автор: Прокопьева Екатерина Михайловна
Инструктор лечебной физической культуры первой категории КГУ Реабилитационный центр УО г.Шымкент
Индивидуальное коррекционное занятие на тему: «ЛФК при гиперкинетической форме ДЦП»
Индивидуальное коррекционное занятие
на тему: «ЛФК при гиперкинетической форме ДЦП»
Общая характеристика : гиперкинетическая форма ДЦП.
Характерной особенностью гиперкинетической формы являются, периодически возникающие у ребёнка насильственные движения – гиперкинезы. У ребёнка внезапно повышается тонус мышц во время движений, при громком звуке, ярком свете, эмоциональном возбуждении. Ребёнок с трудом сохраняет равновесие и часто падает. Длительное время дети не могут самостоятельно сидеть, в этом положении они падают вперёд, назад или на более поражённую сторону. Стоять на месте таким детям ещё труднее. Ребёнок должен занимать такие положения, которые препятствуют возникновению вторичных дефектов.
Старайтесь побуждать его занимать такие положения, при которых:
– голова расположена прямо и слегка наклонена вниз;
– тело расположено прямо (не искривлено, не повёрнуто);
– обе руки выпрямлены и не прижаты вперёд;
– ребёнок пользуется обеими руками прямо перед глазами;
– равномерно распределяйте нагрузку на обе стороны тела;
– на оба бедра, на оба колена, обе стопы, обе руки.
Поддержка тела, плеч, бёдер ребёнка в любом положении, позволит ребёнку осуществлять более целенаправленные движения руками и ногами. Правильное ношение и уход является неотъемлемой частью реабилитацион- ной программы для каждого ребёнка.
Ребёнок: 5 лет
Диагноз: ДЦП. Гиперкинетическая форма.
Коррекционная работа, направленная на формирование вертикального положения головы, туловища.
Основные коррекционные задачи:
- Общая релаксация организма.
- Развитие мышц-сгибателей ног, рук.
- Развитие устойчивости, равновесия и ориентировки в пространстве.
Вспомогательные коррекционные задачи:
- Стимуляция и контроль за правильным положением головы.
- Формирование правильной осанки.
- Улучшение подвижности в суставах.
- Уменьшение непроизвольных движений.
Инвентарь для проведения индивидуального коррекционного занятия: большой сенсорный мяч, овальный мяч, мат, доски: гладкая и ребристая, цветные кольца, гимнастические палки просунутые между конусами, гимнастическая скамейка, шведская стена, детская качалка.
Проведение занятия ЛФК.
- Упражнения на расслабление тонуса мышц.
А) Упражнения на большом сенсорном мяче. Лёжа на животе, покачивающие движения вперёд-назад, влево-вправо; то же самое, лёжа на спине.
Б) Сидя на овальном мяче, покачиваясь в стороны, удерживая равновесие.
В) Лёжа на овальном мяче поперёк, делать выпады вперёд, опираясь руками о пол, возвращаться назад, делая сед на пятки.
- Растягивающие и разминочные упражнения.
А) Пассивные сгибания и разгибание рук в локтях.
Б) Круговые вращения рук в кистях, локтях. Разминание пальцев рук.
В) Пассивное вращение стоп ребёнка. (Инструктор сам выполняет вращения)
Г) Сгибание и разгибание ног.
Д) Круговые движения ног.
Е) Разведение ног ребёнка инструктором.
- Ходьба по доскам: гладкой и ребристой, руки в стороны. (4 повтора)
- Ходьба по кольцам, руки в стороны или с палкой на плечах. (4 повтора)
- Перешагивание через препятствия. (палки, бдетые между конусами. (4-5 повторов)
- Ползание по гимнастической скамейке на четвереньках. (2-3 повтора)
- Лёжа на скамейке, подтягиваться обеими руками вперёд, делая хват руками за края скамейки. (3-4 повтора)
- Ходьба на коленях. С палкой на плечах или руками за головой. (1круг)
- Подъём на шведскую стенку, ходьба приставным шагом по её перекладинам, спуск. (2-3 повтора)
- Раскачивание в «кресле качалке». (3-5 минут)
Используемая литература при подготовке к занятию:
- Использование кинезотерапии в реабилитации детей с ДЦП.
2017/ Баличевцева И.В., Кривошеева В.В.
- Коррекционная направленность средств АФК при детском церебральном параличе в условиях реабилитационного центра.
2018 / Ковальская И.А., Викулова Н.Н., Божко Е.А.
- Пути решения проблем реабилитации детей с двигательными нарушениями средствами физической культуры.
2018 / Гросс Н.А., Шарова Т.Л., Беркутова И.Ю., Горбунова Е.А., Клендар В.А., Буканова Г.В., Сынкова Е.В., Молоканов А.В.