Программа летнего оздоровительного лагеря для детей в возрасте 7-16 лет
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
«ВОЛГА»
Для ребят в возрасте с 7-16 лет
Автор : Компаненко Татьяна Азизовна педагог-организатор
МБУ ДОЛ «Волга».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы школьникам предоставляют большую возможность полноценно и правильно организовать свой отдых.
Оздоровительный лагерь “Волга” действует с целью оздоровления детей в летний период, подготовки ребят к организаторской работе в детских объединениях, формирования умений и навыков, направленных на интенсивное включение детей в систему социальных отношений, развитие творческой деятельности.
В основу программы “Волга – 2016” легли идеи культурного и физического развития подростков, развития творчества у детей в условиях детских общественных объединений, развития организаторских способностей. В основу программы легли идеи нравственного и физкультурно-оздоровительного развития подростков, развития творчества у детей в условиях реализации социальных проектов, развития организаторских способностей. А так же идеи духовного и физкультурно-оздоровительного развития подростков, развития творческого потенциала у детей в условиях реализации социальных проектов, развития лидерских качеств личности и трудолюбия.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- Повышение спроса родителей и детей на организованный отдых в условиях сельской местности;
- Обеспечением преемственности лагеря предыдущих лет;
- Необходимость использования опыта подростков и педагогов в реализации целей и задач программы;
- Необходимостью системного подхода в планировании мероприятий.
Педагогический коллектив, реализующий программу смены, включает всех её участников в разнообразные виды деятельности, что позволяет учить детей умению вести дискуссии, убеждать и выслушивать чужое мнение, помогать людям, делать добро, хранить хорошие традиции и создавать новые, творчески относиться к любому порученному делу.
Учитывая возрастные особенности участников смены, выбрана сюжетно-ролевая игра “МегаВолга”. Материал летнего отдыха: потребности и ожидания детей, задачи и формы воспитательной работы, оздоровительные процедуры и т.д. собирается воедино с помощью сюжетно-ролевой игры, с соответствующими игровыми ситуациями, атрибутами, ритуалами.
Сюжет смены позволил построить программу “Мега -Волга” как реальные экономические отношения, при которых ребята попутно открывают для себя умение добросовестно выполнять самостоятельно выбранное дело, учатся быть лидерами, находят новые возможности самореализации и самосовершенствования.
Игра позволяет ребенку попробовать себя в различных социальных ролях, помогает ему самоутвердиться, способствует развитию у ребенка нравственных оценок, познавательной и окружающей среды, проектированию собственной деятельности, социальной адаптации, активизации творческой деятельности. Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра – тот естественный механизм развития, который позволяет действовать в воображаемой ситуации через “уста героя” пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием.
Таким образом, множество проблем в личностном развитии и, прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре. По своей продолжительности программа является краткосрочной, т.е реализуется в течение лагерной смены с 24 июня- 14июля 2016г.
Нормативно-правовая основа разработки и
реализации программы
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Функции лагеря “Волга”
Основная – образовательная – функция лагеря “Волга” состоит в том, что лагерь организует систематическое интенсивное обучение и упражнение детей в применении и развитии личного опыта, самоусовершенствования и самопознания.
Компенсаторная функция лагеря “Волга” реализуется посредством чередования различных видов деятельности детей, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.
Релаксационная функция осуществляется за счет пребывания ребёнка на природе, в экологически благоприятных условиях, за счет организации правильного питания и строгого соблюдения режима двигательной активности и распорядка дня. Благодаря всему комплексу оздоровительных мероприятий лагерь создаёт условия для восстановления и укрепления сил и здоровья ребёнка.
Социально–адаптивная функция лагеря состоит в том, что ребёнок ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.
