автор: Потапова Реза Вячеславовна
воспитатель МБДОУ”ЦРР-детский сад №134″Жемчужинка”
Проектная деятельность по формированию у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни «Секреты здоровья».
Проектная деятельность по формированию у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни «Секреты здоровья».
Потапова Реза
Проектная деятельность по формированию у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни «Секреты здоровья».
Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)
ради которой действительно стоит не только не жалеть
времени, сил, трудов и всяческих благ,
но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,
поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
Тип проекта:
- исследовательско -творческий;
- краткосрочный
- детско-родительский.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность.
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Цель проекта: Систематизировать знания воспитателей по формированию валеологического мышления детей.
Задачи проекта:
-
- Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни.
- Расширять представления о здоровье, его ценности.
- Развивать у детей умение находить нужную информацию и объединять полученные сведения для решения данной проблемы.
- Воспитывать бережное отношение к здоровью, закреплять правила поведения при первых признаках болезни.
- Поощрять творческую инициативу детей и родителей в продуктивной деятельности.
- Повышать педагогическую и валеологическую культуру родителей.
Ожидаемые результаты:
- организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
- формирование гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;
- активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
I этап. Подготовительный.
- составление перспективного плана работы по проведению проекта;
- подбор литературы, фотографий, иллюстраций, презентаций, стихотворений, рассказов, загадок;
- создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;
- привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу. Воспитатель с детьми рассматривали детскую энциклопедию «Расти здоровым». Увидев, что дети заинтересовались этой темой, мы стали её читать и разговаривать о здоровье человека. Дети рассказывали о том, как с родителями и другими членами семьи проводили время с пользой для своего здоровья. Возник спор о том, что важнее для сохранения здоровья. Так появилась тема: «Что делать, чтобы быть здоровым».
В ходе беседы с детьми были заданы вопросы:
1.Что знаем?
- Здоровый человек это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но ещё он следит за своим здоровьем.
- Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать.
- Еда бывает вкусная и не вкусная.
- – Чтобы укрепить и сохранить здоровье, надо заниматься спортом, физкультурой, закаляться, соблюдать режим, гулять на свежем воздухе.
- Если не соблюдать правила гигиены, можно заболеть.
- Вредные микробы убивают здоровье, а «добрые» помогают не болеть.
- Что хотим узнать?
- Почему мы не болеем всё время?
- Как можно защититься от болезней?
- Какую пользу приносят полезные продукты организму человека?
- Для чего нужно поддерживать полезные микробы?
- Какая пища бывает самая полезная?
- Что нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?
3.Как можем найти ответ?
- спросить у родителей;
- в энциклопедии;
- в книгах;
- в журналах;
- в интернете;
- посмотреть видеофильмы;
- спросить у врача;
- спросить у друзей, знакомых;
- сходить с родителями в аптеку, поликлинику, магазин;
- сходить на экскурсию в медицинский кабинет, пищеблок.
II этап. Сбор сведений (информации).
Совместно с детьми определить возможные источники информации.
- Развивающие игры «Валеология», 1-2 части Правила гигиены и бережное отношение к своему здоровью.
- Плакат «Правила гигиены. Чтобы быть всегда здоровым, очень бодрым и весёлым, день с зарядки начинай, гигиену соблюдай».
- Научно-популярная литература: «Уроки Айболита» Зайцев Т.К., «Это я» Холден, «Азбука здоровья» Лацис К., «Расти здоровым» Ротенберг Р.
- Художественная литература: «Вредные привычки» Г. Остер, «Волшебный морж», «Спаси Веронику», «Зарядка и Простуда», «Денис и медвежонок Денни» Шоргина Т.А.
- Стихотворения: «Зачем соблюдать режим», «Под душем», «Утренняя песенка» Шоргина Т.А., «Мойдодыр» К. Чуковский, «Девочка Чумазая» А.Барто.
- Просмотр фильмов и презентаций.
III этап. Выбор проектов. Возможные тематические проекты.
- Составление коллажа «Полезные продукты»
- Сочинение коллективной сказки для книги «Молоко и Кефир».
- Сочинение авторских сказок с рисунками в книгу «Секреты здоровья».
- Выставка плакатов «Правила здоровья.»
- Изготовление папки «Витамины».
IV этап. Реализация проектов. (различные центры).
Центр «Искусства».
- Рисование иллюстраций к книге «Секреты здоровья».
- Рисование «Полезные и неполезные продукты», «Почему надо мыть овощи», «Правила гигиены».
- Аппликация. Составление коллажа «Полезные картинки».
Центр «Литературный».
- Рассматривание и чтение книг, энциклопедий
- Сочинение сказок, историй, рассказов, загадок.
Центр «Манипуляционный»
- Дидактические игры «Здоровая пища», «Что полезно, а что нет», «Как готовиться ко сну», «Какие предметы нам нужны, чтобы быть чистыми, опрятными», «Найди дорогу к полезным продуктам», «Угадай загадку, покажи отгадку», «Из чего варят кашу и как её сделать вкусной», «Найди отличия», «Составь меню», «Разложи правильно», «Как нужно ухаживать за собой», «Если я делаю так», «Выбери блюдо», «Откуда берутся болезни», «Правильно питаемся, здоровья набираемся», «Кто живет в молочной стране».
Центр «Строительный».
- Конструирование из упаковочного материала
- Постройки: аптека, магазин.
Центр «Сюжетно-ролевой».
- Внесение атрибутов для игр: шапочки, костюмы.
- Ролевые игры: «Магазин», «В гостях у Мойдодыра», «Путешествие в страну Здоровья».
Центр «Наука».
- Выработка правил оформления плакатов
V тап. Презентация проекта.
- Выставка плакатов «Что делать, чтобы быть здоровым».
- Книга «Секреты здоровья». Презентация авторских сказок друг другу и родителям.
- Коллаж «Полезные продукты».
Участие родителей в проекте.
- Выставка родительских стенгазет «Спорт-это здоровье»;
∙ Выставка рисунков родителей и детей «Спорт – залог здоровья»;
∙ Консультация для родителей «Как укрепить иммунитет ребенка» Консультация для родителей «Закаливание в домашних условиях».
∙ Рекомендация. «Какую обувь покупать детям?»
∙ Буклет «Какие пищевые продукты помогают стать закалённым?»
∙ Консультация-практикум для родителей и педагогов «Дыхательная гимнастика игрового характера для детей 4-5 лет».
∙ Консультация «Закаливание в домашних условиях».
∙ Совместное занятие детей и родителей по валеологии «Наше настроение».
∙ Консультация « Как приучить ребенка к чистоплотности».
∙ Памятка «Организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей».
∙ Памятка «Семь родительских заблуждений о морозной погоде».
- Подбор информации в энциклопедиях, книгах по теме проекта; поиск иллюстративного материала для составления коллажа «Полезные продукты».
- Вместе с детьми сочиняли сказки, рисовали плакаты.
- Родители проявляли свои творческие способности вместе с детьми.
Работа с педагогами
- Консультация-практикум « Дыхательная гимнастика».
Результаты проекта.
- выставка стенгазет родителей «Спорт – это здоровье»;
- выставка рисунков родителей и детей «Спорт – залог здоровья»;
- презентация «Я расту здоровым».
Таким образом, в процессе реализации проекта была создана благоприятная здоровьесберегающая среда, позволяющая расширить знания детей о способах укрепления своего здоровья.
Выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение. Дети приобрели реальный опыт самостоятельной, совместной со взрослой познавательной, продуктивной творческой деятельности. Наши воспитанники стали меньше болеть.
Пропаганда валеологических знаний среди родителей способствовала тому, что они больше стали уделять внимания своему здоровью и здоровью своих детей.