Программа летнего оздоровительного лагеря для детей в возрасте 7-16 лет

Программа летнего оздоровительного лагеря для детей в возрасте 7-16 лет

 

 

 

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

«ВОЛГА»

Для ребят в возрасте с 7-16 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор : Компаненко Татьяна Азизовна  педагог-организатор

МБУ ДОЛ «Волга».

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Летние каникулы школьникам предоставляют большую возможность полноценно и правильно организовать свой отдых.

Оздоровительный лагерь “Волга” действует  с целью оздоровления детей в летний период, подготовки ребят к организаторской работе в детских объединениях, формирования умений и навыков, направленных на интенсивное включение детей в систему социальных отношений, развитие творческой деятельности.

В основу программы “Волга – 2016” легли идеи культурного и физического развития подростков, развития творчества у детей в условиях детских общественных объединений, развития организаторских способностей. В основу программы  легли идеи нравственного и физкультурно-оздоровительного развития подростков, развития творчества у детей в условиях реализации социальных проектов, развития организаторских способностей. А так же идеи духовного и физкультурно-оздоровительного развития подростков, развития творческого потенциала у детей в условиях реализации социальных проектов, развития лидерских качеств личности и трудолюбия.

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • Повышение спроса родителей и детей на организованный отдых в условиях сельской местности;
  • Обеспечением преемственности лагеря предыдущих лет;
  • Необходимость использования опыта подростков и педагогов в реализации целей и задач программы;
  • Необходимостью системного подхода в планировании мероприятий.

Педагогический коллектив, реализующий программу смены, включает всех её участников в разнообразные виды деятельности, что позволяет учить детей умению вести дискуссии, убеждать и выслушивать чужое мнение, помогать людям, делать добро, хранить хорошие традиции и создавать новые, творчески относиться к любому порученному делу.

Учитывая возрастные особенности участников смены, выбрана сюжетно-ролевая игра “МегаВолга”. Материал летнего отдыха: потребности и ожидания детей, задачи и формы воспитательной работы, оздоровительные процедуры и т.д. собирается воедино с помощью сюжетно-ролевой игры, с соответствующими игровыми ситуациями, атрибутами, ритуалами.

Сюжет смены позволил построить программу “Мега -Волга” как реальные экономические отношения, при которых ребята попутно открывают для себя умение добросовестно выполнять самостоятельно выбранное дело, учатся быть лидерами, находят новые возможности самореализации и самосовершенствования.

Игра позволяет ребенку попробовать себя в различных социальных ролях, помогает ему самоутвердиться, способствует развитию у ребенка нравственных оценок, познавательной и окружающей среды, проектированию собственной деятельности, социальной адаптации, активизации творческой деятельности. Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра – тот естественный механизм развития, который позволяет действовать в воображаемой ситуации через “уста героя” пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием.

Таким образом, множество проблем в личностном развитии и, прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре. По своей продолжительности программа является краткосрочной, т.е реализуется в течение лагерной смены с 24 июня- 14июля 2016г.

                    

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно-правовая основа разработки и

                                            реализации программы

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Функции лагеря “Волга”

 

Основная – образовательная – функция лагеря “Волга” состоит в том, что лагерь организует систематическое интенсивное обучение и упражнение детей в применении и развитии личного опыта, самоусовершенствования и самопознания.

Компенсаторная функция лагеря “Волга” реализуется посредством чередования различных видов деятельности детей, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.

Релаксационная функция осуществляется за счет пребывания ребёнка на природе, в экологически благоприятных условиях, за счет организации правильного питания и строгого соблюдения режима двигательной активности и распорядка дня. Благодаря всему комплексу оздоровительных мероприятий лагерь создаёт условия для восстановления и укрепления сил и здоровья ребёнка.

Социально–адаптивная функция лагеря состоит в том, что ребёнок ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.

Кроме всего прочего лагерь “Волга” является эмоционально привлекательным для детей и предъявляет высокие требования к активности, творчеству, нравственным качествам и уровню развития способностей, становится мощным стимулом для закаливания и физического развития.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ

Методическое проектирование и повседневная практика лагеря “Волга ” опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.

