Автор: Прокопьева Маргарита Павловна

учитель начальных классов МОУ ИРМО «Максимовская СОШ»

Урок литературного чтения в 3 классе Тема «Ф.И. Тютчев «Листья»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Максимовская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературного чтения в 3 классе Тема «Ф.И. Тютчев «Листья»

 

Составитель: Прокопьева Маргарита Павловна, 

учитель начальных классов

МОУ ИРМО «Максимовская СОШ»

Максимовщина

2019

УМК: Школа России 

Тема урока: «Ф.И. Тютчев «Листья» 

Тип урока:  изучение нового

Цель: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения Ф.И. Тютчева «Листья»

 Задачи:
образовательные: Совершенствовать навыки чтения, формировать умения определять жанр и тему, развивать художественное восприятие при слушании стихотворения; совершенствовать умения определять эмоциональный характер текста, выделять опорные слова.
развивающие: Развивать монологическую,диалогическую речь, расширять словарный запас учащихся, воображение.
воспитательные: Воспитывать чувство сопереживания, любовь к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать положительное отношение к природе; формировать нравственно — этические ориентиры.

Предметные: совершенствовать технику чтения, прежде всего понимание читаемого и выразительность; совершенствовать поисковый способ чтения; сравнивать произведения, написанные на одну тему; сравнивать познавательное и художественное произведения по цели высказывания; выявлять отношение рассказчика к персонажу; пересказывать познавательный текст; обозначать паузы и логическое ударение; заучивать наизусть и выразительно декламировать стихотворное произведение.

Метапредметные: – ориентироваться в тексте произведения; анализировать произведение с целью выявления отношения автора-рассказчика к персонажу; сравнивать познавательное и художественное произведения; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

Формы и методы: Метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации, методика продуктивного чтения, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа, беседа.

Оборудование: Учебник для 3 класса. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение.  2 часть. Москва «Просвещение» 2012г.; картины на тему осени; карточки (текст речевой разминки,); сборники стихов Ф. Тютчева и др., его портрет.

Средства обучения: учебник, карточки, сборники стихов

 

Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, приемы и средства Формируемые УУД
Орг. момент  Создать условия переключения учащихся на учебную деятельность – Дорогие ребята. Мы вновь открываем нашу литературную мастерскую. 

Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.

Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.

Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.

Головка думает, а язычки говорят.

Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку, садятся на свои места Слово учителя Регулятивные (контроль своей готовности к работе)
Актуализация знаний учащихся

Целеполагание

Актуализировать (личностные) изученные способы знаний —Ребята давайте прочитаем стихотворение Н. Егорова все вместе, в медленном темпе. 

 Листопад? 

Листопад! 

Лес осенний конопат. 

Налетели конопушки,

 Стали рыжими опушки. 

Ветер мимо пролетал,

 Ветер лесу прошептал:

 — Ты не жалуйся врачу, 

Конопатых я лечу: 

Все рыжинки оборву,

 Побросаю их в траву!.

—  Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? 

 

—  Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте?

— Верно. 

-А какое у вас бывает настроение, глядя на падающие листья, осеннее хмурое небо, улетающих на юг птиц. Опишите его с помощью имен прилагательных.


— Как вы думаете, а может ли быть настроение, например, у самих листьев, могут ли они что-нибудь чувствовать?

— Может быть нам поможет ответить на этот вопрос и прийти к общему мнению, произведение, написанное более ста лет назад замечательным русским поэтом Фёдором Ивановичем Тютчевым.

Дети выразительно читают стихотворение ,показывая настроения, чувства с помощью мимики и жестов

Дети делятся своими впечатлениями

— Дни становятся холоднее, птицы улетают на юг, некоторые животные готовятся к спячке, насекомые засыпают, листопад

Описывают свое настроение используя прилагательные

-Ответы детей, противоречивые размышления 

Фронтальный опрос, беседа, создание проблемной ситуации Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Открытие новых знаний Формирование знаний по теме урока Федор Иванович Тютчев – замечательный русский поэт, живший в 19 веке, во времена расцвета русской культуры. Он принадлежал к старинному дворянскому роду.

В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться. 

Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Листья».

Послушайте его и постарайтесь почувствовать настроение листьев.
Открываем стр. 94, внимательно следите за моим чтением.

Стихотворение читает учитель
—  Понравилось вам стихотворение?

—  Какие чувства вы испытывали при чтении?

—  От чьего имени написано стихотворение? 

— Верно. 

-Как называется такой прием в литературе 

 

—  Приведите примеры, доказывающие это. 

— Зачитайте, что автор говорит о зелени хвойных деревьев.

— Расскажите о жизни листьев, которые растут на лиственных, а не на хвойных деревьях.

— То есть, каждый год у лиственных деревьев появляется новая жизнь?

— Как вы понимаете фразу «закутавшись, спят»?

— Перечитайте вторую строфу стихотворения.

— Кто это «мы»?

— Почему «легкое племя»?  

Верно, Федор Иванович Тютчев употребил вместо одного слова «листья» словосочетание «легкое племя».

Вы видите, что стихотворение написано от имени листьев, автор перешел от отстраненного повествования.

—  С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? 

-Перечитайте третью строфу стихотворения

— Теперь прочитайте только глаголы из этого отрывка

-Какую картину вы представили себе читая данные слова?

—  Найдите значение слова «зефиры» в толковом словаре. 

