Как учителю подготовить аттестационный урок, чтобы он прошёл экспертизу при оценке проверяющего

Источник:  Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Приветствую Вас на моём канале, уважаемый читатель. Вчера в материале статьи я подробно разбирала методические аттестационные задачи, а на сегодня я обещала множество подробностей про аттестационный урок, снятый на видео. Начну сразу с аттестационного урока, но предварительно напомню уважаемым читателям, что у меня ранее было написано много статей про урок. И про традиционный урок и про тот, где УУД можно формировать и про урок с использованием различных обучающих технологий. Хочу отметить, что всё, что ранее было про урок сказано абсолютно не противоречит тому, что будет сказано сегодня

Аттестационный урок оценивает эксперт. Есть соответствующие бланки – матрицы для заполнения их экспертами при оценке аттестационного урока. Всего при выдаче аттестационного урока предусмотрено реализовать 5 блоков

Блок 1-й: Целеполагание

Блок 2-й: Содержание предмета

Блок 3-й: Взаимодействие участников

Блок 4-й: Оценивание на уроке

Блок 5-й: Обеспечение урока

Баллы, которые могут быть выставлены за отдельные элементы по каждому блоку – это 0 баллов, 1 балл и 2 балла. Для удобства оценивания можно самим делать аналогию с такими уровнями, как низкий, средний и высокий. Низкий – это будет 0 баллов. Средний – это 1 балл и наконец высокий – это будет 2 балла

Не забываем про три вида образовательного результата, согласно требованиям ФГОС  Источник: Яндекс картинки
Не забываем про три вида образовательного результата, согласно требованиям ФГОС Источник: Яндекс картинки

Здесь рекомендую учителю, прежде чем подгонять урок под эти блоки и критерии, нужно набросать план урока с его этапами и обязательным прописыванием времени на каждый из этапов (У меня была статья, которая так и называлась план урока, там об этом подробно прописано)

Рассмотрим подробно каждый из этих обязательных блоков

1. Блок № 1 называется Тема и цель урока

Здесь будет два подпункта, которые подлежат оцениванию эксперта

Подпункт 1.1. Обоснованность выбора темы / цели урока в контексте учебной темы

Здесь должно быть чётко видно, как и откуда появляется цель этого конкретного урока, причём в связке со всеми предыдущими уроками, если это не урок усвоения новой темы. Цель может быть сформулирована только обучающая. К примеру: Должны научиться выполнять упражнение. Или решать уравнения или др. Самое главное, чтобы эти цели в конце урока были достигнуты. Нельзя, что бы цель полностью прозвучала из уст учителя. В любом случае необходимо, чтобы дети принимали живое участие в формулировании темы. На такие цели, как правило уходит от 5-ти до 10-ти минут, не зависимо от того, каков формат урока

Подпункт 1.2. Создание условий для осознания (понимания, принятия) учащимися темы / цели урока

Здесь самое главное мотивация. Учитель в разных формулировках может цель неоднократно проговаривать и должно быть видно, что дети реагируют на это эмоционально положительно. Чем старше ученики, тем сложнее это обеспечить. Возможно здесь им можно пообещать, что если они без проблем справятся с поставленными целями, их будет ждать какой либо приятный бонус или ещё что. Это проявление коммуникации на уроке. Можно также вывести учеников на конкретную учебную проблему, чтобы они сами вышли на предполагаемую тему урока. Отдельно нужно учителю посмотреть методы активизации детей, чтобы сохранить их интерес в течение всего урока. На весь первый блок не должно уйти более 10-ти минут

На уроке тоже не забываем про воспитательный аспект  Источник:  Яндекс картинки
На уроке тоже не забываем про воспитательный аспект Источник: Яндекс картинки

2.Блок № 2: Содержание обучения

Здесь эксперт будет оценивать 6 подпунктов. Причём здесь же, не зависимо от того, какая тема урока будет нужно продемонстрировать элементы воспитания и развития личности обучающегося, потому что в бланке напротив этого пункта упоминается Концепция воспитания и социализации личности. На гуманитарных уроках это сделать не так сложно, а вот на предметах естественно — научного цикла очень даже не просто

Подпункт 2.1. Владение содержанием преподаваемого предмета

Здесь особо комментировать нечего. Нельзя допускать ошибок в предметном содержании и самое главное, как можно чаще поправлять детей. Если они эти ошибки допускают

Подпункт 2.2. Соответствие предметного содержания целям изучения предмета вообще и цели этого конкретного урока в частности

Всё, о чём здесь говорит учитель не должно отходить от тех целей, которые были озвучены и выведены вначале урока. Самое главное здесь раскрыть заявленную тему урока и чётко обозначить границы этой темы конкретно на этом уроке. Если это будет урок усвоения нового материала, то этап может длиться до 20-ти минут