В основе подхода лежит методика коллективной творческой деятельности И.П.Иванова (г. Санкт–Петербург), в свою очередь развивающая идеи А.С.Макаренко о социальной обусловленности воспитанности. В практике лагеря указанные концепции претворяются в организации коллективного творческого взаимодействия каждого ребёнка с разновозрастной группой.

Педагогические принципы Н.Е.Щурковой (г. Владимир) приводят к осмыслению существования ребёнка в лагере, как принципиально творческого процесса.

Построение модели лагеря на основе данных базисных установок требует глубокого психологического обоснования и обеспечения. Рассмотрение процессов взаимодействия педагогов с детьми в лагере с психолого-педагогических позиций сближает авторов с работами д. п. н. проф., С.Д.Полякова (г. Ульяновск)

Близкими методическим предпочтениям авторов и согласовывающимися с концепцией лагеря являются разработки, подтверждающие необходимость специальной работы, направленной на формирование отношения ребёнка к миру и к себе в мире, выработку индивидуального способа эффективного существования.

Таким образом, с концептуальных позиций лагерь “Волга ” это организационно-деятельностные игры, реализующегося на материале летнего отдыха детей и подростков. И действительно, в лагере присутствуют различные формы работы:

  • Организуются дела для “развития опыта каждого в совместной жизни в лагере”;
  • Обеспечивается высокая насыщенность каждого дня организованными действиями, развивающими, дополняющими или компенсирующими друг друга;
  • Присутствуют и играют принципиальную роль групповые и индивидуальные мероприятия (“огоньки”, “ кладоискатели”, и др.);
  • Происходит постоянное упражнение детей (практикум) в способах сотрудничества и преодоления трудностей.

То, что дети в лагере постоянно создают, творят своё ежедневное существование, свою жизнь здесь, делает нашу работу продуктивной.

С точки зрения современного менеджмента, в лагере “Волга ” присутствует управление развитием личного опыта детей и взрослых в процессе функционирования лагеря. Таковы, вкратце, методологические основы функционирования и развития лагеря.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

создание оптимальных условий для укрепления здоровья детей, их полноценного отдыха, позволяющего реально способствовать развитию творческих, организаторских и других способностей детей;

Задачи:

  • через сотрудничество, творчество; включение в интенсивную разнообразную деятельность, помочь преодолевать трудности, приобрести уверенность в себе
  • создать условия для формирования организаторской и лидерской позиции в деятельности через КТД;
  • помочь детям в выработке осмысленного подхода к здоровому образу жизни, закаливание;

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Участники программы смены —дети и подростки 1-8 классов,  Возраст участников – от 7  до 16 лет.

Количество детей –     человек, сформированных в 5 отрядов

Схема комплектования:

  • разновозрастные отряды,
  • равноценные по национальной принадлежности.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ

Роль игры в воспитании доказывать никому не стоит. Именно проигрывание тех или иных ситуаций помогает детям и подросткам усвоить и закрепить знания. Большое педагогическое значение имеют длительные сюжетно-ролевые игры, сливающиеся с самой жизнью и превращающиеся в организованную жизнь детей. Во время реализации программы, участвуя в различных творческих, познавательных делах участники отрядов также зарабатывают денежные единицы – “маладески”, которые в конце смены дают им финансовую независимость и возможность активно участвовать в Большой экономической игре “МегаВолга”. Обеспечением денежной единицы является возможность приобретения ценных лотов на итоговом аукционе.

В большой экономической игре ” МегаВолга “, в которой каждый участник зарабатывает “деньги”, выполняя различные дела (которые выбирает сам) или же теряет “деньги”, нарушая правила игры. Вожатые смены  пробуют свои возможности в роли “работников биржи труда”, “полиции”, “массовиков затейников”.Каждый отряд, участвуя в коллективно-творческих делах, растет согласно методике Лутошкина (от мягкой глины до алого паруса).