Кроме всего прочего лагерь “Волга” является эмоционально привлекательным для детей и предъявляет высокие требования к активности, творчеству, нравственным качествам и уровню развития способностей, становится мощным стимулом для закаливания и физического развития.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ
Методическое проектирование и повседневная практика лагеря “Волга ” опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
В основе подхода лежит методика коллективной творческой деятельности И.П.Иванова (г. Санкт–Петербург), в свою очередь развивающая идеи А.С.Макаренко о социальной обусловленности воспитанности. В практике лагеря указанные концепции претворяются в организации коллективного творческого взаимодействия каждого ребёнка с разновозрастной группой.
Педагогические принципы Н.Е.Щурковой (г. Владимир) приводят к осмыслению существования ребёнка в лагере, как принципиально творческого процесса.
Построение модели лагеря на основе данных базисных установок требует глубокого психологического обоснования и обеспечения. Рассмотрение процессов взаимодействия педагогов с детьми в лагере с психолого-педагогических позиций сближает авторов с работами д. п. н. проф., С.Д.Полякова (г. Ульяновск)
Близкими методическим предпочтениям авторов и согласовывающимися с концепцией лагеря являются разработки, подтверждающие необходимость специальной работы, направленной на формирование отношения ребёнка к миру и к себе в мире, выработку индивидуального способа эффективного существования.
Таким образом, с концептуальных позиций лагерь “Волга ” это организационно-деятельностные игры, реализующегося на материале летнего отдыха детей и подростков. И действительно, в лагере присутствуют различные формы работы:
- Организуются дела для “развития опыта каждого в совместной жизни в лагере”;
- Обеспечивается высокая насыщенность каждого дня организованными действиями, развивающими, дополняющими или компенсирующими друг друга;
- Присутствуют и играют принципиальную роль групповые и индивидуальные мероприятия (“огоньки”, “ кладоискатели”, и др.);
- Происходит постоянное упражнение детей (практикум) в способах сотрудничества и преодоления трудностей.
То, что дети в лагере постоянно создают, творят своё ежедневное существование, свою жизнь здесь, делает нашу работу продуктивной.
С точки зрения современного менеджмента, в лагере “Волга ” присутствует управление развитием личного опыта детей и взрослых в процессе функционирования лагеря. Таковы, вкратце, методологические основы функционирования и развития лагеря.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
создание оптимальных условий для укрепления здоровья детей, их полноценного отдыха, позволяющего реально способствовать развитию творческих, организаторских и других способностей детей;
Задачи:
- через сотрудничество, творчество; включение в интенсивную разнообразную деятельность, помочь преодолевать трудности, приобрести уверенность в себе
- создать условия для формирования организаторской и лидерской позиции в деятельности через КТД;
- помочь детям в выработке осмысленного подхода к здоровому образу жизни, закаливание;
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Участники программы смены —дети и подростки 1-8 классов, Возраст участников – от 7 до 16 лет.
Количество детей – человек, сформированных в 5 отрядов
Схема комплектования:
- разновозрастные отряды,
- равноценные по национальной принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ
Роль игры в воспитании доказывать никому не стоит. Именно проигрывание тех или иных ситуаций помогает детям и подросткам усвоить и закрепить знания. Большое педагогическое значение имеют длительные сюжетно-ролевые игры, сливающиеся с самой жизнью и превращающиеся в организованную жизнь детей. Во время реализации программы, участвуя в различных творческих, познавательных делах участники отрядов также зарабатывают денежные единицы – “маладески”, которые в конце смены дают им финансовую независимость и возможность активно участвовать в Большой экономической игре “МегаВолга”. Обеспечением денежной единицы является возможность приобретения ценных лотов на итоговом аукционе.
В большой экономической игре ” МегаВолга “, в которой каждый участник зарабатывает “деньги”, выполняя различные дела (которые выбирает сам) или же теряет “деньги”, нарушая правила игры. Вожатые смены пробуют свои возможности в роли “работников биржи труда”, “полиции”, “массовиков затейников”.Каждый отряд, участвуя в коллективно-творческих делах, растет согласно методике Лутошкина (от мягкой глины до алого паруса).
