Автор: Петрова Татьяна Альбертовна

учитель — логопед МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 56»

Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в работе учителя – логопеда на основе традиций народов Томской области.

Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в работе учителя – логопеда на основе традиций народов Томской области

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Центр раннего развития — детский сад № 56»

 

Петрова Татьяна Альбертовна,

учитель – логопед

 

Повышение уровня осведомленности детей и их родителей в области этнокультуры несет высокую актуальность для современной системы образования. Многие ученые и педагоги, рассматривающие вопросы этнокультурного воспитания, такие как В. С. Заслуженюк, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.Г. Тайчинов, К.Д. Ушинский, говорят о том, что приобщение детей к ценностям культур народов России следует начинать с дошкольного возраста. Особенно актуально это в  условиях многонационального государства. 

Актуальность проблемы обусловлена современными социально-культурными задачами сохранения национального культурного наследия, обеспечения этнической устойчивости социума в условиях межкультурной интеграции народов России [3].

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Данная тема была включена в реализацию общесадовского проекта по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Во время работы изучены следующие лексические темы: «Наша Родина – Россия», «Наш город», «Национальности Томской области», «Быт русского народа», «Быт татарского народа», «Быт украинского народа», «Фольклор русского (татарского, украинского, чувашского) народа», «Игры народов Томской области», «Ремесла народов Томской области» и т.д. 

Цель: формирование у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, расширение пассивного и активного словаря, закрепление произношения путем проговаривания скороговорок и чистоговорок разных национальностей, населяющих Томскую область.

Задачи:

Образовательные:

— изучить народные традиции родного края посредством ознакомления с традициями народов, проживающих на территории Томской области (русские, татары, немцы, украинцы, цыгане);

—  найти эффективные и интересные методы для работы с детьми на логопункте;   

—  повысить мотивацию у детей к занятиям с учителем – логопедом.

Воспитательные:

— сформировать эмоционально-положительное отношение детей к мероприятиям образовательной деятельности;

— воспитывать любовь к традициям родного края, гуманистические ценности, толерантное отношение к людям других национальностей. 

Развивающие:

— развивать возможности использования полученных знаний в повседневной жизни;

— формировать навыки социальной, познавательной и творческой активности.

Формы и методы работы:

 — непосредственная образовательная деятельность на логопункте; 

— работа с родителями, раскрывающие важность развития речи ребёнка;

— разработка конспектов различных мероприятий (занятий, праздников, развлечений); положений проведения фестивалей, конкурсов, выставок с задействием детей с ТНР, имеющих статус с ОВЗ;

— изготовление демонстрационного и раздаточного материала по развитию речи по теме этнокультуры, а так же буклетов, лэпбуков, дидактических и развивающих игр;

Основные этапы реализации проекта и прогнозируемые результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные этапы проекта  и прогнозируемые результаты

 

Этапы Содержание Предполагаемый результат
1.Подготовительный

      (сентябрь 2019г.)

  • Экспертиза условий;
  • Создание творческой группы по теме проекта;
  • Разработка положений конкурсов 
  • Анализ итогов педагогического наблюдения, бесед, продуктов деятельности детей по теме проекта;
  • Определение цели и задач по работе с родителями.
  • Выработка единой  системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.
  • Стабильность условий в ДОУ;
  • Результаты мониторинга;
  • Положение о работе творческой группы
  • Комплекс дидактических материалов 
  • Положения конкурсов
  • Результаты мониторинга детей
  • План работы с родителями
  • План работы по взаимодействию специалистов по теме проекта
  • План работы с социумом (Детская школа искусств, Детский Дом творчества, Городской музей г. Северска, краеведческий музей г. Томска, Центр «Поиск» г. Северска, театр муз. комедии «Современник», театр для детей и юношества)
2.Основной

   (октябрь 2019 – май 2020г.)

