Автор: Петрова Валентина Валериевна
учитель начальных классов Михайловская средняя общеобразовательная школа, филиал МКОУ «Третьяковская СОШ»
Разработка урока по окружающему миру в 1 классе по теме: «Зачем мы спим ночью?»
Окружающий мир
1 класс
Тема «Зачем мы спим ночью?» («Школа России», ФГОС)
Цели:помочь детям понять значение сна в жизни человека; совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну; выяснить, что спят не только люди, но и животные; познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью;формировать здоровый образ жизни;
воспитывать любовь к природе, уважение к труду окружающих людей.
Планируемые достижения учащихся:усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; научиться правильно вести себя перед сном.
Орг. момент
— В этот весенний солнечный день у меня, ребята, прекрасное настроение. А у вас? Покажите, пожалуйста, смайлик, которому соответствует ваше настроение (дети оценивают своё настроение).
Самоопределение к деятельности
— Дети, как вы сегодня спали? (ответы учащихся).
— Я вот тоже выспалась хорошо, поэтому у меня отличное настроение.
— Ответьте мне, пожалуйста, может ли человек обходиться без сна? (ответы учащихся).
— Что произойдёт с человеком, если он не будет спать ночью? (ответы учащихся).
— Я предлагаю вам посмотреть видео, внимание на экран! (просмотр видео).
—Дети, какие чувства вы испытывали, слушая музыку и просматривая слайды? (ответы учащихся).
— Как вы думаете, какова тема нашего урока, о чём будем говорить? (ответы учащихся).
После обсуждения, тема урока выводится на экран:
Сл. 1. Зачем мы спим ночью?
Учитель читает стихотворение:
Солнце село за селом.
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пёс.
Всех сон в страну свою унёс!
— Чтобы вы хотели узнать по этой теме? (ответы учащихся).
Сл. 2. Чтобы вы хотели узнать по этой теме?
(ответы учащихся)
Сл. 3. Белый экран
Открытие новых знаний
— Ребята, а вы знаете, кто такие Хрюша, Степаша, Филя, Мишутка и Каркуша? (ответы учащихся)
— Конечно же, это герои известной телепередачи «Спокойной ночи, малыши!». Они очень удивительные и забавные. Хотели бы вы с ними познакомиться? (ответы учащихся)
— Я приглашаю вас в гости к героям телепередачи «Спокойной ночи, малыши!». Они помогут нам найти ответы на наши поставленные вопросы.
Сл. 4.На экране герои телепередачи, звучит музыка — заставка, начало.
— Посмотрите на экран, кто это? (ответы учащихся)
Сл. 5.Хрюша
— Хрюша очень любознательный, ему всё интересно. Он большой мастер задавать вопросы. Вот и сегодня он предлагает вам ответить на его вопросы:
Сл. 6 – белый экран
- Что происходит с человеком за день? (ответы учащихся – устаёт).
- Зачем он ложится спать? (ответы учащихся – чтобы отдохнуть и набраться сил).
- Всегда ли человек спит только ночью? (ответы учащихся – нет, днём).
- Как называется сон днём? (ответы учащихся — тихий час).
— Молодцы!!!
— Давайте отправимся к следующему герою.
Сл. 7 — Степашка
— Кто это, дети? (ответы учащихся – Степашка)
— Степашка, как и вы, дети, учатся в школе. Он любит рассказывать различные истории. Вот и сегодня он хочет рассказать вам одну историю.
— Вы готовы слушать? (ответы учащихся)
Сл. 8 – белый экран
— Тогда слушайте внимательно: Жил один мальчик и звали его Василий. Он учился в обычной школе. Любил на ночь смотреть страшные мультфильмы. Ложился спать всегда не вовремя, поздно. Василий очень боялся сквозняков, поэтому спал, закрыв плотно окошки. Постоянно опаздывал в школу, бывало и такое, что мог и заснуть на уроке. Учился на одни «двойки».
— Вот такая история. Дети, а может быть, кто-то узнал себя в этом мальчике?
— Ответьте, пожалуйста, почему мальчик Василий засыпал на уроке? (ответы учащихся – не мог выспаться).
— Почему он не мог выспаться? (ответы учащихся – ложился не вовремя, …)
— Какой урок можно извлечь из этой ситуации? (ответы учащихся – надо ложиться вовремя).
— Почему надо ложиться вовремя? ((ответы учащихся – если не выспишься, не сможешь хорошо работать на уроках, будешь невнимательным, будешь получать плохие отметки).
— Давайте отправимся к следующему герою
Сл. 9 – Филя.
