Имитировать повадки зверей)

Мишка — топтыжка.

Лисичка- сестричка!

В печку мы заглянем- колобки достанем! (Выполнять наклоны вперёд вправо и вперёд влево, поднося ладошку ко лбу, как «козырёк»)

  1. Дыхат.упр. «Шарик»
  2. Упражнение для глаз «Часики».
  3. Проверка осанки.

Май

«На берегу моря»

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее)

  1. Проверка осанки.
  2. Ходьба:   — как моряки;

                     — по мостику; 

                     — по камушкам; 

                     — по массирующим коврикам.

  1. «Пловцы».

И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. 

  1. «Лодочка».

 И.п.: то же, руки за спиной в замке.

  1. «Подъем грудной клетки».

 И.п.: лежа на спине, руки согнуты в локтях. 

  1. «Лестница».

И.п.: то же, руки за головой 

  1. Тише, тише — кот на крыше

 Галящий  встает лицом к стене и спиной к остальным детям. Начинает говорить слова: «Тише, тише, кот на крыше». Дети  начинают тихо приближаться к нему. Как только игрок заканчивает речь и останавливает игру, поворачивается лицом к детям и начинает догонять их.

  1. Дыхат упр. «Салют»

      И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу.

      1-вдох носом;   2-длительный выдох, «Салю-у-у-т!»;  3-4-и.п.

  1. Упр. для глаз «Часы».
  2. . «Посмотри в окошко».  

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руками сделать окно.

  1. Проверка осанки.

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло

Игра не простая,

Умная такая.

Те, кто в неё играют,

Зверей не обижают.

А нам же друзья, на прощанье

Осталось сказать: « До свиданья!»

Контрольно – оценочное занятие «В гости к рыбкам»

В. — Сегодня, мы с вами превратимся в дельфинчиков и поплывем  в гости к рыбкам, пить чай с тортом.

Сначала, нам нужно нырнуть под воду. Делаем вдох, выдох, вдох, выдох и задерживаем дыхание. 

  1. «Дельфин ныряет»

И.п.: сидя на пятках.

Задержка дыхания на выдохе. Проба Генчи.

В. – Дельфинчик  поплыл в гости к рыбкам.

  1. «Дельфин плывет в гости»

И.п.: лежа на животе, руки вперед.

1- прогнуться, поднять руки и ноги вверх.

В. – в гостях дельфинчик с рыбками попил чай и решил похвастаться своим хвостиком.

  1. «Хвостик»

И.п.: лежа на животе, руки за головой.

1 – поднять ноги,  угол 450 .

В. – нечаянно дельфинчик уронил кружечку.

  1. «Поднимаем кружечку»

И.п.: ноги вместе, руки внизу.

1- наклон туловища при выпрямленных коленях, руками необходимо коснуться  носков ног. Это положение зафиксировать в течение 2-х секунд.

В. – поднял кружечку дельфинчик, извинился, попрощался с рыбками и поплыл домой. Рыбки закрыли замок за дельфинчиком.

  1. «Замок» руками за спиной

И.п.: стоя.

1- соединить руки за спиной в «замок»;

2- то же, поменять руки.

В. – дельфинчик приплыл домой веселый, потому что повстречался со своими друзьями. 

Направление деятельности с родителями

Содержание работы Время проведения
  1. Индивидуальное консультирование родителей;
  2. Выпуск памяток,   письменных консультаций,  размещение на сайте МБДОУ
  3. Фотоотчеты.
  4.  Итоговое занятие «На берегу моря» 
По  запросам родителей

1 раз в 2 месяца

май 2020

 

Система педагогического мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения  программы дополнительного образования

2 раза в учебном году (октябрь, май) проводится мониторинг на занятиях «Красивая осанка»  и осуществляется контроль динамики развития физической подготовленности детей.

 

 

 

 

 

Оценка уровня физического развития детей

Название теста Описание теста 3-5 лет 5-6 лет 6-8 лет
Силовая выносливость мышц брюшного пресса И.П. лежа на спине, руки за головой. Упражнение «Угол 450» 20-30 сек. 40-45 сек. 50-60 сек.
Силовая выносливость мышц спины И.П. лежа на животе. Упражнение «Рыбка» 20-30сек. 45-50 сек. 50-60 сек.
Подвижность позвоночника И.П. стоя, ноги вместе. Наклон туловища при выпрямленных коленях, руками необходимо коснуться  носков ног. Это положение зафиксировать в течение 2-х секунд. «0+»

«0-»

«0+»

«0-»

«0+»

«0-»

Задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) И.П.сидя на пятках. Упражнение «Дельфин ныряет»  8-12 сек. 8-12 сек. 12-20 сек.
Определение гибкости «Замок руками за спиной» И.П. стоя. «+»

«-»

«+»

«-»

 

Контрольно-оценочное занятие 

Форма проведения: «В гости к рыбкам».

Материально-технические условия реализации программы

 Занятия кружка «Красивая осанка» проходят в физкультурном зале детского сада,  в котором имеется необходимое оборудование.

Список физкультурного оборудования и материала:

№ п/п Название Количество
1.

2. 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

гимнастическая стенка

гимнастические скамейки

доски разной ширины

наклонные доски

 лесенка-дуга

 лесенка стремянка

ящик для влезания высотой 20см

 кубы большие, разных размеров

 дуги

 бруски для перешагивания

 маты 

 баскетбольные кольца 

 канаты

канат подвесной

 кольца подвесные 

лесенка подвесная

 тоннель маленький 

лабиринт игровой (тоннель и 2 домика-палатки)

мячи большие

мячи средние 

мячи маленькие 

мячи массажные

 мячи набивные 

мячи-прыгуны с ручкой 

мяч волейбольный

 обручи большие 

обручи средние

 диск здоровья

 балансир

ракетки для бадминтона с воланчиками

 ракетки теннисные с мячиками

 массажёры 

 ролики

 кегли

палки гимнастические

индивидуальные коврики – 40 шт.

различные виды дорожек для профилактики плоскостопия:

 дорожки со следами 

сенсорная тропа 

 резиновые коврики

дорожки из пластмассовых палок.

палки гимнастические деревянные (маленькие) 

палки гимнастические деревянные (большие) 

сухой дождь 

3

6

3

3

2

1

1

8

5

12

5

2

2

1

1

1

1

1

30

30

25

20

25

3

1

17

17

10

1

8

6

10

5

18

36

40

2

1

5

2

34

2

1

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

атрибуты для общеразвивающих упражнений 

погремушки 

гантели

флажки 

платочки  

мешочки  

цветные ленточки

флажки

косички 

 султанчики

 колечки 

скакалки

магнитофон

20

40

30

30

30

28

40

18

40

22

20

1

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

Нестандартное оборудование:

«Скакалка тяжеловес» 

 « Мяч в мешке» 

«Ирландское бильбоке»

 « Липкий мячик»

«Лента гусеница»

 «Парашют» (цветной),

 «Парашют» (голубой), 

Игра «Витамины»

2

1

3

1

3

1

1

1

 

Программно-методическое обеспечение 

  1. Лечебная физкультура для дошкольников. Пособие для инструкторов лечебной физкультуры /  Козырева О.В. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/Г.В.Каштанова, Е.Г.Мамаева, О.В.Сливина, Т.А. Чуманова; под общ.ред. Г.В.Каштановой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007.
  3. Литвинова М.Ф.. Русские народные подвижные  игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс,2003.
  4. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей. – М.: Изд-во Эксмо; Сова, 2003.