Положение о составлении рабочих программ педагогическими работниками, реализующими федеральный государственный стандарт

Положение о составлении рабочих программ педагогическими работниками, реализующими федеральный государственный стандарт

Аннотация:

Рабочая программа учителя – это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам, внеурочной деятельности. Рабочие программы определяют содержание деятельности образовательного учреждения в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию федерального государственного стандарта, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Согласовано на заседании

педагогического совета

(протокол №1 от 28.09.2014 г.)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОО

_______________________ ФИО

 

Утверждено приказом по  ОО

№ ____от «___» ___________ 2014 г

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о составлении рабочих программ педагогическими работниками,  реализующими федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования

 

  1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (вступил в силу 01.09.2013);  ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373, ФГОС основного общего образования,  утвержденным приказом Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 г. № 1897, с методическими рекомендациями по составлению рабочих программ по предмету в составе основной образовательной программы и рабочих программ общеобразовательных организаций.

1.2. Рабочая программа учителя – это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам, внеурочной деятельности.

  • Рабочие программы определяют содержание деятельности образовательного учреждения в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию федерального государственного стандарта, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
  • Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.
  • Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.
  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
    • Требования к рабочей программе:

1) наличие признаков нормативного документа;

2) учет основных положений образовательной программы общеобразовательного учреждения;

3) системность и целостность содержания образования;

4) последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;

5) учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана общеобразовательного учреждения;

6) конкретность и однозначность представления элементов содержания образования;

7) определение планируемых результатов реализации программы.

  • Рабочие программы составляются по:
  • обязательным предметам учебного плана;
  • предметам, дополнительно введенным в учебный план за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в соответствии с особенностями школы и ее образовательной политики (миссия, цели, задачи и др.);
  • элективным, факультативным курсам;
  • предметным кружкам, кружкам, объединениям, секциям дополнительного образования;
  • занятиям внеурочной деятельности.
    • Нормативной и содержательной основой для со­ставления рабочих программ является основная образо­вательная программа общего образования (начального, основного, среднего).
    • Рабочие программы по обязатель­ным учебным предметам, входящим в учебный план школы, составляются на основе программ по учебным предметам, являющихся структурным элементом обра­зовательной программы школы.

 

  1. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции ОО.

2.2. Рабочая программа  разрабатывается учителем  ежегодно до начала нового учебного года и корректируется по мере необходимости.

2.3. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

  • федеральному государственному образовательному стандарту начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • программе формирования универсальных учебных действий;
  • основной образовательной программе начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • примерной образовательной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
  • федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Базисному учебному плану ОО;
  • требованиям к оснащению образовательного процесса.

2.4. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

2.5. Если в примерной  или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

2.6. К рабочим программам по учебным предметам, входящим в учебный план школы, относятся

  • авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК);
  • программы, составленные учителем или коллективом учителей.

2.7. Ав­торская программа – это документ, созданный на основе федеральных государственных образовательных стандартов, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) для достижения планируемых результатов с использованием предложенного данным автором (группой авторов) учебника. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в образовательном учреждении, классе. В данном случае у учителя должен иметься опубликованный вариант авторской программы.

2.8. Программы, составленные учителем или коллективом учителей. В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за ос­нову:

  • основную образовательную программу основного (начального, среднего) общего образования ОО;
  • программу по данному учебному предмету;
  • реализуемый учебник из федерального перечня и входящий в список учебников, утвержденных для ис­пользования в ОО.

2.9. Составитель рабочей программы может самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки с учетом целевого раздела образовательной программы школы, раскрывать содержа­ние разделов, тем, обозначенных в программе по учебно­му предмету; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы; конкрети­зировать планируемые результаты освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля достижения планируе­мых результатов.

 

 

  1. Структура рабочей программы.

 

  • Рабочие программы по учебным предметам, со­ставляемые ежегодно для конкретного класса, долж­ны иметь структуру, соответствующую требованиям ФГОС.
  • Структура рабочей программы является фор­мой представления учебного курса, предмета, дисци­плины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1) титульный лист

2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

3) общую характеристику учебного предмета, курса;

4) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

8) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

9) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (появляется на ступени основного общего образования).

 3.3. Титульный лист рабочей программы должен содержать:

  • наименование общеобразовательного учреждения;
  • название курса, для изучения которого написана программа;
  • указание параллели, класса, в котором изучается курс;
  • фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы;
  • гриф утверждения программы;
  • год составления программы (Приложение).

3.4. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

  • определить цели и задачи, планируемые результаты изучения учебного предмета (должны пони­маться однозначно и быть диагностируемыми) на учебный год;
  • дать представление о способах развертывания учебного материала, в об­щих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ста­вятся при изучении предмета, описать средства их достижения;

Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора и особенности реализации в конкретном общеобразовательном учреждении. В этом случае поясни­тельная записка является очень краткой.