— Вот кто самый начитанный! Иногда думаешь, что Филя знает всё-всё. Или, по крайней мере, хочет знать. В комнате Фили всегда порядок: книги и учебники ровной стопкой лежат на полке, все игрушки – на своих местах.
Сл. 10 белый экран
— Филя предлагает вам помочь ему решить одну проблему: Как правильно подготовиться ко сну? Поможете ему ребята? Для этого он предлагает вам поработать в группах.
(Для разрешения проблемы организуется групповая работа).
1 группе необходимо внимательно рассмотреть предложенные картинки, сделать выводы, продолжить начатую фразу…
2 группе необходимо из предложенных фраз выбрать нужные для ответа на проблемный вопрос.
3 группе необходимо распределить картинки в два столбика: что необходимо сделать перед сном, а что нежелательно.
(В ходе ответов каждой группы, ведётся обсуждение, анализ).
— Ребята, Филя доволен вашей работой, вы молодцы!
Физминутка.
— Наш следующий герой …..
Сл. 11 – Мишутка.
— Мишутка очень весёлый и забавный, у него много друзей, а ещё он хороший затейник. Он любит играть в игры и предлагает вам поиграть с ним в игру «Верно, или нет?». А заодно он хочет узнать, как вы усвоили правила подготовки ко сну.
Сл. 12 белый экран
— Готовы поиграть? (ответы учащихся)
— Тогда вставайте и слушайте условия его игры: если высказывание верно, то вы складываете руки как во сне (показ учителя), а если нет, то хлопаете в ладошки и топаете ножками (показ учителя).
— Готовы?
Перед сном нужно:
почистить зубы;
попрыгать и побегать;
проветрить комнату;
посмотреть страшный мультфильм;
почитать книгу;
подраться;
хорошо покушать;
погулять на свежем воздухе;
послушать громкую музыку;
поиграть в шумные игры.
— Молодцы!
— Давайте проведём гимнастику для глаз: Я попрошу вас, положите свои ручки на парту, опустите на них голову, лягте удобно и закройте глазки. Подумайте о тёплом солнышке, о зелёной травке и о весенних красивых цветах.
— Теперь открываем глазки! Отдохнули?
(Продолжение) Открытие новых знаний
— Сейчас мы с вами отправимся в гости к единственной девочке среди героев программы – это
Сл. 13 – Каркуша
— Каркуша уверена, что за всеми мальчишками нужен глаз да глаз! Того и гляди, что-нибудь учудят. У Каркуши, как и у всех детей есть мама и папа. У Каркуши мама – пекарь, а папа – пожарник. Когда они на работе, то им часто приходится не спать ночью.
Сл. 14 – белый экран
— Дети, почему родители Каркуши не спят ночью на работе? (ответы учащихся).
— Ребята, давайте посмотрим, люди каких профессий не спят ночью на работе.
Сл. 15 – 18 – профессии людей
Сл. 19 – белый экран
— Назовите ещё профессии людей, которые ночью не спят? Почему?
— Скажите, а у кого родители, так же как и у Каркуши не спят ночью на работе? (ответы учащихся)
— Дети, а что делают животные ночью? (ответы учащихся)
— Почему они не спят? (ответы учащихся)
— А можете ли вы назвать животных, которые ночью не спят? (ответы учащихся)
— Каркуша для вас подготовила подсказки. Смотрим на экран.
Сл. 20- 24-животные, которые ночью не спят
Итог урока
— На этом наше знакомство с героями телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» подошло к концу.
Сл. 25 — На экране герои телепередачи, звучит музыка — заставка, конец.
Сл.26 – белый экран
— Дети, сейчас проверим, на сколько хорошо вы усвоили новый материал.
Индивидуальная работа по карточкам «Проверь себя»
— Давайте проверим, как вы справились с заданием:
Сл.27-29 – «Проверь себя»
! Проговаривать каждый вопрос и варианты ответов на него.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке по теме «Зачем мы спим ночью?»(ответы учащихся)
Сл.30 — Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Зачем мы спим ночью? (Сл.31) — (ответы учащихся)
Сл. 32 – белый экран
Рефлексия
— Ребята, я хочу, чтобы вы выразили своё настроение к уроку.Какое настроение у вас в конце урока? Возьмите смайлики.
Сл. 33 – Сладких снов!
— Дети, я хочу выразить вам свою благодарность за работу, вы такие молодцы, мне очень было приятно с вами работать. Я желаю вам всем только спокойных и сладких снов! На память о нашем уроке я хочу вам подарить звёздочку. Пусть она вам светит ярко ночью и оберегает ваш сон!