После каждого тематического дня на ватмане каждого отряда закрашивается листочек в цвет, символизирующий участие отрядов в делах :
Красный значок – в лагере все любуются вами, вы постарались по полной программе;
Зеленый значок – чуть-чуть не хватило до ликования, но ваш отряд достоин признания;
Синий значок – что-то сегодня вы подкачали, завтра удача будет с вами.
Из маленьких листочков – в конце смены получается один большой росток (дерево) , цвет дерева символизирует активность всего отряда.
Ростком (деревом) в конечном итоге оказались не только активность, сплоченность и взаимодействие внутри команды, но и новые знания и умения, полученные в течение смены в соответствии с программой “Вместе весело шагать“.
С первого дня отряды готовятся отправиться в игру.
Цель игры – построить “Красный росток”(дерево), заполнить “карту роста”, в которой дается полный отчет о проделанном пути.
Проводниками игры являются вожатые-наставники.
Совет – Президент фирмы (начальник лагеря) и генеральный директора ( педагог-организатор)
Совет вожатых возглавляет руководитель программы (педагог-организатор) , вожатые-наставники отрядов ( они же
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- составление программы смены;
- подготовка методической литературы в соответствии с программой смены;
- формирование методического фонда и реквизита для проведения коллективно-творческих дел в лагере;
- корректировка план-сетки смены;
- разработка способов контроля результатов педагогической деятельности, подведения итогов, анализа.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ЭТАПА РАБОТЫ
- Знакомство и сплочение отрядов;
- Отдых, познание и развитие самих себя;
- Укрепление здоровья;
- Развитие способности к творчеству;
- Учатся преодолевать трудности, справляться с отрицательными эмоциями;
- Учатся быть организаторами и умению вести за собой;
СОДЕРЖАНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РАБОТЫ
Психолого-социально-педагогический анализ результатов.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы смены требуется педагогический коллектив и обслуживающий персонал.
Реализация содержательной части программы осуществляется педагогическим коллективом .
Начальник смены осуществляет общее руководство сменой, координирует деятельность структурных элементов смены
Педагог-организатор готовит программу, основное содержание смены, подбирает и реализует конкретные методики для осуществления программы, ведет организационную и методическую работу с педагогическим коллективом, организует и направляет работу органов детского самоуправления;
Отрядные воспитатели полностью осуществляют жизнедеятельность своих отрядов, руководствуясь программой смены, несут юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей.
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Президент лагеря
(начальник лагеря)
Генеральный директор
(педагог организатор)
Совет
(вожатые)
Биржа труда Полиция КИД
СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ
Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств, фонда социального страхования, бюджетного финансирования.
РЕЖИМ ДНЯ СМЕНЫ
7.45 – 8.00 – подъем детей.
8.00 – 8.20 – линейка, зарядка.
9.00 – 9.20 – завтрак.
9.20 – 10.00 – Уборка спальных комнат, территории.
10.00 – 12.00 – Подвижные игры
12.00 – 13.00 – Личное время
13.00 – 14.00 – обед.
14.00 – 16.00 – тихий час
16.00- 16.20- полдник
16.30- 17.30- личное время
17.30- 19.00- вечернее мероприятие
19.00-19.30- линейка, ужин
19.30- 21.00-дискотека
21.00-21.10- второй ужин
21.10- 21.30- подготовка ко сну
21.30- отбой
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- составить смету и утвердить;
- приобрести необходимые канцтовары, призовой фонд;
- подготовить необходимый реквизит;
- подготовить технические средства.
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
-фотоаппарат;
– мультимедийная установка, компьютеры
-магнитофоны, музыкальный центр,
– компакт- диски и аудиокассеты;
– костюмы и театральный реквизит;
– спортивно- игровой инвентарь;
– канцелярские товары;
– призовой фонд;
– сувенирная продукция- значки(для вручения по окончанию смены) ,флага, галстуки, грамоты, дипломы, сувенирная продукция на ярмарку ,подарки.
Положение
о совете лагеря ДОЛ «Волга»
Совет лагеря является высшим органом самоуправления в детском коллективе лагеря (его решениям подчиняются советы отрядов и все ребята лагеря).
Во главе совета стоит президент (начальник лагеря) и генерального директора (педагог-организатор).
Заседание совета проводится 1 раз в день .
Совет осуществляют контроль за соблюдением «Правил внутреннего распорядки»
При совете созданы отделы, которые отвечают за свое направление в работе:
- Биржа труда – это отдел, который занимается распределением разных видов поручений и дел, за выполнение которых выплачиваются деньги (волжанки).
- Полиция – отдел, который занимается контролем за выполнение дел и наложением штрафов за невыполнение и нарушение.
- КИД – это клуб интересных дел. Этот отдел разрабатывает и проводит мероприятия в индивидуальном порядке.
Совет лагеря обязан:
- Отчитываться на общем сборе ребят лагеря;
- Принимать и рассматривать все предложения ребят и воспитателей;
- Информировать ребят обо всех принятых им решениях;
- Способствовать развитию образовательных и культурных интересов ребят;
- Организовывать работу отделов и принимать действия по сплочению коллектива;
- Осуществлять контроль за соблюдением прав поведения ребят, а также их обязанностей;
Совет имеет право:
- Проводить собрания;
- Выносить ответственные решения (объявлять благодарность, выносить взыскания);
- Вызывать на свое заседание любого ребенка;
- Приглашать на совет родителей, воспитателей.
- Проводить внеочередные заседания.
ПОЛОЖЕНИЕ
о личностном росте каждого участника смены
ДОЛ «ВОЛГА-2016»
ЦЕЛЬ: создание условий для проявления способностей ребят, для самореализации и творческой деятельности.
ЗАДАЧИ:
- Воспитание активной, социальной полезной личности, формирование позитивной «Я – лидер».
- Укрепление физического и психического здоровья детей путем физкультурно-спортивных мероприятий.
- Вовлечение детей в социально полезную творческую деятельность.
УЧАСТНИКИ: принимают участие ребята ДОЛ «Волга »
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ:
Рейтинг отслеживается на протяжении одной смены .
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:
Рейтинг проводится для ребят ДОЛ «Волга» Каждый участник должен набрать наибольшее количество «волжанок», чтобы подняться на следующую ступеньку роста:
- НОВИЧОК – участник смены, имеющий 0 «маладэс»;
- УЧАСТНИК – участник смены, набравший 200 «маладэс».
- ПОДМАСТЕРЬЕ – участник смены, набравший 300 «маладэс».
- МАСТЕР – участник смены, набравший 500 «маладэс» и более.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
На заседании совета рассматриваются личности ребят, набравшие различное количество «маладесок». Эти данные докладывают отделы «биржа труда» и «полиция». Выносится решение о присвоении какого-либо звания членам смены и вручения им свидетельства.
Ценник
«Большой экономической игры
«МегаВолга»
Как можно заработать деньги?
1 .Получить наряд на работу на детской бирже труда,
выполнить ее;
2.Получить заработную плату, выполняя обязанности по должности;
3.Получить наряд на работу у взрослых сотрудников лагеря
- Лучшая идея, игра КИДа. 30-50 маладэс
- Лучший рисунок, дежурство 5-10 маладэс
- Участник конкурса 20-50 маладэс
- Призер, победитель КТД 10-20 маладэс
- Поделка на выставку 10 маладэс
- Участник здорового питания 10 маладэс
- Помощник биржи труда 10 маладэс
- Помощник полиции 30 маладэс
- Помощник КИД 5-20 маладэс
- Журналист, корреспондент газеты 10 – 50 маладэс
Как можно потерять деньги?
- За нарушение режима распорядка дня 10-50 маладэс
- За грубость по отношению к ребятам и взрослым 10-50 маладэс
- За плохое поведение в общественных местах 10-50 маладэс
- За курение 50-100 маладэс
- За нарушение режима купания 50-100 маладэс
- За порчу лагерного имущества 50-100 маладэс
- За порчу зеленых насаждений 10-50 маладэс
- За подделку нарядов на работу 10-50 маладэс
Как можно потратить заработанные деньги ( маладески) ?