Подпункт 2.3. Обоснованность отбора содержания учебного материала в зависимости от формата урока. Ориентир на полное усвоение всего, что было запланировано учителем в самом начале

Весь объём предлагаемой на урок информации будет соотноситься с форматом урока. Понятно, что если это урок освоения нового материала, информации новой будет очень много. Не стоит на аттестационный урок брать очень большое количество совершенно новой информации, даже если это урок усвоения нового материала. Нужно постоянно помнить о том, что основной акцент всегда будет направлен на работу и активность детей, их эмоциональное состояние, их желание активно работать и отвечать на вопросы учителя. Здесь должно быть видно, какую раздатку использует учитель, какие таблички они заполняют, или тексты формулируют и записывают

Подпункт 2.4Межпредметные и надпредметные контексты содержания урока и обоснованность их наличия или отсутствия

Думаю, что здесь понятно, что межпредметное – это связь с содержанием других предметов. Использовать это надо, если только она есть явная, о чём нельзя не упомянуть, а надпредметная, это уже наличие УУД, формируемые именно в рамках содержания данного урока соответствующего предмета. Здесь напомню, что личностные и рефлексивные УУД всегда бывают рядом друг с другом, познавательные вообще всегда присутствуют везде, поскольку связаны с предметным содержанием, но при условии, что дети активны и мотивированы, а коммуникационные – это их работа в парах и группах, но под чутким руководством учителя. Это значит, что коммуницируют абсолютно все

Подпункт 2.5. Полное раскрытие темы урока с учётом возраста обучающихся

Здесь учитель должен демонстрировать, насколько его текст по ходу урока дети внятно воспринимают. Если им будет сложно, то не будет активности с их стороны. Если всё чрезмерно упрощено, то тогда не будет интереса с их стороны. Учителю нужно всегда помнить, что по поведению детей опытному эксперту всегда легко судить, насколько они втянуты в учебную работу, или наоборот

Подпункт 2.6. Воспитательный потенциал урока

Это очень важный пункт, который нельзя игнорировать. Нужно вычленить ценностный аспект содержания данного предмета и сделать на этом акцент, желательно не один раз в ходе урока. В бланке эксперта есть отдельная сноска на полный перечень базовых ценностей личности гражданина России. Повторюсь, что если урок по предмету гуманитарному, проблем не возникнет. Для физиков, математиков, химиков и др., можно предложить сделать акцент на научную картину мира, ценность науки, исследований и др.

3. Блок № 3: Взаимодействие учителя и учащихся на уроке

Блок состоит из 5-ти подпунктов

Подпункт 3.1. Соответствие используемых обучающих технологий и методик задачам конечных образовательных результатов на этом уроке

В своих предыдущих статьях я достаточно много писала про самые различные обучающие технологии, как и где их можно и нужно использовать. Здесь конкретно упомяну только одну, это технология развития критического мышления. Она всегда работает беспроигрышно на любом уроке и при любом учебном содержании

Подпункт 3.2. Использование методов формирования положительной мотивации

Здесь учителю всегда нужно помнить, что во время урока участие в учебном процессе должны принимать все дети без исключения, и слабые и инклюзия и те, для кого русский язык не является родным и др. Это прописано сегодня на законодательном уровне и не обсуждается. Следовательно сильно усложнённого материала быть на уроке не должно, а вот домашнее задание можно и нужно давать разное. И кто, как не учитель знает потенциал и ресурс каждого отдельного ребёнка в классе. Чем больше детей втянуто в текущий процесс, тем сильнее у них учебная мотивация. ЭТО ВСЕГДА СО СТОРОНЫ ВИДНО!

Подпункт 3.3. Разнообразие методов получения положительной мотивации

Это продолжение предыдущего подпункта. Это основное мастерство учителя, на уроке интересно, содержание большинству доступно, никто не остаётся без внимания, активность детей зашкаливает, они тянут руки, отвечают, спрашивают и др. Напомню, чем старше дети, тем это сложнее

Подпункт 3.4. Применение индивидуального (дифференцированного) подхода на уроке к детям

Это тоже частично продолжение предыдущих подпунктов. Лучше всего такая работа демонстрируется при работе в малых группах. Самые частые ошибки на этом этапе, это нехватка времени проверить то, что они получили в ходе работы в своей группе, тогда всё остальное теряет смысл. Здесь лучше, чтобы задания были простыми и лёгкими для выполнения и строгое отслеживание всего процесса по минутам

Подпункт 3.5. Позитивная и нормативная коммуникация учителя с учениками. Учёт возраста учеников, их особенностей и адекватность всего происходящего конкретно этому уроку

