Автор: Перминова Ольга Владимировна

преподаватель КОГПОАУ «Орловский колледж педагогики и профессиональных технологий», филиал пгт. Оричи, г. Орлов Кировская обл.

Новый стандарт образования: проблемы и перспективы внедрения.

«Новый стандарт образования: проблемы и перспективы внедрения».

 

         Для современного социума нужен человек, не подбирающий способ решения задачи из известных, им освоенных, а способный самостоятельно выбрать стратегию решения конкретной проблемы, используя опыт предметного ученичества. В этих условиях становится очевидным, что в системе образования должны происходить кардинальные перемены, для чего и был принят ФГОС.  

        Сравнивая стандарт образования 2004 года  и ФГОС, нельзя не заметить, что «старые» стандарты – это инструкция к деятельности учителя, где чётко прописано, чему учить и что должен знать и уметь выпускник, а новые стандарты – это руководство к деятельности ОУ и органов власти, которые разрабатывают ООП и создают всевозможные условия её реализации. Стандарт не ставит конкретных задач перед учителем. Они появляются в контексте разработки ООП.  

        В «старых» стандартах ценностно-смысловыми приоритетами ОУ была подготовка учащихся к ЕГЭ, который являлся одним из главных критериев успешности ученика, учителя и школы. Деятельность учителя была направлена исключительно на развитие ЗУНов. В новых стандартах смысловыми ориентирами ОУ становятся личностные результаты образования в широком смысле слова. Воспитание выходит на первый план. Деятельность учителя направлена как на развитие специальных умений, так и на развитие УУД.

        Одним из условий реализации новой парадигмы образования является системно-деятельностный подход. Методологически это сочетание двух подходов (принципов): системного подхода и деятельностного подхода.

        Первый рассматривает процесс обучения как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, методы, формы, средства педагогического процесса, результаты. При этом любая система всегда должна иметь определённые связи. Нарушение их приводит к изменению свойств данной системы. Например, отсутствие какого-нибудь компонента в учебном процессе или в педагогической деятельности учителя ведет к изменению результатов обучения.

         Сущность второго подхода состоит в том, что деятельность ученика рассматривается как основа, средство и условие развития личности, его главный посыл: я развиваюсь тогда, когда сам делаю.

         Таким образом, системно-деятельностный подход, с точки зрения учителя-практика, означает деятельность учащегося с позиции активного субъекта во всех компонентах процесса обучения и воспитания. Это предполагает осознание, целеполагание, планирование своей деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия). Учитель организует и координирует его деятельность.       

      В результате применения системно-деятельностного подхода учащиеся развивают:

умение организовывать свою учебную деятельность;

умение планировать учебную цель и её реализацию;

умение контролировать свои учебные действия;

умение адекватно передавать информацию;

умение объективно оценить результат своей деятельности;

умение организовать свою исследовательскую и проектную деятельность;

умение сотрудничать со сверстниками в учебно-исследовательской и проектной деятельности;

умение применять информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности и др.

     Это не что иное как общие умения или универсальные учебные действия (УУД). Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных дисциплин.    УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

      В широком значении термин «УУД» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

       Отличительной особенностью новых стандартов является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.  

             Что касается учебного плана, здесь тоже произошли заметные изменения. 

В первоначальном варианте ФГОС на обязательную часть отводилось 60% учебного времени и 40% на предметы по выбору. Однако был принят вариант РАО. Несмотря на это, данное соотношение несомненно является прогрессивным. Мы разгружаем детей от излишней информации, учим их ответственности за свой выбор, даём возможность самоопределяться. Это, собственно говоря, и есть мейнстрим новых стандартов.

          Считается, что основная движущая сила педагогического процесса — это противоречие  между требованиями, предъявляемыми школьнику и возможностями их выполнения, между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, то есть уровнем их умственного развития. Очень важным нам представляется уточнение, сделанное М.А.Даниловым: «Противоречие становится движущей силой обучения, если оно является содержательным, то есть имеющим смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия — явно осознаваемой ими необходимостью». Именно это, на наш взгляд, является квинтэссенцией системно-деятельностного подхода.

      Для того чтобы реформа в образовании состоялась, необходимо решить несколько принципиальных вопросов, среди которых наиболее важным является, безусловно, осмысление нового места, отводимого учителю. В образовательном учреждении необходимо создать условия для саморазвития педагога, спланировать системную работу по развитию креативности, мотивационной готовности к инновационной деятельности.

      Учитель нередко задает вопрос, «зачем нужны новые технологии, можно ли обойтись в работе привычными формами, методами». Наверное, все можно оставить как есть, и в школе в том числе, но у учителя на планете Земля всегда была и есть миссия дать крылья для полета своему ученику. Современный молодой человек должен гибко реагировать на изменения в экономике, жить в условиях поликультурного общества, владеть навыками коммуникативного взаимодействия, уметь работать в команде. Трудно выпустить в современную жизнь ученика, пользуясь только известными и проверенными временем технологиями, и вопрос «зачем нужны новые технологии» больше риторический. При движении вперед мы используем опыт предыдущих поколений и создаем, внедряем новое на перспективу завтрашнего дня.

      Таким образом, задача развития умения учиться у школьников становится значимой для их первичного профессионального самоопределения. Её успешное и последовательное решение в образовательном пространстве школы может повлечь за собой широкий спектр позитивных последствий: от готовности и стремления к непрерывному образованию в течение жизни и соответствующего поведения на рынке труда до формирования у значительной части подрастающего поколения основ гражданского сознания и самосознания. По мере этого и система образования обретёт мощный ресурс саморазвития, модернизируясь прежде всего внутренними силами своих собственных субъектов — детей и взрослых.