— В поэзии Зефир означает приятный легкий ветер.

-За кем или за чем хотят улететь листья?

—  Перечитайте четвертую строфу. 

Какое настроение она создает? 

—  Кого они просят о помощи? 

— А что, по — вашему значит слово «докучный»?

– Слово «докучные» в нашей разговорной речи практически не встречается и означает «надоевшие». Однокоренное слово к нему – докучать, что значит надоедать. (рассказывает ребенок)

— Почему ветви названы докучными?

— Какие слова повторяются в последней части стихотворения? Найдите это в тексте.

— Этот прием поэт использует, чтобы показать силу эмоций, нетерпения.

—  Как надо читать эти строчки? 

—  Подготовьте выразительное чтение стихотворения,

Для начала вспомним каким чувствами нужно читать строки.

-Первая строфа

-Вторая строфа

 

-Третья строфа

-Четвертая строфа

 

 

Прочитайте выразительно стихотворение, стараясь передать настроение автора.

— чувства потери, расставания, торжества, ожидания

— от лица листьев

— олицетворением – представление предмета в образе живого существа.

(Мы ж, легкое племя, / Цветем и блестим / И краткое время / На сучьях гостим. / Все красное лето / Мы были в красе, / Играли с лучами, /Купались в росе!.. Потом они решают улететь и просят буйные ветры скорей сорвать их с ветвей.)

— Чтение первой строфы

— Появляются весной, радуют нас летом своей зеленью и свежестью, осенью опадают

-Да

-Спят под снегом, как под одеялом

-Чтение второй строфы стихотворения

-«Мы»-это листья

-Листья легкие, воздушные, увядающие

-Да

 -Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.

— Читают третью строфу

— Глаголы «отпели», «отцвели», «побледнели», «ушли» 

— Окончание «жизни» листьев

— Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.)

-Они хотят улететь за теплыми ветрами

-Читают четвёртую строфу

-Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.

— Ветры

-Надоедливые

— Потому что, листьям захотелось разнообразия, смены обстановки.

— «…Скорее, скорей!…»,  «Летите, летите!»

— Их надо читать громко, умоляя сделать это

— Чувство неприязни

— Чувство гордости, торжества, радости

-Чувство грусти

— Мольба, просьба, стремление

зачитывают 3-5 обучающихся

Беседа, рассказ, объяснение, иллюстрация, анализ Познавательные (построение речевого высказывания в устной форме)

моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Физкультминутка Обеспечение кратковременного активного отдыха в течение урока Мы — осенние листочки. (Качаем головой вправо-влево)

Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)

Дунул ветер – мы цепочкой (Ребенок поворачивается в сторону мамы)

Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках)

Полетели, полетели,

И на землю сели. (Присаживаемся на корточки)

Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками)

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте)

И на землю опустил. (Снова садимся на корточки)

  демонстрация
Закрепление полученных знаний Организовать и осуществить совместную деятельность учащихся – Посмотрите, как много книг написано об осени русскими поэтами и писателями. (Выставка)

Осень – это опавшие листья, которые постоянно говорят нам о приближении холодов. Так приятно наблюдать за тем, как листья на деревьях меняют свой цвет. Листья постоянно показывают нам, насколько может быть богатой природа, как много красок на планете.

— Давайте представим, что мы осенние листья и каждый попробует описать своё настроение используя прилагательные и глаголы и записать в тетрадь. 

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, пусть он после прочтения слов, опишет чувства, которые вызвал у него ваше произведение.

Как вы думаете появилось ли у вашего соседа по парте чувство, как будто он прочитал послание  не от вас, а от листьев?

-Записывают 5-6 слов

-Работа в паре

Беседа, работа в паре,

фронтальная работа, использование наглядности

Коммуникативные( слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию; участвовать  в коллективном обсуждении) Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Рефлексия учебной деятельности Проанализировать деятельность учащихся в ходе урока Сегодня на уроке мы познакомились с произведением Ф.И.Тютчева «Листья»

— И теперь мы вернемся с вами к вопросу, который у нас был вначале. Как вы думаете, а может ли быть настроение у листьев, могут ли они что-нибудь чувствовать?

Но только где?

—С каким произведением познакомились на уроке?

—  Кто автор этого стихотворения?

На доске:

— сегодня я узнал…

— было интересно…

— было трудно…

Ребята вы молодцы, спасибо вам за урок.

Домашнее задание: Выучить стихотворение Ф.И. Тютчева «Листья»

— Да могут.

— В стихах, в наших рассказах и в фантазии.

Беседа Личностные (оценивание усваиваемого содержания)

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

 

Образовательные технологии (для ВКК)

/методы, приемы обучения и воспитания (для 1КК)

Обоснование

применения

с указанием полученных результатов

Метод проблемного изложения  В ходе поиска решения проблемы учащиеся преодолели трудности анализа произведения, и самостоятельно достигли здесь высокого уровня. «Подводящий диалог»  как путь создания проблемной ситуации был выбран для того чтобы столкнуть разные мнения учеников вопросом. Повышенная активность учащихся способствовала развитию позитивных мотивов и уменьшила необходимость формальной проверки результатов. Учащиеся применили полученные знания в новой ситуациях и одновременно развивали свои умения и творческие способности.
Беседа, работа в паре,

фронтальная работа. Фронтальный опрос  создание проблемной ситуации