  • В разделе «Общая характеристика учебного предмета, курса» указываются основные содержательные линии, логические связи данного предмета (курса) с остальны­ми предметами (разделами) учебного плана.
  • В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» необходимо указать к какой образовательной области относится предмет, в течение, какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов. Если программа разрабатывается для внеурочной деятельности, то необходимо указать, к какому направлению данный курс относится.
  • Раздел «Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета» должен содержать информацию о значимости изучения предмета (курса), практической направленности, роли предмета (курса) в школьном образовании.
  • Раздел «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» должен содержать требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса. Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).
  • Календарно-тематическое планирование является одним из самых важ­ных компонентов рабочей программы, так как позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.
  • Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, так как не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохо­ждение обучающимися рабочей программы в полном объеме.
  • Календарно-тематический план должен содержать информацию о разде­лах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов програм­мы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля ре­зультатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. При­мерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текуще­го года.
  • В каждом отчетном периоде (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в ка­лендарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения про­граммы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
  • Рабочие программы в соот­ветствии ФГОС в структуре календарно-тематического планирова­ния должны содержать информацию о характеристике основных видов деятельности ученика.
  • Форма календарно-тематического плана:

 

№ урока Содержание материала Характеристика основных видов деятельности ученика Кол-во часов Сроки изучения
по плану факти-чески по плану факти-чески
I четверть (кол-во часов)
Тема главы  (количество часов)
Тема раздела (кол-во часа)
1 Тема урока . 1   01.09.2014-06.09.2014  
2 Тема урока 1      
3 Тема урока 1      
       
ИТОГО:        

 

  • Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя следующую информацию:
  • выходные данные авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы;
  • перечень электронных образовательных ресурсов;
  • перечень учебно-лабораторного и учебно-практического оборудования;
  • перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников.

3.16. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (появляется на ступени основного общего образования) формулируются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего (начального, основного, среднего) образования школы. Планируемые результаты по каждому содержательному разделу программы должны быть представлены в двух блоках: «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться».

 

  1. Оформление рабочей программы
    • Текст рабочей программы должен быть выполнен в печатной виде на одной стороне листа формата А4 (шрифт Times New Roman 12-14; 1 – 1,5 интервал; выравнивание – по ширине. Размеры полей: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см).
    • Номер страницы ставится в правом нижнем углу или внизу посередине без точки.
    • Титульный лист включается в общую нумерацию страниц – номер страницы не указывается.
    • Заголовки печатаются заглавными буквами в середине строки без точки в конце, выделяются жирным шрифтом, не подчеркиваются.

 

  1. Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы

 

5.1. Рабочая программа подлежит экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании методического совета или школьного методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, а также миссии, целям, задачам общеобразовательного учреждения, зафиксированным в обра­зовательной программе.

5.2. Решение методического совета или школьного методического объединения учителей от­ражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол засе­дания методического совета от 00.00.0000 № 00 или методического объединения учителей от 00.00.0000 № 00

5.3. Далее рабочая программа анализируется заместителем директора по учеб­но-воспитательной работе на предмет ее соответствия учебному плану обще­образовательного учреждения и требованиям государственных образователь­ных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

5.4. На последней странице рабочей программы (внизу) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшиф­ровка подписи. Дата.

5.5. После согласования рабочую программу утверждает директор общеобра­зовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

 

  1. Компетенция и ответственность учителя

 

6.1. К компетенции учителя относятся:

  • разработка Рабочих программ;
  • использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
  • организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы;
  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы;
  • отчетность о выполнении обучающимися практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

6.2. Учитель несет ответственность за:

  • невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  • реализацию обучающимися не в полном объеме практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);
  • качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);
  • нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации Рабочих программ.

6.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется в виде конспекта урока или заполнения технологической карты.

 

 

  1. Делопроизводство

 

7.1. Администрация школы осуществляет систематический контроль за выполнением рабочих   программ,   их   практической   части,   соответствием записей в классном журнале содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, полугодия, года).

7.2. В случае невыполнения рабочей программы, по итогам проверки, учитель фиксирует необходимую информацию  в листе  корректировки в конце каждой четверти (полугодия).

7.3. Итоги проверки рабочих программ подводятся на административном совещании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

ОО

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор

ОО

      _________________ ФИО

       «___» _____________ 2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по математике

5 «Б» класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Иванова Марина Николаевна

учитель математики

высшей  квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014-2015 учебный год

Положение о составлении рабочих программ педагогическими работниками, реализующими федеральный государственный стандарт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх