Автор: Потапова Юлия Васильевна

преподаватель Краснодарский базовый медицинский колледж

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПМ.01 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31 02 01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО.

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПМ.01 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31 02 01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО 

Ю.В Потапова, преподаватель профессиональных модулей 

специальности Лечебное дело

ГБПОУ «Краснодарский базовый медицинский колледж» 

министерства здравоохранения Краснодарского края

Процесс преподавания – это творческая и многогранная деятельность, включающая множество составляющих: это и применение различных педагогических технологий, как традиционных, так и инновационных, это и воспитательный процесс, это и работа преподавателя над своим самообучением и самосовершенствованием. 

Задачей профессиональной деятельности преподавателя является не только дать знания, необходимые для освоения профессиональных компетенций, но и  пробудить интерес к изучаемым дисциплинам, раскрыть их   значимость и необходимость,  обозначить морально-этические качества будущего фельдшера, такие как милосердие, сострадание, ответственность, профессионализм. Все это заставляет каждый раз искать новые подходы  к преподаванию и методике проведения занятий, чтобы эффективность обучения была выше,  а занятия проходили интереснее и с максимальной результативностью.

Студентов специальности 31 02 01 «Лечебное дело» ПМ. 01. «Диагностическая деятельность» не только знакомит с заболеваниями основных направлений медицины: терапии, хирургии, акушерства, педиатрии, но и является базой, раскрывающей  принципы и формирующей навыки  работы с пациентом и закладывающей фундамент клинических знаний. Поэтому при изучении данного профессионального модуля особенно важно организовать процесс обучения так, чтоб каждый студент вынес с занятия не только знания и навыки, необходимые им для будущей профессиональной деятельности, но и нравственные качества, без которых нельзя представить себе медицинского работника, человека, которому мы доверяем самое дорогое  — жизнь.

В учебном процессе основным вектором является личностно-ориентированные педагогические технологии, которые позволяют изучить в процессе  обучения потребности  и раскрыть способности каждого студента.     

В процессе изучения ПМ.01.  «Диагностическая деятельность» используются разнообразные педагогические технологии, в основе которых согласно ФГОС СПО третьего поколения лежит деятельностно-компетентностный принцип обучения.

Профессиональный   модуль «Диагностическая деятельность» согласно рабочей программе  включает лекционный курс, практические занятия и занятия по учебной практике.

Как показывает опыт, в процессе изучения  ПМ. 01. «Диагностическая деятельность» наиболее высокую эффективность и результативность показали такие педагогические технологии как личностно-ориентированное развивающее обучение, интерактивная (информационно-коммуникационная), здоровьесберегающая технология, технология  коллективного способа обучения, развития критического мышления, модульного обучения, симуляционного и  проблемного обучения,   а также  традиционные образовательные технологии.

При проведении лекционных занятий по ПМ. 01. «Диагностическая деятельность», по моим наблюдениям, наиболее эффективны для усвоения проведение  лекции в традиционном ключе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

С целью повышения качества образовательного процесса разработан сборник лекций в соответствии с учебным планом ККБМК и  рабочей программой, которые включают лекций в объеме  76 часов. К лекциям разработаны презентации, содержащие фотографии, рисунки, схемы, характеризующие проявления клинических симптомов и синдромов заболеваний а также методику их выявления и обследования пациента при различных патологиях. 

Наиболее качественное проведение лекции возможно при сочетании традиционного изложения материала с иллюстрированием его посредством применения интерактивной доски. Это позволяет задействовать у обучающихся наиболее важные чувства восприятия – визуализацию и аудиализацию. Такой подход обеспечивает не только механическое запоминание текста, но и осмысленное зрительное восприятие темы, а также формирование устойчивых ассоциаций, что способствует более эффективному достижению цели занятия.

Особенно эффективно применять возможности интерактивной доски можно при наличии в теме большого количесва терминов и незнакомых слов, визуализация их на экране обеспечивает правильное запоминание и не отнимает дополнительное время на уточнение написания этих слов.

Теоретические аспекты закрепляются на практических занятиях, целью которых является научить студентов практическим навыкам, что способствует освоению профессиональных компетенций и раскрытию их творческих и образовательных способностей.

На практических занятиях чаще используются технология личностно-ориентированного, развивающего обучения,  технологии коллективного и проблемного  обучения, а также информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, которые способствуют наилучшему раскрытию потенциала студенты и лучшему усвоению учебного материала.

Начало практического занятия включает организационный момент,  постановку целей занятия и начальную мотивацию темы, после чего для определения исходного уровня подготовки обучающихся проводится фронтальный опрос или тестирование. Фронтальный опрос более интересен для студентов, так как дает возможность высказаться каждому, этот вариант  эффективнее при небольшом количестве студентов. Если студентов более 10 человек можно использовать тестовый контроль, что позволяет за короткий промежуток времени определить глубину знаний по теме.

Демонстрационный  этап занятия включает показ видеофильма по выполнению практических навыков по теме практического занятия, после чего проводится первичный инструктаж с пояснением этапов выполнения самостоятельной части занятия с демонстрацией медицинских технологий на фантомах и муляжах. Для освоения  практических навыков студенты делятся на группы по 2-3 человека и приступают к отработке манипуляционной техники.

Такой подход в изучении ПМ. 01. «Диагностическая деятельность», позволяет охватить каждого студента, при этом они помогают, указывают на ошибки друг друга, это активизирует их познавательную деятельность и,  как следствие, повышает результативность занятия.  Эта методика проведения занятия объединяет несколько педагогических технологий и обеспечивает развитие таких качеств как ответственность, аккуратность, коллективизм, взаимопонимание, способность работать в команде, умение принимать самостоятельное решение, быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства.  В итоге студенты проявляют больше активности и самостоятельности на занятии, заинтересованы в правильном и четком выполнении практических навыков, таким образом развиваются способности общения друг с другом, построения профессиональных отношений в коллективе.

С целью закрепления и углубления теоретических знаний  разработана   и применяется на практических занятиях  рабочая тетрадь по ПМ.01. «Диагностическая деятельность», содержащая задания базового и повышенного уровня. В задания базового уровня входят терминологический словарь, тесты, задания, где нужно вписать ответ или закончить фразу. 

Повышенный уровень представлен клинико-ситуационными задачами,  задания к которым сформулированы согласно профессиональным компетенциям:  ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп; ПК 1.2. Проводить диагностические исследования; ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний; ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию, которые сформулированы следующим образом: обосновать предварительный диагноз по данным клинической задачи, составить план инструментального и лабораторного обследования, оформить лист первичного осмотра пациента.

Рабочую тетрадь можно применять как для  самоподготовки студентов и выполнения домашнего задания, так и для закрепления,  расширения и углубления знаний и полученных практических навыков на этапе самостоятельной работы студентов.

Использование рабочей тетради студентами на занятии способствует развитию у них способности самостоятельного поиска информации и принятия решения.

Для эффективной организации самостоятельной работы на практическом занятии  для каждого занятия разработаны и применяются методические указания для студентов, в которых применяется дифференцированный подход к контролю всех видов деятельности студентов. Применение методических указаний для студентов осуществляет не только обучающую функцию, но и организационную и  контролирующую.

Интересен  также такой вариант самостоятельной работы как составления синквейна- творческой работы, которая имеет форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 

В качестве примера можно привести творческую работу с термином «пневмония»:

1 строка – пневмония — существительное, выражающее главную тему

2 строка – тяжелое, легочное

3 строка – поражает, нарушает, приводит

4 строка – воспалительное заболевание легких

5 строка – воспаление.

Студентам очень нравится этот вид самостоятельной работы, он способствует развитию образного мышления и устойчивых ассоциаций, что обеспечивает хорошие результаты усвоения изучаемого материала.

В качестве источника информации студенты используют лекции, интернет-ресурсы, учебники электронной библиотеки. С целью углубления и расширения теоретических знаний в методических указаниях для студентов к каждому практическому включена учебная информация, содержащая теоретические данные, фотографии, схемы, рисунки, таблицы по теме занятия. Применение этой разработки позволяет обеспечить доступным источником информации каждого студента и способствует комплексному восприятию изучаемого материала.

Проведение итогового контроля включает использование нескольких вариантов опроса: устного, письменного, тестирования.

Согласно рабочей программе  внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает подготовку и оформление  по теме занятия на выбор сообщения, кроссворда, презентации, терминологического словаря, такой вид деятельности способствует закреплению и углублению теоретического материала, формирует навыки критического мышления и самостоятельного принятия решения по поиску, подбору и анализу необходимой информации. 

Применение на занятиях по ПМ.01 «Диагностическая деятельность»  информационно-коммуникационных технологий обучения помогает визуализировать процесс обучения, что делает его более полноценным, удобным для восприятия студентами и повышает эффективность занятия. Для цикла практических занятий по сестринскому уходу в пульмонологии демонстрируется презентация «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания», содержащая рентгеновские снимки при абсцессе легкого, пневмонии, раке легкого.

Применение информационно-коммуникационных технологий обучения обеспечивает многогранное взаимодействие преподавателя со студентами, а также студентов между собой и открывает огромный простор для творческого подхода к учебному процессу и преподавателя  и студентов, особенно при проведении внеаудиторных мероприятий.

По окончании изучения ПМ.01 «Диагностическая деятельность», МДК.01.01. «Пропедевтика клинических дисциплин», в качестве подведения итогов, проводится конкурс профессионального мастерства, в котором на протяжении всех этапов студентами демонстрируется освоение профессиональных компетенций ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп, ПК 1.2. Проводить диагностические исследования, ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний, ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию. Первый этап  «Разминка» студентам предлагаются вопросы на интерактивной доске, посвященные терминологии модуля. Второй этап «Профессиональное мастерство» включает задания по методике объективного обследования пациента с демонстрацией студентами практических навыков. Третий этап «Решение клинических задач», когда студенты, получив индивидуальные задачи, решают их согласно поставленным заданиям.

Большое значение в образовательном процессе имеет обучение студентов принципам и здорового образа жизни, методам сохранения здоровья во время обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности, этому способствует применение на занятиях здоровьесберегающих технологий.

Основной принцип медицины – профилактическая направленность, поэтому знание принципов и методов по укреплению и сохранению здоровья является важной составляющей профессиональной деятельности фельдшера.

Следовательно, только использование на занятиях комплекса педагогических технологий, методов и приемов обучения,  разработанных преподавателем методических указаний студентам к практическим занятиям, обширного и разнообразного дидактического материала способствуют качественному освоению обучающимися ПМ.01 «Диагностическая деятельность».