Положение о составлении рабочих программ педагогическими работниками, реализующими федеральный государственный стандарт
Аннотация:
Рабочая программа учителя – это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам, внеурочной деятельности. Рабочие программы определяют содержание деятельности образовательного учреждения в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию федерального государственного стандарта, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Согласовано на заседании
педагогического совета (протокол №1 от 28.09.2014 г.) |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОО _______________________ ФИО
Утверждено приказом по ОО № ____от «___» ___________ 2014 г |
ПОЛОЖЕНИЕ
о составлении рабочих программ педагогическими работниками, реализующими федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (вступил в силу 01.09.2013); ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373, ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 г. № 1897, с методическими рекомендациями по составлению рабочих программ по предмету в составе основной образовательной программы и рабочих программ общеобразовательных организаций.
1.2. Рабочая программа учителя – это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам, внеурочной деятельности.
- Рабочие программы определяют содержание деятельности образовательного учреждения в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию федерального государственного стандарта, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
- Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.
- Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
- Требования к рабочей программе:
1) наличие признаков нормативного документа;
2) учет основных положений образовательной программы общеобразовательного учреждения;
3) системность и целостность содержания образования;
4) последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;
5) учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана общеобразовательного учреждения;
6) конкретность и однозначность представления элементов содержания образования;
7) определение планируемых результатов реализации программы.
- Рабочие программы составляются по:
- обязательным предметам учебного плана;
- предметам, дополнительно введенным в учебный план за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в соответствии с особенностями школы и ее образовательной политики (миссия, цели, задачи и др.);
- элективным, факультативным курсам;
- предметным кружкам, кружкам, объединениям, секциям дополнительного образования;
- занятиям внеурочной деятельности.
- Нормативной и содержательной основой для составления рабочих программ является основная образовательная программа общего образования (начального, основного, среднего).
- Рабочие программы по обязательным учебным предметам, входящим в учебный план школы, составляются на основе программ по учебным предметам, являющихся структурным элементом образовательной программы школы.
- Разработка рабочей программы
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции ОО.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем ежегодно до начала нового учебного года и корректируется по мере необходимости.
2.3. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- программе формирования универсальных учебных действий;
- основной образовательной программе начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- примерной образовательной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Базисному учебному плану ОО;
- требованиям к оснащению образовательного процесса.
2.4. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
2.5. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
2.6. К рабочим программам по учебным предметам, входящим в учебный план школы, относятся
- авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК);
- программы, составленные учителем или коллективом учителей.
2.7. Авторская программа – это документ, созданный на основе федеральных государственных образовательных стандартов, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) для достижения планируемых результатов с использованием предложенного данным автором (группой авторов) учебника. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в образовательном учреждении, классе. В данном случае у учителя должен иметься опубликованный вариант авторской программы.
2.8. Программы, составленные учителем или коллективом учителей. В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу:
- основную образовательную программу основного (начального, среднего) общего образования ОО;
- программу по данному учебному предмету;
- реализуемый учебник из федерального перечня и входящий в список учебников, утвержденных для использования в ОО.
2.9. Составитель рабочей программы может самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки с учетом целевого раздела образовательной программы школы, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в программе по учебному предмету; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы; конкретизировать планируемые результаты освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля достижения планируемых результатов.
- Структура рабочей программы.
- Рабочие программы по учебным предметам, составляемые ежегодно для конкретного класса, должны иметь структуру, соответствующую требованиям ФГОС.
- Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
1) титульный лист
2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
3) общую характеристику учебного предмета, курса;
4) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) содержание учебного предмета, курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
8) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
9) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (появляется на ступени основного общего образования).
3.3. Титульный лист рабочей программы должен содержать:
- наименование общеобразовательного учреждения;
- название курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, класса, в котором изучается курс;
- фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы;
- гриф утверждения программы;
- год составления программы (Приложение).