Здесь учитывается стиль общения учителя с детьми. Позитивный настрой, комфортная учебная обстановка, грамотная коммуникация со стороны учителя. Убедительность речи, уместные повторы поставленных целей, постоянный вызов на предметный разговор самих учащихся

4. Блок № 4: Результат – ориентация на развитие самостоятельности учеников на оценивание результатов собственной деятельности на уроке

Состоит из 3-х подпунктов

Подпункт 4.1. Предмет оценивания на уроке

Дети должны чётко понимать, за что они получат свои оценки на этом уроке

Подпункт 4.2. Целесообразность выбора методик оценивания учителем достижений учеников

Учителю нужно забыть про те ошибки, которые дети допускают во время ответов, или по крайней мере мягко их поправлять. А вот все их достижения и удачи можно слегка усиливать. Здесь нужно помнить, что урок аттестационный и надо выгодно выглядеть самому учителю, в первую очередь. Понятно, что это не всегда надо делать при каждодневных занятиях, хотя смотря как к этому подходить. Одно неверно сказанное слово отобъёт охоту к учёбе навсегда. В этом есть педагогическое мастерство педагога. Он учит, а не назидает

Подпункт 4.3. Использование методик развития самостоятельности учеников в оценивании результатов своей деятельности на уроке

Это всё относится к рефлексии и для аттестационного урока здесь можно несколько раз запустить процедуру самооценивания детей. Они могут сами себе поставить оценку, могут выбрать разные смешные или нет рожицы (смотря какой возраст). Особо активных можно просто спросить вслух, а что лично тебе сегодня удалось, а что нет. Необходимо создать убедительность того, что это таким образом происходит на каждом уроке

Обязательный элемент вообще каждого ежедневного урока  источник: Яндекс картинки
Обязательный элемент вообще каждого ежедневного урока источник: Яндекс картинки

5. Блок № 5: Обеспечение урока

Здесь рассматривается 3 подпункта

Подпункт 5.1. Достаточное обеспечение урока средствами обучения

Хорошо здесь тому, у кого есть IT – средства. Очень спасает интерактивная доска, проектор и др. Но если всего этого нет, то в таких ситуациях всегда очень спасает раздатка. Таблички, буклеты, цветные папочки разные для каждой группы и др. Работает беспроигрышно

Подпункт 5.2. Целесообразный темп работы учеников на уроке

Здесь учителю необходимо неоднократно всё просчитать по времени, причём отдельно по каждому этапу урока. Наиболее грубыми считаются нарушения, когда учитель не уложился во времени, или наоборот, всё быстро закончилось и он не знает чем их занять в оставшееся время. Это проблемы всех начинающих учителей. И для этого надо всегда процессом управлять из минуты в минуту. На случай торможения, выбрасывать лишнее, на случай малого запаса информации заранее продумать, чем можно будет дополнительно подгрузить. И прежде чем записывать на видео, надо прогнать совершенно подобные уроки пару тройку раз заранее

Подпункт 5.3. Психологическая комфортность урока для учеников

Здесь в чистом виде рассматривается поведенческий аспект самого педагога. Необходимо помнить, что сегодня мы реализуем педагогику сотрудничества, это раз. Необходимо помнить, что у детей бывает много внутренних проблем, о которых учителя не могут и не должны знать, но это всегда необходимо замечать и по мере возможности не стоит дёргать их без причины. Потом всегда можно наверстать упущенное. Если конечно педагог понимает, что такое психолого – педагогическое сопровождение ребёнка

Должны быть для всех яркими и запоминающимися  Источник:  Яндекс картинки
Должны быть для всех яркими и запоминающимися Источник: Яндекс картинки

Вот по аттестационному уроку в целом всё. То есть эксперт должен увидеть чёткую организационную структуру урока на все 45 минут. Баллы, от нуля до 2-х выставляются за каждый упомянутый пункт. Имеет смысл всей школой перейти именно на такой анализ и самоанализ урока. Затем просчитывается общее набранное количество баллов

Эксперт пишет краткое экспертное заключение, где в конце бланка отмечено:

*УЧИТЕЛЬ_______

*ПРЕДМЕТ________

*ТЕМА УРОКА______

*КЛАСС__________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ_____

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА_________

Эксперт может указать на выявленные дефициты в деятельности учителя на уроке, а также предложить возможное повышение квалификации для данного учителя на основе анализа представленного урока

Эксперт _____________________________________ (ФИО)

Дата экспертизы урока __________________________

Вот собственно на сегодня вся информация, но по мере её увеличения, думаю, что ещё не раз к теме урока я в своих материалах буду к этому возвращаться. СПАСИБО. Продолжение следует