После каждого тематического дня на ватмане каждого отряда   закрашивается листочек в цвет, символизирующий участие отрядов в делах :

Красный значок – в лагере все любуются вами, вы постарались по полной программе;

Зеленый значок – чуть-чуть не хватило до ликования, но ваш отряд достоин признания;

Синий значок – что-то сегодня вы подкачали, завтра удача будет с вами.

Из маленьких листочков –  в конце смены получается один большой росток (дерево) , цвет дерева  символизирует активность всего отряда.

 

Ростком (деревом) в конечном итоге оказались не только активность, сплоченность и взаимодействие внутри команды, но и новые знания и умения, полученные в течение смены в соответствии с программой “Вместе весело шагать“.

С первого дня отряды готовятся отправиться в игру.

 Цель игры – построить “Красный  росток”(дерево), заполнить “карту роста”, в которой дается полный отчет о проделанном пути.

Проводниками игры являются вожатые-наставники.

Совет  – Президент фирмы  (начальник лагеря) и генеральный директора ( педагог-организатор)

Совет вожатых возглавляет руководитель программы (педагог-организатор) , вожатые-наставники отрядов ( они же

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  • составление программы смены;
  • подготовка методической литературы в соответствии с программой смены;
  • формирование методического фонда и реквизита для проведения коллективно-творческих дел в лагере;
  • корректировка план-сетки смены;
  • разработка способов контроля результатов педагогической деятельности, подведения итогов, анализа.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ЭТАПА РАБОТЫ

  • Знакомство и сплочение отрядов;
  • Отдых, познание и развитие самих себя;
  • Укрепление здоровья;
  • Развитие способности к творчеству;
  • Учатся преодолевать трудности, справляться с отрицательными эмоциями;
  • Учатся быть организаторами и умению вести за собой;

СОДЕРЖАНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РАБОТЫ

Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программы смены требуется педагогический коллектив и обслуживающий персонал.

Реализация содержательной части программы осуществляется педагогическим коллективом .

Начальник смены осуществляет общее руководство сменой, координирует деятельность структурных элементов смены

Педагог-организатор  готовит программу, основное содержание смены, подбирает и реализует конкретные методики для осуществления программы, ведет организационную и методическую работу с педагогическим коллективом, организует и направляет работу органов детского самоуправления;

Отрядные воспитатели полностью осуществляют жизнедеятельность своих отрядов, руководствуясь программой смены, несут юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей.

 

 

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Президент лагеря

(начальник лагеря)

 

Генеральный директор

(педагог организатор)

 

Совет

(вожатые)

 

 

 

Биржа труда                                        Полиция                                      КИД

 

СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ

Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств, фонда социального страхования, бюджетного финансирования.

РЕЖИМ ДНЯ СМЕНЫ

7.45 – 8.00 – подъем  детей.

8.00 – 8.20 – линейка, зарядка.

9.00 – 9.20 – завтрак.

9.20 – 10.00 – Уборка спальных комнат, территории.

10.00 – 12.00 – Подвижные игры

12.00 – 13.00 – Личное время

13.00 – 14.00 – обед.

14.00 – 16.00 – тихий час

16.00- 16.20- полдник

16.30- 17.30- личное время

17.30- 19.00- вечернее мероприятие

19.00-19.30- линейка, ужин

19.30- 21.00-дискотека

21.00-21.10- второй ужин

21.10- 21.30- подготовка ко сну

21.30- отбой

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • составить смету и утвердить;
  • приобрести необходимые канцтовары, призовой фонд;
  • подготовить необходимый реквизит;
  • подготовить технические средства.

Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

-фотоаппарат;

– мультимедийная установка, компьютеры

-магнитофоны, музыкальный центр,

– компакт- диски и аудиокассеты;

– костюмы и театральный реквизит;

– спортивно- игровой инвентарь;

– канцелярские товары;

– призовой фонд;

– сувенирная продукция- значки(для вручения по окончанию смены) ,флага, галстуки, грамоты, дипломы, сувенирная продукция на ярмарку ,подарки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение

о совете лагеря  ДОЛ «Волга»

 

Совет  лагеря является высшим органом самоуправления в детском коллективе лагеря (его решениям подчиняются советы отрядов и все ребята лагеря).

