автор:

Пугачева Татьяна Николаевна

учитель географии МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьск, ЯНАО

Маслова Татьяна Владимировна

учитель МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьск, ЯНАО

Урок географии в 6 классе по теме : «Географические координаты»

Урок географии в 6 классе по теме : «Географические координаты»

Предмет: география

Класс: 6

Тема: Географические координаты

Основные цели: организация деятельности учащихся, направленная на формирование понятия о географических координатах; умения определять по карте географических координат.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

устойчивый познавательный интерес

эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме

умение управлять своей познавательной деятельностью.

самооценка и самоконтроль.

Метапредметные:

регулятивные:

умение выполнять учебные действия в соответствии с планом

умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью

самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

коммуникативные:

умение работать в группе

умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата

оформлять свои мысли в устной и письменной форме, рассуждать, характеризовать географические объекты.

высказывать и обосновывать свою точку зрения.

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

познавательные:

умение поставить учебную задачу;

умение выбирать эффективные способы и найти информацию для решения задачи;

умение работать с информацией;

умение структурировать полученные знания;

умение работать с текстом;

предметные:

получить представление о географических координатах

использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности

Дидактические материалы: атлас по географии 6 класс, рабочая тетрадь к учебнику Т.П Герасимовой, Н.П. Неклюковой

Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point учебник География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.- М.: Дрофа, 2013.-159, [1]с.: ил., карт. ISBN 978-5-358-09409-3.

Краткая аннотация к работе: урок открытия нового знания спроектирован в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон. Самостоятельная учебная деятельность учащихся организована в группах, парах, индивидуально и фронтально. Урок направлен на достижение учащимися образовательных результатов всех типов (личностных, метапредметных, предметных).

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

  1. Мотивация к учебной деятельности. Добрый день! Мы начинаем наш урок открытия нового знания. А что такое открытие? Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель подводит итог: Открытие- это новое достижение, совершаемое в процессе научного познания.

Каков путь открытия нового? Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель:

Джордж Бернард Шоу, ирландский драматург и лауреат Нобелевской премии в области литературы, своим высказыванием показывает нам проблему значимости деятельности в человеческой жизни.

Он отмечает тот факт, что для того, чтобы получить какой-либо результат, необходимо действовать.

«Деятельность — вот что нужно для получения знания. Любое знание можно получить только через деятельность.» Б. Шоу

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Сегодня мы, совершая открытие, начнем деятельность с ответа на вопросы.

Что такое меридиан, параллель, экватор, начальный меридиан, градусная сеть?

Как может меняться градусная мера параллелей? (от 0 до 90)0, меридианов (от 0 до 1800)

Мы часто слышим в разговоре фразу: «Оставьте мне ваши координаты».

Что означает это выражение? Главное в том, что по этим данным можно найти человека. Системы координат пронизывают всю нашу жизнь.   Например, почтовый адрес указывает на точное место в реальном пространстве, электронный адрес — на место в виртуальном пространстве. Но есть ещё понятие – адрес географического объекта.

Пробное действие:

«Потерпевший кораблекрушение герой романа Жюля Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова Табор (37° ю.ш., 153° з.д.) Найдите этот остров на карте.»

Вопросы учащимся: Кому удалось найти остров на карте? (поднимают руки несколько   

        учащихся) 

  1. Выявление причины затруднения

Скажите, пожалуйста, что вы пока не смогли сделать? (пока мы не смогли найти на карте остров по имеющимся координатам).

А почему вы пока не смогли справиться с этим заданием? (Мы пока не смогли справиться с этим заданием, потому что пока не знаем, как определять географические координаты, как по известным координатам найти объект на карте).

Что же вам необходимо будет сделать, чтобы успешно выполнить задание? (Чтобы выполнить задание, нам необходимо самим найти информацию о географических координатах, узнать приём их определения).

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Назовите, пожалуйста, цель, которая будет стоять перед вами на уроке!

(узнать, что такое географические координаты и научиться   определять их на карте).

Итак, как вы думаете, какая же тема нашего урока? Конечно, мы будем говорить о географических координатах.

Записываем тему урока в тетради «Географические координаты»

 

Чтобы справиться с затруднением, что вам нужно прежде всего сделать? (Необходимо составить план выхода из затруднения).

Молодцы! Посмотрите внимательно у себя на партах (работая тетрадь, учебник, приложения, жетоны разного цвета), выберите, что вам будет необходимо для работы и попытайтесь самостоятельно составить план выхода из затруднения. (Ребята называют примерный план: используя текст учебника, выяснить что такое географические координаты, потренироваться в определении географических координат по карте)

Слайд. (после предложенных вариантов, учитель выводит пункты плана на экран)

— Молодцы! Вы построили план выхода из затруднения.