  • Создание условий для успешного овладения детьми этнонациональной культуры средствами разнообразной деятельности: декоративно-прикладной, изобразительной (развитие мелкой моторики), музыкальной (развитие фонематического слуха), художественно-речевой и театрализованной (развитие активного и пассивного словаря, эмоциональной и познавательной сфер). 
  • Разработка, систематизация и внедрение материала по  этнокультурному воспитанию.
  • Развитие художественно-эстетических и речевых  возможностей  детей (постановка спектаклей, разучивание народных песен, танцев на уровне детского сада).
  • Развитие познавательной активности детей (беседы, викторины, посещение культурно-познавательных мероприятий в различных организациях города по теме проекта).
  • Развитие социально-коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию). 
  • Развитие  речевого взаимодействия (конкурсы чтецов на основе фольклора народов Томской области, художественный  материал по теме проекта, выставки книг). 
  • Развитие  физической активности детей (знакомство с играми народов Томской области, организация эстафет, соревнований, малых Олимпийских игр по теме проекта).
  • Работа с семьей по теме проекта (беседы, стендовая информация, организация семейных праздников, посиделок, мастер-классов, спортивных мероприятий,и т.д.).
  • Организована РППС;
  • Разработан пакет материалов по теме проекта;
  • Организована работа по художественно – эстетическому воспитанию детей;
  • Организована работа по познавательному  развитию детей;
  • Организована работа по социально – коммуникативному развитию детей;
  • Организована работа по речевому  развитию детей;
  • Организована работа по физическому  воспитанию детей;
  • План работы с семьей
3.Заключительный

        (июнь 2020г.)

  • Анализ итоговых знаний  детей (диагностика, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей).
  • Анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворенности от проведенной работы по теме проекта. 
  • Выявление  недостатков, трудностей и проблем  в работе.
  • Оформление полученного опыта.
  • Проект программы по формированию этнокультуры у старших дошкольников.
  • Участие в мероприятиях различного уровня по теме проекта
  •  Публикация материалов из опыта работы.
  • Аналитические материалы по качественной характеристике результатов.
  • Комплекс учебно – методических пособий по обозначенной проблеме.
  • Аудио, видео, мультиамедиа – метариалы.
  • Участие в редакционно – издательской деятельности

В ходе реализации проекта нами были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.

 

Таблица 2.

Результаты реализации проекта

Участники Функции
1 Дети 
  • Осваивают традиции народов своего края
  • Развиваются интеллектуально, эстетически и физически
  • Обогащают активный и пассивный словарь
2 Родители 
  • Получают информацию о результатах развития ребенка
  • Получают результаты деятельности детей по речевому развитию
  • Взаимодействуют с учителем — логопедом и воспитателями группы
  • Знакомятся с дополнительной информацией
  • Участвуют в мероприятиях проекта
3 Воспитатели 
  • Осуществляют взаимодействие «родители + дети + учитель — логопед»
  • Осваивают новые информационные и педагогические  технологии
  • Получают информацию о педагогической и методической литературе 
  • Используют Интернет – ресурсы учебного назначения
  • Обмениваются информацией по теме проекта в рамках МО
  • Участвуют в мероприятиях различного уровня по теме проекта

 

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Если начинать знакомить детей  с родным краем с дошкольного возраста, его традициями и достопримечательностями, то ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры [5].

 

Список использованных источников: 

 

  1. Волков, Н. Г. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Н. Г. Волков. – Москва : Академия, 1999. – 168 с.
  2. Ильченко, Л. Педагогика поликультурности и толерантности // Дошкольное воспитание. – 2004. –  № 8. – С. 20 – 22.
  3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова. – Москва : Академия, 2007. – 416 с.
  4. Этновоспитание в дошкольных образовательных организация : методическое пособие / под ред. М.К. Павлова, Е.В. Ланина. – Москва : Юрайт, 2012. – 405 с.
  5. Этнология : учебное пособие / под ред. Е. В. Миськовой, Н.Л. Мехедова, В.В. Пименова. – Москва : Академический Проект, 2005. – 624 с.
  6. Байгулова Н.В. Организация межличностного взаимодействия обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья в условиях этнопедагогического подхода средствами кейс-метода / Н.В. Байгулова, О.В. Шварева, Г.М. Губачева // Современные проблемы науки и образования.  Электронный научный журнал. 2018. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28089 (Дата обращения: 05.12.2018г.).