Во главе совета стоит президент (начальник лагеря) и генерального директора  (педагог-организатор).

Заседание совета проводится 1 раз в день .

Совет осуществляют контроль за соблюдением «Правил внутреннего распорядки»

При совете созданы отделы, которые отвечают за свое направление в работе:

  • Биржа труда – это отдел, который занимается распределением разных видов поручений и дел, за выполнение которых выплачиваются деньги (волжанки).
  • Полиция – отдел, который занимается контролем за выполнение дел и наложением штрафов за невыполнение и нарушение.
  • КИД – это клуб интересных дел. Этот отдел разрабатывает и проводит мероприятия в индивидуальном порядке.

Совет лагеря обязан:

  1. Отчитываться на общем сборе ребят лагеря;
  2. Принимать и рассматривать все предложения ребят и воспитателей;
  3. Информировать ребят обо всех принятых им решениях;
  4. Способствовать развитию образовательных и культурных интересов ребят;
  5. Организовывать работу отделов и принимать действия по сплочению коллектива;
  6. Осуществлять контроль за соблюдением прав поведения ребят, а также их обязанностей;

Совет  имеет право:

  1. Проводить собрания;
  2. Выносить ответственные решения (объявлять благодарность, выносить взыскания);
  3. Вызывать на свое заседание любого ребенка;
  4. Приглашать на совет родителей, воспитателей.
  5. Проводить внеочередные заседания.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о личностном росте каждого участника смены

ДОЛ «ВОЛГА-2016»

ЦЕЛЬ:  создание условий для проявления способностей ребят, для самореализации и творческой деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • Воспитание активной, социальной полезной личности, формирование позитивной «Я – лидер».
  • Укрепление физического и психического здоровья детей путем физкультурно-спортивных мероприятий.
  • Вовлечение детей в социально полезную творческую деятельность.

УЧАСТНИКИ:  принимают участие ребята ДОЛ  «Волга »

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ:

Рейтинг отслеживается на протяжении одной смены .

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

Рейтинг проводится для ребят ДОЛ «Волга»  Каждый участник должен набрать наибольшее количество «волжанок», чтобы подняться на следующую ступеньку роста:

  • НОВИЧОК – участник смены, имеющий 0 «маладэс»;
  • УЧАСТНИК – участник смены, набравший 200 «маладэс».
  • ПОДМАСТЕРЬЕ – участник смены, набравший 300 «маладэс».
  • МАСТЕР – участник смены, набравший 500 «маладэс» и более.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

На заседании совета рассматриваются личности ребят, набравшие различное количество «маладесок». Эти данные докладывают отделы «биржа труда» и «полиция». Выносится решение о присвоении какого-либо звания членам смены и вручения им свидетельства.

 

 

 

 

 

 

 

Ценник

«Большой экономической игры

«МегаВолга»

Как можно заработать деньги?

1 .Получить наряд на работу на детской бирже труда,

выполнить ее;

2.Получить заработную плату, выполняя обязанности по должности;

3.Получить наряд на работу у взрослых сотрудников лагеря

  • Лучшая идея, игра КИДа. 30-50 маладэс
  • Лучший рисунок, дежурство 5-10 маладэс
  • Участник конкурса           20-50 маладэс
  • Призер, победитель КТД 10-20 маладэс
  • Поделка на выставку 10 маладэс
  • Участник здорового питания    10 маладэс
  • Помощник биржи труда      10 маладэс
  • Помощник полиции          30 маладэс
  • Помощник КИД      5-20  маладэс
  • Журналист, корреспондент газеты 10 – 50 маладэс

Как можно потерять деньги?

  • За нарушение режима распорядка дня 10-50 маладэс
  • За грубость по отношению к ребятам и взрослым 10-50 маладэс
  • За плохое поведение в общественных местах 10-50 маладэс
  • За курение             50-100 маладэс
  • За нарушение режима купания 50-100 маладэс
  • За порчу лагерного имущества 50-100 маладэс
  • За порчу зеленых насаждений 10-50 маладэс
  • За подделку нарядов на работу 10-50 маладэс

Как можно потратить заработанные деньги ( маладески) ?

