Автор: Петрова Татьяна Альбертовна

учитель — логопед МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 56»

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] и ранее поставленных звуков в слогах, словах и предложениях»

 

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Петрова Татьяна Альбертовна
Возрастная группа/диагноз Лиза Б. 6 лет (ТНР,  Расстройство экспрессивной речи   (F 80.1))
Форма организации Индивидуальное занятие
Тема занятия Автоматизация звука [P]  и ранее поставленных звуков в слогах, словах и предложениях
Методы Словесные, наглядные, практические
Используемые технологии 1.  Технология на основе системно-деятельностного подхода.

2.  Здоровьесберегающие технологии.

3.  Игровые технологии.

Цель занятия Закрепление навыка правильного произношения звука [р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи Коррекционно-образовательные Коррекционно-развивающие Коррекционно-воспитательные
1. Уточнить и закрепить правильное произношение звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

2. Автоматизировать правильное произношение и дифференцировать в свободной речевой деятельности все поставленные ранее звуки.
3. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слова. 

1.Развивать связную речь

2.Развивать зрительное внимание и восприятие

3. Развивать фонематическое восприятие

4. Развивать мышление и  память

5. Развивать мелкую моторику

1.Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность. 

2. Воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Оборудование — Контейнер с манной крупой; картинки, в названии которых есть звук [р]; разовые трубочки для коктейля.

— Карточки для артикуляционной гимнастики. 

— «Поддувалочки» (пособия для развития речевого дыхания).

— Схемы слов с обозначением твердого согласного звука в начале слова, в середине и в конце.

— Корзинка, камешки Марблс, карточки с картинками

— Карточки на нейропсихологические упражнения

— Рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши

Технологическая карта занятия
Этап Деятельность педагога Деятельность ребенка Планируемый результат
I. Организационный момент 

(Выявление темы занятия)

  1. Игра «Найди картинку». 

На столе стоит контейнер с крупой.  В крупе спрятаны картинки: воробей, ручей, бревно, перо. 

2. Логопед, совместно с ребенком, обозначает тему занятия.

3. Педагог предлагает ребенку вспомнить ранее выученное стихотворение, в котором встречались эти слова.

Расхрабрился воробей.

Прыгнул в мартовский ручей.

А теперь на бревнышке

Сушит свои пёрышки.

1. Ребенок при помощи разовой трубочки сдувает крупу и находит картинки, в названии которых есть звук [р]: воробей, ручей, бревно, перо. 

 2. Ребенок, совместно с логопедом, приходит к выводу, что тема занятия: «Автоматизация звука [P] в слогах, словах и предложениях».

3. Ребенок вспоминает ранее выученное стихотворение и раскладывает по порядку картинки.

Активизация внимания ребенка  на мыслительную деятельность. Положительный эмоциональный настрой.
II. Подготовительный этап

(Артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания)

1. Логопед предлагает ребенку  вспомнить названия упражнений из артикуляционной гимнастики для языка для правильного произношения звука [р].  

2. Педагог предлагает «позвать птиц на ужин», привлекая их внимание к кормушке. Для этого выполняется упражнение на дыхание «Поддувалочка».

1. Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику (чистим зубы, маляр, лошадка, грибок, дятел) и прилепляет картинки на липучки на сказочный фон.

2. Ребенок выполняет упражнение «Поддувалочка».

Правильное выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений.
III.  Основной этап

1. Развитие фонематического слуха

2. Совершенствование грамматического строя речи.

3. Развитие межполушарного взаимодействия. 

4. Работа с альбомом  «Автоматизация звука Р», Юлия Новосёлова.

5. Совершенствование навыка звукобуквенного  анализа слов (работа в тетради).

1. Логопед предлагает вспомнить слова, названия картинок, которые ребенок достал в начале занятия из контейнера с крупой. Определить место звука [P] в слове. 

2. Разложить картинки в три домика: 

1) звук [P] в начале слова;

2) звук [P] в середине слова;

3) звук [P] в конце слова.

3. Игра с прищепками  «Четвертый лишний».

1. Работа с карточками «Птицы»

1.1. Воробей (образование качественных прилагательных)

1.2. Ворона (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

1.3. Свиристель (составление предложения из слов)

1.4. Снегирь (образование сложных слов)

1. Кинезеологические упражнения «Смена поз руки»

1. Упражнение на переключаемость. 

1. Работа в тетради. Звукобуквенный анализ слов (слова со звуком [P])

1. Ребенок вспоминает слова и определяет место звука [P] в слове (подбирает соответствующую схему)

2 Ребенок раскладывает картинки в соответствии с местом звука [P] в слове.

3.Ребенок определяет лишний предмет на картинке. 

Ребенок работает с карточками «Птицы»

  

Ребенок выполняет упражнения.

Ребенок выполняет упражнение на переключаемость, проговаривая звук [P]  в словах.

Ребенок записывает слова и самостоятельно проводит звукобуквенный анализ слов.

Самостоятельная деятельность.

Правильные ответы ребенка.

Правильные ответы ребенка.

Правильно выполненные упражнения.

Правильно выполненные упражнения

Правильно написанные слова, правильный разбор слов

III. Заключительный этап.

Рефлексия.

Подведение итогов деятельности.  Ребенок делится своими впечатлениями.    Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.