Сейчас вам предстоит в течение 15 минут:

  1. Изучить текст учебника стр. 34-39
  2. Сформулировать памятку по определению географических координат, взяв за основу алгоритм определение географической широты
  3. Заполнить таблицу «Памятка по определению географических координат (приложение)
  4. Реализация построенного проекта

Работать вы будете в группах. Не забывайте, пожалуйста, правила работы.

Каждая группа по очереди зачитывает составленный эталон.

На доске слайд Эталон «Памятка определения географических координат»

Сопоставьте свою работу с эталоном.

 

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Работая в парах, выполните задание проговаривая по очереди друг другу памятку «Определение географических координат»

1.Определите координаты города Парижа.

2.Определите координаты города Салехарда.

 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Молодцы!

— А сейчас заполните пожалуйста, пропуски в предложениях:

  1. Географическая широта показывает расстояние от ………( экватора)до заданной точки, выраженное в градусах.
  2. Географическая широта бывает………( северной) и южной.
  3. Чем дальше от экватора находится точка, тем……..( больше) её широта.
  4. На полюсах широта равна……… (90°)
  5. Координаты Ноябрьска ….( 630).с.ш; 750…….( в.д)
  6. ……………( Мехико)географический объект имеет координаты 200с.ш; 1000 з.д

Сравним ответы с эталоном

Поднимите жетоны (красный- ошибки, зелёный –правильно)

Сравнивают ответы заполненной таблицы с эталоном.

Поднимите жетоны (красный- ошибки, зелёный –правильно)

— Те кто подняли красный жетон, какую цель поставите? (Надо еще потренироваться)

 

  1. Включение в систему знаний и повторение

Скажите, пожалуйста, ребята, а где вам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке? (варианты – при путешествиях, при изучении географии в дальнейшем, на экзамене).

Продолжим открытия по карте

Определите, что это за географические объекты?

 

1.Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 метра. Если поднять голову вверх, то все равно не увидишь где начинается этот водопад и, кажется, что вода падает прямо с неба. Как называется этот водопад? Его координаты: 60 с.ш. 62 0з.д. (Анхель)

 

  1. Этот остров известен своими гигантскими статуями, он имеет несколько названий: Рапандун, Райгу, но чаще его обозначают под другим названием. Координаты этого острова 27 0ю.ш. 109 0з.д. (Пасхи)

 

  1. Это удивительный вулкан, который возвышается среди открытого пространства и у его подножья царит вечное лето, а на вершине сверкают снега и льды, местные жители думали, что вершина состоит из драгоценных камней и даже снаряжали экспедиции для их добычи. Что это за вулкан? Его координаты: 4 0 ю.ш 38 0в.д. (Килиманджаро)

Осуществите взаимоконтроль выполненного задания.

Обменяйтесь работами друг с другом и проверьте (правильные ответы на слайде).

Как вы будете оценивать выполненное задание? (Если все задания выполнены правильно – «5», если одна ошибка – «4» и т.д.)

 

  1. Рефлексия деятельности на уроке

Приём «Продолжи фразу»

Я испытал(а) затруднение на этапе……

Я смог(ла) его преодолеть благодаря………..

Сегодня на уроке я научился( лась)…

Хочу сказать: «Спасибо!»….  за………

 

 

Домашнее задание: изучить параграфы 11,12, рабочая тетрадь стр. 48 №7(выполнить письменно задание):

Задание из тетради:

Капитан корабля решил совершить плавание из Евразии в Новую Зеландию. Помогите капитану заполнить судовой журнал, определив местоположение и географические координаты точек, где находился корабль.

 

Порт Расположение Географические координаты
Мыс Рока    
Мыс Горн    
Рио-де-Жанейро    
Веллингтон    

Комментарии к сценарию

Использованная литература:

  1. Учебник География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.- М.: Дрофа, 2013.-159, [1]с.: ил., карт. ISBN 978-5-358-09409-3.
  2. Герасимова Т.П, Крылова О.В Методическое пособие по физической географии: 6 кл.- М.: Просвещение, 1991.-176с. ISBN 5-09-003035-

Эталон

Памятка для определения географических координат

Характеристика Географическая широта Географическая долгота
Отсчет ведётся  от экватора от начального меридиана
Может быть северная и южная западная и восточная
Изменяется в градусах от 0 до 90 от 0 до 180
Как определить по географической карте 1) найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и определи ее широту;

2) определить число градусов от этой параллели до объекта;

3) прибавить получившееся число к широте параллели.

4) определить в каком полушарии, северном или южном, находится объект.

1) найти ближайший к объекту меридиан со стороны начального меридиана и определить его долготу;

2) определить количество градусов от этого меридиана до объекта;

3) прибавить получившееся число к долготе меридиана;

4) определить в каком полушарии, западном или восточном, находится объект.

 

 

 

Схема для определения географических координат