Познавательно-исследовательская деятельность в 6-7 лет. Пример занятия

Ксенофонтова И. В.,
воспитатель МОУ «Прогимназия № 48» 
пос. Гжельского кирпичного завода
Раменского района Московской области

Четвертый год вместе с моими коллегами я участвую в экспериментальной деятельности по  апробации программы дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей». Сейчас работаю с детьми семи лет, будущими первоклассниками. Для меня очень важно, чтобы мои выпускники были готовы к открытию новых знаний, и программа уделяет этому большое внимание, нацеливая воспитателя на формирование у ребенка-дошкольника таких ценных качеств, как любознательность, наблюдательность, самостоятельность, умение находить причинно-следственные связи, экспериментировать.

Развитию этих качеств, несомненно, способствует создание условий для включения детей в  познавательно-исследовательскую деятельность, которая, в соответствии с программой, может осуществляться по-разному: через экспериментирование с предметами и их свойствами, путешествие по карте, путешествие по «реке времени», через классификационную работу.

Хочу поделиться опытом разработки и проведения занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Виды профессий». Цель моего занятия заключалась в формировании у детей умения классифицировать профессии по определенному основанию: с кем или с чем работает человек.

Чтобы эта деятельность вызвала у детей интерес, я продумала, как ее «упаковать», сделать привлекательной. Поэтому отправным мотивирующим моментом на занятии стало интересное событие: к нам пришло письмо от Незнайки. Ребята с удовольствием откликнулись на просьбу героя помочь ему выполнить домашнее задание, распределив профессии на три группы.

Однако, как это сделать, дети не знали. Я взяла на себя роль партнера, и мы вместе искали основание для классификации. Сравнивая картинки, пришли к выводу, что представители одних профессий работают с людьми, других – с техникой, третьих – с природой. Распределить картинки по группам труда не составило, так как занятию предшествовала большая предварительная работа. Мы с ребятами много беседовали, знакомились с художественными произведениями, играли в дидактические и сюжетные игры по теме.

На следующем этапе занятия мы должны были занести результаты нашего исследования в классификационную таблицу. Чтобы и эта работа имела для детей смысл, я предложила им заполнить таблицу и отправить электронным письмом Незнайке. Мы придумали символы для каждой группы профессий, в соответствии с которыми разложили картинки. Фотография коллективной работы была отправлена нашему сказочному другу.

Считаю, что на данном занятии мне удалось реализовать все основные функции познавательно-исследовательской деятельности, но, конечно, в большей степени внимание было уделено освоению детьми родо-видовых (классификационных) отношений. В процессе установления таких отношений ребенок совершает множество интеллектуальных актов: операции чувственного познания (узнавание, воспоминание), операции логического и аналитико-синтетического познания (рассуждение, сравнение, сопоставление, кодирование и декодирование).

Такие занятия я провожу регулярно, по различным темам из примерного перечня программы. Уверена в том, что эта систематическая и целенаправленная работа даст свои положительные результаты, и мои дошкольники будут готовы к обучению в школе.