Автор: Петрова Татьяна Альбертовна
учитель — логопед МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 56»
Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] и ранее поставленных звуков в слогах, словах и предложениях»
Ф.И.О.
учителя-логопеда |
Петрова Татьяна Альбертовна | ||
Возрастная группа/диагноз | Лиза Б. 6 лет (ТНР, Расстройство экспрессивной речи (F 80.1)) | ||
Форма организации | Индивидуальное занятие | ||
Тема занятия | Автоматизация звука [P] и ранее поставленных звуков в слогах, словах и предложениях | ||
Методы | Словесные, наглядные, практические | ||
Используемые технологии | 1. Технология на основе системно-деятельностного подхода.
2. Здоровьесберегающие технологии. 3. Игровые технологии. |
||
Цель занятия | Закрепление навыка правильного произношения звука [р] в слогах, словах, предложениях. | ||
Задачи | Коррекционно-образовательные | Коррекционно-развивающие | Коррекционно-воспитательные |
1. Уточнить и закрепить правильное произношение звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
2. Автоматизировать правильное произношение и дифференцировать в свободной речевой деятельности все поставленные ранее звуки. |
1.Развивать связную речь
2.Развивать зрительное внимание и восприятие 3. Развивать фонематическое восприятие 4. Развивать мышление и память 5. Развивать мелкую моторику |
1.Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.
2. Воспитывать самоконтроль за собственной речью. |
|
Оборудование | — Контейнер с манной крупой; картинки, в названии которых есть звук [р]; разовые трубочки для коктейля.
— Карточки для артикуляционной гимнастики. — «Поддувалочки» (пособия для развития речевого дыхания). — Схемы слов с обозначением твердого согласного звука в начале слова, в середине и в конце. — Корзинка, камешки Марблс, карточки с картинками — Карточки на нейропсихологические упражнения — Рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши |
||
Технологическая карта занятия | |||
Этап | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Планируемый результат |
I. Организационный момент
(Выявление темы занятия) |
На столе стоит контейнер с крупой. В крупе спрятаны картинки: воробей, ручей, бревно, перо. 2. Логопед, совместно с ребенком, обозначает тему занятия. 3. Педагог предлагает ребенку вспомнить ранее выученное стихотворение, в котором встречались эти слова. Расхрабрился воробей. Прыгнул в мартовский ручей. А теперь на бревнышке Сушит свои пёрышки. |
1. Ребенок при помощи разовой трубочки сдувает крупу и находит картинки, в названии которых есть звук [р]: воробей, ручей, бревно, перо.
2. Ребенок, совместно с логопедом, приходит к выводу, что тема занятия: «Автоматизация звука [P] в слогах, словах и предложениях». 3. Ребенок вспоминает ранее выученное стихотворение и раскладывает по порядку картинки. |
Активизация внимания ребенка на мыслительную деятельность. Положительный эмоциональный настрой. |
II. Подготовительный этап
(Артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания) |
1. Логопед предлагает ребенку вспомнить названия упражнений из артикуляционной гимнастики для языка для правильного произношения звука [р].
2. Педагог предлагает «позвать птиц на ужин», привлекая их внимание к кормушке. Для этого выполняется упражнение на дыхание «Поддувалочка». |
1. Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику (чистим зубы, маляр, лошадка, грибок, дятел) и прилепляет картинки на липучки на сказочный фон.
2. Ребенок выполняет упражнение «Поддувалочка». |
Правильное выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений. |
III. Основной этап
1. Развитие фонематического слуха 2. Совершенствование грамматического строя речи. 3. Развитие межполушарного взаимодействия. 4. Работа с альбомом «Автоматизация звука Р», Юлия Новосёлова. 5. Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов (работа в тетради). |
1. Логопед предлагает вспомнить слова, названия картинок, которые ребенок достал в начале занятия из контейнера с крупой. Определить место звука [P] в слове.
2. Разложить картинки в три домика: 1) звук [P] в начале слова; 2) звук [P] в середине слова; 3) звук [P] в конце слова. 3. Игра с прищепками «Четвертый лишний». 1. Работа с карточками «Птицы» 1.1. Воробей (образование качественных прилагательных) 1.2. Ворона (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) 1.3. Свиристель (составление предложения из слов) 1.4. Снегирь (образование сложных слов) 1. Кинезеологические упражнения «Смена поз руки» 1. Упражнение на переключаемость. 1. Работа в тетради. Звукобуквенный анализ слов (слова со звуком [P]) |
1. Ребенок вспоминает слова и определяет место звука [P] в слове (подбирает соответствующую схему)
2 Ребенок раскладывает картинки в соответствии с местом звука [P] в слове. 3.Ребенок определяет лишний предмет на картинке. Ребенок работает с карточками «Птицы»
Ребенок выполняет упражнения. Ребенок выполняет упражнение на переключаемость, проговаривая звук [P] в словах. Ребенок записывает слова и самостоятельно проводит звукобуквенный анализ слов. |
Самостоятельная деятельность.
Правильные ответы ребенка. Правильные ответы ребенка. Правильно выполненные упражнения. Правильно выполненные упражнения Правильно написанные слова, правильный разбор слов |
III. Заключительный этап.
Рефлексия. |
Подведение итогов деятельности. | Ребенок делится своими впечатлениями. | Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность. |