- Оставить телефон на весь день
- Отказ от зарядки
- Отказ от дежурства по столовой
- Отказ от дежурства по корпусу
- и т.д…….
Педагог-организатор :
Начальник лагеря «Волга »
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ВОЛГА»
КАМСКО-УСТЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.
1 день | 1. Заезд. Встреча детей.
2. Создание отрядов, распределение обязанностей. 3. Ознакомление с планом работы лагеря. 4. «Стена откровений» (написать свои пожелания). 5. Игровая программа «Давайте познакомимся или Ба! Знакомые всё лица» |
|
2 день | 1. Операция «Уют». Оформление отрядных уголков. Работа в отрядах над эмблемой, газетой, названием отряда и речёвкой.
2. Посвящение в «отдыхающие». 3. Подготовка к празднику открытия смены. |
|
3 день | 1. Посещение бассеина в спортивно-оздоровительном комплексе «Акчарлак».
2. Конкурс отрядных уголков «Дело мастера боится» 3. Подготовка к празднику открытия смены. 4. Дискотека «В первый раз танцуем класс!». |
|
4 день | 1. Спортивные эстафеты.
2. Открытие смены 3. Праздничная дискотека. |
|
5 день | 1. Конкурс «Самый вежливый отряд»
2. Конкурс «Очумелые ручки» 3. Дискотека |
|
6 день | 1.Поездка в г. Свияжск.
2. Театральная гостиная «Старые сказки на новый лад» 3.Дискотека
|
|
7 день | 1. Квест «Мы за ЗОЖ»
2. Литературно-музыкальный вечер 3. Игровая программа «Вечер рекордов» |
|
8 день | 1. Посещение бассеина в спортивно-оздоровительном комплексе «Акчарлак».
2. День наоборот . 3. Дискотека . |
|
9 день | 1. День девочек. Подъем с сюрпризом или Сюрприз с утра: серенада у окна, необычные таблички-названия: цветы, бантики, поздравления повсюду.
2.Джентельменская линейка: творческие поздравления, реклама дня, сувениры (сердечки, солнышки) в подарок 2. « А ну ка девочки» 3. Дискотека |
|
10 день | 1. День мальчиков . Утренний сюрприз. Мелодии о мальчиках, красочные газеты, плакаты встречают мальчиков на территории, в столовой и т.д.
2.Театрализованное приветствие для мальчиков “Мы вам точно сказать хотим..” 3. Дискотека |
|
11 день | 1. «Время бить рекорды» (отрядные рекорды)
2. Церемония бантиков. |
|
12 день | 1. Посещение бассеина в спортивно-оздоровительном комплексе «Акчарлак».
2.Финал турниров по шашкам. 3. Литературная викторина. |
|
13 день | 1. Игра «В поисках Ноева Ковчега».
2. Концерт «Минута славы» |
|
14 день | 1.Поездка в «Раифскии источник» Зеленодольскии район.
2. Конкурс цветных мелков «Если б я был волшебником». |
|
15 день | 1. Игра по маршрутным листам.
2. Спортландия: встречи по футболу, валейболу и пионерболу между отрядами. |
|
16 день | 1. Конкурс рисунков на асфальте «Наш любимый мультяшный герой».
2. Игровая программа «Состязание индейских племён» |
|
17 день | 1. Игра-путешествие «Летняя карусель».
2. Конкурсная программа «По бесскрайним морям». |
|
18 день | 1.Посещение бассеина в спортивно-оздоровительном комплексе «Акчарлак».
2 Спортивная игра «Найдём клад, если будет лад» 3. Дискотека «В стиле приведения». |
|
19 день | 1. День юного эколога(экологическии суботник).
2. Конкурс «Мисс и мистер лагеря» |
|
20 день | 1.Подвижные игры на свежем воздухе.
2. Закрытие смены. Праздничный концерт. 3. Праздничная дискотека. |
|
21 день | Отьезд. |
|
Приложение