3.4. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
- определить цели и задачи, планируемые результаты изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми) на учебный год;
- дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения;
Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора и особенности реализации в конкретном общеобразовательном учреждении. В этом случае пояснительная записка является очень краткой.
- В разделе «Общая характеристика учебного предмета, курса» указываются основные содержательные линии, логические связи данного предмета (курса) с остальными предметами (разделами) учебного плана.
- В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» необходимо указать к какой образовательной области относится предмет, в течение, какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов. Если программа разрабатывается для внеурочной деятельности, то необходимо указать, к какому направлению данный курс относится.
- Раздел «Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета» должен содержать информацию о значимости изучения предмета (курса), практической направленности, роли предмета (курса) в школьном образовании.
- Раздел «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» должен содержать требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса. Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).
- Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, так как позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.
- Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, так как не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.
- Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.
- В каждом отчетном периоде (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
- Рабочие программы в соответствии ФГОС в структуре календарно-тематического планирования должны содержать информацию о характеристике основных видов деятельности ученика.
- Форма календарно-тематического плана:
№ урока | Содержание материала | Характеристика основных видов деятельности ученика | Кол-во часов | Сроки изучения | ||
по плану | факти-чески | по плану | факти-чески | |||
I четверть (кол-во часов) | ||||||
Тема главы (количество часов) | ||||||
Тема раздела (кол-во часа) | ||||||
1 | Тема урока | . | 1 | 01.09.2014-06.09.2014 | ||
2 | Тема урока | 1 | ||||
3 | Тема урока | 1 | ||||
ИТОГО: |
- Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя следующую информацию:
- выходные данные авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы;
- перечень электронных образовательных ресурсов;
- перечень учебно-лабораторного и учебно-практического оборудования;
- перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников.
3.16. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (появляется на ступени основного общего образования) формулируются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего (начального, основного, среднего) образования школы. Планируемые результаты по каждому содержательному разделу программы должны быть представлены в двух блоках: «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться».
- Оформление рабочей программы
- Текст рабочей программы должен быть выполнен в печатной виде на одной стороне листа формата А4 (шрифт Times New Roman 12-14; 1 – 1,5 интервал; выравнивание – по ширине. Размеры полей: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см).
- Номер страницы ставится в правом нижнем углу или внизу посередине без точки.
- Титульный лист включается в общую нумерацию страниц – номер страницы не указывается.
- Заголовки печатаются заглавными буквами в середине строки без точки в конце, выделяются жирным шрифтом, не подчеркиваются.
- Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы
5.1. Рабочая программа подлежит экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании методического совета или школьного методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, а также миссии, целям, задачам общеобразовательного учреждения, зафиксированным в образовательной программе.
5.2. Решение методического совета или школьного методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического совета от 00.00.0000 № 00 или методического объединения учителей от 00.00.0000 № 00
5.3. Далее рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет ее соответствия учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.
5.4. На последней странице рабочей программы (внизу) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
5.5. После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
- Компетенция и ответственность учителя
6.1. К компетенции учителя относятся:
- разработка Рабочих программ;
- использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
- организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы;
- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы;
- отчетность о выполнении обучающимися практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).
6.2. Учитель несет ответственность за:
- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
- реализацию обучающимися не в полном объеме практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);
- качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);
- нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации Рабочих программ.
6.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется в виде конспекта урока или заполнения технологической карты.
- Делопроизводство
7.1. Администрация школы осуществляет систематический контроль за выполнением рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, полугодия, года).
7.2. В случае невыполнения рабочей программы, по итогам проверки, учитель фиксирует необходимую информацию в листе корректировки в конце каждой четверти (полугодия).
7.3. Итоги проверки рабочих программ подводятся на административном совещании.
Приложение
ОО
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ОО
_________________ ФИО
«___» _____________ 2014 г.
Рабочая программа по математике
5 «Б» класс
Составитель: Иванова Марина Николаевна
учитель математики
высшей квалификационной категории
2014-2015 учебный год