Автор: Пичугина Алия Рафаильевна

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №46″Надежда»

Особенности организации музыкальных занятий с дошкольниками в летний период.

Особенности организации музыкальной деятельности в летний период в детском саду.

Лето- восхитительное время года. Оно предназначено для отдыха детей и укрепления их здоровья.

Именно в летний период года дети получают максимальное количество положительных эмоций, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Вместе с тем, чем больше времени проводят дошкольники на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности детей в летний период. 

Традиционно в дошкольном учреждении принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности:

  • — организованная музыкальная деятельность;
  • — самостоятельная музыкальная деятельность;
  • — музыка в повседневной жизни;
  • — праздники, развлечения.

В летний период сохраняются музыкальные занятия, проводить их можно как в музыкальном зале, так и на свежем воздухе в зависимости от погодных условий.

Организованная музыкальная деятельность включает в себя пение детей, танцы, слушание музыки, игру на детских музыкальных инструментах, инсценирование сказок. Ребята слушают различные по стилям и жанрам музыкальные произведения (классические, народные), разучивают новые хороводы и игры, участвуют в подготовке летних праздников и развлечений.

Знания и умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться в самостоятельной музыкальной деятельности ребенка. 

Самостоятельная музыкальная деятельность выражается в нескольких формах:

— сюжетно-ролевая игра (сюжет игры, тему выбирают дети, например, «Игра в оркестр», «Музыкальный  магазин» «Музыкальная шкатулка», «Игра в театр», «Музыкальное занятие», «Ищем таланты», «Народный артист», «Концерт по заявкам» и т. д.;

— игры-упражнения (в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальные движения);

— музицирование. (оно включает и пение, и ритмические движений, и игру на музыкальных инструментах.)

На прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, играх, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать аудиозаписи, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием. 

Хорошим стимулом для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе и на прогулке могут служить музыкальные игрушки, инструменты, пособия, игры, атрибуты. Их не должно быть много, они должны заменяться, обновляться; желательно менять и место их расположения в группе.

Интересны и полезны летом хороводные игры, игры, сопровождающиеся стихами, которые доступны детям с младшей группы. Ведь в теплое время года детям можно петь на улице. Больше времени летом у педагогов для организации музыкально – дидактических игр: «Узнай по голосу», «Тише – громче», «На чем играю?» «Кто по лесу идёт?»и др.

Дальнейшее развитие получают игры – драматизации, которые тесно связаны с сюжетно – ролевыми играми. Старшие дошкольники могут инсценировать стихи, песни, сказки и показывать их малышам.

Ритмические игры и игровые упражнения надо использовать на прогулках, в организационных моментах, чередуя с играми, пением, музыкально – дидактическими и театрализованными играми.

Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. В играх дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, переживают события, доступные их пониманию. Воспитатель использует игру как могучее воспитательно-образовательное средство. Являясь ее организатором, создавая условия для игры или активно участвуя в ней, помогает реализовать замыслы детей, регулирует процесс общения с музыкальным искусством. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. В летний период воспитатель может прийти на помощь и включиться в игровую самостоятельную музыкальную деятельность детей. Дети играют в «музыкальные занятия», в «концерты», устраивают «кукольные театры», используют и применяют игру на детских музыкальных инструментах.

Музыка в повседневной жизни в летний период так же объединяет все формы музыкальной деятельности:

  • — слушание музыки в «живом исполнении» и в записи;
  • — утренняя гимнастика под музыку;
  • — игры и упражнения (сюжет игры, тему выбирают дети, например, «Игра в оркестр», «Музыкальный магазин» «Музыкальная шкатулка», «Игра в театр», «Музыкальное занятие», «Ищем таланты», «Народный артист», «Концерт по заявкам» и т. д.);
  • — музицирование. (оно включает и пение, и ритмические движений, и игру на музыкальных инструментах.)

Большое место в жизни детского сада занимают праздники, развлечения, досуги и театральные постановки. Праздники любят все, но детям они просто необходимы, поэтому в летний период их количество увеличено. Праздники и развлечения проводятся в конце каждой недели. В зависимости от погодных условий как правило, эти мероприятия проходят на улице. 

Развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решить серьезные воспитательные и образовательные задачи. Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новые навыки (певческие, двигательные). Исполнение стихов, драматизация сказок способствуют развитию звуковой культуры речи, обогащают словарь и речевые интонации, у детей развиваются творческие способности, организаторские навыки. Участие в разных видах деятельности сближает детей, помогает воспитателю лучше узнать их, создать дружный коллектив. Приближение праздника дети ждут с нетерпением, готовятся к нему, разучивают стихи, сценки, придумывают костюмы, рисуют афиши, изготавливают пригласительные билеты и разнообразные атрибуты.

Развлечения проводятся в форме концертов, квест-игр, путешествий, кукольных спектаклей, музыкальных викторин, конкурсов, и др. 

Таким образом, хорошо организованная музыкальная деятельность в летний период способствует общему оздоровлению детей, развитию их музыкальных способностей, обогащению их жизненного и музыкального опыта.