  • Оставить телефон на весь день
  • Отказ от зарядки
  • Отказ от дежурства по столовой
  • Отказ от дежурства по корпусу
  • и т.д…….

 

 

 

 

Педагог-организатор :

Начальник лагеря «Волга »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ВОЛГА»

КАМСКО-УСТЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

 

1        день 1. Заезд. Встреча детей.

2. Создание отрядов, распределение обязанностей.

3. Ознакомление с планом работы лагеря.

4. «Стена откровений» (написать свои пожелания).

5. Игровая программа «Давайте познакомимся или Ба! Знакомые всё лица»

 
2 день 1. Операция «Уют». Оформление отрядных уголков.   Работа в отрядах над эмблемой, газетой, названием отряда и речёвкой.

2. Посвящение в «отдыхающие».

3. Подготовка к празднику открытия смены.

 
3 день 1. Посещение бассеина в спортивно-оздоровительном  комплексе «Акчарлак».

2. Конкурс отрядных уголков «Дело мастера боится»

3. Подготовка к празднику открытия смены.

4. Дискотека «В первый раз танцуем класс!».

 
4 день 1. Спортивные эстафеты.

2. Открытие смены

3. Праздничная дискотека.

 
5 день 1. Конкурс «Самый вежливый отряд»

2. Конкурс «Очумелые ручки»

3. Дискотека

 
6 день 1.Поездка в г. Свияжск.

2. Театральная гостиная «Старые сказки на новый лад»

3.Дискотека

 

 
7 день 1.  Квест «Мы за ЗОЖ»

2.  Литературно-музыкальный вечер

3. Игровая программа «Вечер рекордов»

 
8 день 1. Посещение бассеина в спортивно-оздоровительном  комплексе «Акчарлак».

2. День наоборот .

3. Дискотека .

 
9 день 1. День девочек. Подъем с сюрпризом или Сюрприз с утра: серенада у окна, необычные таблички-названия: цветы, бантики, поздравления повсюду.

2.Джентельменская линейка: творческие поздравления, реклама дня, сувениры (сердечки, солнышки) в подарок

2.  « А ну ка девочки»

3. Дискотека

 
10 день 1. День мальчиков . Утренний сюрприз. Мелодии о мальчиках, красочные газеты, плакаты встречают мальчиков на территории, в столовой и т.д.

2.Театрализованное приветствие для мальчиков “Мы вам точно сказать хотим..”

3. Дискотека

 
11 день 1. «Время бить рекорды» (отрядные рекорды)

2. Церемония бантиков.

 
12 день 1.  Посещение бассеина в спортивно-оздоровительном  комплексе «Акчарлак».

2.Финал турниров по шашкам.

3. Литературная викторина.

 
13 день 1. Игра «В поисках Ноева Ковчега».

2. Концерт «Минута славы»

 
14 день 1.Поездка в «Раифскии источник» Зеленодольскии район.

2. Конкурс цветных мелков «Если б я был волшебником».

 
15 день 1. Игра по маршрутным листам.

2. Спортландия: встречи по футболу, валейболу и пионерболу между отрядами.

 
16 день 1. Конкурс рисунков на асфальте «Наш любимый мультяшный герой».

2. Игровая программа

«Состязание индейских племён»

 
17  день 1. Игра-путешествие «Летняя карусель».

2. Конкурсная программа «По бесскрайним морям».

 
18  день 1.Посещение бассеина в спортивно-оздоровительном  комплексе «Акчарлак».

2 Спортивная игра «Найдём клад, если будет лад»

3. Дискотека «В стиле приведения».

 
19  день 1. День юного эколога(экологическии суботник).

2. Конкурс «Мисс и мистер лагеря»

 
20  день 1.Подвижные игры на свежем воздухе.

2. Закрытие смены. Праздничный концерт.

3. Праздничная дискотека.

 
21 день Отьезд.  

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Программа летнего оздоровительного лагеря для детей в возрасте 7-16 лет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх